Конец X века. Крещённая князем Владимиром («огнём и мечом») древняя Русь оказала далеко не радушного приёма новой религии под названием «христианство». Учение Иисуса Христа было чуждо исконно русской языческой вере и вступило в противоборство с традиционным учением отцов. Многовековая война двух религий окончилась, так называемым, двоеверием. Благодаря множеству уступок, на которое шло духовенство, христианство постепенно слилось с язычеством. Об этой особенности русской религии написано немало: «Вера народа во всё святое бессознательна. Он, т. е. народ, называет себя христианином, и не может дать отчёта, почему так называется; он молится Богу, болтая только языком, ограждая себя крестным знамением – машинально; он содержит праздники и посты, говеет, почитает святых, поклоняется иконам – и всё это делает потому, что так делали его предки и так поступать ему заповедали. На христианских святых он переносит грубые представления язычества, называя их богами» (Херсонские Епархиальные Ведомости, 1873, №12, с. 352).
Неудивительно, что в такой ситуации на Руси время от времени возникали движения, ставившие перед собой цель очистить учение святых апостолов от привнесённых в него заблуждений. Говорить о времени, с которого берут начало эти движения сегодня сложно. Долгие годы Русь страдала от набегов монголо-татарского ига. Все монастыри с находившимися в них библиотеками и архивными документами сжигались. Лишь древние рукописи, относящиеся к XV веку, дают нам возможность заглянуть в глубь религиозной жизни русского народа и раскрывают одно, к тому времени уже довольно развитое реформаторское движение. Движение Новгородско-московских еретиков. Их называли «субботниками» или «ересью жидовствующей»1.
Известно, что это движение пользовалось большой популярностью и охватывало практически все слои общества. В него входила большая часть духовенства Новгорода, Москвы, Пскова (по некоторым данным даже митрополит Московский и всея Руси Зосима симпатизировал взглядам субботников). Примыкали к движению и такие известные люди как писатель Иван Чёрный, первый советник великого князя Московского Ивана III, министр иностранных дел или как тогда говорили, «дьяк посольского приказа» Фёдор Курицын и его брат Иван, невестка Ивана III, дочь молдавского государя – Елена, её сын Дмитрий, архимандрит Юрьевского монастыря Кассиан с братом Иваном, Дмитрий Коноплёв, Иван Максимов, Дмитрий Пустосёлов, а также множество простых людей: «Толико прильстиша и в жидовство отведоша, яко ни исчести можно» (из письма И. Волоцкого).
Чем же привлекало народ новое движение? Как отмечают историки, растущей популярности субботников во многом способствовал высокий духовный и моральный уровень его приверженцев. «Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бы веровал ереси их?» (Из обличения на еретиков епископа Стефана Пермского). Новгородские протопопы Алексей и Деонисий были удостоены внимания самого Ивана III. Он был поражён их интеллектом и простым образом жизни. По его приглашению они переехали в Москву и заняли кафедры только что построенных Ахангельского и Успенскго соборов Московского кремля.
Большую поддержку движению оказывал Ф. Курицын. Занимая ключевой пост в государстве, этот человек сделал очень много для своего отечества. Благодаря его дипломатической работе, Русь, не пролив ни единой капли крови смогла освободиться от монголо-татар. В период его управления делами внешней политики начались серьёзные отношения России с Западом. Курицын объездил почти всю Европу: он владел литовским, итальянским, татарским, латинским, польским языками. Многие его проекты получали поддержку государя, который всегда советовался с Курицыным как по вопросам политики, так и внутреннего устройства. Ф. Курицын хорошо знал Библию и был выдающимся богословом. Он часто устраивал беседы на духовные темы в семье государя, и его неортодоксальные идеи были по душе Ивану Васильевичу.
Немаловажную роль в становлении «жидовствующих» сыграл знаменитый в истории православия 1492 год. Именно тогда «жидовствующие» стали пользоваться наибольшим авторитетом. 1492 год по православному летоисчислению должен был стать последним годом земной истории. В соответствии с древними пасхалиями в ночь с 24 на 25 марта 1492 г. истекало 7 тысяч лет от сотворения мира2. В это время должен был прийти Христос и наступить конец света. Об этом свидетельствовали авторитетные византийско-болгарские источники, например, «Небеса» Иоанна Дамаскина, «Жития Андрея Юродивого» и др. Ожидания кончины были настолько сильными, что духовенство не считало нужным производить расчёты Пасхи на последующие годы. В церковных книгах отсутствовали даты постов и праздников, связанных с Пасхой.
Одним из признаков приближающегося «конца» Церковь считала падение Константинополя. В 1453 г. Константинополь действительно был взят турками. Это событие укрепило веру духовенства в правильности своих расчётов. Представители Новгородско-московской ереси относились к пророчествам о приближающемся Втором пришествии и Дне Страшного Суда скептически. Вот почему, когда злополучная дата миновала, и ожидаемое русским народом пришествие не состоялось, авторитет «жидовствующих» резко возрос.