В данной книге речь идет о классических гаремах. Их основные черты: 1. Наличие как минимум нескольких женщин в гареме. 2. Отдельное помещение для женщин. 3. Ограничение их свободы.
Отмечу, что наличие евнухов в данном случае не является важным. Как ниже будет показано, социальный институт евнухов был характерен далеко не для всех гаремов.
Само слово «гарем» происходит от от арабского «харам» – запретное, священное место и означало закрытую и охраняемую жилую часть дворца (или дома), в которой жили жены хозяина гарема. Женщины при гареме назывались хура́м
В других странах гаремы, разумеется, назывались по-своему: пер-де или зеннане в Индии, эндерун в Персии, гинекион в Византийской империи. Но смысл был тот же.
В Европе в свое время было очень популярно придуманное итальянцами название гарема – «сераль». И сейчас это название так же встречается в популярной литературе.
Прежде, чем непосредственно вести рассказ о гаремах, следует определиться с фундаментальными основами. Откуда появилась идея иметь гаремы? Почему это столь распространенный социальный феномен? Можно ли говорить о гаремах как о явлении присущем цивилизации или это «хвосты», тянущиеся за человеком из дикой природы? Попробуем разобраться.
На самом деле ничего нового я не открою – всё давно уже открыто. «Ноги растут» из нашей природы. Основной инстинкт – инстинкт продолжения рода – всегда был силён (иначе мы бы не выжили, как вид) и всегда будет силен. А вот его проявления в сочетании с проявлениями других инстинктов принимают самые разные формы. Одна из них – гаремы.
Но не будем торопиться. Поговорим немного об инстинктах, поскольку тема эта частенько умалчивается в силу разных причин.
Итак, жизнь каждого человека определяется не только его разумом, но и инстинктами.
Инстинкт – (от латинского instinticus – побуждение) – форма психической деятельности, тип поведения. Инстинкт в широком смысле противопоставляется сознанию. В более специфическом смысле – это закрепленное биологической наследственностью, свойственное данному виду животных поведение.
Людей по-настоящему сознательных (а не рассудочных) не так уж и много. Подавляющее же большинство находится в плену инстинктов, даже не подозревая об этом. И в этом нет ничего удивительного. Разумным человек стал не так уж и давно – 30—40 тысяч лет назад (историческая эпоха длится и того меньше – 5—7 тысяч лет). А эволюция приматов начиналась около 20—30 миллионов лет назад и все это время формировались и закреплялись инстинкты. Естественно, что за столь короткий период разумности инстинкты просто не могли исчезнуть. Они и формируются медленно и также медленно исчезают.
Давно уже не секрет, что наше поведение (и не только) во многом определяется нашим подсознанием, которое, и это тоже давно уже не секрет, сильнее сознания. Если говорить умными словами, то подсознание – это находящиеся вне сферы сознания приспособительные реакции, имеющие сугубо личное, индивидуальное назначение: процессы регуляции внутренних органов, неосознаваемое детали движений (в том числе вторично неосознаваемые, автоматизированные навыки), оттенки эмоций и их внешнего выражения (наш мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и «социальной наследственности»). Проще говоря подсознание – это желания человека, инстинкты, потребности. Если признать теорию перерождения души, то можно говорить о том, что в подсознании содержится эволюционный опыт всех предыдущих воплощений человека. Специалисты отмечают, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции – от одноклеточного до человека. Весь опыт души, ее эволюции (начиная одноклеточным и заканчивая предыдущими воплощениями в человеческом облике) «лежит» у нас в подсознании и оказывает существенное влияние на нашу жизнь. Кроме того в подсознание «откладывается» и опыт этой жизни.
Наше подсознание можно разделить на несколько уровней. На самом низшем «находятся» программы, которые мы исполняем беспрекословно, даже не задумываясь. Программы среднего уровня подсознания (обычно они выражены в традициях, привычках) исполняются уже не столь безвариантно – они могут с течением времени как-то модифицироваться. Что же касается программ верхнего уровня, то для рассудка они что-то типа «информации к размышлению» и рассудок не так их исполняет, сколь импровизирует на их тему.
Отмечу и то, что у человека, как правило, на каждый внешний раздражитель есть несколько инстинктивных программам поведения, возникших в разное эволюционное время, и порой противоречащих друг другу.
Все это осознавать, возможно, не слишком приятно, а потому каждый из нас свое инстинктивное поведение умеет объяснить самыми разными доводами, но суть от этого не меняется. А потому один из путей совершенствования человека – это путь осознания своих инстинктов и уход из под их власти (что практикуется в некоторых йоговских традициях).
Бывает так, что мы понимаем, что нам следует поступать определенным образом. Пробуем так поступать, но не получается. В чем дело? Да, просто инстинкт, обуславливающий линию поведения в данной ситуации сильнее. А он тем сильнее, чем выше у человека примативность, т.е. склонность в своем поведении подчиняться инстинктным программам. У разных людей разный уровень примативности, у кого-то – низкий, у кого-то – высокий, но людей, которые бы совсем не руководствовались инстинктами – не существует.
