2. Регламент планирования и инициации внедрения решений SAP

2.1. Общие положения

Настоящий регламент определяет порядок планирования развития и сопровождения системы SAP, а также порядок инициации внедрения решений SAP в ОАО «Формула».

Данный регламент действует на основании существующих документов:

• Стандарта «Система сценарного планирования финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Формула» на трехлетний период»;

• Положения «О бюджетном управлении в ОАО «Формула;

• Временного положения «О руководителе проектов SAP и систем управления корпоративными ресурсами ОАО «Формула»;

• Положения об Управляющем совете по проектам SAP Business Suite и прочим системам управления корпоративными ресурсами ОАО «Формула»;

• Положения о порядке отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов по приобретенным правам пользования и расходов на техническое сопровождение программного обеспечения SAP.

Целями документа являются:

• определение участников процесса планирования развития и сопровождения системы SAP;

• регламентация взаимодействия и разграничение ответственности участников процесса планирования развития и сопровождения системы SAP;

• регламентация инициации внедрения решений SAP.

Исходными целями планирования развития и сопровождения системы SAP в ОАО «Формула» являются:

• своевременное обеспечение развития системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула» необходимыми ресурсами и средствами;

• обеспечение соответствия направлений развития системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула» общей стратегии развития ОАО «Формула»;

• определение приоритетных направлений развития системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула»;

• повышение качества принимаемых управленческих решений на всех уровнях развития системы SAP;

• своевременное документирование работ по планированию внедрения решений SAP и сопровождения системы SAP.

На этапе планирования развития и сопровождения системы SAP решаются следующие задачи:

• проведение обследования предприятия, описание действующих бизнес-процессов по направлениям деятельности и разработка ТЗ по планируемым проектам;

• оценка необходимых инвестиций и ресурсов для реализации стратегии развития системы SAP в ОАО «Формула» и общее бизнес-обоснование, в том числе:

• определение и количественная оценка затрат на реализацию решений SAP;

• составление бюджета развития и сопровождения системы SAP;

• описание результатов внедрения решений и обоснование их экономической эффективности;

• разработка подхода к реализации стратегии ОАО «Формула» в области развития и сопровождения системы SAP;

• разработка плана-графика реализуемых и планируемых к реализации решений в области развития и сопровождения системы SAP.

2.2. Долгосрочное планирование развития и сопровождения системы SAP

2.2.1. Формирование/ корректировка Концепции развития системы SAP

Основой долгосрочного планирования развития и сопровождения системы SAP в ОАО «Формула» является формирование Концепции развития системы SAP и бюджета развития и сопровождения SAP на № лет, показатели которых включаются в базовый прогноз финансово-хозяйственной деятельности Компании на трехлетний период.

Концепция является основополагающим документом при организации и ведении решений внедрения и сопровождения системы SAP.

Концепция разрабатывается и изменяется в соответствии со стратегией развития ОАО «Формула».

На основе Концепции в ОАО «Формула» осуществляется стратегическое планирование работ по внедрению и сопровождению системы SAP с горизонтом планирования 3 года, а также оперативное годовое планирование.

Результаты работ по внедрению и сопровождению системы SAP оцениваются с точки зрения достижения целей и выполнения задач, сформулированных в Концепции.

Концепция развития системы SAP состоит из:

• текстового описания, включающего описание:

• принципов построения и развития системы SAP;

• целевой модели и архитектуры системы;

• программы развития системы;

• карты решений;

• план-графика реализации проектов и ввода систем в промышленную эксплуатацию.

Карта решений и план-график реализации проектов и ввода систем в промышленную эксплуатацию актуализируются и обновляются ежегодно в срок до 28 февраля текущего года.

Внесение изменений в Концепцию осуществляется в следующем порядке.

В ходе реализации решений SAP в Группе компаний «Формула» текст и разделы Концепции могут изменяться и дополняться по согласованию с Управляющим советом по проектам SAP.

