В настоящее время каждое направление психотерапии ис- пользует свои принципы и модели супервизии. Нам бы хотелось остановиться на тех моделях, которые популярны в большинстве стран. Это семимерная модель (Ховкинс П., Шохет Р.,2002, рис. 4) и шестифокусная модель супервизии (Э. Уильямс, 2001, рис.5). Семимерная модель более обширная. Как минимум, все ситуации С. включают пять элементов: Супервизируемый, Супервизор, Пациент, Рабочий контекст, более широкий Системный контекст. Из этих пяти обычно только супервизор и супервизант непосредственно присутствуют на сеансе супервизии. Однако клиент, а также организационный и системный контекст, существующие социальные нормы и в какой экономической ситуации проходит работа незримо присутствуют во время супервизорской сессии.
Рисунок 4. Семимерная модель супервизии
При использовании любой из этих моделей супервизор может проявить свой исследовательский талант в любом звене или фокусе этих систем (конечно, в первую очередь, надо ориентироваться на запрос супервизируемого).
В данном пособии, используя шестифокусную модель в качества алгоритма супервизии, покажем на конкретных примерах, в чем могут состоять трудности и ошибки в каждом фокусе. Хочется подчеркнуть, что распределение фокусов условно, так как конкретный пациент может вызывать трудности сразу в нескольких фокусах (принцип взаимосвязанности и взаимозависимости).
Шестифокусная модель
Рисунок 5. Шестифокусная модель супервизии
Терапевтическая система
Фокус на пациенте. Психотерапевтические мишени нозоло- гической специфичности
Фокус на клинической ситуации
Фокус на психотерапевтическом процессе и методе (психо- терапевте)
Супервизорская система
Исследование отношений между супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы (параллельного процесса)
Контрперенос
Впечатления и рекомендации супервизора
В своей практике автор руководствуется принципами внеметодических моделей супервизии. Взяв за основу ряд идей краткосрочной экзистенциальной терапии (Strasser,2022), мы модифицировали их схему (рис.6) которую предлагаем использовать на семинарах с начинающими психологами. Запрос супервизанта может касаться любого сектора «колеса».
Рисунок 6. Схема внеметодической супервизии
Возможности супервизора во внеметодической (интегративной) модели клинической супервизии
Имеет широкое представление о методах диагностики и лечения. Супервизор должен диагностировать и давать «обратную связь» по любому запросу супервизанта
Делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом. Следует принципу «пациент – лучший супервизор»
Слушает, как пациент воспринимает то, что говорит ему психотерапевт
Вникает в нюансы ответов пациента
Мысленно выдвигает гипотезы, почему у пациента возник такой отклик на вмешательство психотерапевта
Наблюдает субъективные реакции, настроение, фантазии, ассоциации, невербальное поведение, интуитивные представления. Принимает во внимание «параллельный процесс»
Выдвигает гипотезы о том, что произошло с пациентом. Рассказывает о собственном опыте контакта с подобными пациентами
Учитывает нарциссическую ранимость ученика и создает безопасную обстановку сеттинга в супервизии
Подтверждает или отвергает гипотезы психотерапевта. Проигрывает роль психотерапевта и отражает пациента
Облегчает самопознание супервизируемого и помогает ему выявить личностные проблемы и зоны развития
Исследует реалии контрпереноса
Адресует к литературным источникам, где описано, как поступать в подобном случае