Важно!
Примативность – склонность в своем поведении подчиняться инстинктным программам
Многие из инстинктов нам хорошо известны, например, инстинкт самосохранения или инстинкт собственности. О существовании других мы, как правило, и не догадываемся. Например, во многих людях весьма живуч инстинкт собирательства, поселившийся в глубинах их подсознания еще в те далекие времена, когда древний человек (который еще и не был таким уж и человеком) питался тем, что удавалось собрать в лесу и на полях. До сих пор многие люди любят собирать грибы. Если же спросить их почему они это делают, то ответят, что таким образом они отдыхают или общаются с Природой, хотя в большинстве случаев они всего лишь следуют инстинкту собирательства и его удовлетворение вызывает комфортные ощущения у самого собирателя.
Но вернемся к основной теме книги и поговорим о группе сексуальных инстинктов. В данном случае имеются ввиду не сам рефлекс к половому акту, а группа инстинктов, обеспечивающих выбор партнера для этого акта. Во многом наше половое поведение определяет инстинкт «поиска» партнера с подходящим генетическим материалом*1. Здесь можно говорить о некотором отличии мужского и женского варианта полового поведения (подробнее об этом чуть ниже). Так мужчин этот инстинкт заставляет искать партнерш для передачи своего генетического материала. В то же время суть женского полового поведения в том, чтобы понравиться как можно большему количеству мужчин, чтобы выбрать из них наиболее подходящего, опять же, для передачи генетического материала. Чем примативнее человек, тем сильнее его поведение определяется этой инстинктной программой.
Другой инстинкт «работает» на то, что бы не было инцестных связей – это «инстинкт сексуального любопытства». Есть и инстинкты, свойственные только мужчинам, например, обеспечивающий его сексуальную экспансию, то есть стремление к овладению как можно большим количество женщин. У женщин такого инстинкта нет, но есть инстинкт к поиску партнера как источника ресурсов для воспитания детей.
Вполне возможно, что кому-то не слишком приятно осознавать, что его влюбленности и романтические моменты в жизни объясняются всего лишь действием инстинктов. Может лучше тогда вообще ничего не знать об этом? Может тогда жить будет спокойнее и веселее?
Но, во-первых, от того, что мы не будем эти инстинкты знать, они действовать не перестанут. Во-вторых, знания о природе своих чувств могут помочь выбрать правильную половую стратегию и избежать разочарований. И, в-третьих, и это ОЧЕНЬ ВАЖНО, жизнь человека определяется не только инстинктами, но и его культурой, образованием (в первую очередь образованием души, а вовсе не тем, которое дается в школе, где, как правило идет «натаскивание») и духовностью. И любовь порождает не только группа сексуальных инстинктов, но и совокупность душевных и духовных качеств наработанных человеком, как в этой жизни, так и в прошлых. И чем развитее у человека душа, тем способнее он именно к любви, а не к действиям руководимых инстинктами.
Важно!
Жизнь человека определяется не только инстинктами, но и его культурой, образованием и духовностью.
Упрощенная схема развития человека как вида выглядит так: от животного к человеку, от инстинктов к культуре. Постепенно, пусть даже и очень медленно и с откатами, но это развитие идет. Если, например, публичные пытки и телесные наказания были очень популярным развлечением для масс, то ныне их тщательно скрывают от общественности. Или, например, в Древней Греции вполне обычным явлением была публичная мастурбация. Сейчас, против этого явления сексуальной жизни в большинстве стран никто ничего против не имеет (терпимость свойственна культурному обществу), но публичная форма его проявления не приветствуется.
Или такой пример, близкий к теме книги. Многие очень богатые люди и в наше время вполне могли бы себе позволить иметь гарем. Но это несколько предосудительно, поэтому, если у кого-то и есть гаремы, то об их существовании предпочитают умалчивать.
Важно!
Гаремы – рудименты животного мира, культура предполагает наличие равных отношений, без подчинения и зависимости.
Гаремы для их владельцев не только потакание своему основному инстинкту (бывали случаи, когда с примативностью у обладателя гаремов было совсем плохо, но при этом гаремы никто не разгонял). Как и в мире животных это еще и способ обозначить свое место в иерархии. Император, султан, махараджа, шах, хан, король, царь – альфа-самцы. Гаремы – подтверждение их статуса. Иметь гаремы не возбранялось и другим статусным подданным, но иметь гарем больше чем у императора – это был уже вызов.
Христианство, впрочем, как и другие религии, обычно, боролось с инстинктами путем запрета. Это не самый удачный метод, как показывает общемировая практика. В случае с основным инстинктом это тоже не сработало. Европейские короли имели одну жену, но в то же время они, пардон, имели и всех кого пожелают из своих поданных.