Ежегодно сотрудники Службы проектов SAP осуществляют сбор предложений по внесению изменений в Концепцию и замечаний по изменению стратегии в области развития системы SAP от:

• генерального подрядчика в области внедрения системы SAP;

• генерального подрядчика в области поддержки и сопровождения системы SAP;

• компании SAP AG.

При формировании (обновлении) Концепции также учитываются план реорганизации компании и предложения служб исполнительного аппарата и/или структурных подразделений ОАО «Формула» и, сотрудников Службы проектов SAP, которые формируются в ходе выполнения работ по реализации Концепции развития SAP.

Сотрудники Службы проектов SAP подготавливают запрос о необходимости внесения изменений в Концепцию развития SAP, который направляют по электронной почте или САДД и ЭД «Дело» Генеральному подрядчику в области внедрения и генерального подрядчика в области поддержки и сопровождения системы SAP. Которые в свою очередь организуют разработку предложений по внесению изменений в Концепцию развития SAP и направляют их по электронной почте или САДД и ЭД «Дело» сотрудникам Службы проектов SAP. Изменения могут быть внесены как в общую структуру Концепции, так и в каждый ее раздел в частности.

Предложенные изменения обсуждаются совместно сотрудниками Службы проектов SAP и специалистами подрядных организаций:

• если предложенные изменения не вызывают противоречий ни одной из сторон, то Генеральный подрядчик в области внедрения системы SAP обновляет Концепцию и передает ее Службе проектов SAP;

• если предложенные изменения вызывают противоречия, то организуется совещание, на котором принимается согласованное решение о необходимости доработки Концепции Генеральным подрядчиком в области внедрения. Обновленная Концепция проходит повторное обсуждение, и далее передается Генеральным подрядчиком в Службу проектов SAP, которая обеспечивает ее согласование Управляющим советом SAP и утверждение Председателем Управляющего совета SAP.

Утвержденная обновленная редакция Концепции развития SAP публикуется в библиотеке нормативных документов компании.

Согласно сетевому графику разработки прогноза финансово-хозяйственной деятельности, инвестиционной программы и бюджета ОАО «Формула» Служба проектов SAP формирует бюджет развития и сопровождения системы SAP и представляет в экономическое управление прогнозные показатели, разработанные с учетом утвержденной Концепции.

2.2.2. Формирование/ корректировка бюджета развития и сопровождения системы SAP на № лет

Целью формирования бюджета развития и сопровождения системы SAP на № лет является предварительная оценка стоимости выполнения работ по реализации проектов и сопровождению систем.

Формирование бюджета развития и сопровождения системы SAP на № лет осуществляется следующим образом.

На основании утвержденной Концепции развития системы SAP в январе текущего года Служба проектов SAP формирует запрос на проведение стоимостной оценки плана-графика реализации проектов и ввода систем в промышленную эксплуатацию на № лет, и отправляют его в адрес подрядных организаций.

В соответствии с полученным запросом подрядные организации в срок до 28 февраля текущего года производят предварительную оценку стоимости реализуемых и планируемых к реализации проектов и услуг по сопровождению систем, находящихся в промышленной эксплуатации, в формате шаблона бюджета развития и сопровождения SAP на № лет (Приложение 3.1).

Подрядные организации представляют Службе проектов SAP:

• для обоснования стоимости проектов:

– укрупненные планы-графики проектов;

– расшифровки трудозатрат;

• для обоснования стоимости поддержки действующих систем:

– экспертные оценки с учетом развития системы и перевода изменений в промышленную эксплуатацию;

– стоимости поддержки действующих систем за предыдущие периоды.

После экспертизы и согласования полученной документации Служба проектов SAP в срок до 30 марта формирует бюджет развития и сопровождения SAP на № лет, согласовывает его Руководителем проектов SAP и утверждает Куратором проектов SAP.

