Звездами не рождаются

В 1980-х годах Роберта Келли более всего занимал вопрос: почему даже в крупных компаниях, у которых есть возможность нанимать лучших из лучших, так мало настоящих звезд – тех, кто многократно превосходит своих коллег и увеличивает продуктивность компании?

Подобным вопросом в тот же период задавались и топ-менеджеры, и рекрутеры американской корпорации Bell Labs, которые столкнулись с проблемами эффективности сотрудников после судебного решения о разделении компании на восемь частей. Для Bell Labs это стало серьезным ударом – около 100 лет компания была монополистом в области телекоммуникаций.

Сотни ученых и инженеров, которые работали в тепличных условиях закрытых лабораторий, внезапно оказались в бурлящем океане неопределенности и высокой конкуренции. Руководители Bell Labs понимали, что выжить в новых условиях можно, лишь значимо повысив продуктивность. Для этого нужно было сначала найти эффективный способ измерения продуктивности, а затем оперативно разработать план ее улучшения. В противном случае в работу компаний неизбежно вмешались бы внешние силы: конкурентное давление привело бы к реструктуризации, Уолл-стрит вынудила бы провести сокращения, а новые собственники выдавили бы прежних сотрудников из компании.

Команда Роберта Келли взялась за работу: исследователям предстояло узнать секреты продуктивности звездных сотрудников Bell Labs и изобрести способ сделать всех остальных более эффективными. Сначала члены команды попросили топ-менеджеров составить списки сотрудников-звезд – тех, кого они в первую очередь привлекли бы к работе над сложным проектом или пригласили работать в свою собственную компанию. Но когда список показали рядовым сотрудникам, занятым интеллектуальной деятельностью, они не согласились с выбором руководства. Тогда Келли попросил этих сотрудников и менеджеров написать характеристики сотрудников-звезд, которые отличают их от остальных коллег.

При анализе ответов исследователям удалось выявить 45 часто повторяющихся характеристик звезд, которые можно было отнести к трем категориям: когнитивные особенности (высокий IQ, логика, креативность); личностные особенности (уверенность в себе, амбициозность, способность пойти на риск); социальные особенности (лидерские способности, коммуникативные навыки).

Исследователи провели несколько тестов и интервью как со звездами, так и с рядовыми сотрудниками, чтобы выяснить, кто из них обладает этими 45 характеристиками. Также интервьюеров интересовали и другие параметры: отношения с боссом, удовлетворенность работой, отношение к наградам и поощрениям. В результате исследований были составлены индивидуальные кейсы 200 сотрудников. Информацию занесли в компьютер и несколько месяцев анализировали десятками способов с целью выявить решающие отличия звезд от середнячков. Однако оказалось, что никаких значимых психологических, интеллектуальных и социальных отличий между ними нет. Драгоценное время и ресурсы Bell Labs были потрачены впустую! Исследователи и топ-менеджеры были разочарованы.

И тут Роберта Келли осенило! Дело не только в каких-то врожденных характеристиках и специальных знаниях (хотя без них не обойтись), но и в том, как люди ведут себя на работе изо дня в день! Новое исследование помогло выявить девять стратегий, которые применяют в работе сотрудники-звезды. Хорошая новость заключается в том, что освоить и применять эти стратегии может любой сотрудник, если будет рассматривать свою деятельность не как набор определенных действий, знаний и навыков, а намного шире.

Загрузка...