Человек окультуривал гаремы, придавал им черты цивилизационности, но суть от этого не менялась. Гаремы были и остаются рудиментами наших животных воплощений (или, если по-научному, то нашей животной памяти, заложенной на генном уровне). Какими бы красивыми, вдохновляющими и привлекательными они не были на вид, но если совсем честно, то от гаремов обезьян или других животных они отличаются только оберткой, но не содержанием.
Важно!
Гаремы были нужны не только для удовлетворения основного инстинкта и инстинкта сексуального любопытства, но и для демонстрации своего места в социальной иерархии.
Интересно, а как оно у животных?
У животных «оно» очень разнообразно. Если говорить в целом о сексуальном поведении животных, то практически всё, что встречается в сексуальных отношениях людей, есть и у зверюшек (кроме разве что высших проявлений – осознанной любви, тантрических практик в паре и т. п.). Если взять список того, что принято называть сексуальными извращениями, то почти всё это можно обнаружить и в животном мире. Это же касается и форм интимных отношений – у животных имеется и моногамия, и полигамия, и полиандрия, и промискуитет (беспорядочные половые отношения). Всё как у людей.
Здесь есть интересная зависимость. Если корм для потомства добывается родителями и приносится ими, то, как правило, это моногамные семьи, потому как самка нуждается в участии самца в семейной жизни (читай – во вскармливании потомства). Если в этом нет необходимости (корма хватает и мать всего лишь учит детей его добывать), то нет необходимости и в самце, и тогда присутствует полигамия.
Для некоторых видов животных характерна социальная организация в виде гаремов. Например, можно назвать классическим гаремом прайд львов. Глава прайда полностью контролирует своих львиц. Те в свою очередь соперничают за его благосклонность. Классика жанра, не так ли?
Гаремы есть у морских млекопитающих – ушастых тюленей (котики, сивучи), морских слонов и серого тюленя (есть сообщения и о том, что гаремы характерны и кашалотам). И если у серого тюленя в гареме от двух до пяти самок, то у секача северного морского котика до пятидесяти самок, за поведением которых он ревностно следит (этому есть основания, потому как самки, не прочь полюбиться и на стороне).
Но более всего на человеческие похожи гаремы у приматов – павианов, горилл, мартышек-гусаров, долгопятов. Тут много сходства. И борьба за внимание самца у самок, и попытки самцов со стороны получить доступ к самкам, и разного рода сексуальные манипулирования, и награждения подчиненных самцов доступом к самкам и многое другое.
Забавно, что подчиненные самцы могут образовывать временные коалиции для достижения сиюминутной сексуальной выгоды. Так, два-три молодых самца отвлекают хозяина гарема, устраивая драку или даже имитируя неподчинение ему, а в это время еще один интимно встречается с самкой из гарема.
Как и у людей, в мире животных встречаются и гаремы из самцов – полиандрия. Но как и у людей – это довольно редкое явление.
И еще один забавный пример. Не так давно этологи к своему великому удивлению обнаружили, что в сообществах макак центральный самец, имеющий гарем сексуально активных самок, грубо нарушая все эволюционные теории, не спаривается со своими самками, предоставляя возможность делать это низкоранговым самцам или даже чужакам. То есть самки гарема в данном случае нужны ему для обозначения высшего места в иерархии. Основной инстинкт здесь оказался не основным.
Важно!
Мир животных богат, разнообразен и до конца еще не изучен. Исследования животных, проводимые этологами дают нам подсказки относительно самих себя. Но это только подсказки!
Чтобы глубже понимать механизмы образования гаремов и их устройство имеет смысл продолжить наши экскурсии в нижний мир человеческого сознания. Почему нижний? Потому что в каждом из нас есть три этих мира – нижний, средний и верхний соотносящиеся с бессознательным, сознанием и сверх-сознанием. Что касается гаремов, то практически всё, что к ним относится зиждется на нижнем мире. Поэтому и важно понимать эти фундаментальные основы, чтобы понимать суть гаремов.
По данным социобиологии в природе, и в том числе у наших ближайших родственников – приматов, у самцов и самок различные репродуктивные стратегии. В большинстве случаев самцы стремятся к максимально частой смене самок, поскольку подсознательно считает себя носителями уникально-полезных генов. Анатолий Протопопов, автор замечательного «Трактата о любви» приводит пример, показывающий почему это важно. У одного мужчины появился вдруг ген устойчивости, к какому-либо страшному заболеванию (например, к СПИДу). Для всей популяции чрезвычайно важно, чтобы этот ген максимально быстро распространился как можно шире! А что произойдет если этот мужчина будет верен только одной женщине? Даже если она родит ему 10 детей, то по законам генетики этот ген получит только половина их. Назвать подобную линию поведения иначе как преступление перед видом просто невозможно».
