Ясное понимание математики, как науки, стало возможно лишь по накоплению человечеством более-менее серьезного пласта знаний по ней, а это случилось только в Древней Греции в VI – V веках до н. э. До этого, шло развитие лишь элементарной математики, которая была необходима для решения потребностей торговли – счёта предметов, измерения количества продуктов, площадей земельных участков, определения размеров отдельных частей архитектурных сооружений, измерения времени, коммерческим расчётам, навигации и т. п.
В целом, математика оставалась в зачаточном состоянии, ограничившись выработкой четырех арифметических действий, простых дробных чисел и простых арифметических действий с дробями.
Центром математики были Древний Египет, с его папирусами, и Вавилон с шумерскими глиняными табличками. Сиречь, те места, в которых шло опережающее развитие письменности (т.н. математические папирусы и клинописные математические тексты). На втором этапе происходит сращивание вышеперечисленных открытий в первый форпост математики – арифметику. Измерение площадей и объёмов, потребности строительной техники, а несколько позднее – астрономии, вызывают развитие геометрии. Эти процессы зародились в Вавилоне, но шли у многих народов, независимо и параллельно. В том же Вавилоне, опираясь на развитие арифметики, родилась алгебра, а развитие астрономии вызвало зарождение тригонометрии. Вавилону принадлежит первенство в разработке систем счисления (десятичная и шестидесятеричная), таблиц обратных чисел, таблиц произведений квадратов, квадратных и кубических корней, измерения углов. Также именно они разработали то, что потом будет доработано Пифагором и станет его знаменитой теоремой.
Нашествия «народов моря» на Египет и ассирийцев на Вавилон привели к страшному ущербу для математики. Было уничтожено значительное количество носителей информации, что привело к временному упадку математики. Однако это привело и к очередному прорыву – в Древней Греции произошло логическое построение математической науки, благодаря произошедшему там объединению математики и философии. Была разработана Пифагором и внедрена теория чисел, проведена систематика учения о величинах и измерении, было дано, наконец, определения действительного числа, но понятия иррационального и отрицательного числа греки не выработали из-за слабой математическо-абстракционной базы. Именно на этом этапе оформляется алгебра как буквенное исчисление, появляются специальные обозначения для неизвестных