Часть 1. Общие положения

1.1. Понятие и происхождение Конституции

Конституция представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем государства. В ней отражены основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности, а также определяются высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенции, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Конституция является своего рода договором между гражданами и государством. Действуя через органы власти, государство предоставляет гражданам права и свободы, а также гарантирует их защиту. При этом на граждан налагаются некоторые обязанности.

Конституция появилась как результат идеологии либерализма и теории общественного договора.

Либерализм – философское и общественно-политическое течение, которое провозглашает незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, они признаются высшей ценностью, являются правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией.

Общественный договор (социальный контракт) —общественно-экономическая теория, которая лежит в основе гражданского общества. Благодаря праву, предоставленным правам и установленным обязанностям государство закрепляет определенные соглашения с гражданами.

Понятие общественного договора означает, что люди согласны частично отказаться от своих суверенных прав в пользу государства, которое гарантирует обеспечение защиты интересов своих граждан. Таким образом общественный договор является соглашением граждан по вопросам правил и принципов государственного управления, оформленных в строгом соответствии с законом.

Главный принцип теории общественного договора заключается в добровольном согласии граждан принимать участие в формировании легитимного органа государственной власти.

Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо – наиболее известные представители теории общественного договора, чьи работы обеспечивали теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.

Функции конституции:

1. Учредительная: становится политической и правовой основой государства.

2. Организаторская: закрепляет достигнутые результаты и ставит перед обществом и государством новые задачи.

3. Внешнеполитическая: является основой внешнеполитической деятельности государства.

4. Юридическая: служит для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Для контроля за соответствием принимаемых решений конституции существует специальный орган судебной власти (в России таковым является Конституционный Суд).

Основные отличия конституции от других законодательных актов:

закрепляет государственный строй, основные обязанности и права (свободы), определяет форму государственного устройства и систему высших органов государственной власти,

• обладает высшей юридической силой,

• отличается относительной стабильностью,

• является базой для текущего законодательства,

• имеет особый порядок принятия и изменения,

• является нормативным актом прямого действия,

• обладает верховенством на всей территории государства.

1.2. Особенности Конституции России

Проект Конституции РФ был принят 12 декабря 1993 г. Это первая демократическая Конституция в истории России, состоящая из вступительной части и двух разделов; первый раздел включает 9 глав, 137 статей, второй – 9 положений.

Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3). Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Конституция является основным законом страны. Поэтому все иные законы и правовые акты не должны противоречить ей. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом. Все законы должны быть опубликованы, иначе они не применяются (ст. 15, ч. 3).

Согласно Конституции главой государства является Президент, который призван обеспечить согласованную деятельность различных ветвей власти. Он определяет основные направления политики, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным Главнокомандующим России, решает вопросы гражданства РФ. Он может вводить чрезвычайное и военное положение на территории государства и его отдельных местностей. В обязанности Президента входит подписание и обнародование федеральных законов.

Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей. В ст. 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

У Конституции есть три основные задачи:

1. Закрепить и гарантировать права человека.

2. Упорядочить государственную власть.

3. Утвердить правосудие.


Конституция РФ – главный закон страны, гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране; она является основой обеспечения правопорядка, обладает максимальной юридической силой (ст. 15).

Это значит, что ни один акт, закон, документ, принятый на любом официальном уровне, не может противоречить ее положениям. Если такое случается, этот документ полностью или частично утрачивает свою юридическую силу. В п. 2 ст. 15 закреплено, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Конституция определяет правовое положение народа, провозглашая основные права и обязанности человека и гражданина.

Она закрепляет главные принципы действия законодательства на территории всего государства и устанавливает специальный порядок изменения и внесения поправок.

Это значит, что невозможно поменять положения Конституции в обычном режиме, для этого нужны основания и соблюдение сложных процедур.