Он же отмечает и тот факт, что в подавляющем большинстве культур присутствует сдержанное отношение к мужской неверности, как к инстинктивной программе, присущей мужским особям нашего вида.
В то же время практически везде осуждается женская неверность. И здесь мы тоже можем говорить об инстинктивной программе, но несколько иного рода. Или даже о нескольких таких программах.
Наиболее распространенная следующая – женщины подсознательно стремятся выбрать «носителя хороших генов». И с точки зрения природы это вполне объяснимо. Допустим, у какой-то женщины также обнаружится уникальный ген, важный для всего вида. А для того, чтобы этот уникальный ген сохранился ей необходимо выбрать наиболее подходящего партнера, чтобы не разбавлять свои гены, чем попало. А для этого ей необходимо нравиться как можно большему количеству мужчин. То есть природная линия поведения для женщин следующая: влюбить в себя как можно больше мужчин, но «подпустить» к себе только одного – носителя лучших генов.
Важно!
Природные половые стратегии мужчин и женщин отличаются. Для мужчин главное – больше, для женщин – лучше.
Анатолий Протопопов пишет: «Самец не должен ограничивать своей половой экспансии – на это есть самки. Таким образом, инстинктивная цель брачного поведения мужчин – больше женских тел, хороших и разных.
Мужчина, пристроивший свои гены к некачественной женщине практически ничего не теряет – если завтра подвернется качественная, то он пристроится и к ней; женщина же, зачавшая от некачественного мужчины, может исправить свою оплошность очень нескоро (природа не предполагает абортов), и вообще, число такого рода попыток чаще всего очень ограничено… Идеал – влюбить в себя всех, но подпустить – одного, а может быть, даже и никого. Само совокупление при этом – едва ли не досадный побочный эффект процесса соблазнения.
Итак, цель инстинктивной брачной стратегии женщин – больше мужских сердец, хороших и разных».
Но это не единственная половая стратегия женщин. И в природе, и в социуме женщины нередко выбирают отца-помощника. То есть на первое место выходит инстинкт обеспечения выживания потомства. Многие браки по расчету зиждутся именно на этом инстинкте. Страсти и чувств нет, но женщина уверена в своем избраннике, уверена в том, что он сможет обеспечить ее и ее детей.
Есть в природе еще одна репродуктивная стратегия, характерная для самок – побольше партнеров. Встречается подобное не так часто, как первые два варианта, но всё же встречается. Например, у шимпанзе. Причем, если для обычных шимпанзе беспорядочный секс самок – способ не допустить убийства самцами детенышей (поскольку отцовство точно не установить), то для карликовых шимпанзе (бонобо) секс – с одной стороны удовольствие, а с другой – одна из основ социальной организации.
Это интересно
Ученым известны всего три вида млекопитающих, которые могут заниматься сексом в «миссионерской» позиции: это люди, карликовые шимпанзе и броненосцы. Кроме того, карликовые шимпанзе и дельфины – единственные кроме людей животные, которые занимаются сексом не только ради зачатия, но и для удовольствия.
Почему же для большинства женщин на нашей планете характерна первая половая стратегия, для многих – вторая, и для самой маленькой группы – третья? Здесь важную роль играют многие факторы – индивидуальные психо-физические, особенности, степень осознанности и примативности, социальные, культурные, религиозные установки и программы. Поскольку человек по мере эволюции все больше и больше становится подвержен действию социума, а социум поощряет первые две половые стратегии у женщин, то неудивительно, что они наиболее распространены.
Осмелюсь высказать и предположение из области очевидного-невероятного. Если допустить, что переселение душ все же существует, то можно говорить и о том, что дамы, нуждающиеся в постоянной смене партнеров (а именно такими были некоторые обладательницы гаремов из мужчин, о чем разговор еще впереди), имели много воплощений в тех видах животных, у которых самки следуют третьей половой стратегии. А поскольку в природе подобное встречается не так уж и часто, то и у людей это тоже менее распространено, чем другие репродуктивные стратегии.
Важно!
Еще раз отмечу, что инстинкт – это не приговор. Есть еще и культура и именно она делает человека человеком и именно она позволяет нам не быть рабами инстинктов.
Рассмотрим простой пример. Из здания аэропорта выходит молодой человек, хорошо одетый, но вполне обычной внешности. Никто на него не обращает внимания. Но, если этот же молодой человек – солист популярной рок-группы? Конечно же, он не останется незамеченным. И даже если внешность его будет далека от идеалов мужской красоты, огромное количество женщин будут рады его вниманию, в том числе, и сексуальному. В чем же дело? А дело в том, что его популярность действует на женщин по тому же механизму, что и гребень петуха на птичий двор. Это визуальный символ высокорангового самца.
