Раздел 1 Юриспруденция: наука, профессия, система подготовки юристов

Глава 1.1 Юриспруденция как наука

Определение. Три аспекта понимания. Юриспруденция как наука. Объект. Предмет. Метод. Науки в системе юриспруденции. Государство. Право. Норма права. Отрасли права. Источники права. Законность. Правопорядок.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Цицерон

В результате изучения гл. 1.1 студент должен:

знать определение юриспруденции, основные понятия государства и права;

уметь раскрывать сущность юриспруденции как науки;

владеть навыками оперирования понятиями юриспруденции.

Для понимания рассматриваемого курса необходимо определиться, что такое юриспруденция, каков ее предмет и метод, основные понятия.

Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой определяет юриспруденцию как совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона юриспруденция – это наука о праве.

Согласно другому определению юриспруденция (лат. jurisprudentia – знание права) – 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), то есть теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии1.

Наконец, приведем еще одно определение: юриспруденция (правоведение) – это наука о праве и государстве, теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний, представляет собой совокупность общественных знаний о праве.

Как видим, прослеживаются два основных значения этого термина: наука о праве и практическая деятельность юристов.

Но для целей настоящего пособия имеет смысл выделить еще одно значение юриспруденции – это также учебная дисциплина, система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» согласно федеральным государственным образовательным стандартам, уровням обучения и программам, утвержденным вузом, которая дает основание для занятия профессиональной юридической деятельностью.

На данный момент содержание образовательного процесса юристов описано в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«бакалавр»), утв. приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (далее – Стандарт образования бакалавра).

Именно данный стандарт является ориентиром для базового высшего юридического образования в качестве необходимого и достаточного для работы юристом. Поэтому и учебное пособие составлено с учетом требований в первую очередь этого стандарта.

Для углубленной подготовки предусмотрен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«магистр»), утв. приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 (далее – Стандарт образования магистра).

Следует признать, что система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и система науки юриспруденции по большей части совпадают, поскольку образование – это собственно процесс изучения науки юриспруденции, однако в вузе прибавляется ряд дисциплин, необходимых для общего развития и работы юристом (типа экономики, безопасности жизнедеятельности, иностранного языка), но не входящих в науку юриспруденцию.

Таким образом, юриспруденция предстает перед нами в трех основных значениях, которые мы и будем изучать:

– наука о праве;

– род деятельности (прикладная деятельность юриста);

– система обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».

Юриспруденция как наука (отрасль знаний). Перед началом изложения предупредим, что обо всех параметрах юриспруденции как науки и составляющих ее наук, в том числе об истории юриспруденции, будет подробно сказано в конкретных дисциплинах, которые студент пройдет в вузе. Наша задача – дать лишь вводный курс, позволяющий в целом понять, что представляет собой юриспруденция как наука, оставив основное место для описания образовательного процесса и профессии юриста.

Чтобы понять существо науки, следует определиться с ее объектом и предметом. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), душу (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук).

Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.

Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.

В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.

Методы юриспруденции можно разделить на два вида:

общенаучные (применяются во всех науках): анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, эксперимент и др. Особо следует отметить использование в юриспруденции методов социальных и гуманитарных наук, к которым относится юриспруденция, характеризующихся тем, что объектом управления являются люди и отношения между ним (а не абстракции или предметы неживой природы): анкетирование, социальный эксперимент и т. д.;

частноправовые (применяются только в юриспруденции): формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Юриспруденция состоит из совокупности наук (научных дисциплин), изучающих право и государство во всех проявлениях и образующих систему юриспруденции. Науки можно разделить на теоретические, отраслевые и прикладные (табл. 1)2.

Таблица 1

Система юриспруденции

В вышеприведенном перечне наук мы привели определения только тех наук, которые прямо предписываются к изучению в вузе в качестве дисциплин Стандартом образования бакалавра. Это действительно основные науки, входящие в систему юриспруденции, но их перечень можно дополнить, например, философией права (теоретическая наука), семейным правом (отраслевая), криминологией, юридической техникой, юридической психологией, юридической социологией, сравнительным правоведением, юридической статистикой (прикладные науки). Вуз, как правило, в рамках вариативной части образовательной программы добавляет к изучению ряд дополнительных дисциплин.


Для понимания юриспруденции следует раскрыть основные термины этой науки: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок.

Государство – это особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Для понимания роли регламентации государственного устройства и верховенства правового регулирования в обществе приведем статьи Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). Как видим, государству и праву посвящена первая статья Основного закона.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Не каждое правило поведения является нормой права, например не являются таковыми «неписаные» нормы морали, дружбы.

Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права — например, конституционное, административное, гражданское. Принято делить право на частное (регулирует отношения между равными субъектами, как гражданское право) и публичное (регулирует отношения власти и подчинения, как административное право, уголовное право).

Источник права – это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права, как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина. Отметим, что в России судебная практика не является источником права, основным источником является закон, поскольку наша страна относится к романо-германской системе права. В странах англосаксонской системы права основным источником права является судебный прецедент (решение суда по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем).

Но одно дело в стране «хорошие» нормы, а другое – насколько они исполняются. Поэтому важно дать еще два термина.

Законность – политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. Как говорит известная латинская поговорка, «Закон суров, но он закон». Согласно Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов в первую очередь возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность. Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра. Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня правосознания населения, который пока еще низок. С юриста же спрос больше, поскольку юрист обладает профессиональными знаниями о правопорядке и законности.