Конституция РФ является главным документом страны. При этом меняющиеся условия определили необходимость внесения поправок в Конституцию РФ, что подтверждает значительную роль Конституции, адаптированной к современным условиям.

Глава государства предложил ряд поправок – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Рассмотрев предлагаемые поправки, Конституционный Суд в своем Заключении № 1-З от 16 марта вынес решение о том, что они не противоречат действующему Основному Закону страны.

Конституционный Суд указал, что основанием для рассмотрения запроса Президента РФ стала ч. 3 ст. 3 Закона о поправке, при этом он руководствовался статьями 125, 128 (ч. 3) Конституции РФ, п. 7 ч. 1 и ч. 3 ст. 3,ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 36 и ст. 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд признал, что поправки к Конституции, устанавливаемые Законом, не изменяют Конституцию РФ.

Конституционный Суд квалифицировал последующее всенародное голосование как форму непосредственного всенародного волеизъявления, отвечающего принципу народовластия, при этом признал, что голосование по поправкам будет признано состоявшимся при любой явке.

В отношении спорных поправок, например упоминания в тексте Конституции Бога, суд также не нашел противоречий. Конституционный Суд не усмотрел включение в текст Конституции РФ указания на веру в Бога противоречащим статьям 14, 28, 19 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку светский характер государства не отменяется.

Конституционный Суд не усмотрел включение в текст Конституции РФ положения о русском языке как языке государствообразующего народа противоречащим ст. 68 (часть 1) Конституции РФ, поскольку, по мнению суда, русский народ таковым и является и это не умаляет достоинства других народов.

Конституционный Суд согласился с конституционным закреплением права государства определять возможность исполнения Российской Федерацией решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации. Суд объяснил непротиворечие этой поправки ч. 4 ст. 15 Конституции РФ тем, что поправка закрепляет не отказ от исполнения решения, а лишь способ такого исполнения.

Конституционный Суд признал перечень судов, указанных в ст. 125, 126, 128 Конституции, исчерпывающим, чем окончательно закрыл возможность реанимировать Высший Арбитражный Суд.

Конституционный Суд поддержал дополнительные требования к высшим должностным лицам, связанные с их возрастом, гражданством, постоянным местом проживания, обладанием зарубежными счетами (исключая недвижимость, иные активы и распространение этих требований на членов семей высших должностных лиц), как защищающие суверенитет РФ.

Таким образом, суд указал на отсутствие противоречий Конституции в поправках.

В соответствии с положениями второй главы Конституции РФ предусмотрен упрощенный порядок внесения поправок только относительно статьи 65, касающейся субъектного состава РФ. Для внесения поправки достаточно Указа Президента РФ, изданного на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или об образовании нового субъекта в ее составе. Так, 5 октября 2022 г. в перечень субъектов России в статью 65 внесли четыре новых региона: Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР), Запорожская область и Херсонская область.

На основании положительных итогов референдумов о вхождении ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России, которые проводились с 23 по 27 сентября, 30 сентября были подписаны договоры о включении этих территорий в состав России. Это означает, что с 30 сентября жители указанных регионов признаются российскими гражданами.

2 октября В. В. Путин внес в Государственную Думу проекты федеральных конституционных законов о вхождении новых территорий в состав России, а также международные договоры о ратификации. 3 октября после единогласного принятия федеральных законов и ратификации международных договоров их одобрил Совет Федерации:

№ 5-ФКЗ от 04.10.2022 «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики»;

№ 6-ФКЗ от 04.10.2022 «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики»;

№ 7-ФКЗ от 04.10.2022 «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Запорожской области»;

№ 8-ФКЗ от 04.10.2022 «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Херсонской области».

5 октября 2022 года вышел Указ Президента № 710 «Об опубликовании текста Конституции Российской Федерации с изменениями».

Таким образом, изменения статье 65 первой главы Конституции РФ соответствуют порядку принятия поправок в упрощенном порядке в строгом соответствии со статьями 132 и 134 главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Загрузка...