Глава 1 Введение в тему секса и его проблем

Жизнь – это смертельная болезнь, передающаяся половым путем.

Джордж Бернард Шоу

Мы могли бы начать нашу книгу, задав читателю вопрос, почему он её читает.

Возможно, он последовал чьему-то совету, или же нашёл это издание случайно среди других текстов. В обоих случаях вопрос состоит в том, насколько важным при принятии им решения открыть страницы этой книги было то, что она касается темы секса?

Чтобы ответить на этот вопрос, не требуется долгих размышлений: как хорошо знают редакторы иллюстрированных журналов (ьи продажи резко возрастают, если на обложке есть упоминания о сексе), секс является мощным мотивирующим фактором, который действует даже в отношении такого довольно простого выбора, как покупка книги. Это объясняется тем, что секс – одна из важнейших составляющих жизни человека.

Секс представляет собой систему, обеспечивающую сохранение жизни многих видов животных. Все, что происходит в промежутке между началом и концом биологического существования, парадоксальным образом можно рассматривать как некий способ достижения генетическим материалом устойчивости во времени; как заметил Сэмюел Батлер, «Курица – это всего лишь инструмент, с помощью которого яйцо откладывает еще одно яйцо».

Таким образом, биологическая функция секса так же важна для вида, как для отдельного человека важны дыхание и питание, без которых невозможно поддержание жизни.

И раз это так, то можно предположить, что природа наделила живых существ очень эффективными механизмами, обеспечивающими передачу жизни биологических видов; следовательно, можем сделать вывод, что системы, регулирующие сексуальное поведение, чрезвычайно мощны и идеально приспособлены для выполнения своих целей.

Однако, наблюдая за человеческим видом, создается ощущение, что в действительности дела обстоят немного по-иному: на самом деле проявление сексуальности у людей намного сложнее, чем можно было бы ожидать исходя из их биологической программы, которая находит отражение и на уровне нейробиологии.

Хотя статистические данные и имеют широкий разброс данных, в любом случае они подтверждают, что расстройства сексуального поведения затрагивают значительный процент населения обоих полов.

Кроме того, согласно статистике, секс является основной или сопутствующей причиной совершения многих преступных действий. Проблемы сексуального характера также, по крайней мере, на первый взгляд, часто являются причиной развода, расставания или неприятностей в отношениях в паре или семье.

Некоторые авторы утверждают, что большинство психических расстройств сопровождаются определенными трудностями в сексуальной жизни, поэтому можно сказать, что достаточно небольшого отклонения в психическом функционировании, чтобы это отразилось и на сексуальном поведении человека. Например, в случае депрессии сексуальное желание снижено или отсутствует; при маниакальном возбуждении характер сексуальных импульсов нарушен и их трудно контролировать; различные типы тревожных расстройств или фобий, а также многочисленные обсессивно-компульсивные расстройства тоже нарушают проявление сексуальности; употребление наркотических веществ (включая алкоголь и никотин) вызывает значительные изменения в сексуальном поведении; расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия) часто возникают у людей, испытывающих одновременно с этим и затруднения в сексуальной жизни.

Эта восприимчивость сексуального поведения к нарушениям психического функционирования подтверждает важность секса для личности в целом и заставляет предположить, что он каким-то образом тесно связан с самой сущностью личности.

Согласно Фрейду, нарушения в сексуальной сфере лежат в основе психических расстройств, называемых «неврозами» и включающих в себя фобии, навязчивые мысли (обсессии) и навязчивые действия (компульсии), истерию и некоторые типы депрессии; согласно основоположнику психоанализа, причиной подобных расстройств является конфликт между возникающими в детстве сексуальными желаниями человека (например, желанием кровосмешения, то есть совокупления с родителем противоположного пола) и запретами на их реализацию; такие конфликты подавляются человеком (о есть помещаются в «контейнер», находящийся за пределами сознания и называющийся бессознательным), но так как подавление не может быть реализовано успешно в полной мере, подавленный конфликт будет давать о себе знать в виде каких-то симптомов.

При наблюдении за сексуальным поведением человека после утраты иллюзий на его счет наблюдается не очень утешительная картина. Мы можем спросить себя, каковы причины этих проблем, присущих сексуальной жизни человека.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание многочисленные факторы биологического, этологического, антропологического, психологического, исторического, философского и морального характера. Но это привело бы нас к длинным и бесполезным рассуждениям, к тому же часто вводящим в заблуждение относительно реальных способов решения этих проблем. С другой стороны, если мы примем за основу те решения, которые доказали свою эффективность для избавления от различных форм сексуальных патологий, то направление анализа изменится на противоположное и будет идти от решений проблем к их причинам, а не наоборот. Благодаря такому подходу к рассматриваемым вопросам, мы можем сформировать достоверную картину проблем сексуального характера, а также найти способы, как достигнуть определенных терапевтических целей и при этом избежать кораблекрушения в огромном океане сложных человеческих эмоций и ощущений. И снова – «решения, которые оказываются эффективными, объясняют проблемы». Стратегии, показавшие себя эффективными, имеющими терапевтическое действие при лечении каких-либо расстройств, действительно открывают нам глаза на то, как эти расстройства формировались, на их особенности и устойчивость.