Контрольные вопросы


1. Дайте три значения термина «юриспруденция».

2. Что такое наука юриспруденция?

3. Назовите объект, предмет, метод данной науки.

4. Определите термин «право».

5. Что такое государство?

6. Что такое норма и отрасль права?

7. Поясните суть деления на публичное и частное право.

8. Как соотносятся правопорядок и законность?

9. Опишите систему юриспруденции как науки.

10. На какие три типа делятся науки в составе юриспруденции?

Глава 1.2 Юриспруденция как профессия

Кто такой юрист? Профессия юриста. Профессиональная юридическая деятельность. Объект и предмет, виды и задачи профессиональной деятельности. История профессии юриста. Современное состояние профессии юриста.

Всякая профессия есть заговор против непосвященного.

Б. Шоу

В результате изучения гл. 1.2 студент должен:

знать определение терминов «профессия юриста», «юридическая деятельность»;

уметь раскрывать сущность юридической деятельности, ориентироваться в задачах юриста;

владеть основными понятиями юриспруденции как области прикладных знаний.

Как указано в гл. 1.1, одним из значений термина «юриспруденция» является профессиональная практическая деятельность юристов.

Однако этот термин почти не употребляется в разговорной речи при обозначении труда юристов и их профессиональной деятельности. Редко в отношении людей, которые работают юристами, говорят: «Он занимается юриспруденцией», «Он является специалистом в области юриспруденции».

Чаще в ответ на вопрос «Кем вы работаете?» или «Кем вы хотите стать?» используются слова «юрист» («Я юрист», «Я хочу стать юристом»), либо называется сама профессия: «адвокат», «судья», «следователь» и пр. А на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» юристы обычно отвечают: «правовыми вопросами», «юридической деятельностью», не используя термин «юриспруденция».

Для понимания юриспруденции как прикладной деятельности необходимо разобраться, что такое юрист, профессия юриста, юридическая деятельность.

В середине XIX в. В. Даль давал следующее определение юриста: «…правовед, законник, законовед, законоведец. Юристический, юридический, к сему относящийся. – факультет. Юрисконсульт, правовед, состоящий при каком месте, для совещанья. Юрисдикция, подсудность. Юриспруденция, правоведение, правословие, право, правда»3.

Согласно Современному толковому словарю русского языка юрист – это «1) Специалист с юридическим образованием; правовед. 2) а) Практический деятель в области права. б) разг. Юрисконсульт, адвокат. 3) разг. Студент юридического учебного заведения»4. Согласно другому определению юрист (от лат. jus – право) – это «специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права…»5.

Однако, по нашему мнению, студент учебного заведения не может считаться юристом, поскольку еще не обучен юриспруденции в полном объеме и, как справедливо указал автор словаря, это разговорное значение термина, поэтому в итоговом определении мы данный признак исключим (для студентов предлагаем использовать термин «студент юридического вуза/факультета»).

Также мы бы критически отнеслись к юристу, который имеет только образование юриста, но не занимается прикладной деятельностью. С нашей точки зрения, «настоящий» юрист лишь тот, кто применяет свои знания, умения и навыки в профессиональной юридической деятельности, которая осуществляется достаточно регулярно и без значительных перерывов. Если студент вуза учится, чтобы получить знания и навыки, то после окончания вуза его задача – применить эти знания на практике. К слову, срок непрерывного стажа является квалификационным требованием для занятия определенных должностей в области права. Выпускники, которые не работают по специальности, как правило, занимаются другой деятельностью и не сохраняют ни знаний, ни приобретенных в вузе умений и навыков. Можно ли считать их юристами?

С другой стороны, юридическое образование накладывает свой отпечаток на мышление человека, на его мировоззрение и поступки и является одной из ключевых характеристик человека на всю жизнь («юрист по образованию»), даже если выпускник реализовал себя в другом направлении.

Сформулируем итоговое определение: юрист – это специалист, получивший диплом высшего юридического образования, занимающийся профессиональной юридической деятельностью.

Так мы подошли к необходимости определения термина – что такое «юридическая деятельность», каков «род деятельности» юриста, каково определение «профессии юриста».

В литературе различается юридическая деятельность и профессиональная юридическая деятельность. Действительно, каждый человек осуществляет деятельность, которая влечет юридические последствия: вступает в сделки, покупает автомобиль, оформляет документы, читает договоры, пишет жалобы, спорит с сотрудниками ГИБДД на правовые темы. Юридическая деятельность, согласно определению А. Э. Жалинского, представляет собой в широком смысле «создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения, применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она осуществляется как юристами, так и неюристами, и воплощается в законодательстве и правовой практике»6.

Но неужели если той же деятельностью займется юрист, то это сразу станет профессиональной юридической деятельностью? В целом получается именно так, поскольку обязательные (а не вариативные) отличия в основном относятся к личности самого юриста, а не к деятельности:

– наличие у субъекта выполнения деятельности высшего юридического образования, а в ряде случаев особого статуса (адвоката);

– применение правового мышления, в том числе особый подход к анализу ситуации и поиску решения;

– использование специальной терминологии;

– использование справочно-правовых систем;

– использование в обоснование ссылок на нормативные акты и правовые аргументы;

– осуществление деятельности не для собственных нужд, а по поручению доверителя (не обязательно);

– осуществление деятельности за деньги (не обязательно).

