В бытность работы автора этих строк библиотекарем в периферийной библиотеке на окраине города (2015-2016), пришлось лично убедиться в существовании неофициальной, но временами вполне явно проявляющей себя локальной системы надзора.
По крайней мере, на низовом уровне – на уровне микрорайона, тайное правительство (не мировое конечно, но вполне реальное микрорайонное) существует.
Отличие от официальных правительств (от муниципального и прочих уровней) не в том, что такая тайная система носит скорее надзирающие функции (ведь и тайное мировое правительство в принципе не должно заниматься всеми текущими вопросами управления), тем не менее, вполне возможно называть такие системы правительствами, ведь их решения сильнее решений официальных правительств. В плане же терминологии, субъекты текущего исследования можно назвать Неформальными аттракторными структурами социального автономного управления (НАССАУ).
Почему аттракторными? Термин из синергетики наиболее подходит для описания этой действительно скрытой, но многократно интегрированной в общество системы, действующией на разных уровнях. Общее между разными НАССАУ то, что они тайные и вместе с тем оказывают решающее влияние на работу официальных структур по ряду интересных для них вопросов – начиная даже от уровня муниципальных библиотек. Несмотря на привлечение для данного исследования такой считающейся сомнительной идеи как конспирология или теория заговора, надо вполне отдавать себе отчёт в возможной несвязанности или малой связанности конкретных, особенно низовых НАССАУ с более крупными структурами подобного рода, потому в данном термине необходимо определение "автономные".
Около двухсот регионов входило в состав Советского Союза. И, верно, структура всех региональных НАССАУ соответствовала такому политико-административному делению, ведь таковому ранжированию в погибшем государстве были подвержены партийные органы власти. Именно из бывших партийных органов КПСС до сих пор состоят Нассау, во всяком случае, обрывку такого управления я и стал очевидцем(а также объектом управления) в отдаленном филиале муниципальной библиотеки.
Именно там я увидел, как бывшие партийные функционеры могут вмешаться в ряд хозяйственных вопросов, а втаком "заблатованном" регионе в смысле приоритета лмчных связей среди работников и руководства многих учреждений, как регион за Байкалом, их мнение носит во многом императивный характер, то есть, я видел, как заведующая библиотекой-филиалом в посёлке Забайкальском (Зверосовхозе) слушалась старухи, зашедшей в библиотеку под видом читателя (она и в самом деле была записана в библиотеку, но её поведение выдавало эдакие барские замашки советского партийца), поддакивала ей, заискивающе соглашалась с любым её мнением насчёт, скажем так, оптимизации украшении новогодней ёлки у библиотеки. А до этого, когда заведующая тот отсутствовала, пенсионерка-партийка заходила в филиал и говорила со мной наедине, в частности посетовала на освобождение лишних книг из библиотеки, она видела в груде книг, предназначенных к вывоз, советского писателя 30 40 годов Юрия Бондарева: "Как можно столько книг выбрасывать, и каких! там Бондарев был!".
Однажды партийцы устроили нам перестройку, затем демонтаж этой перестройки, и уже открытый, прежде всего информационный переход (антисоветские статьи и передачи в СМИ появились еще в последние годы жизни Союза под видом гласности) к рыночной капиталистической экономике, чтобы уже в открытую завладеть предприятиями…
И до сих пор они влияют, а тем более на государственные или муниципальные структуры (кстати, в соответствии с новой Конституцией 2020 года, муниципальные органы власти стали считаться государственными).