Тихая революция

За последние несколько лет ученые и специалисты в области искусственного интеллекта совершили несколько важнейших открытий, способных перевернуть нашу жизнь.

В 2017 году принадлежащая Google компания DeepMind выпустила ИИ-программу AlphaZero, которая обыграла программу Stockfish – предыдущего чемпиона мира по шахматам. AlphaZero отличалась от своих предшественников лишь одной деталью. В основе предыдущих программ лежали человеческие паттерны игры – в них закладывался человеческий опыт, знания, стратегии. Они обыгрывали людей не за счет оригинальности, а за счет скорости обработки данных. В AlphaZero, напротив, не содержалось ни заранее запрограммированных ходов, ни привычных комбинаций, ни человеческих стратегий. Создатели снабдили ее лишь базовыми правилами и поставили задачу самостоятельно разработать стратегию, максимизирующую выигрыши и минимизирующую проигрыши. В течение четырех часов программа играла против самой себя, а сразу после стала лучшим шахматным игроком в мире.

У AlphaZero не было стратегии в человеческом смысле этого слова, но у нее была собственная логика, основанная на способности распознавать такие паттерны ходов, до которых человек просто не додумался бы.

В 2020 году ученые из Массачусетского технологического института объявили об открытии халицина – нового антибиотика, способного убивать штаммы бактерий, до этого устойчивых ко всем видам антибиотиков. Сначала в ИИ-программу загрузили данные о двух тысячах «тренировочных» бактерий. На основании этих данных ИИ смог сделать вывод, какими признаками должны обладать антибактериальные вещества. Затем его попросили проанализировать данные 61 тысячи бактерий и отфильтровать их по трем параметрам:


1) бактерии подходят на роль эффективных антибиотиков;

2) они не входят в состав существующих антибиотиков;

3) не токсичны для людей. Всем перечисленным требованиям отвечала лишь одна молекула.


Если бы такое исследование проводилось привычным человеку способом, оно обошлось бы в непомерную сумму и заняло гигантское количество времени. ИИ справился с этим лучше, а его работа стоила куда дешевле. К тому же программе, в отличие от человека, не надо было понимать, почему та или иная молекула работает в борьбе с бактериями. Ей было достаточно просканировать библиотеку кандидатов, чтобы определить одну молекулу, которая будет успешно справляться с поставленной задачей, пусть и неясно, за счет чего именно. Кстати, мы до сих пор не знаем, почему она работает.

ИИ не просто быстрее человека обработал данные, но нашел и сопоставил такие аспекты реальности, которые до этого ускользали от человеческого взгляда, а возможно, и вообще не поддаются обнаружению привычными человеку методами познания.

Третьим прорывом стало создание GPT-3 – ИИ-модели по написанию текста. В отличие от двух предыдущих программ, призванных решить конкретную задачу – сыграть в шахматы или найти антибиотик, модели, подобные GPT-3, генерируют ответы на различные вводные. Алгоритм работает по принципу автодополнения: вы вводите начало текста, а программа выдает наиболее вероятное его продолжение. Программа не решает конкретных задач: введите начало фразы, и она сформулирует возможное продолжение; задайте тему, и она составит несколько абзацев; задайте вопрос, и она даст несколько ответов.

Таким образом, мы перешли от модели перевода существующего текста к созданию речевой продукции. Так называемые программыгенераторы значительно обогатят наше информационное пространство, но без должного регулирования они же могут сильно размыть тонкую линию между реальностью и фантазией.

Победа AlphaZero, обнаружение халицина, создание человекоподобного текста – лишь первые ласточки новой эпохи. Мы стоим на пороге открытия жизненно важных аспектов реальности, доселе ускользавших от человека.

Загрузка...