Однако, по нашему мнению, юридическая деятельность становится профессиональной (если в основу брать слово «профессия», о котором позже) в первую очередь, если осуществляется за плату и в чьих-то интересах (государство, работодатель, клиенты, доверители и пр.). В остальных случаях юрист хотя и действует «профессионально», но не занимается профессиональной юридической деятельностью.

Также необходимо отметить, что определенная юридическая деятельность может выполняться только юристами, занимающими определенные должности / имеющими статус: например, правосудие осуществляется судом, а для защиты интересов обвиняемого по уголовным делам представителем может быть только адвокат. Согласно определению А. М. Прохорова «профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки»7. В этом определении подтверждается ключевой параметр – необходимость специальной подготовки, то есть в случае с юристом – получение диплома о высшем юридическом образовании. Это требование нашло подтверждение и в нормативно-правовых актах, например для службы в полиции на должности, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование уголовных и административных дел, необходимо высшее юридическое образование8. Поэтому наличие образования в профессии имеет максимально практическое значение – без образования просто не возьмут на работу.

Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова профессия – род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования9. В этом определении дается еще один критерий отделения юридической от профессиональной юридической деятельности – возмездность.

Из данных определений можно вывести три критерия профессии:

– род трудовой деятельности;

– осуществляется человеком, прошедшим подготовку;

– служит источником существования, дохода.

На основании изложенного сформулируем итоговые определения.

Профессиональная юридическая деятельность (профессиональная деятельность юристов, деятельность в области права) – это юридическая деятельность, осуществляемая лицами с высшим юридическим образованием, как правило, за плату и в интересах третьего лица.

Профессия юрист – это род трудовой деятельности в области права, осуществляемой лицом, имеющим юридическое образование, которая служит источником его дохода.

Но следует отличать профессию от должности. В отличие от профессии должность – это установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре организации лица, ее замещающего10. Например, профессия юрист, должность – главный юрисконсульт.

Однако наличие юридического образования – лишь общее минимальное и даже формальное требование, предпосылка для вхождения в профессию. Для того чтобы устроиться на работу, то есть получить профессию, необходимо обладать рядом компетенций (знания, умения, навыки) и соответствием в некоторых случаях дополнительным требованиям. К примеру, чтобы приобрести статус адвоката, недостаточно иметь диплом о высшем юридическом образовании. Необходимо сдать экзамен квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта России и два года отработать по юридической профессии. Чтобы стать федеральным судьей, требуется достижение возраста 25 лет и стаж работы 5 лет. А для того, чтобы стать судьей Конституционного Суда, требуется достижение возраста 40 лет.

Для обозначения всего комплекса признаков и характеристик профессии есть специальный термин профессиограмма (от лат. professio – специальность и gramma – запись) – система признаков, описывающих профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.

Далее следует понять: чем занимается юрист? В чем содержание его профессиональной деятельности?

Согласно Стандарту образования бакалавра предметом профессиональной деятельности юристов с квалификацией бакалавр является:

– разработка и реализация правовых норм;

– обеспечение законности и правопорядка;

– правовое обучение и воспитание.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Бакалавр по направлению подготовки «Юриспруденция» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– нормотворческая;

– правоприменительная;

– правоохранительная;

– экспертно-консультационная;

– педагогическая11.

Выделим и задачи профессиональной юридической деятельности, перечисленные в Стандарте образования бакалавра.

В нормотворческой деятельности:

– участие в подготовке нормативно-правовых актов.

В правоприменительной деятельности:

– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

– составление юридических документов;

– правоохранительная деятельность:

– обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

– охрана общественного порядка;

– предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

– защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В экспертно-консультационной деятельности:

– консультирование по вопросам права;

– осуществление правовой экспертизы документов.

В педагогической деятельности:

– преподавание правовых дисциплин;

– осуществление правового воспитания.

Для магистра, в отличие от бакалавра, к задачам юриста добавляется организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, которая предполагает более высокий уровень знаний.

При описании юридической деятельности интерес представляет постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 298 «Общероссийский классификатор занятий», которое, хотя и несколько устарело морально, дает определенное понимание задач юриста. Данное постановление делит юристов всего на три базовые группы: юристы, судьи и не вошедшие в указанные две группы.

Юристы: юристы проводят исследования по проблемам юриспруденции, подготавливают проекты законов, осуществляют защиту и обвинение в суде и консультируют по различным правовым вопросам. Их обязанности включают:

– проведение исследований в области юридических теорий, методологий и принципов, трактовку их применительно к существующему законодательству;

– консультирование представителей власти по юридическим проблемам, разработку проектов законов, подготовку постановлений правительства;

– консультирование клиентов по различным аспектам гражданского и уголовного права, организации собственного дела и т. д.;

– выступление в качестве обвинителя от имени государства в уголовных делах;

– защиту обвиняемых в суде;

– ведение в суде дел истца или ответчика;

– составление юридических документов;

– выполнение родственных по содержанию обязанностей;

– руководство другими работниками.

Судьи: судьи проводят судебные заседания, слушают дела и выносят приговоры. Их обязанности включают:

– организацию и проведение судебных заседаний согласно установленным правилам;

– ведение дел, выслушивание истцов, ответчиков, обвинителей, защитников, свидетелей обвинения и защиты;

– определение прав и обязанностей сторон, ознакомление присяжных (в случае, когда дело ведется присяжными) с особенностями законодательства;

– вынесение и объявление приговора;

– выполнение родственных по содержанию обязанностей;

– руководство другими работниками.

