Лимбическая система относится к подкорковым структурам. Она обеспечивает эмоциональную, вегетативную регуляцию, отвечает также за настроение, видение мира. В организме процессы устроены по принципу обратной связи, так и с лимбической системой: раздражение её структур вызывает тревожность и депрессию, длительное психоэмоциональное напряжение и неумение правильно выражать эмоции, раздражает лимбическую систему. Что первично в этом порочном круге, трудно сказать, каждый компонент поддерживает другой.
У невротиков эмоции подчинены строгому контролю эго. Любой выход за пределы эмоциональной шкалы вызывает выраженную реакцию страха, стыда или злости. Сознанием это не контролируется.
Сложные взаимодействия подкорковых структур и коры создают подсознание. Когда вы едете в машине, то ваш мозг получает одновременно множество импульсов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и т. д. Вы видите десятки зданий, людей, витрин, но кора мозга не фиксирует всю информацию. На этапе сбора импульсов они постепенно «поднимаются» от сегментарных структур к подкорковым, где также обрабатываются на нескольких этапах, и где на них формируется свой ответ, а далее импульс достигает проекционной коры (зрительной, слуховой и т.д.) и, наконец, попадает в центры гностики и праксиса. Здесь импульсы суммируются, очищаются от лишней шелухи и направляются в обратном направлении, попутно обрабатываясь на подкорковых и сегментарных этапах. Всё это занимает доли секунды.
Для сохранения ресурсов головной мозг «выхватывает» из окружающей среды узнаваемые импульсы. Поэтому два разных человека увидят одну улицу по-разному. Попробуйте, когда едете или идёте, фиксировать внимание на том, что обычно ускользает от вас, вам придётся удерживать внимание силой воли, и вы даже почувствуете психический дискомфорт. На новом месте мозг записывает свежие образы и впечатления на карту памяти. Сам человек при этом воодушевлён, он с интересом погружён в новизну событий.
Поэтому мы так зависимы от развлечений, потому что они создают иллюзию впечатлений, но по возвращении в обыденную реальность, жизнь кажется более серой.
Все нейроны головного мозга активны, но не все сразу, а конкретные группы для конкретной деятельности. Побежали – одни, читаете – другие. Вы выполняете одни и те же действия каждый день, ваш мозг выдаёт 10% активности одних и тех же групп нейронов. Новая деятельность «пробуждает» новые нейроны, которые предназначены для обеспечения этой деятельности. Чем больше вы учитесь, тем умнее становитесь, тем больше процентов нейронов активные.
Нейрохирурги обнаружили в головном мозге стволовые клетки, которые восстанавливают ткань мозга в местах повреждения. Возможности для обучения и восстановления – неисчерпаемые.
Эмоции – единственный способ взаимодействия с миром. Либо вы контролируете и направляете их, либо они вас. Для невротиков свойственен второй вариант. Более того, со временем человек начинает бояться эмоций.
В начале рабства у самого себя человек имеет некоторый контроль над эмоциями, хотя совершенно не умеет их выражать.
По мере взросления у человека увеличивается круг влияния и ответственности. Он отделяется от семьи, по крайней мере, внешне это выглядит так: сам ездит на учёбу, сам решает многие проблемы, работает, строит отношения в коллективе и занимает место в его иерархии. Хотя на деле многие люди психологически остаются детьми. Это сильно затрудняет их жизнь в мире взрослых. Закрепляется влияние эго, как адаптационно-компенсаторного механизма, ведь человеку нужно соответствовать возрасту и статусу, чтобы его принимали другие.
Т.к. зависимость от внешнего одобрения слишком велика, человек продолжает жить, так, чтобы быть «хорошим мальчиком или девочкой».
Психоэмоциональное напряжение, с которым человек не в состоянии справиться, нарушает работу лимбической системы.
По мере взросления возрастают требования к ребёнку, у него появляются обязанности, в первую очередь, хорошо учиться и слушаться. Если ребёнок воспринимает школу, как повод расстроить или порадовать маму, он переносит такой стиль взаимодействия на все области жизни.
После школы, марафон «Обрадуй маму» продолжается в университете. В худшем случае, человек будет делать это всю жизнь, не только с мамой, а со всеми. Он просто не умеет по-другому.
Всё это происходит на фоне психоэмоционального напряжения по поводу оценок, экзаменов, олимпиад. Неспособность выстраивать эмоциональные связи с другими людьми в будущем приводит к социофобии и к другим неврозам.
Итак, длительное неявное психоэмоциональное напряжение приводит к разладу функционирования лимбической системы. Человек не умеет пользоваться всем спектром эмоций, не умеет адекватно их выражать, эмоционально (психологически тоже) застревает в детском периоде. При этом должен вести себя как взрослый, чтобы соответствовать своему возрасту и статусу. В этом ему помогает эго-костюм.
Всё равно, что маскировать ребёнка под взрослого.
У всех людей свой триггер, исходя из того, насколько эмоционально окрашена и значима ситуация для этого конкретного человека. На уровне мозга происходящее воспринимается как реальная угроза. Поэтому запускаются нейрогуморальные механизмы спасения или атаки. Они же гормоны.
Пример с покраснением при волнении. Вначале триггером может быть публичное выступление, конфликт, т.е. ситуация, в которой волнение обосновано. Затем круг триггеров расширяется, вбирая в себя всё больше эмоций. Это происходит, потому что человек «замечает» свой блашинг, страдает его эго, привычный образ рушится, т.к. иных компенсаторных механизмов нет. Далее человек боится покраснеть (эритрофобия), проявить эмоции.
В неврологии есть ряд заболеваний, когда при повреждении участков коры головного мозга, растормаживаются низшие подкорковые центры и появляются движения, которых в норме нет. Только в нашем случае кора не повреждается. Функционирование лимбический системы нарушается из-за низкой адаптации к психоэмоциональному стрессу в виду психологических особенностей человека.
Также у нас в головном мозге есть поясная извилина – часть мозга, которая отвечает за переключение внимания, гибкость психики и поведения. Если её активность повышена, то человек зацикливается на одних и тех же мыслях, у него появляются ритуалы, вроде 10 раз дёрнуть дверь, удостоверяясь, закрыта она или нет, навязчивые движения, конфликтность, тревожность и ожидание плохого. На гуморальном уровне функционирование нейронов поясной извилины зависит от уровня серотонина. На этом основывается эффект антидепрессантов – ингибиторов обратного захвата серотонина. Мало серотонина – повышенная активность поясной извилины. Много – пониженная, и тогда человек легко отвлекается, становится апатичным. А это побочный эффект антидепрессантов. Привести к снижению серотонина может недостаточное поступление триптофана с пищей, а также субъективное восприятие жизни в негативном ключе. Затем это негативное видение закрепляется повышенной активностью поясной извилины из-за недостатка серотонина. Стало быть, если дело не дошло до крайности, до депрессии, снизить активность помогут позитивное мышление, проактивность, среда с качественными условиями и другие техники, направленные на изменение поведения.