Научный прогресс помог нам ответить на многие важные и сложные вопросы. Однако стоит помнить, что научные данные описывают усредненный случай. А ни один из нас к такому случаю не относится. Патогены отличаются друг от друга, мы отличается друг от друга, а значит, и подходы к лечению внешне похожих заболеваний должны различаться. К сожалению, в условиях массового здравоохранения это трудноосуществимо. Врачи работают под большим давлением с огромным потоком людей. Они вынуждены использовать стандартизированные протоколы, и помочь им увидеть за протоколом живого, отличного от других человека – наша задача.
Ни один врач не знает вас лучше вас самих. Ни один специалист не может почувствовать, что именно вы чувствуете. И никто, кроме нас, не сможет интегрировать общемедицинские сведения с тем, что мы знаем о самих себе. Это и есть осознанность – обращать внимание на себя, отслеживать внутренние изменения, рассматривать все возможности и ставить под сомнение любые истины.
Для начала разберемся, как устроено научное знание. В большей степени оно построено на отношениях корреляции. А корреляция (между А и Б есть какая-то связь), как мы знаем, не равна каузации (из А вытекает Б). По сути, все, с чем мы имеем дело, это корреляция между наблюдаемыми феноменами и болезнью. Научные исследования также выявляют скорее возможные, а не абсолютные закономерности, и вот эти-то закономерности исследователи, преподаватели, СМИ и широкая общественность транслируют как безапелляционные утверждения. Поддаться такому натиску очень легко, и все же стоит помнить – некое утверждение лишь потенциально правдиво и только в определенных условиях. Даже незначительные изменения в любом количестве переменных могут существенно изменить результат.
Так, если мы захотим протестировать влияние нового лекарства на мышечную силу, мы должны будем выбрать участников исследования, тем или иным способом преподнести им информацию о предстоящем эксперименте, решить, какую дозу лекарства будем предоставлять, определить, когда и в каких обстоятельствах будет вводиться лекарство, – и это далеко не полный список переменных, от которых напрямую зависит результат! Медицинская наука строится на базе множества таких скрытых решений.
Безусловно, врачи знают о здоровье больше среднестатистического человека, но и они не совершенны. Главный инструмент работы врача – диагноз. Если есть диагноз, значит, есть стандартизированный протокол лечения и общий прогноз о ходе заболевания. Но диагноз – это всего лишь ярлык. Он не учитывает индивидуальных особенностей организма, обстоятельств жизни, прошлого опыта. А любой ярлык делает нас более зависимыми от экспертов и технологий, заставляет разделять себя на части и пренебрегать здоровыми аспектами организма, а также формирует ожидания, под которые мы бессознательно подгоняем симптомы.