Пикассо создал более 50 интерпретаций картины «Менины». (Здесь и далее примечания автора.)
Бэкон постоянно обращался к «Портрету папы Иннокентия Х», сделав около 50 искажённых версий этой картины. При этом оригинал он видел лишь раз, считая, что более близкое знакомство повредит его интерпретациям.
Веласкес носил фамилию матери, поскольку она была более знатной.
Известный нам как Джорджоне.
Интерпретаций этой картины множество. Её считали иллюстрацией к плутовскому роману, утверждали, что здесь представлены три возраста человека, отсылающие нас к библейскому поклонению волхвов, или даже Святая Троица (белый воротник – не что иное, как метафорически изображенный голубь – Святой Дух).
«Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Лк. 10:38–42.
По другой версии, Веласкес прибыл в Мадрид в компании своего тестя, Франсиско Пачеко. Что касается Хуана Парехи, то он был на самом деле не слугой, а рабом Веласкеса, подаренным ему в 1623 году. Пареха растирал краски, поддерживал порядок в мастерской и со временем сам выучился рисовать, став неплохим художником.
Благодаря этому портрету Веласкес получит заказ от папы Иннокентия Х. В Риме испанца никто не знал, и, чтобы доказать свой талант, он отправил Пареху позировать рядом с портретом на публике. Эксперимент оказался более чем успешным: теперь от заказов не было отбоя.
Цит. по: Дюма А. Три мушкетёра. Пер. с фр. Вальдман В.С., Лившиц Д.Г., Ксаниной К.А. Кишинёв: Лумина, 1974.
Веласкес создал 34 портрета Филиппа IV, многие из которых, к несчастью, были утрачены: погибли при пожаре 1734 года, когда королевский дворец в Мадриде сгорел вместе со всеми хранившимися в нем произведениями искусства.
А вот Рафаэля Веласкес терпеть не мог – по словам Ортеги, оттого что Рафаэль «вознамерился придать вещам совершенство, которым они не обладают». Веласкес был правдив в своем искусстве, но всё-таки нельзя сказать, что это правда реализма или натурализма.
Знакомство с великим фламандцем обогатило Веласкеса – 54-летний Рубенс не жалел времени на общение с молодым испанским художником и многому научил его. Но когда Веласкес назвал Рубенса однажды своим учителем, тот возмутился, сказав, что тот и прежде был настоящим мастером.
Понтифик, увидев свой портрет кисти Веласкеса, промолвил два слова: «Troppo vero» – «Слишком правдиво». После чего велел прислать испанскому художнику золотую нагрудную цепь с медальоном, где хранился миниатюрный портрет Иннокентия Х. Веласкес вернул дар отправителю, сказав, что он не художник, а слуга своего короля, что он пишет только по его повелению – и поэтому не может принять такой подарок. Как выразился Ортега-и-Гассет: «Не думаю, чтобы во всей истории живописи нашёлся ещё один подобный случай: художник, который не использует живопись как профессию».
Картинам с точной атрибуцией к тому же не везло – например, знаменитый портрет герцогини де Шеврез (и вновь привет мушкетёрам!) был утрачен, как и портрет свояченицы папы Иннокентия Х, Олимпии Мальдачини.
Единственный ученик Веласкеса, вставший почти вровень с ним, – это севильянец Бартоломе Эстебан Мурильо.
«Венера» (2006).
Главной целью четырёхлетнего пребывания Веласкеса в Италии была закупка картин для королевского дворца Алькасар и будущего музея Прадо.
Впервые эту мысль высказал Хосе Ортега-и-Гассет.
Вход в Лондонскую национальную галерею бесплатный для всех.
Во Франции – Елизавета.
Известная также как Изабелла Французская.
По слухам, их было около тридцати.
После замужества Маргарита станет императрицей Священной Римской империи, королевой Германии, Венгрии и Чехии.
Мастерскую Веласкеса украшали картина Рубенса «Паллада и Арахна» и копия с работы Йорданса «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия», выполненная зятем художника, Хуаном дель Масо.
По мнению исследователей, в «Менинах» представлен самый достоверный портрет Веласкеса (разве что он изобразил себя несколько моложе, чем был в то время). Автопортреты художника, хранящиеся в музеях Валенсии, Вены, в галерее Уффици, в Капитолийском музее Рима, вызывают у специалистов сомнения.
Считается, что мать была равнодушна к Маргарите – семье нужен был наследник, и появление дочери разочаровало королеву. Но Филипп IV обожал инфанту и называл её «моя радость».
По сравнительно недавним исследованиям, портрет Маргариты в розовом был сделан не Веласкесом, а его зятем – Хуаном дель Масо. Верится в это с трудом.