В марте текущего года Служба проектов SAP включает утвержденные данные бюджета развития и сопровождения SAP в формирование бюджета Службы на № лет и, согласно Стандарту «Система сценарного планирования финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Формула» на трехлетний период», в срок до 15 апреля текущего года представляют в экономическое управление рассчитанные прогнозные показатели для формирования базового прогноза финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Формула» на № лет.

Бюджет развития и сопровождения системы SAP на № лет уточняется ежегодно с учетом выполненных задач.

2.3. Годовое планирование развития и сопровождения системы SAP

2.3.1. Формирование/ корректировка годового бюджета развития и сопровождения системы SAP

Для формирования годового бюджета развития и сопровождения системы SAP Служба проектов SAP на основании календарного плана-графика реализации проектов и ввода систем в промышленную эксплуатацию на № лет, и с учетом текущего состояния работ по внедрению проектов и сопровождению систем формируют план-график проектов и систем на планируемый год.

Ежегодный план-график реализации проектов и ввода систем в промышленную эксплуатацию включает:

• проекты, инициация которых предполагается в планируемом году в соответствии с утвержденной Концепции развития системы SAP;

• активные проекты, которые к концу планируемого года будут завершены;

• активные проекты, которые к концу планируемого года не будут завершены, с указанием планируемых к достижению на конец декабря следующего года параметров;

• принятые на сопровождение системы SAP.

С целью уточнения календарного плана-графика проектов и систем на планируемый год Служба проектов SAP в срок до 15 февраля текущего года формирует запрос с указанием плановой стоимости, подразделений, участвующих в проектах, предполагаемого количества пользователей и планируемых сроков реализации проектов (Приложение 3.2) и направляет его подрядным организациям по электронной почте или САДиЭД «Дело».

В срок до 28 февраля текущего года подрядные организации формируют и отправляют в Службу проектов SAP укрупненные календарные планы-графики для консолидации в ежегодный календарный план-график реализации проектов и ввода систем в промышленную эксплуатацию. К планам-графикам прикладываются документы с укрупненным описанием технических требований к обеспечению проектов (Приложение 3.3).

Служба проектов SAP консолидирует полученные от подрядных организаций данные и формирует ежегодный сводный уточненный календарный план-график, согласовывает его с Руководителем проектов SAP и утверждает Управляющим советом по проектам SAP.

Далее Служба проектов SAP отправляет утвержденный сводный календарный план-график и документы с описанием технических требований к обеспечению проектов Генеральному подрядчику в области поддержки и сопровождения системы SAP для определения потребности в совершенствовании технической инфраструктуры системы SAP.

Утвержденный ежегодный сводный календарный план-график является основанием для формирования Службой проектов SAP и отправки подрядным организациям запроса на подготовку пакета технико-коммерческих предложений.

Получив запрос на формирование пакета ТКП, подрядные организации проводят экспресс-обследование планируемого функционала или подразделения, на котором планируется внедрение функционала.

В случае планирования проекта, связанного с тиражированием системы, проводится обследование с целью выявления новых бизнес-процессов.

Со стороны Заказчика и Исполнителя назначаются сотрудники, ответственные за проведение обследования и сбор информации.

Сотрудники подрядных организаций проводят интервью с ключевыми пользователями ОАО «Формула», владельцами бизнес-процессов, и на основе полученной информации формируют:

• отчет об обследовании, содержащий выводы по текущему уровню автоматизации рассмотренных функциональных областей, выводы о целесообразности автоматизации;

• ТЗ, в котором фиксируются:

– назначение и цели внедрения решения;

– характеристика объекта автоматизации;

– требования к системе:

требования к системе в целом (к структуре и функционированию системы; требования к пользователям системы; требования к надежности; требования к эксплуатации и техническому обслуживанию системы; требования к защите информации от несанкционированного доступа и т. д.);

требования к функциям (задачам), выполняемым системой;

– требования к видам обеспечения;

– содержание и состав работ по настройке системы;

– порядок контроля и приемки системы (виды тестирования, состав и объем тестирования, методы тестирования и фиксация результатов проведения тестирования, состав рабочей группы тестирования);

– требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации и вводы системы в действие;

– требования к документированию;

– источники разработки ТЗ;

– реестр бизнес-процессов (бизнес-операций) по функциональным областям с указанием ключевых пользователей и владельцев бизнес-процессов, ответственных за постановку задач по соответствующим бизнес-процессам, а так же согласование и приемку результатов по проектированию данных бизнес-процессов.

