Хотя состояние хюгге известно многим, дать ему однозначное определение весьма затруднительно. Для того чтобы сформулировать ощущение, надо уловить его. Хюгге, затрагивая привычные нам чувства, пронизывает нашу повседневную жизнь, наши привычки, обычаи и ритуалы.
Хюгге не потребует от вас изучения датских рецептов или секретов скандинавского образа жизни. Достаточно ответить на несколько вопросов. Где вы чувствуете себя как дома? Какие занятия и привычки являются для вас определяющими? С кем вам легче всего? Что вы вкладываете в понятие благополучия прежде всего? Что помогает вам расслабиться? Какая обстановка для вас наиболее комфортна?
Что касается меня, то я испытываю хюгге в минуты умиротворения, особенно по утрам и вечерам. Оно приходит к нам, когда мы зажигаем свечи за завтраком, варим кофе, печем оладьи и готовим ланч; оно встречает нас после работы, когда мы собираемся вместе за чашкой чая или бокалом вина или хотим насладиться ужином за кухонным столом.
Я призываю хюгге, когда разжигаю огонь в камине или костер во дворе, когда общаюсь с дорогими и приятными мне людьми или блаженствую в одиночестве. Хюгге обитает в историях, которые я читаю перед сном вот уже двадцать три года, в семейных праздниках и в таинстве Рождества. Для того чтобы прочувствовать смену сезонов, я круглый год плаваю в реке, по вечерам гуляю с собаками в полях, принимаю ванну под открытым небом. Я погружаюсь в хюгге, когда готовлю ризотто, предаюсь любви, завариваю чай или читаю в постели. Я ощущаю его на танцплощадке ближайшего городка, в походной палатке на мини-фестивале, в дружеской беседе за чашкой кофе. Оно обитает в отцовском кабинете, в саду матери, в тихих квартирах моих тетушек в Орхусе, на веранде дома родственников мужа под широким небом Африки. Хюгге возникает и тогда, когда у нас в доме собираются наши дети – все четверо, и мы сидим вокруг костра под дубами в саду, играем в карты, бродим по берегу реки, танцуем на кухне или вместе смотрим фильм, завернувшись в одеяла.
Я надеюсь, что сумею перевести сугубо датское слово «хюгге» на язык, понятный всем, и тогда вы, читая эту книгу, обнаружите, что хюгге уже существует в вашей жизни – осталось только настроиться на него.