Необходимо упомянуть и наблюдаемое несоответствие между биологической и психологической зрелостью человека, а также влияние на поведение людей в последние десятилетия так называемой «сексуальной революции».

Но рассуждая об этом, важно принимать во внимание и не забывать тот факт, что медицина (и связанные с ней дисциплины, такие как психология) не является «ветеринарией, применяемой к человеку»: редукционистский подход, который может быть применим к изучению других животных, недостаточен для того, чтобы гарантировать адекватное понимание поведения людей. Хотя некоторые антропологи торопятся напомнить нам, что человек тоже принадлежит к царству животных, и что переоценка так называемой «рациональности» человеческого вида всегда является формой иррациональности (утверждение, под каждым словом которого мы готовы подписаться), нужно осознавать, что существуют пределы возможностей понимания человеческого разума, которые нельзя преодолеть с помощью редукционистского, чисто «ветеринарного» (т. е. этологического, биологического, биохимического) изучения человека. Очевидно, что это также относится и к сексуальному поведению, которое приобретает особое значение в этой сверхсложной системе, которую представляет из себя человек в целом как вид и отдельный человек в частности в его уникальности и индивидуальности.

Вне возраста: странное взросление человеческого детеныша

Если говорить о хронологии взросления, то человеческий вид проявляет по крайней мере две особенности. И обе относятся к сексуальному поведению.

Во-первых, человек, в отличие от других животных, достигает половой зрелости, когда он ещё не способен позаботиться о себе (речь идет о современном западном человеке): с биологической точки зрения, мальчик двенадцати лет и девочка десяти лет могли бы произвести на свет детей. Тем не менее, наверняка читатель предпочел бы, чтобы такого не происходило, учитывая среднее психологическое состояние людей этого возраста.

Это несоответствие между биологической зрелостью и зрелостью поведенческой очень значимо и имеет целый ряд последствий, проявляющихся в образовании, в запретах, в отношениях с родителями и властью в целом, в характере управления агрессией и так далее. Западное общество старается сдерживать и откладывать проявление сексуальности у молодых людей на более подходящий период времени, поскольку многие из них еще не в состоянии воспитывать свое потомство, а также отличать сознательное проявление своей сексуальности от злоупотребления ею со стороны людей более старшего возраста.

Молодые люди человеческого вида достигают уровня зрелости, соответствующего обществу, в котором они живут, в результате долгого, утомительного и полного трудностей процесса, при этом агрессия и сексуальность – это два биологических побуждения, которые сложнее всего сдерживать и направлять (другими, такими как питание или исследование, управлять легче, но и они не обходятся без проблем). Однако – и это вторая странность в созревании человеческой личности – формирование способности контролировать свою агрессию начинается в первые годы жизни, тогда как контролю над сексуальными влечениями учатся только после наступления половой зрелости. Управление агрессией – чрезвычайно тонкий процесс, имеющий разнообразные формы и многочисленные способы трансформации агрессии; это обусловлено тем, что человек способен учиться управлять агрессивными импульсами тогда, когда его мозг обладает максимальной пластичностью. В противоположность этому, управлению половым влечением учатся, начиная с того возраста, к которому пластичность мозга снижена, личность (то есть определенные сложившиеся способы реагирования на стимулы, «стиль» поведения, демонстрируемый конкретным человеком) уже в значительной степени сформирована, а подверженность влиянию со стороны взрослых уже значительно уменьшилась. В овладении человеком способами управления инстинктивными импульсами имеет место такое же явление, как и при изучении языка, отличного от родного: если его начать учить в младенчестве, иностранный язык будет освоен идеально, в том числе и с фонетической точки зрения, в противном случае, если его начинают учить после полового созревания, уровень владения языком уже не будет идеальным, и говорящий всегда будет иметь определенный акцент.

Переходя к рассмотрению механизмов, с помощью которых достигается контроль над инстинктивными импульсами, мы обнаружим интересные аспекты в контексте краткосрочной терапии расстройств сексуального поведения.

