Великие компании меняют мир в нескольких направлениях. Подрывные компании Uber и Airbnb не только совершили переворот в индустрии пассажирских перевозок и гостиничного бизнеса, но и изменили стиль и качество жизни людей во многих странах и способствовали культурному обмену между людьми. Они считаются родоначальниками экономики совместного потребления, которой пророчат решающую роль в дальнейшем изменении мира.
У Uber и Airbnb были предшественники, которые занимались каршерингом (Zipcar и Fleshcar) и обменом домами (Couchsurfing), но эти компании не стали широко известными. Именно Uber и Airbnb стали инноваторами в технологии ведения бизнеса, внедрили и распространили абсолютно новую бизнес-модель и повлияли на психологию людей.
Uber и Airbnb сами не создавали технологии, как Apple или Google, но они сумели быстро и эффективно использовать инновации, чтобы объединить цифровой мир с физическим.
Обе компании делали первые шаги в 2008 году, когда Стив Джобс презентовал первый iPhone и объявил, что на нем можно будет устанавливать программы других компаний, которые будут называться мобильными приложениями. Именно этот технологический прорыв стал знаковым в развитии Uber и Airbnb – они функционируют благодаря мобильным приложениям. Через них осуществляется связь между представителями компаний, клиентами, хозяевами недвижимости и шоферами и производится оплата. В приложении клиенты могут в режиме реального времени наблюдать за передвижениями заказанной машины и выбирать наиболее подходящие варианты временного жилья.
Airbnb и Uber – международные компании с многомиллиардными оборотами, не владеющие физическими активами.
Airbnb – гостиничный бизнес, у которого нет ни одной собственной гостиницы, а Uber – крупнейший сервис автомобильных услуг, у которого нет собственного автопарка и который сотрудничает (в том числе) с водителями-любителями.
Они создали новую бизнес-модель: интернет-платформы, где нет бумажных денег, дорожных карт и рекомендательных писем, а есть моментальные онлайн-транзакции, интерактивные карты и рейтинг водителей, хозяев жилья и клиентов. Им удалось значимо модифицировать психологию современного человека, который не только преодолел недоверие к незнакомцу, стал пользоваться чужими ресурсами как собственными, но теперь еще и задумывается, нужны ли собственные ресурсы как таковые.
Таким образом, изменение в этих двух отраслях расходятся волнами по другим – производители автомобилей всерьез волнуются о продажах, а поставщики мебели и отделки для отельных сетей терпят убытки из-за сокращающихся заказов.
Все это – следствие прихода на рынок новичков. Людей, которые не были стеснены и ограничены шаблонами мышления, укоренившимися в отрасли. Новички, которые просто хотели решить реальную проблему реального человека, а не пытались выудить побольше денег из сложившейся цепочки ценностей.
Питер Диамандис, основатель института Сингулярности в Силиконовой долине, на их примере говорит о том, что каждую отрасль ждет свой такой демократизатор и разрушитель – новичок, который начнет с понимания потребности и найдет способ удовлетворить ее дешевле, сделает это для широкого круга людей и убьет старую модель. Если вы еще не видите такого разрушителя в своей отрасли, то это потому, что вы еще не услышали о нем.
Airbnb и Uber не сразу пришли к этой бизнес-модели. Один из основателей Uber Гаррет Кэмп сначала планировал приобрести несколько дорогих черных автомобилей и составить конкуренцию таксопаркам Сан-Франциско. Все таксопарки города внесли его телефон в черный список, потому что он вызывал несколько машин сразу. Но партнер Кэмпа Трэвис Каланик настоял на онлайн-бизнесе. В первой версии Uber машины заказывались через текстовое сообщение, после получения которого оператор искал подходящую машину в специальной программе и отправлял текстовое сообщение водителю. В этой цепочке постоянно происходили сбои: то программа зависнет, то клиент отправит неправильный адрес, то водитель окажется занят.
Если международные сети отелей существуют давно, то в каждой стране, городе и даже районе мегаполиса есть свои службы такси. Uber стал первой международной компанией, осуществляющей индивидуальные пассажирские перевозки на всех континентах.
Поначалу даже основатели Uber не верили в потенциал своей компании. Они хотели только сделать родной Сан-Франциско удобным для жизни городом. Но Uber сумел завоевать Нью-Йорк (это самая сложная и долгая победа компании), Париж, Пекин и Лондон (хотя на текущий момент у компании есть сложности с этим городом). Uber присутствует в большинстве крупных городов на всех континентах, к концу 2016 года компания оценивалась в 68 миллиардов долларов, и в ней работало 10 000 сотрудников по всему миру, половина из которых – в Сан-Франциско.