Отчет об обследовании и ТЗ по планируемым проектам являются основанием для разработки ТКП. Также при разработке пакета ТКП используется информация, полученная в результате:

• обсуждения имеющихся требований к совершенствованию и оптимизации системы SAP с ключевыми бизнес-пользователями;

• проведения интервью и рабочих встреч с Генеральным подрядчиком в области поддержки и сопровождения системы SAP;

• изучения материалов по аудиту действующих систем SAP, проведенному компанией SAP AG, аналитических статьей о текущем и перспективном развитии ОАО «Формула» и информации официального web-сайта ОАО «Формула».

ТКП должно содержать верхнеуровневое описание проекта, архитектурные решения, описание предлагаемой организации всех работ по проекту в рамках Концепции, в том числе:

• общую информацию о Генеральном подрядчике;

• основания для разработки ТКП/подготовки тендерной документации;

• объем проекта (функциональный, организационный, географический);

• методологию внедрения;

• описание результатов услуг по этапам;

• проектные роли и обязанности;

• требования к проектной команде со стороны ОАО «Формула»;

• условия, ограничения и риски;

• сроки проекта;

• стоимость проекта;

• предварительный план-график реализации проекта;

• шаблон типового договора (если требуется);

• иную, требуемую в рамках тендера, документацию.

Дополнительно для анализа и оценки предоставляются резюме предполагаемых членов проектной команды.

Подрядчики представляют пакет ТКП Службе проектов SAP в виде презентации, который оценивается Службой на предмет глубины проработки и соответствия потребностям компании. Кроме того оценивается компетенция проектной команды подрядчиков (оценка резюме), при анализе стоимости в т. ч. учитываются ставки консультантов.

Для согласования и утверждения пакета ТКП Служба проектов SAP организует совещание с участием подрядных организаций, по итогам которого фиксируются с разбивкой по каждому проекту:

• организационно-географический и функциональный объемы проектов;

• этапы и сроки проектов;

• организационная структура проектов, общее количество консультантов по проектам;

• квалификация и источник людских ресурсов от Заказчика и Исполнителя;

• предварительная оценка стоимости проектов;

• состав исполнительного комитета для координации работ по проектам;

• лицо, ответственное за проведение подготовительных работ;

• решение о подготовке приказа «Об организации проекта».

На основании:

• пакета предложенных подрядными организациями ТКП;

• ежегодного сводного календарного плана-графика проектов и систем SAP;

• бюджета Службы проектов SAP на развитие и сопровождение системы SAP, сформированного в предыдущем периоде;

• предложений по приобретению лицензий;

• внутренних пожеланий служб исполнительного аппарата

Служба проектов SAP в срок до 30 марта формируют годовой бюджет развития и сопровождения SAP (Приложение 3.4).

Годовой бюджет развития и сопровождения SAP согласовывается Руководителем проектов SAP и утверждается Куратором проектов SAP.

Показатели утвержденного годового бюджета развития и сопровождения SAP включаются в процессы формирования годового бюджета Службы проектов SAP, формирования плана затрат и заявки на включение в БДПС.

2.3.2. Годовое планирование развития технической инфраструктуры системы SAP

Для определения потребности в совершенствовании технической инфраструктуры системы SAP в ОАО «Формула» на планируемый год, в соответствии с утвержденным ежегодным календарным планом-графиком проектов и систем SAP, Служба проектов SAP направляет Генеральному подрядчику в области поддержки и сопровождения системы SAP запрос на проведение sizing-экспертизы технической архитектуры системы.