Ученые как-то провели интересный опыт. Самому затюканному петушку из группы, приклеивали на голову огромный красный гребень. Как только это происходило – всё в его жизни менялось, несмотря на то, что он сам поначалу не могу понять в чем дело. Но те, кто его унижал переставали это делать. Более того, петушок с приклеенным гребнем со временем начинал вести себя очень агрессивно и тиранить тех, кто его прежде обижал. Но стоило отклеить его гребень, как всё возвращалось на круги своя.
Интересно, что у самцов львов подобным визуальным символом является грива. Чем она больше и темнее, тем более высокое место в иерархии занимает этот лев.
У людей рудименты подобных символов высокого ранга тоже частично остались (головные уборы священников, офицеров в армии), но в большинстве случаев в качестве такого вот гребешка служит титул, слава, известность, всё то, что свидетельствует о том, что этот, самец имеет высокий ранг и, следовательно, хорош для продолжения рода.
Здесь, конечно же, есть нераспознаваемый инстинктами обман. Совсем не обязательно мужчина, имеющий титул или славу является носителем хороших генов. Он может быть импотентом или даже гомосексуалистом. Тем не менее, инстинкты толкают женщин на попытки приблизиться к этому мужчине.
Здесь и кроется ответ на вопрос: почему женщины, в том числе и попавшие в гарем против собственного желания, практически все включались в соревнование за близость к телу и душе владельца гарема? Только ли из-за прагматических соображений? Не только. Более важная причина была в том, что титул императора или султана, или махараджи означал, что его носитель – высокоранговый самец на самом верху иерархии. То есть для женщины, особенно с высокой примативностью, это был магнит перед, которым невозможно было устоять.
Важно!
Чем выше примативность женщины, чем ниже ее осознанность и культура, тем больше она будет стремиться пробиться к главному самцу используя для этого любые средства.
Не секрет, что во все времена были мужчины, имевшие одновременно много женщин. Эти дамы могли знать друг о друге, могли и не знать, но главное отличие подобной предгаремной формы от гарема в том, что последний предполагает наличие полного подчинения женщины мужчине, закрепленного, в том числе, и юридически. Псевдогаремы ловеласов могут быть устроены по-разному, порой самым причудливым образом, но юридически в них женщины не являются «вещью» своего господина.
Основаны подобные социальные ячейки только на тех чувствах, которые женщины испытывают к мужчине. Он может обеспечивать их, может и не обеспечивать, но материальная зависимость в данном случае не главное. Главное – его притягательная сила.
Что же отличает мужчин, пользующихся успехом у женщин и пользующихся этим успехом, от мужчин, которые не могут этим похвастаться.
Как правило, мужчин, которые нравятся многим женщинам можно назвать самцами (в данном случае это не обидное слово, а научный термин) высокого ранга носителями хороших генов.
У такого мужчины высокая самооценка, тогда как у низкорангового – низкая. Он уверен, решителен, инициативен, не склонен к сомнениям, упрям, эгоистичен, конфликтен, нерефлексивен. У низкорангового все наоборот. Он пессимистичен, не решителен, зависим от мнения окружающих, по малейшему поводу терзается виной, скрытен, застенчив, самокритичен и склонный преклоняться перед авторитетами.
Добавлю, что может быть и средний ранг, поскольку многим мужчинам присуща мозаичность черт характера, то есть они имеют некоторые черты, присущие высокому рангу, но в то же время и черты присущие самцам низкого ранга. В большинстве своем современные мужчин – среднеранговые.
Отмечу и то, что есть фактический ранг мужчины, а есть визуальный, то есть тот на который мужчина выглядит. Главным сигнальным признаком высокого ранга является высокая самооценка и если она у мужчины есть, то даже если он не представляет собой ничего особенного, то все равно воспринимается как высокоранговый. Характерный пример в данном случае – современные теле-, кино- и эстрадные звезды. В большинстве своем они имеют средний, а порой и низкий фактический ранг, но их знаменитость делает их высокоранговыми. А эта знаменитость далеко не всегда зависит от личных качеств человека. Как кто-то верно подметил, если показывать изо дня в день по «ящику» голую задницу, то через неделю эта задница будет знаменитостью.
Если оценивать с точки зрения морали и нравственности, то в большинстве своем самцы высокого ранга как раз наименее подходящи для семейной жизни. Но именно их и выбирают женщины. Почему? А потому, что с давних-предавних времен у женщин остался инстинкт, согласно которому выбор партнера осуществляется по его рангу в первобытной иерархии. А кто в этой иерархии занимал высокое положение? Самые сильные и самые уверенные в себе (можно даже сказать наглые) самцы. Вот почему, повинуясь первобытной программе женщины предпочитают мужчин высокого ранга*2. Рассудок может и подсказывать женщине, что выбор далеко не лучший, но то, что называют «голосом сердца», а на самом деле, чаще всего, является первобытным инстинктом, заглушает советы рассудка. А многие мужчины еще и удивляются, почему женщины так любят пьяниц, дебоширов, грубиянов и просто негодяев. Да будь мужчина каким угодно негодяем, но в то же время имея высокий ранг (хотя бы визуально, то есть будучи самоуверенным и наглым), недостатка в женщинах у него не будет.