Иные специалисты в области права: в эту базовую группу входят специалисты, осуществляющие методическое руководство правовой работой на предприятиях, в учреждениях, организациях, оформление юридических актов, проведение следствия. Их обязанности включают:

– осуществление методического руководства правовой работой на предприятии, в учреждении, организации, оказание правовой помощи структурным подразделениям и общественным организациям;

– участие в разработке документов правового характера;

– подготовку материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске некачественной продукции и других правонарушениях для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы;

– учет и хранение находящихся в производстве следственных и арбитражных дел;

– ведение справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам, учет и внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты;

– консультирование по административным, хозяйственным и другим юридическим вопросам;

– засвидетельствование, оформление разного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т. п.);

– проведение следствия по гражданским и уголовным делам;

– выполнение родственных по содержанию обязанностей;

– руководство другими работниками.

К примерам профессии специалиста в области права указанный классификатор относит следующие категории: адвокат, юрист (законоведение), юрист (уголовное право), арбитр, судья, член суда, нотариус, следователь, следователь по особо важным делам, юрисконсульт. Список, как мы видим, крайне мал и не соответствует текущим реалиям.

Это и понятно – в 1993 г., когда был утвержден классификатор, ясного понимания, чем будет заниматься юрист в новой России, еще не было. Поэтому классификатор требует переработки как в сфере описания должностных обязанностей, так и в терминологии.

В юридической деятельности и заключается социальная значимость профессии юриста. Ведь только юрист способен защитить нарушенные права, помочь человеку в подготовке грамотных документов, а в итоге – обеспечить создание в России действительно правового государства. Миссия юриста в обществе, в государстве гораздо шире собственно его пользы для конкретного работодателя и клиента. Миссия юриста в глобальном плане – обеспечивать развитие гражданского общества и правового государства, как посредством высокопрофессионального выполнения своей трудовой функции, так и посредством активной гражданской позиции в остальных сферах своей жизни. Можно сказать, что благодаря качеству деятельности одного юриста улучшается вся система в целом.

Мы не будем здесь подробно описывать юридическую деятельность, поскольку во втором разделе достаточно глубоко прописано содержание (обязанности) для каждой профессии, а в третьем разделе – азы техники составления основных документов и проведения устной консультации.

История появления профессии юриста. Вопрос о том, когда возникла профессия юриста, на наш взгляд, не имеет однозначного ответа. Традиции, обычаи, табу и иные социальные нормы появились еще в первобытном обществе, и определенные лица (сильнейшие представители, старейшины) с помощью различных средств обеспечивали их применение, начиная от обучения и заканчивая «судом» и санкциями за нарушение, вплоть до изгнания из рода.

Сами профессии в современном понимании появились только с началом процесса разделения труда: кто-то занимался охотой, кто-то – защитой от нападений, сельским хозяйством. Функции, схожие с функциями юриста, имелись всегда (применительно к социальным нормам), но были скорее дополнительным занятием наиболее уважаемых членов общества и не возлагались на «специально обученных людей».

Однако вопрос, считать ли данные нормы правом или только прототипом права, на данный момент является дискуссионным, поскольку современное доминирующее определение права – это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством правил поведения. Право в таком понимании появилось с образованием государства. На начальном периоде развития человечества нормы не были общеобязательными, формально никак не определялись и тем более не гарантировались государством, поскольку как такового государства еще не было. В противовес история юридической мысли накопила несколько других теорий, которые толкуют право расширительно (естественная теория права, теологическая теория в определенном смысле), признавая за человеком изначально наличие определенных неотъемлемых прав и свобод. Поэтому в широком смысле лица, осуществляющие функции юриста, по нашему мнению, появились тогда, когда человечество начало жить по определенным правилам.

Но говорить о профессии юриста можно только с периода появления позитивного права, то есть системы общеобязательных норм, выраженных в источниках права, установленных или признанных государственной властью, которые тем самым породили спрос на людей, разрабатывающих эти нормы (функция нормотворчества), консультирующих о порядке их исполнения или порядке выступления в суде (различные советники, философы, софисты), рассматривающих споры касательно применения права (лица, выполняющие роль судей).

Некоторые исследователи считают, что первыми профессиональными юристами были члены Коллегии понтификов в Древнем Риме (образование связано с именем царя Нумы Помпилия, 753–673 гг. до н. э.). Коллегия осуществляла надзор в первую очередь за всеми религиозными обрядами, имела право решения и подачи мнения обо всех делах, касающихся сакрального права, о брачных делах, о наследствах, имела право назначать денежный штраф, занималась толкованием законов XII таблиц, хранила юридические прецеденты. В итоге сборники декретов и ответов понтификов имели в судах силу законов и сделались источником права.

Причем первоначально «юристами» становились люди, приближенные к власти, аристократы. Например, в Коллегию понтификов поначалу входили только патриции, а главным понтификом был римский император. Плебеи были допущены только в 300 г. до н. э.12 К слову, практически во все времена профессия юриста считалась уважаемой, а образование юриста открывало широкие перспективы карьеры, в том числе в органах государственной власти. Подробнее об истории появления ряда классических юридических профессий (судья, прокурор, адвокат) сказано в главах о соответствующих профессиях.

