В последние годы во многих развитых странах важнейшим элементом промышленной и инновационной политики государства становится кластерная стратегия. Именно кластерный подход начинает играть ключевую роль в определении будущих направлений трансформации национальной промышленности, национальной инновационной системы и территориального размещения производительных сил. Специфика кластерной политики заключается в том, что в ее рамках правительства получают возможность координировать территориальное и отраслевое развитие страны, решая одновременно проблемы регионального и отраслевого развития. При этом каждая страна имеет свою специфику реализации кластерной стратегии.
Как правило, для успешного функционирования кластера в современных условиях должен достигаться консенсус между бизнесом и региональными властями. Как показывает практика, кластеры значительно отличаются друг от друга. Объясняется это национальными особенностями экономики стран и регионов, поскольку каждый регион уникален по-своему и, следовательно, имеет свою определенную специализацию.
Экспертное сообщество и участники действующих успешных кластеров на сегодняшний день в целом достигли консенсуса в том, что эффективное развитие кластера характеризуется механизмом «тройной спирали», т. е. взаимодействием трех групп участников: бизнеса, власти и науки. При отсутствии хотя бы одной из категорий формирование полноценных промышленно-инновационных кластеров становится невозможным. Данное условие является ключевым и подробно исследуется теоретиками развития межфирменных сетей и практиками кластерного развития[1].