Отмечу и то, что среди самцов высокого ранга немало и вполне достойных мужчин, но эта их «достойность» не фиксируется женским подсознанием. Ему присуща избирательность, и срабатывает оно на те признаки, что сигнализируют о высоком ранге. А потому женщин с одинаковой силой притягивают как достойные, так и недостойные самцы высокого ранга. И чем примативнее женщина (то есть чем сильнее она подвержена воздействию инстинктивных программ), тем меньше у нее шансов различить одно от другого. Поговорка «любовь зла, полюбишь и козла» отчасти верна, только зла не любовь, а инстинкт, заставляющий любить «козла».
Улыбнитесь
«В родственной нам немецкой коммунистической партии один товарищ, сильно любивший свою жену, часто отнекивался от поездок в провинцию, не желая расставаться с женой. Товарищи решили настроить его в духе „новой морали“, и им удалось его сагитировать насчет преимущества с коммунистической точки зрения любви ко многим, – они надеялись, что любовь ко многим рассеет любовь к одной. Но „пациент“, к сожалению, сильно привязался сразу к девяти, которые живут в разных городах, и теперь, когда его посылают в провинции, он ездит охотно, но вместо нужной одной провинции объезжает все девять».
Журнал «Красная Новь» №6, 1923 г.
Многоженство было широко распространено в древнем мире. Его признавали самые разные традиции и культуры в разных точках земного шара. Иметь несколько жен могли и иудеи, и североамериканские индейцы, и индийцы времен господства брахманизма (шудры могли иметь только одну жену, вайшью – две, кшатрии – две-три, брахманы – до четырех*3).
В современном мире многоженство тоже не редкость. Особенно оно популярно в ряде стран Азии и Африки. В свете того, о чем шел разговор в предыдущих главах, не удивительно, что многоженство характерно для тех, кто находится на вершине власти в этих странах будь-то президент (пять жен у президента ЮАР Джейкоба Зумы) или монарх (14 жен у нынешнего короля Свазиленда и с каждым годом их количество увеличивается).
Это интересно
В Свазиленде количество жен ограничивается только материальными возможностями мужчины. У предыдущего короля их было 70. От них у него было 200 детей и еще четыреста от простых девушек, с которыми он вступал в связь, но на них не женился. Здесь мы видим ярко выраженное проявление инстинкта пристроить свои гены туда, куда только можно.
Наиболее распространено многоженство у приверженцев ислама. Всем нам хорошо известно, что у мусульманина может быть несколько жен. Но далеко не всем известно, сколько жен разрешает иметь правоверным их главная книга, определяющая всю жизнь верующего в Аллаха и его пророка, – Коран. Вот и рождаются мифы о гаремах на триста и более жен. Распространению подобных заблуждений способствуют и кинематографисты. В частности, в очень хорошем, но не всегда точным в деталях фильме «Белое солнце пустыни» у Абдуллы, если помните, было одиннадцать жен (двух убили, а остальных девять товарищ Сухов, правда, без особого успеха, старался сделать свободными женщинами Востока). В действительности такого быть просто не могло. Коран разрешает мусульманину иметь только четыре жены и сколько угодно наложниц.
Причем сами мусульмане объясняют многоженство вовсе не каким-то особым сладострастием восточных мужчин, а исторической необходимостью. Поскольку мужчины в арабских странах были в первую очередь воинами, а войны на Ближнем Востоке и в Средней Азии бывали довольно часто, то мужчины гибли в большом количестве и многие женщины оставались вдовами, а то и вовсе не могли найти себе мужа. В этих условиях традиция многоженства для женщины была чуть ли не единственной возможностью выжить самой и прокормить своих детей.
Это несомненно важная причина распространения этого обычая. Но войн давно уже особых нет, а многоженство у мусульман как было, так и есть. Видимо тут все же в не меньшей, а, скорее всего, в большей степени значение имеет инстинктивная составляющая.
Это интересно!
Истории о любимых женах мусульман относятся к современным мифам. По Корану необходимо равно любить и почитать всех своих жен, не делая каких-либо предпочтений. Имеющий несколько жен мужчина обязан проводить у каждой из них ночь и следующий за ней день. Очередь же устанавливается по взаимному согласию или жребию. О том, что все это не так уж и просто, свидетельствует тот факт, что большинство современных мусульман имеют не более одной жены.
Но вернемся к мусульманскому миру. Вопреки общепринятой точке зрения на «арабские ночи» большинство современных мусульман не имеют более чем одну жену и склонны быть консервативными в своих половых привычках. Хотя в некоторых странах Востока женщины и начинают играть активную роль в исламском обществе, все же арабская культура остается патриархальной и в отношении женщин во многом шовинистической.