Люди учатся сознательно управлять своим поведением примерно с возраста одного года за счет развития префронтальной области коры головного мозга, ответственной за контроль и сдерживание импульсов, и скелетной мышечной ткани, отвечающей за двигательные функции. Очевидно, что общество одобряет формирование контроля над проявлением инстинктов. Более того, в западном обществе то, что препятствует развитию контроля над инстинктивными и автоматическими составляющими поведения, обычно считается вредным для развития личности. Кажется, что наше современное общество с подозрением относится даже к инстинктивному выражению чувств и эмоций, которое среди взрослых считается приемлемым (и то всё в меньшей мере) только для представительниц женского пола.

Однако это имеет любопытные последствия. Вмешательство воли, то есть произвольного контроля над инстинктивными импульсами, в некоторых случаях и в некоторые моменты может быть вредным. Фактически, с нейрофизиологической точки зрения воля действует путём подавления, запрета (например, произвольное выполнение двигательной задачи происходит за счёт ограничения всех возможных двигательных действий и выбора одного двигательного действия): при этом если запрет носит слишком общий характер, и поведенческий выбор становится жестким и стереотипным, то спонтанное поведение становится затруднительным. Это может стать причиной серьезных проблем, которые могут представлять интерес с точки зрения психопатологии, поскольку являются источником страданий для самого человека и/или вызывают проблемы для окружающих его людей.

Мы имеем в виду не то, что сексуальные проблемы возникают из-за общепринятых запретов, но что многие (если не все) из них появляются, когда предпринимается сознательное или добровольное усилие с целью спровоцировать или подавить естественные реакции, и что приобретение контроля над импульсами обозначает, что они контролируются специфическими системами торможения.

Другими словами, существуют универсальные нейробиологические программы, которые активируют определённые поведенческие реакции с учётом усвоенных культурных установок; реализации таких программ иногда препятствуют воля или сознание, в результате чего эти программы остаются невыполненными или выполняются с нарушениями.

Это первое, что касается отдельного человека, поведение которого подчиняется индивидуальной динамике и динамике взаимоотношений между людьми; нарушение реализации программ вызывает ситуации сильного дискомфорта, что отражается и на сексуальном поведении. Есть и другие факторы, которые делают проявление сексуального поведения проблематичным: речь идёт о социальных факторах.

Сексуальный рай

В последние десятилетия отношение западного общества к сексу претерпело настолько очевидные изменения, что нет необходимости вдаваться в подробности, чтобы доказать это: кто сомневается в этом, спросите мнение любого человека, родившегося до 1940 года.

Тем не менее, достаточно сложно определить однозначно отношение того же самого западного общества к сексуальности: очевидны противоречия и нерешённые проблемы, что даёт огромное количество материала для различных дискуссий, конференций, ток-шоу и статей, постоянно поддерживающих повышенный интерес и внимание к этой теме.

В последние десятилетия на смену так называемому подавлению сексуального поведения, которое на протяжение всей истории человечества проявлялось то в большей, то в меньшее степени, пришло «сексуальное раскрепощение». Оно оказалось чрезвычайно сложным социальным явлением, которое не замедлило привести к ряду последствий для психики людей.

«Сексуальное раскрепощение» стало возможным благодаря некоторым эпохальным событиям, таким как возможность подавления женской фертильности с помощью химических или механических противозачаточных средств, повышение значимости женщины в профессиональной области, в сферах культуры и политики, изменение характера труда и общества в целом, свойственные индустриальной и постиндустриальной эпохам (например, массовая урбанизация).

Об этой амбивалентности свидетельствует массивное, всепроникающее и гипнотическое воздействие сексуальных стимулов, с одной стороны, и социальное неодобрение преступлений на сексуальной почве, с другой; продвижение недостижимых моделей сексуального поведения и критика распространения проблем идентичности среди молодежи в современном обществе; призывы использовать средства контрацепции и одновременно с этим обвинения в снижении уровня рождаемости в западных странах.

От либерализации торговли медицинскими средствами для повышения сексуальной активности до предписания полового воздержания. От католического неоморализма до свободы нравов “Новой эры» – секс всегда играл настолько важную биологическую и социальную функцию, что неслучайно во всех культурах на протяжении тысячелетий существовали своды правил для регулирования сексуального поведения людей. Поэтому вполне предсказуемо, что такая выраженная амбивалентность по отношению к сексуальности вызывает определенные проблемы. Как кто-то с иронией отметил, великая заслуга католической церкви состоит в том, что она превратила секс в удовольствие, запретив его. Шутки шутками, но факт остается фактом: похоже, сексуальное поведение действительно каким-то образом требует запретов, а их отсутствие может для некоторых людей иметь негативный эффект в этой сфере: разжигание сексуальности может иметь весьма парадоксальные последствия. Другими словами, в сексуальном поведении проявляется то же самое, что и во многих других формах поведения, которые зависят от баланса между самоконтролем и потерей контроля. Если самоконтроль чрезмерен, поведение становится дисфункциональным; но и сильное снижение уровня контроля имеет тот же эффект. Это, как если бы проявления человеческой природы не должны были бы выходить за рамки между нейробиологическими программами (представляющим животный компонент) и поведением, которое эти программы регулируют, подавляют и формируют. Мощный нейроэндокринный механизм, регулирующий половое поведение, при этом является очень чувствительным, и вмешательство со стороны сознания и разума может в значительной мере повлиять на сексуальные функции. Однако это влияние проявляется не только в случае чрезмерного подавления сексуального поведения, но и в случае его чрезмерной активации: каждый раз, когда человек хочет добиться спонтанного поведения, его поведенческие реакции блокируются.

