«Я другой хочу придумать календарь
Поменяю в нём немного, между прочим»
Из песни «Мой календарь»
Гай Юлий Цезарь мощнее других великих правителей вошел в историю, потому что принял, казалось бы, простой календарь. Он славит его свыше 2 тысяч лет, разместившись на рабочем столе у людей всего мира. Величие Цезаря, проявленное в простом календаре, я понял только после того, как удалось поговорить со многими людьми по поводу смены римского календаря. В нем есть мелкие недостатки, досадные для современной жизни. Подавляющему большинству эти недостатки непонятны. Кому понятны – безразличны. Кто предпочел бы их исправить, сами этим заниматься не хотят, поскольку есть более острые проблемы. При том, против нового календаря практически никто не высказался. Безразличие – наиболее точная реакция. Об него разбиваются редкие новые проекты, в том числе ученого и фантаста Айзека Азимова. Складывается удивительная ситуация: сопротивления изменениям нет, но и воли на изменение тоже нет. Есть только опасения, что при изменениях можно что-то упустить, не учесть.
А, ведь, римский календарь отличался намного радикальнее от популярных тогда в мире лунных и лунно-солнечных календарей, чем новые проекты от римского!? После Цезаря ни одна календарная реформа не победила. Любопытно, что на момент принятия юлианского календаря в соседнем Египте был намного более ритмичный календарь, который и сейчас был бы удобнее. Но Цезарь учел привычку римлян к своему календарю и только подправил его с учетом знаний о египетском.
В итоге римский календарь олицетворяет эпоху расцвета западной цивилизации, считающей себя преемницей Римской империи. Достойная эпоха, но сейчас происходит смена. Именно сейчас новый календарь, кроме исправления мелких недостатков римского, мог бы стать наглядным символом новой эпохи, в которой лидерство возвращается странам, уступившим ранее западной цивилизации. Безобидная календарная эволюция могла бы дать эмоционально-политический эффект более долгосрочный, чем ситуативная в исторической перспективе военная или экономическая победа. Принятие нового календаря отражало бы уровень амбиций нового содружества государств по факту принятия и по факту эстетических преимуществ. Возможно, стоило бы говорить об очередной новой эре, например космической, начиная ее отсчет в новом календаре.
Судя по настроениям, это дело по плечу только новому Цезарю, который осознает преимущества и трансформационный потенциал нового календаря.
А пока я могу поделиться соображениями о важности ритма календаря для жизни и своими представлениями о разных календарях, о которых узнал, пока сравнивал их со своим проектом стабильного солнечного календаря.
Меня интересует модель построения календаря, а не культурно-обрядовая сторона. Этот текст – попытка показать читателю эстетику и ритмику одних календарей на фоне других. Взгляд на альтернативы с акцентом на ритмичность.
Чтобы не открывать отдельный раздел с благодарностями, отмечу энергетическую подпитку своего давнего собеседника, Павла Максименко, без которого я бы наверняка ограничился публикацией в блоге. Его подзуживание заставило проявить заметно большую активность, узнать мнение разных людей, в том числе весьма неординарных.
Поворотным мнением в нашей с Павлом активности оказалась позиция А.Г. Асмолова, который сразу же связал идею смены календаря с подходами Л.С. Выготского, что календарь – это инструмент культуры, который может и должен развиваться, культуры работы со временем.