Многие примитивные суеверия о половом акте, существующие у мусульман, в большинстве случаев связаны со страхом перед тем, что женщины «добьются превосходства» над мужчинами. Так, например, половые позы, когда женщина сверху и играет активную роль, рассматриваются как извращенные и считаются «вредными для здоровья». Один из авторитетных шейхов – Нафзави, утверждает, что «если вы будете делать это, когда женщина оседлает вас, то пострадает ваш позвоночник и будет поражено ваше сердце; и если в этой позиции хоть малейшая капелька обычных женских секреций попадет в ваш орган, в результате возникнет какая-нибудь болезненная проблема».
Это интересно
В исламе жесткое неравенство мужчин и женщин закреплено не только на уровне законов шариата, но и на уровне священных текстов.
Так, например, жена не имеет права поднимать на мужа руку, а муж, напротив, имеет право избивать супругу (только по лицу нельзя бить – на это было специальное указание пророка).
Или тот факт, что мальчики юридически считаются детьми до 15 лет, а девочек уже с 9 лет можно сажать в тюрьму и казнить за преступления против нравственности.
Даже на улицу выходить (а также работать или учиться) женщина не имеет права без разрешения мужа, отца или опекуна.
Подобных пунктов множество. Из мировых религий мусульманство в плане равенства мужчин и женщин, пожалуй, наиболее беспощадно для женщин.
Важно!
Женщина в ортодоксальном исламе – существо изначально более низкое, чем мужчина. Она является собственностью мужчины (мужа, отца, брата) и подчиняется его власти.
Обратимся к современным реалиям мусульманского многоженства. Так, ученые-социологи из исследовательского института в Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), утверждают, что полигамия отрицательно сказывается на женщине, ввергая ее в депрессию и нарушая психологическую стабильность в семье.
Как было установлено в ходе исследований повторная женитьба отрицательно влияет как на первую жену, так и на последующих. Причем наиболее тяжело такая ситуация сказывается на детях. Не удивительно, что в последнее время увеличилось количество обращений к психиатрам среди арабских женщин.
Ученые предлагают разрешать повторные браки только по решению суда и с согласия уже имеющихся жен. Причем предыдущие жены должны иметь право на развод, если их муж женился без разрешения.
Это интересно
Не секрет, что особым финансовым благополучием могут похвастаться далеко не все мусульмане. У многих из них небольшие дома, в которых женскую половину выделяют занавеской или делают двухъярусные нары. А то, что муж спит «на втором этаже» в некоторых случаях служит пусть и нелепым, но все-таки оправданием одного из грехов. Так, согласно традиционным предписаниям во время праздника Рамадан супружеская жизнь запрещена, однако бывают и случаи, когда женщина беременеет как раз в это время. Чтобы не отвечать за этот серьезный религиозный проступок, муж оправдывается, что он одержимый из-за воздержания эротическими фантазиями, мог случайно пролить семя на жену, отчего она забеременела. Как это не забавно, но этому предписано верить
В некоторых культурах многоженство носит несколько завуалированный характер. Так, в Таиланде если у мужчины есть такая финансовая возможность, то он может позволить себе миа ной (маленькая жена) – полузаконную вторую жену. Юридически она, конечно, не является супругой, но получает материальное обеспечение. Для мужчины же это не только позволено, но и повышает его социальный статус. Миа луанг (главная жена) как правило, подобное терпит, как минимум, пока мужчина регулярно бывает дома и обеспечивает семью. Естественно, ни о каком втором муже тайские женщины не могут и помышлять.
Это важно!
Главная причина многоженства – потакание трем основным инстинктам со стороны мужчины – инстинкту размножения, сексуального любопытства и демонстрации своего статуса.
Еще один пример многоженства существующего в современном мире – многобрачие у мормонов. Основатель этой ветви христианства Джозеф Смит-младший неоднократно заявлял о том, что Бог требует от него соблюдения принципа многобрачия. Якобы являвшийся ему неоднократно ангел даже запугивал его, грозил, что обвините перед богом. Не устояв перед ангелом, Смит взял себе в жены от 28 до 33 женщин.
Историки отмечают, что сам Джозеф Смит публично не призывал своих последователей к соблюдению закона многобрачия. Но раз ему можно, то почему нельзя другим, у кого есть такие же инстинкты? И церковь мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) официально приняла эту практику в 1852 году. Было заявлено, что церковь практикует полигамные браки по повелению Бога.
Правда, повеление Бога не было одобрено американскими законами. Напротив, под угрозой оказаться вне закона, в 1890 году церковь мормонов была вынуждена выступить с официальным заявлением, в котором провозглашалась отмена практики многобрачия среди святых последних дней. В настоящее время многоженство встречается у некоторых организаций, которые вышли из головной церкви по причине несогласия с отменой многобрачия (инстинкты у них оказались сильнее голоса разума).