В этом нет ничего странного, если вам известна парадоксальная логика человеческого поведения: приказать кому-то выполнить спонтанное действие – означает помешать ему его совершить, и очень часто запретить какое-то действие, означает спровоцировать человека на его выполнение.

Таким образом, становится очевидным, что отношение общества к сексуальному поведению человека находит отражение в усваиваемых им нейробиологических программах сексуальности и существенно влияет на сексуальную функцию человека. Более того, секс, не только сам по себе стал элементом, вокруг которого вращается огромнейший диверсифицированный рынок, но и предоставил индустрии маркетинга и рекламы множество материалов, которые повышают эффективность этой сферы: сегодня практически не существует еженедельных изданий (кроме религиозных), которые хотя бы раз не помещали на обложку изображения с сексуальным подтекстом, а намеки на секс используются в том числе и для рекламы товаров, не имеющих к нему никакого отношения.

Сегодня достаточно часто можно услышать выражение «радость секса», и оно очень хорошо иллюстрирует изложенные здесь идеи. Но мы можем спросить себя: превращая секс в новый рай, в который нужно непременно попасть, не оказываемся ли мы в ловушке известного парадокса «будь счастливым»? Если это так, то мы попадаем, что называется, из огня да в полымя, перебрасываясь от неприятия сексуальности, типичного для викторианской эпохи, к сегодняшнему обязательству «непременно обрести счастье в сексе». Мы могли бы предположить, что когда секс считался занятием, «отправляющим в ад», связанные с ним запреты делали его во многих отношениях намного приятнее и привлекательнее; сейчас, когда он считается «раем», в который нужно попасть любой ценой, это обязательство многим людям отнюдь не доставляет райское удовольствие. И действительно, если очевидно, что «сексуальные запреты» приводят к довольно болезненным формам компенсации в сексуальной сфере, то мы можем также ожидать, что «сексуальные обязательства» в свою очередь приведут к невозможности полноценной реализации сексуального поведения.

…и связанный с ним ад

Каждый из только что упомянутых аспектов оказывает огромное влияние на психологию людей.

Бесчисленное количество транслируемых повсюду образов сексуального поведения, представленных в самых непостижимых формах, привело к ошибочной уверенности в том, что:

– секс представляет собой главную цель в достижении этого вида «счастья», некое право, которое должно быть реализовано любой ценой;

– секс обязательно должен соответствовать гипертрофированному образу, навязанному индустрией развлечений, художественной литературой и рекламой;

– неспособность человека реализовать модель сексуальности, предлагаемую средствами массовой коммуникации, означает его неполноценность, дефект, отклонение от нормы.

Если раньше отношение людей к сексу выражалось формулой «держи в тайне», то сейчас эта формула звучит иначе: «держи на виду». В первом случае одним из проявлений отношения к сексу было восприятие его как чего-то сомнительного и незаконного. Во втором случае превращение обычного естественного явления в нечто обязательное вызвало противоположный эффект: если в прошлом человек одержимо стремился получить то, что было запрещено, то сегодня – из-за слишком большой шумихи вокруг самого явления – оно стало представлять для него меньший интерес, или же для него стали привлекательны неестественные формы реализации сексуального поведения.

Более того, возникла классическая ситуация, когда за иллюзией следует разочарование, а затем и депрессия.

Действительно, сексуальность по-прежнему остается весьма деликатной стороной эмоционального мира человека. Признание этого явления обыденным и банальным усложняет ситуацию. Болезненное внимание к этой стороне жизни порождает безосновательные ожидания.

Сексуальное просвещение, считающееся прогрессивной стратегией воспитания детей и молодежи, похоже, наносит больше вреда, чем отсутствие такого воспитания. На практике оно ассимилируется с традиционным обучением и предстаёт в форме теоретических лекций, проводимых с определённым педантизмом, без учета индивидуальных особенностей учащихся.

На уровне отдельного человека часто происходит следующее: основанное на превознесении сексуальной активности стремление достичь некой цели, то есть в итоге соответствовать определенному образу сексуальной жизни, приводит к парадоксу, заключающемся в желании спонтанных ощущений. Этот парадокс становится фундаментом формирования многих сексуальных патологий.

Загрузка...