Современное состояние профессии юриста. На данный момент мы видим провозглашение России правовым государством и признание прав человека высшей ценностью уже в первых статьях Конституции. Да, в какой-то степени некоторые нормы пока что декларативны и не исполняются в надлежащем виде, но ситуация, с нашей точки зрения, улучшается, как и повышается роль юриста в современной России, от профессиональной квалификации юриста уже многое зависит.

Престиж профессии юриста и престиж права – это значения одного уровня. Если в обществе нет верховенства права, как, например, было в уголовном праве Советского Союза (оправдательные приговоры отсутствовали), то и роль юриста становится формальной, а престиж падает, либо юрист становится фактически продолжением государственной власти, «слугой» государства в худшем смысле. С возрастанием роли права в обществе развивается и профессия юриста.

Отметим, что современному юристу довольно сложно «работать юристом», в смысле применять российское законодательство. Некоторые общественные отношения урегулированы неоднозначно, технически небезупречно и юридический риск остается высоким при любом решении юриста. Например, применение законодательства о защите прав потребителей: вначале суды считали возможным уступать права по кредитным договорам от банков к организациям, не имеющим банковской лицензии, поскольку никаких запретов на то в законодательстве не содержалось. Затем Верховный Суд посчитал невозможной такую уступку без согласия клиента, фактически подменив собой законодателя.

Предусмотреть такое развитие событий не мог ни один юрист. А уж если вносятся изменения в закон, то какое-то время никто на сто процентов не может просчитать последствия его применения, а относительная стабильность оборота наступает только через 3–4 года, пока конкретные дела не дойдут до высших судебных инстанций. Поэтому работа в России – это профессиональный вызов юристу, который обязан просчитывать все риски и даже думать наперед относительно возможной политики государства в урегулировании вопросов.

В настоящее время профессия юриста разделена на множество специализаций, направлений и продолжает развиваться. В последние десятилетия появились новые формы экономических отношений, в особенности в сфере информационных технологий, финансовых институтов, международного частного права. Возникает спрос на новые формы урегулирования и защиты прав, а соответственно, и на юристов с новыми навыками, например по защите производных финансовых институтов, прав потребителей (и от потребителей), повышается спрос на юристов по интеллектуальной собственности, авторским правам, медицинскому, спортивному праву.

Благодаря качествам, свойственным юридической профессии, юристы часто достигают высот в неюридической деятельности. Например, становятся управленцами среднего и высшего звена, поскольку хорошо разбираются в вопросах регулирования той или иной деятельности и с большей вероятностью будут осуществлять деятельность законно, чем специалисты без юридического образования. Юристы успешны и на государственной службе, так как лучше, чем остальные, понимают, в чем заключаются государственные цели и интересы конкретной работы.

Конечно, это не значит, что юридическое образование самое всеядное: юристы не могут быть врачами, вряд ли справятся с решением сложных задач по физике, химии, высшей математике или астрономии. Даже цифры юристы складывают не так, как в математике, – например, в уголовном праве не всегда 2 + 1 = 3. За совершение двух преступлений, предусматривающих 2 и 1 год лишения свободы, сумма может получится 2 + 1 = 2 с учетом действующего правила поглощения наказаний.

И здесь мы не сказали о «профессиональных деформациях» личности юристов, таких как «цинизм» работников правоохранительных органов, перенос формально-юридического подхода с работы на все межличностные отношения, стремление использовать юридические методы защиты, даже если ситуация и здравый смысл этого не требуют, излишнее преувеличение правовых рисков, даже маловероятных. Поэтому гордиться своей профессией в ущерб всем остальным, конечно, не стоит.

Для обмена опытом и решения различных задач создано значительное количество ассоциаций юристов, как общих для всех юристов (Ассоциация юристов России), так и по отдельным специальностям (Международная ассоциация прокуроров), федеральных и региональных. Юридическое сообщество расширяется, структурируется, начинать осознавать себя действительно единым профессиональным сообществом, социальной группой, формулирует свою миссию в государстве, в обществе, начинает очищать свои ряды от некомпетентных и недобросовестных юристов.

С 2008 г. у юристов появился и профессиональный праздник – День юриста (3 декабря). В этот день (20 ноября по старому стилю) в 1864 г. императором Александром II был утвержден ряд прогрессивных для того времени законодательных актов в рамках проведения Судебной реформы: судебные установления, уставы гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, а также устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В частности, были провозглашены такие принципы, как создание общего для всех сословий суда, равенство всех граждан перед судом, несменяемость судей, гласность, устность, состязательность процесса, презумпция невиновности. Введены присяжные заседатели, установлен прокурорский надзор, создана четкая система судебных инстанций. Это позволило проявить себя и замечательной плеяде российских юристов того времени. До революции 1917 г. именно этот день считался профессиональным праздником российских юристов.

