Введение
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств.
В последнее десятилетие двадцатого века во многих странах мира заметно возрастает интерес к проблеме сохранения народного искусства. Вместе с тем, углубляется и само понимание народного искусства как духовной культуры. Доктор педагогических наук, профессор Т. С. Комарова, так раскрывает значимость этой проблемы: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальна сегодня – не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров». («Народное искусство в воспитании детей», Москва, 1997г.).
На протяжении нескольких десятилетий известные педагоги и психологи особое место в работе с дошкольниками уделяли знакомству детей с глиняной игрушкой и самой глине, как прекрасному и самому доступному материалу для творчества.
Особенности самарской глиняной игрушки
Почти все глиняные игрушки однообразны по способу изображения и это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, баран и олени, изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно лепятся и птицы. Вся прелесть игрушки по мотивам дымковской, филимоновской и др. таится в их росписи. Но здесь есть свои сложности. Во-первых, дети дошкольного возраста хотят уже в конце занятия видеть свою игрушку готовой, им хочется ее и слепить и украсить, не дожидаясь, когда она просохнет; во-вторых, росписи по объемному предмету дело очень сложное. Столкнувшись с подобными трудностями, ребенок теряет интерес к работе, не получает удовлетворение, у него нет радости творчества.
Совершенно иначе идет работа о самарской глиняной игрушке. Она изготавливается целиком на одном занятии, т.е. лепится основа и детали, выполняется декоративное оформление при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, специальных печаток. Весь процесс изготовления игрушки безостановочный.
Самарская глиняная игрушка – незамысловатые птички, рыбки, домашние и дикие животные. Простая красная глина, облита традиционно для гончаров поливой – пережженным свинцом вызывает живой интерес у детей. Почему? Если на дымковскую или калининскую игрушки малыш реагирует на яркую роспись, то самарская игрушка просто коричневого цвета. Но стоит задуматься: яркого вокруг нас и так много. Это детские игрушки и одежда неимоверных расцветок, постоянный просмотр телепередач и многое другое. Наши дети, в отличии от своих бабушек и прабабушек испытывают уже не цветовой голод, а цветочную перегрузку. Самарская игрушка необычная по форме и притягивает своими лепными и нарезными узорами. Узор в выполнении доступен детям – шарики, палочки, черточки, точки, «куриные лапки» и т.п.