Цитата на полях
«Под многогранностью любви здесь понимается сожительство одного мужчины с несколькими женщинами и наоборот. Мы отнюдь не думаем выступать против такой „многогранности“ в любви. Но одно необходимо сказать: потребность в сожительстве одновременно со многими есть прежде всего дело темперамента, продукт чисто субъективных свойств и вкусов человека, но возможность широкого осуществления таких личных вкусов зависит раньше всего от экономики, от того насколько далеко шагнуло вперед строительство социализма»
Журнал «Красная новь» №6, 1923 г.
Улыбнитесь
– Я не могу понять, почему мужчинам разрешается иметь только одну жену.
– Когда женитесь, поймете, что закон защищает людей, которые не в состоянии защитить себя сами.
В животном мире полиандрия (одна самка и несколько самцов) явление редкое. Она может проявляться как одна из форм промискуитета (беспорядочных половых отношения), но как устойчивое семейное образование у животных практически не встречается.
В мире людей, как не странно, подобная форма семьи встречается чаще. И это не удивительно. Если о полигамии можно говорить, что она не противоречит природным репродуктивным стратегиям мужчин и женщин, то с полиандрией не так и в подавляющем большинстве случаев ее возникновение обусловлено социальными причинами.
Например, главная причина многомужества в Тибете – экономическая. Если в семье несколько сыновей, а богатства особого нет, то во избежания раздела имущества (которое может разорить семью) женят старшего сына, а младшие братья присоединяются к этому браку.
Братья в таких случаях совместно ведут хозяйство, посещая брачное ложе жены по очереди (под дверью оставляют обувь, чтобы предупредить других членов семьи – вдруг кто забыл, чья очередь). Все дети в данных семьях принадлежат к одному роду. Кто из мужей генетический отец кого-то из детей для женщины не так уж и важно, поскольку они одинаково заботятся обо всех детях.
Вот, что рассказывает о тибетской полиандрии Елизавета Верещагина, путешествовавшая со своим мужем художником Верещагиным по Гималаям и, в частности, в тибетском Ладакхе: «В этих местах полиандрия уже в полной силе. Семейство из многих братьев имеет обыкновенно одну жену. Глава семьи, старший брат, имеет и первые права, второй вторые и т. д. Бывают случаи что женщина, откупается от старшего брата лошадью, коровою или чем он пожелает, но случаи эти бывают редки, так как в таком случае младшему брату, с которым она желает жить, приходится отделяться, строить отдельный дом и обзаводиться своим хозяйством. Вообще надобно думать, что крайняя бедность населения главная причина полиандрии; так как за невесту приходится платить немало, то семья много экономит, имея одну жену на всех. Разумеется при этом женщина завалена работою и встает очень рано; уродливость здешних пожилых, а тем более старых женщин, трудно себе представить, чему причиною разумеется непосильный труд. Чего стоит организму одна выкормка всех детей, которыми почтенная семейка в несколько коренастых братцев награждает ее! До кокетства ли тут, до ревности ли, обуревающих наших европейских женщин, владеющих всего каким-нибудь одним мужем!
Мы пробовали расспрашивать, неужели не бывает случаев ревности, случаев ссор между братьями из за общей жены, но отвечавшие как будто плохо понимали, что такое ревность.
– Какие могут быть ссоры, когда старший брат – и старший в доме?
– Ну, а второй брат? – Он второй в доме.
– А младший? – Ну, он уж младший!…
– Будто не бывает, что жена хочет быть с младшим братом, а не со старшим? – Как это может быть! Этому нельзя быть…. Однако допускали, несколько как бы стыдясь, что были случаи, особенно в последние годы, ссор, по этому поводу, в некоторых домах, ссор доходивших до английского саиба (господина). Это последнее в особенности казалось им зазорно.
При таком порядке вещей одна или 2 женщины из каждого семейства идут в монастырь, а дочерям бедных родителей приходится обрекать себя на безбрачие».
Важно!
Практически все встречающиеся и встречавшиеся формы полиандрии в мире обусловлены экономическими причинами.
Похожая форма брачных отношений была и в некоторых группах индийского народа тода (Южная Индия, горы Нилгири), где женщина, выходившая замуж за старшего брата, одновременно становилась и женой всех остальных братьев. А вот отца будущего ребенка жена выбирала сама из своих мужей на шестом-седьмом месяце беременности.
Любопытно и то, что женщины племени тода могли состоять в неузаконенном браке до тех пор, пока не забеременеют. Тогда они выбирали себе официального мужа. В племени никто не в праве был отказать матери в ее выборе.
В Южной Индии был еще один интересный пример полиандрии – воинское сословие наяров (народ малаяли, штат Керала). В этом случае, наверное, не совсем корректно говорить о многомужестве, поскольку одновременно присутствовало и многоженство. Более того, некоторые исследователи утверждают, что можно говорить даже об отсутствие семьи у наяров., что мне кажется слишком уж смелым допущением.