В то же время существуют профессиональные праздники юристов различных специальностей, а также посвященные различным памятным датам в правовой системе России, которые утверждены на государственном уровне. Приведем перечень праздников, так или иначе относящихся к профессии юриста:

– День работника прокуратуры Российской Федерации (12 января);

– День работников уголовно-исполнительной системы Минюста России (12 марта);

– День внутренних войск МВД России (27 марта);

– День специалиста юридической службы (в Вооруженных Силах РФ) (29 марта);

– День российского парламентаризма (27 апреля);

– День нотариуса (неофициальный, утвержден Федеральной нотариальной палатой) (27 апреля);

– День российской адвокатуры (неофициальный, утвержден Всероссийским съездом адвокатов) (31 мая);

– День сотрудника органов следствия Российской Федерации (25 июля);

– День судебного пристава (1 ноября);

– День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (День российской полиции) (10 ноября);

– День работника налоговых органов Российской Федерации (21 ноября);

– День юриста (3 декабря);

– День Конституции (12 декабря).

Профессия юриста ввиду социальной значимости находится под пристальным вниманием государства. К примеру, 15 апреля 2014 г. Правительством РФ утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция»13, целью которой провозглашено развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. Ответственным за исполнение большинства мер названо Министерство юстиции РФ.

Одной из задач программы является повышение уровня защиты публичных интересов и уровня реализации прав граждан и организаций. Для реализации этой задачи введен, в частности, целевой показатель:

– увеличить соотношение количества действующих адвокатов к населению страны с 0,05 в 2012 г. до 0,1 в 2020 г., то есть в два раза;

– увеличить соотношение количества действующих нотариусов к населению страны с 0,006 в 2012 г. до 0,01 в 2020 г., то есть примерно в два раза;

– увеличить объем оказанных бесплатно юридических услуг за тот же период с 37 500 до 41 000;

– увеличить долю граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг, за тот же период с 70 до 90 %.

Правда, кажутся весьма скромными целевые показатели оконченных исполнением исполнительных производств: с 45,4 % в 2012 г. до 45,5% в 2020 г., а также повышение уровня реально взысканных средств по отношению к суммам, указанным в решениях судов, с 10 до 11 % за тот же период. К работе судебных приставов уже имеются значительные претензии со стороны действующих юристов. Система принудительного взыскания, по нашему мнению, не оправдывает возложенных на нее задач. Так, усилиями юристов можно выиграть сложнейшее дело, но проблема часто оказывается не с решением, а с его исполнением.

Но в целом создание точных критериев оценки процесса реализации государственной программы представляется правильным.

Ожидаемыми результатами программы Правительство установило, например:

– создание единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения;

– наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;

– повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов.

В целом можно сказать, что правовая система России, хотя и развивается семимильными шагами, пока еще не соответствует высоким стандартам правового государства. Задача юриста – суметь остаться именно юристом и провести в жизнь те знания, которым его обучат в университете. Многое при решении имеющихся в правовой сфере проблем зависит от личности конкретного юриста, его компетентности, убедительности, понимании всей системы права, веры в торжество права.

Контрольные вопросы


1. Дайте определение профессии юриста.

2. Какова история появления профессии юриста?

3. По каким направлениям можно классифицировать задачи, возлагаемые на юриста?

4. Какие задачи возлагаются в обществе на юриста?

5. Что препятствует повышению роли юриста в России?

6. Как соотносятся общественные задачи юриста и выполнение поручений его клиента?

7. Может ли юрист выполнять работу без юридического образования?

8. Каких известных юристов вы знаете?

9. Когда празднуется День юриста?

10. Определите суть государственной программы «Юстиция».

Глава 1.3 Уровни высшего юридического образования

Выбор и поступление в вуз. Болонский процесс. Бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. Сроки обучения. Форма и платность обучения. Порядок выбора вуза. Рейтинги вузов. Аккредитация АЮР. Минимальный балл ЕГЭ. День открытых дверей. Подготовка к поступлению. Правила поступления в вуз. Льготы и целевой набор.

То, что сегодня цель, завтра будет отправной точкой.

Т. Карлейль

В результате изучения гл. 1.3 студент должен:

знать систему высшего юридического образования России, основы выбора вуза и программы обучения, правила поступления в вузы;

уметь ориентироваться в системе высшего юридического образования;

владеть методологией сравнения, выбора вуза и поступления в вуз.

Юриспруденция как система подготовки юристов реализуется посредством их обучения в высших учебных заведениях. От вуза зависит многое, если не всё, в становлении юриста. Поступающему и студенту следует разобраться в уровнях высшего образования, формах обучения, в системе оценки качества образования юридических вузов.

Уровни высшего юридического образования в Российской Федерации. На данный момент в российской системе высшего образования происходят коренные изменения, связанные с тем, что в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, которая предполагает создание единого европейского образовательного пространства, в частности стандартные образовательные ступени (бакалавриат, магистратура), признание российских дипломов за рубежом, возможность продолжать образование в другом государстве – участнике Болонского процесса.

Если раньше юрист учился 5 лет и получал диплом о высшем образовании как специалист, то сейчас в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании) и Стандартом образования бакалавра обучение длится 4 года (бакалавриат), по результатам присваивается квалификация бакалавр и выдается диплом бакалавра, что считается получением высшего образования и достаточно для устройства на работу юристом. Однако тот, кто хочет получить более специализированные и глубокие знания, теперь может продолжить обучение в магистратуре и проучиться еще 2 года, получив диплом магистра.

Система специалитета (пятилетнего образования) действует для ряда юридических специальностей («Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза») и признается Законом об образовании. Но специальности «Юриспруденция» уже нет. Законодатель сформулировал для бакалавриата и магистратуры название «направление подготовки» «Юриспруденция», а термин «специальность» оставил специалитету. Поэтому в программах специалитета специальности «Юриспруденция» нет, поскольку система образования изменилась и основной массив универсальных юристов будет учиться по схеме «бакалавр – магистр», только для которой и утверждено направление подготовки «Юриспруденция» в классическом виде с возможностью продолжения обучения по данному направлению и в аспирантуре.