Если для выполнения экспертизы необходимы дополнительные сведения, отсутствующие в плане-графике проектов и систем, ГПС инициируют и отправляют в Службу проектов SAP запрос на предоставление требуемой информации.

После проведения экспертизы технической архитектуры системы (без увеличения оборудования или с увеличением оборудования), ГПС отправляет в Службу проектов SAP график предоставления оборудования (Приложение 3.5).

На основании полученного графика Служба проектов SAP формирует и отправляет в отдел управления сервисами ОАО «Формула» запрос на развитие инфраструктуры системы SAP.

Для реализации запроса на развитие инфраструктуры отдел управления сервисами:

• формирует план мероприятий по совершенствованию инфраструктуры;

• осуществляет планирование и расчет необходимых вычислительных мощностей, для обеспечения реализации новых проектов и поддержки систем, находящихся в промышленной эксплуатации;

• проводит аудит технических характеристик каналов передачи данных и их соответствия техническим условиям проекта (по запросу Службы проектов SAP);

• проводит аудит технических характеристик оборудования рабочих мест и их соответствия техническим условиям проекта (по запросу Службы проектов SAP).

Срок исполнения полученного запроса не должен превышать 30 дней.

Отдел управления сервисами оформляет все принятые решения отчетом о выполнении запроса на развитие инфраструктуры и вместе с указанием суммы, определенной по проектам SAP (с уточнением направлений расходования) в бюджете отдела, передают Службе проектов SAP для согласования.

Обсуждение и определение текущих возможностей и дополнительной потребности в вычислительных ресурсах может происходить в рамках технических совещаний по вопросам обеспечения вычислительными мощностями Центра обработки данных системы SAP на планируемый год.

2.3.3. Формирование плана списания затрат и заявки на включение в БДПС

Утвержденный годовой бюджет развития и сопровождения SAP является основанием для планирования экономики Службы проектов SAP, в том числе для формирования плана списания затрат (Приложение 3.6).

План списания затрат формируется ежегодно в срок до 15 апреля года, предшествующего планируемому году.

Общие затраты по внедрению и сопровождению решений SAP рассчитываются путем консолидации затрат по проектам и системам.

Списание затрат на услуги по внедрению и сопровождению системы SAP осуществляется следующим образом:

• затраты на внедрение решений SAP относятся на расходы будущих периодов до передачи проекта в промышленную эксплуатацию. Списание данных расходов будущих периодов на затраты производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем издания приказа о вводе в промышленную эксплуатацию проекта SAP. Списание производится равными долями в течение 5 лет;

• затраты на приобретение лицензий, задействованных в решениях SAP по исполнительному аппарату ОАО «Формула» (ИА), относятся на расходы будущих периодов на балансе ИА. Списание данных расходов будущих периодов на затраты производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем издания приказа о вводе в опытно-промышленную эксплуатацию проекта SAP. Списание производится равными долями в течение 5 лет;

• затраты на приобретение лицензий, задействованных в решениях SAP по структурным подразделениям, относятся на расходы будущих периодов на балансе ИА до передачи проекта в опытно-промышленную эксплуатацию. Передача структурным подразделениям и списание данных затрат производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем издания приказа о вводе в опытно-промышленную эксплуатацию проекта SAP в данном структурном подразделении. Списание производится равными долями в течение 5 лет;

• расходы на сопровождение и управление изменениями действующих систем, затраты на SAP Support списываются единовременно.

Составление БДПС на год предполагает планирование будущих денежных операций с учетом возможных изменений условий деятельности Службы проектов SAP в следующем году и принятие мер по нейтрализации будущих негативных явлений.

Формирование заявки на включение в годовой БДПС осуществляется согласно «Положению о бюджетном управлении в ОАО «Формула». Заявка представляется в отдел финансового планирования в срок до 10 ноября года, предшествующего планируемому году. Форма заявки приведена в Приложениях 3.7, 3.8.

