Когда мне было 17 лет я окончил школу и готовился к поступлению
в университет. На тот момент я уже более 10 лет занимался танцами. Мои родители
дали ясно понять, что финансирование моих занятий закончено и далее все
затраты на свое развитие я должен нести сам. Более того, у меня не было
варианта поступать в университет на платное обучение по той же причине.
Оценив свои перспективы, я ясно понимал, что должен попасть на
бюджет, чтобы не угодить в армию и начать зарабатывать деньги, чтобы иметь
возможность развиваться в танцах. Так я начал преподавать детям в школе,
которую закончил.
В этой школе работали группы, которые вел мой тренер. Был июнь
месяц, учеников в группах немного. Мой преподаватель отдал мне две группы с
одним условием, если количество учеников в группе будет меньше пяти человек,
группы закрываются на каникулы. В первой группе было семь человек, во второй – шесть.
Половина средств от занятий полагались мне и пусть они приносили сущие копейки,
выбирать было не из чего.
Скажу сразу, это был epic fail. Мне удалось провести буквально 3–4 занятия до того, в группе стало меньше пяти человек и ее закрыли на каникулы. Сказать, что я был расстроен – не сказать ничего. Всю ситуацию я принял на свой счет и пребывал несколько дней в ужасном состоянии. Казалось, это была моя самая большая неудача и самый большой провал.
На тот момент я ничего не знал о сезонности танцевального бизнеса и что каждый год летом практически все ученики уходят на каникулы и продолжают свои тренировочные занятия в августе – сентябре. Для меня было нормой продолжать свои тренировки летом. Времени этому можно было уделять больше, т.к учебных занятий в школе не было. В моей голове крутились мысли, что ученики перестали посещать занятия в результате моего непрофессионализма и незнания.
Уже намного позже я понял, что причина была в банальных отпусках, запланированных задолго до ведения мной уроков. Самое забавное, что мой руководитель об этом знал и дал мне своего рода проверку, испытание, чтобы посмотреть, как я буду действовать в этой ситуации. Мудрое решение.
Мне было стыдно сообщать ему о том, что группа буквально развалилась. Но, к моему удивлению, он сказал, что многие родители очень довольны тем, как я занимался с детьми. Дети после тренировок с горящими глазами рассказывали дома, как прошло занятие, как им понравились упражнения и новые движения. Не могу сказать, что меня это успокоило. Однако руководитель сказал, что уезжает в отпуск, а одна пара хочет работать летом индивидуально. И они согласны, чтобы работал с ними я. Услышав это, я был невероятно рад!
Пара мне досталась просто замечательная. Прекрасные ребята 8 лет, Никита и Ксения. Я настолько проникся к их дисциплине, желанию заниматься и работоспособности, что еще больше зауважал моего руководителя. Я дал себе слово, что сделаю все возможное, чтобы эта пара за отведенные мне 2 с небольшим месяца работы показала невероятные результаты и я доказал окружающим, что могу работать с детьми и добиваться успеха своих учеников.
Перед каждым уроком я продумывал все, что мы будем делать, я выучил все схемы, которые они исполняли на тот момент и танцевал их дома, на своих тренировках и даже на остановках общественного транспорта). Я искал варианты наилучшего исполнения хореографии, ритма, самых эффектных фигур, красивых позировок, которые подойдут именно этим ребятам. В итоге мы сделали хореографию, которая, на мой взгляд, была лучшим вариантом для этой пары, и принялись ее готовить к выступлению на турнире.
Через 2,5 месяца Никита и Ксения танцевали открытое первенство «Европа – Азия» в финале, в категории «Дети до 10 лет». Для детей и их родителей это был выдающийся результат, который вывел пару в самый высокий класс по классификации на тот момент.
Еще через 3 месяца ребята стали победителями чемпионата Челябинска и Челябинской области, а чуть позже вошли в список лучших 48 пар России в своей категории. Надо ли говорить, что ценность тренера – в учениках, которые его представляют, а уважение и признание коллег заключается в результатах. После этой пары было много талантливых учеников и высоких достижений.
Кстати, я поступил в университет на факультет педагогики и психологии, на бюджет. Я получал знания и сразу применял их на практике в работе со своими учениками. К моменту открытия своей первой студии танцев я преподавал уже 10 лет. Оглянувшись назад, я понял, как много ошибок мною было допущено и как много времени потеряно. Все можно было сделать лучше, быстрее и эффективнее.
Наверное, это и послужило толчком к тому, чтобы передать весь мой опыт в первую очередь моим коллегам – преподавателям студии, ведь начиная бизнес с нуля, с практически нулевым капиталом, я не мог себе и своим сотрудникам позволить допускать столько ошибок. Я знаю много примеров неудачных бизнесов и стартапов. Часто все решает время и то, насколько быстро ты сможешь выйти на хороший оборот и доход. Поэтому данная книга стала своего рода чек-листом, по которому я и мои преподаватели двигались на пути к нашему общему успеху.
Занятно, но на практике именно выдающихся результатов зачастую достигают не обязательно выдающиеся танцоры. Ведь умение выразить себя в танце – не значит умение выразить свои мысли и объяснить материал словесно и, более того, добиться желаемого от своего ученика.
Хотя, я думаю, вы согласитесь, что показ материала является частью обучения, но, повторюсь, лишь частью. Я знал много талантливых преподавателей, не обладающих «идеальным» показом и учеников, которых заставляли согласиться с тем, что успешный танцор и успешный тренер – это не обязательно один и тот же человек.
Чтобы достичь результата, надо четко понимать, что именно является результатом. В этом помогает постановка целей. А дальше, чтобы достичь этих целей, мы последовательно решим ряд задач.