Еще вчера теплое осеннее солнце согревало своей теплотой. Кучи белых облаков высоко зависли в синем небе, и радовали взор своими причудливыми формами. Ночью как то внезапно и тревожно зашумело и загудело. Ветер начал биться в стекла домов, его порывы то усиливались, то затихали, но все же ветер не переставал ни на миг дуть и завывать. Ветер буйствовал, стучался в двери и окна, тоскливо стонал, заставляя замирать душу. И даже в такой ярости ветер вызывает страх и скрытое восхищение. Это бесстрашная сила, которая властвует над всем, способна заставить человека задуматься над своими возможностями, которые он так часто переоценивает.
Несмотря на то, что на улице только октябрь, к утру кроны многих деревьев лишились большей части своей листвы. Ветер безжалостно срывал их, и в стремительном вихре разносил по всей округе. Однако не все деревья смирились со столь быстрым натиском. Если грецкий орех покорно расставался со своей листвой, осыпав землю золотистым покрывалом, то груша и айва только сгибались под порывами ветра, но разлучаться со своей одеждой не спешили.
Лесной орех размашисто раскачивался и при этом цепко держался за свою листву. Только перед приближением зимних холодов он начнет скидывать свое одеяние, обнажая гибкие и упругие ветви.
Высокая туя также подверглась натиску, и хотя она тоже нехотя расстаётся со своей кроной, ее облик никак не меняется, выпадает только отслужившая свой век часть одеяния. Когда все деревья покорятся неизбежному приходу зимы и оголят все свои ветви, туя сохранит свой зеленый покров, тяжело сгибаясь под снежным покровом.
Деревья, как и людские племена, имеют свои особенности и нравы. Каждое дерево по-своему переносит жару и холод, порывы ветра и поток дождя. Деревья приносят свои плоды, и даже те, которые не плодоносят, служат миру и дают свою неизмеримую и неоценимую пользу.
Деревья твердо знают смысл и предназначение своего бытия, в отличие от многих людей, и стойко следуют им, в гармонии со всем окружающим миром. Деревья, словно ангелы, безгрешны, и все их существование является истинным примером служения миру. Они совершенно безвозмездно приносят плоды, укрывают путников в своей тени, согревают жилища, и даже строительство домов и уют в них были бы невозможны без деревьев.
А тем временем ветер неистовствовал. Он пришел неведомо откуда и принес с собой тяжелые свинцовые облака, которые нависли низко над землей. В небе не осталось ни одного пятнышка, через которое могли бы прорваться лучи солнца. Над миром властвовали сумерки пасмурного дня. В конце концов, облака не выдержали свою тяжкую ношу, и пролились обильным дождем. Ветер хлестко бил капли дождя об оконные стекла, но затем решил утихомирить свой гнев, и позволил холодному ливню наполнить собой все оттенки мрачного дня.
Такие дни редко приносят хорошие вести. Как правило, новости бывают сродни настроению людей, а такая погода не становится поводом для радости.
Городской обыватель менее зависит от непогоды. Для сельского жителя, чей быт крепко связан с землей и подворьем, подобное ненастье является поводом для дополнительных хлопот. Именно от него зависят птица и скот, сохранность кормов для них, и находятся тысячи мелких дел, которые проявляются при подобной непогоде, и которые необходимо срочно сделать.
Ветер – словно вольная птица, продемонстрировав свою силу и мощь, умчался в неведомые дали, а может быть просто исчез в никуда, точно также, как и появился из ниоткуда. Его тоскливая песня растревожила мне душу, заставила ее трепетать перед какофонией звуков, рождаемых силой ветра. Ветер свободен в выборе своего пути. Его музыка заставляет одинаково с замиранием вслушиваться в себя и птиц, укрывшихся в своих гнездах, и ничейного кота, забившегося в щель между тюками сена на сеновале, и человека, находящегося в теплом доме.
Ветер – созидатель звуков и сеятель, может быть еще и разрушителем, и где-то в далеких глубинах памяти отпечаталась информация о безжалостных ветрах, которые вырывали деревья с корнями, сметали жилища с лица земли, и уносили с собой души всех живых существ.
В юности мне казалось, что свобода должна быть безграничной, однако опыт прожитых лет и вольный ветер показывают, что даже пределы свободы должны быть разумными. Стремление к безграничной воле всегда приводит к ущемлению чужих интересов, любая свобода не должна переступать через барьеры нравственности и духовной чистоты, не должна входить с ними в противоречие. В противном случае, словно безумный ветер, она снесет все на своем пути, и разрушит все то, что составляет смысл человеческой жизни.
Мне когда-то казалось, что свобода и справедливость шагают по жизни бок о бок, но оказалось, что наличие одного не предполагает существование другого. Ветер не рождается в закрытом пространстве, он может ворваться туда и разрушить установившийся порядок и размеренный быт, принося с собой, свежую струю воздуха. Но ведь для этого не нужно все разрушать, можно открыть форточки и просто проветрить помещение.
Абсолютная свобода может привести к абсолютному разврату, и к огромной несправедливости. Свобода – это как езда на автомобиле. Разумная воля – это когда водитель действует в соответствии с возможностями своего автомобиля, качеством дороги, интенсивностью дорожного движения.
Бездумная свобода – это когда едешь с безумной скоростью, пренебрегая своей безопасностью и безопасностью тех, кто оказывается на одной с тобой дороге.
Путь к свободе в современном мире лежит только через насилие. Даже демократические свободы экспортируются через войны, а не через просвещение и милосердие.
В этом мире также нет, и не может быть безусловной справедливости. То, что для одного является ее торжеством, для другого становится суровым испытанием.
Справедливость и свобода рождаются внутри человека, который разумом своим и духовным поиском ищет истинные ценности своего бытия, стремится приблизиться к своему Создателю чистым и возвышенным служением Ему, и готов поступиться своей свободой ради всеобщей справедливости.
Современный мир – словно безумный ветер, он предлагает нам насладиться волей, избавившись от нравственности, стыда, чести, достоинства.
Для этого нам стоит только отказаться от того, что мы называем Верой, традицией. Наш мир предлагает нам веру в материальные ценности, сиюминутные богатства и славу ради ублажения тела своего, отрицая позывы бессмертного духа. Каждый волен сделать свой выбор, и этот вольный ветер находится внутри самого человека, который сам выбирает пределы своего ветра, от разумных до разрушительных.