В рамках утвержденного БДПС Службы проектов SAP на год составляются текущие БДПС (на квартал, на месяц) (Приложения 3.9, 3.10) и в срок до 15 числа месяца, предшествующего планируемому периоду (квартал, месяц), представляются в отдел финансового планирования ОАО «Формула».

Текущее планирование позволяет оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов финансово-хозяйственной деятельности Службы проектов SAP.

2.4. Инициация работ по внедрению решений SAP

2.4.1. Общие положения

На основании утвержденного Управляющим советом SAP ежегодного плана-графика проектов и систем, бюджета Службы проектов SAP и отчета о выполнении запроса на развитие инфраструктуры Служба проектов SAP инициируют проект.

2.4.2. Формирование ТЭО

Начало работ на фазе инициации осуществляется формированием Службой проектов SAP запроса на создание Генеральным подрядчиком в области внедрения системы SAP технико-экономических обоснований проектов согласно утвержденному пакету ТКП.

ТЭО содержит информацию о причинах выбора предлагаемых к реализации процессов и решений, принятых в проекте, результаты от их внедрения и экономические расчеты эффективности.

Примерная структура технико-экономического обоснования содержит следующие разделы:

• исходные положения ТЭО;

• описание потребности во внедрении решения и функциональных возможностях каждой компоненты, которые будут использованы в проекте;

• обоснование расчета стоимости проекта;

• обоснование выбора технологии, программного обеспечения, вычислительных мощностей, количества лицензий;

• выводы и предложения, в которых дается общая оценка экономической целесообразности и перспектив от внедрения решения SAP.

ТЭО согласуется Руководителем проектов SAP, утверждается Куратором проектов SAP и является основанием для формирования проекта договора и приказа Генерального директора «Об организации проекта».

2.4.3. Приказ Генерального директора «Об организации проекта»

Если проект затрагивает только ОАО «Формула», то Приказ Генерального директора «Об организации проекта» оформляется по форме, приведенной в Приложении 3.11. Приказ готовится Службой проектов SAP, согласовывается с Руководителями служб исполнительного аппарата и/или структурных подразделений участвующих в проекте, и должен содержать следующую информацию:

• краткое описание целей и задач, которые должны быть решены в рамках проекта;

• определение объема проекта и подразделений, в которых будет реализован проект;

• определение Руководителя проекта со стороны ОАО «Формула»; определение состава Исполнительного комитета (если требуется) и генерального подрядчика (подрядчика); определение состава проектной группы;

• определение ответственных лиц, за постановку задачи, приемку работ, техническое обеспечение проекта;

• определение сроков выполнения проекта;

• определение лица, отвечающего за контроль исполнения приказа.

Если решение о реализации проекта касается структурных подразделений ОАО «Формула», то структурными подразделениями ОАО «Формула», входящие в организационный объем проекта, издаются внутренние приказы о старте проекта внедрения корпоративной информационной системы управления предприятием на базе программных продуктов компании SAP.

2.4.4. Договор на оказание консультационных услуг

Основанием для подготовки проекта договора является ТЭО, утвержденное Куратором проектов SAP.

Генеральный подрядчик в области внедрения системы SAP формирует и передает в Службу проектов SAP проект договора с приложением оценки (расчета) стоимости проекта и укрупненного календарного план-графика работ по проекту.

Проект договора согласовывается Службой проектов SAP и утверждается Главным инженером ОАО «Формула».

На данном этапе Генеральным подрядчиком в области поддержки и сопровождения системы SAP по согласованию с Руководителем проектов SAP назначается администратор проекта, выполняющий подготовку рабочих встреч по проекту, ведение протоколов совещаний, контроль исполнения принятых решений, оповещение ответственных лиц об их исполнении и т. д.

Приказ Генерального директора «Об организации проекта» и согласованный участниками договор являются основанием для реализации проекта.

Загрузка...