Однако споры по целесообразности перехода на систему основного четырехлетнего образования не утихают. Главный аргумент противников состоит в невозможности качественно обучить за этот период, то есть пройти пятилетнюю программу за четыре года. Но процесс идет и вряд ли повернет вспять, поэтому следует идти вперед и совершенствоваться в этом направлении, поскольку у системы есть и значительные плюсы, благодаря которым реформирование состоялось.

Учащемуся необходимо сделать конкретный выбор: оканчивать только бакалавриат или продолжать обучение в магистратуре. По данным экспертов, в магистратуру будет поступать не более 25 % студентов от окончивших бакалавриат. Практика также показывает, что студенты в целом не хотят идти в магистратуру, а возможно, просто не знают, что это такое. При этом не все работодатели знают, что бакалавр – это специалист с высшим образованием, и пока достаточно скептически относятся к качеству знаний таких юристов.

Уровень образования – это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Бакалавриат – это первый уровень высшего образования, на котором подготовка осуществляется 4 года по очной форме обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденции» для квалификации «бакалавр». Окончание образования подтверждается дипломом бакалавра, который дает право на занятие профессиональной юридической деятельностью. Подробнее о содержании образовательного процесса данного уровня мы расскажем в следующей главе.

К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

Обучение на данном уровне регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)“бакалавр”)».

Магистратура – это второй уровень высшего образования, на котором подготовка осуществляется 2 года по очной форме обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» для квалификации «магистр». Окончание образования подтверждается дипломом магистра.

Обучение на данном уровне регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)“магистр”)».

О результатах Болонской системы образования и четырехлетнего образования юристов пока говорить рано, ясного понимания о том, какие будут «бакалавры права», пока нет. Как нет и понимания того, будут ли работодатели требовать от соискателей обязательного окончания магистратуры и будет ли у магистров приоритет при устройстве на первую работу перед бакалаврами. Однако уже сейчас понятно, что магистр – это более «образованный» юрист, чем бакалавр, поскольку за два дополнительных года такой юрист получил больше знаний.

Целью магистратуры является профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров к научно-исследовательской, педагогической и практической юридической деятельности в рамках выбранной программы. Специфика обучения в том, что магистратура дает не общие знания, а профильные, посвященные одной отрасли права. Программы магистратуры можно сравнить со специализацией при прежней системе образования (гражданское право, гражданский процесс, трудовое право и пр.). Окончив магистратуру, выпускник может гордо именоваться магистром права (а по гражданскому праву – магистром частного права), однако пока мало кто из российских работодателей знает, что это такое, хотя также ясно, что через несколько лет эти понятия войдут в обиход и всё встанет на свои места. Пока же достаточно очевидно, что система образования стала гибче и позволяет варьировать свой уровень квалификации в зависимости от поставленных целей.

Станет ли магистратура преимуществом при устройстве на работу, пока непонятно, к примеру аспирантура особых преимуществ при устройстве в частные компании не дает, поскольку работодателю по большому счету нужны знания, а не дипломы.

Чтобы поступить в магистратуру, в том числе заочную или вечернюю, необходимо обладать дипломом бакалавра. Для поступления потребуется сдать вступительный экзамен, то есть прием осуществляется на конкурсной основе. При этом поступать можно в любой вуз, а не только тот, в котором был получен диплом бакалавра/специалиста. Можно поступить в магистратуру и после специалитета (нового образца), но это будет считаться уже вторым высшим образованием (или последующим) и, соответственно, платным. Дипломированные специалисты, которые обучались по «старой» системе, вправе поступить в магистратуру на бюджетное отделение.

Аспирантура – это третий уровень высшего образования, на котором 3 года по очной форме обучения осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» для уровня подготовки кадров высшей квалификации.

Данный уровень называется «подготовкой кадров высшей квалификации» и осуществляется для юристов в форме аспирантуры (адъюнктура для военных, ординатура для медицинских работников), итогом которой является получение ученой степени кандидата наук по соответствующей науке. Поступить в аспирантуру может только обладатель диплома магистра или специалиста, для бакалавра прямое поступление в аспирантуру недоступно, вначале следует обучиться в магистратуре. Для поступления необходимо сдать экзамены, причем довольно часто за место борются несколько кандидатов.

Основным содержанием обучения в аспирантуре является подготовка диссертации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Результаты исследования должны обладать научной новизной, практической полезностью и актуальностью. На данный момент, исходя из положений Закона об образовании, аспирант получает два диплома: диплом об окончании аспирантуры и диплом кандидата юридических наук при успешной защите диссертации.

Обучение на данном уровне регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

Для студента, выбравшего научную и преподавательскую карьеру, аспирантура является обязательным звеном. Для практикующего юриста аспирантура, по нашему мнению, является способом стать высококлассным специалистом в определенном правовом вопросе. Достаточно выбрать темой диссертации насущный вопрос основной работы. Также аспирантура научит лучше структурировать мысли, оптимизировать мышление, использовать больший арсенал средств поиска решения, грамотно писать документы, приобрести навыки ораторского искусства (аспиранты ведут некоторые занятия). Наверное, не зря аспирантуру называют подготовкой кадров высшей квалификации.

Также сама по себе степень кандидата юридических наук внушает уважение и работодателями/клиентами рассматривается как дополнительный плюс. Поэтому, на наш взгляд, аспирантуру следует рассматривать как один из вариантов образования и элементов карьеры даже для практикующих юристов.

Отметим, что юрист может поступить не обязательно в «юридическую» аспирантуру, а может выбрать иную науку (социологию, экономику, философию), но необходимо понимать, для чего это делается. В любом случае новые знания – это интересно и полезно для личностного роста.

Наконец, можно выделить и еще один уровень образования – докторантуру. Докторантура не входит в систему высшего образования и регулируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Докторантура – это форма подготовки научных кадров, в соответствии с которой за срок, не превышающий 3 года, докторант осуществляет подготовку научно-квалификационной работы соответствующего уровня. Срок подготовки определяется договором, заключаемым между направляющей, принимающей организацией и докторантом. Такого понятия, как очная и заочная докторантура, не существует. Для направления в докторантуру соискатель должен иметь:

– ученую степень кандидата наук (то есть окончить аспирантуру);

– стаж педагогической и (или) научной работы не менее 5 лет;

– трудовой стаж в направляющей организации не менее 1 года;

– научные достижения, подтвержденные в установленном порядке (публикации в научных изданиях, патенты);

– план подготовки диссертации.

Докторская диссертация – это серьезное научное исследование, требующее глубоких знаний. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Для практикующего юриста степень доктора юридических наук, конечно, престижна, но редко кто отваживается настолько глубоко погрузиться в науку и посвятить три года серьезной исследовательской работе, а без этого смысла поступать в докторантуру нет. Практикующего юриста ценят не за ученые степени, а за профессиональные навыки и умения. Хотя в некоторых профессиях за наличие степени доплачивают (судьи, прокуроры). Но другая ситуация с учеными и преподавателями, для которых получение ученой степени – обязательная часть карьеры.

Итак, юрист по направлению подготовки «Юриспруденция» может обучаться последовательно на следующих уровнях:

– первый уровень высшего образования: 4 года – бакалавриат (с получением диплома бакалавра);

– второй уровень высшего образования: 2 года – магистратура (с получением диплома магистра);

– третий уровень высшего образования: 3 года – подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре (с получением диплома об окончании аспирантуры, а при успешной защите диссертации – диплома кандидата юридических наук);

– уровень научной деятельности (после высшего образования): 3 года – докторантура (форма подготовки научных кадров, с получением диплома об окончании докторантуры, а при успешной защите диссертации – диплома доктора юридических наук).

Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Форма и платность обучения. Учиться юрист может очно (ежедневное посещение вуза, максимальный объем лекций и семинаров), очно-заочно (вечернее обучение) и заочно (удаленное обучение с присутствием на определенных установочных занятиях и экзаменах). Загруженность студентов занятиями разная, к примеру согласно Стандарту образования бакалавра объем аудиторной учебной нагрузки при очной подготовке по программе бакалавриата составляет в неделю при освоении основной образовательной программы в среднем не менее 24 и не более 36 академических часов. При вечерней форме обучения минимальный объем должен быть не менее 12 и не более 16 часов в неделю, а для заочной формы обучения – не менее 160 и не более 200 часов в год (то есть в среднем всего 3–4 часа в неделю). Очевидно, что это сказывается и на качестве обучения, поэтому работодатели предпочитают брать выпускников, прошедших очное обучение.

Кроме того, вечернее и заочное образование дольше, чем очное, но срок устанавливается самим вузом. Как правило, заочное образование на год больше, чем очное для бакалавриата, на пять месяцев – для магистратуры, на полгода-год – для аспирантуры. Отметим, что стипендиями из бюджета, постоянными общежитиями и еще многими привилегиями обеспечиваются только учащиеся очной формы обучения.

Очевидно, что максимальный уровень знаний дается на очной форме обучения. Заочное образование такое качество не дает по определению и даже в ведущем вузе. Некоторые вообще называют заочное образование «заушным», поскольку студентов приходится вытягивать на экзаменах и зачетах за уши, чтобы не пришлось всех отчислять. Мы рекомендуем обучаться по очной форме образования, поскольку выпускники заочных отделений, приходя на собеседования, действительно в среднем показывают уровень знаний гораздо ниже, чем студенты очных форм обучения. Разумеется, жизненные ситуации бывают самые разные, например человек вынужден работать, чтобы прокормить семью. Для таких ситуаций заочное образование единственный выход, и от самого студента и его усилий уже будет зависеть качество получаемых знаний.

Наконец, обучение может быть платным и бесплатным (за счет бюджета). В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона об образовании гарантируется бесплатность высшего образования, но только на конкурсной основе и если образование данного уровня гражданин получает впервые.

При отсутствии возможности оплаты образования может быть рассмотрен вариант кредитования, который получает все большее распространение. К примеру, такой порядок урегулирован постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». Так, к примеру, основным условием для получения льготного образовательного кредита при поступлении в МГУ является наличие заключенного с МГУ договора на оказание платных образовательных услуг. Кредит предоставляется на оплату образования по основным программам высшего профессионального образования, второго высшего профессионального образования, на оплату обучения в магистратуре и аспирантуре, без каких-либо ограничений по форме обучения.

Загрузка...