Дорогой читатель
Приветствую тебя в нашей книге – "Как работать с идиотами". Данная книга является большим пособием для любого человека из мира бизнеса, независимо от оборотов, должности и практики. Такие персонажи, как идиоты, которым и посвящена данная книга, встречаются абсолютно везде: среди клиентов, начальников, коллег, партнёров и всех остальных случаях человеческого взаимодействия. Для того, чтобы ваше взаимодействие стало наиболее эффективным мы составили подробнейшие классификации, рассмотрели возможные сценарии и модели руководства для вашего бизнеса. Отдельно же составили подробные инструкции, как определить свое положение и как с ним работать так, чтобы, даже оказавшись на месте идиота, изменить все в свою сторону. На составление данной книги был потрачен не один год, а за полезными практиками стоят реальные истории и жизненные приемы, изменившие образ жизни многих людей.
Меня зовут Твердохлеб Иван, я практикующий бизнес-тренер с опытом психологических, навыковых и функциональных тренингов для людей любого возраста и социального положения. Нам с вами предстоит пройти большое исследование, и я буду рад вас в нем напутствовать. В самом конце, после содержания, вы можете обнаружить почту для связи со мной, и я помогу вам разобрать все сложные и противоречивые вопросы, узнать, как поступить в вашей конкретной ситуации или же заказать подробный разбор вашего кейса с возможностью личного знакомства. А сейчас предлагаю вам начать наше интереснейшее путешествие.
БЛОК №1:
Всем и
каждому
Глава №1:
Введение и
определение
Каждый из нас, кто хоть один день своей жизни проводил на работе, знакома ситуация общения с некомпетентными, социально глупыми людьми, которых вы называли глупцами, тугодумами, балбесами и идиотами. Именно о таких людях, о сложностях, опасностях и выгодах сотрудничества с ними мы и предлагаем вам поговорить, используя данную книгу. Постараемся избавиться от всех белых пятен идиотского бизнеса и ответить на максимальное количество вопросов всех свойств, чтобы вам, кем бы вы ни были, было проще функционировать с персонами подобного типа и понимать их природу.
Первым же словом хочется расставить все точки над “и” и ответить на любые сомнения читателя: мы ни в коем случае не хотим задевать ничьих чувств и проблем, мы не рассматриваем идиотизм как проблему, болезнь или особенность, здесь, в этой книге, понятие “идиот” сводится к имени нарицательному, с тем же успехом можно его заменить на “стул” или “варежка”. Мы не оцениваем ничьи умственные способности и не утверждаем ничего однозначного и ничего связанного с идиотией в прямом понимании данного термина. Для того, чтобы лучше охарактеризовать специфику изучаемого вопроса, проводим свое определение данного термина для рассматриваемого нами контекста. Как это не странно, но “идиотом” может оказаться абсолютно любой человек, в свете абсолютно разных событий и исходов, независимо от образования и социализации, хоть, зачастую, это и влияет. Главным критерием рассматриваемого нами вопроса будет обладание социальным умом и развитием как личности с точки интересов и настроений, обладание навыком социальной гибкости и социальной хитрости. Распишем в примерах и деталях чтобы было максимально понятно.
Сейчас мы рассматриваем контекст бизнеса и для бизнеса важно быть успешным наемником или руководителем, уметь чувствовать ситуацию и уметь ее прогнозировать, пусть и не далеко. Идиот, зачастую, предпочитает следовать общему потоку, без рисков, или смелых планов, или вынужден ему следовать. Идиот доверчив и не думает о возможности скрывать истинные мотивы и эмоции. Идиот, как правило, обладает неадекватной самооценкой: или самостоятельно занижает себя до низжих уровней, или, напротив, уверен в своей исключительности и уникальности. Идиоту свойственно обладать целыми спектрами комплексов, психологических проблем и, что очень интересно, принципов и убеждений. Принципы очень часто проявляет себя как самоограничения, воспитанные яркими событиями прошлого. Принципиальность работает как ограничитель и заставляет действовать исходя из предубеждений морали, а не бизнеса и выгоды. Таким образом и мы определяем, что идиот сам себе вставляет палки в колеса и сам себя ограничивает в развитии, доходе и удовольствии.
Именно об удовольствии и пойдет дальше речь. Независимо от сферы вашего дела и вашего развития: тот, у кого нет удовольствия от работы – идиот, это не работает в другую сторону, но если человек несчастен там, где он – то все плохо. Существует целая общность идиотов по неволи, но это мы опишем после. В обществе, бизнесе и простом человеческом развитии у каждого существуют определенный перечень качеств, определяющих их “социальное место” и определяющие их максимум в сложившихся обстоятельствах. Сейчас мы постараемся через качества определить группу рассматриваемых нами личностей.
Большой доход способен благотворно влиять на удовлетворение работой и здесь как раз действует тезис, что очень большой риск получить звание идиота имеют люди из бедности, но этот, как и очень многие другие постулаты, не является абсолютным. Существуют и умные идиоты, и люди из бедности, которые идиотами не являются. Для вторых типов личности бедность является или независимым обстоятельством, или необходимостью и когда у него придёт успех – бедность отсеется за ненадобностью, а сам человек получит все прилагающиеся к успеху бонусы. Термину “умный идиот” я бы рекомендовал уделить очень большое внимание, в связи с чем этот термин был направлен в отдельную главу, с которой мы познакомимся ближе немного позже.
Хитрость – один из самых важных факторов определения неидиота, чем человек хитрее – тем, зачастую, он и оказывается социально умнее. Нужно быть очень тонким и развитым человеком чтобы заниматься хитростью и интригами, манипуляции и лицемерие – сильнейшие инструменты хитрого человека. Для достижения своей цели нужно уметь пренебречь хорошими отношениями с людьми и научиться видеть в других инструмент для себя. Мы говорим о бизнесе и деньгах, вы можете быть восхитительным человеком, добрым и максимально честным, но за это, как правило, платят редко (казаться добрым – другое). Осмотрите мировой политикум – максимальная хитрость и отсутствие какой-либо честной прямоты и это правильно: если вы не можете недоговаривать людям, свои планы держать в секрете для вас слишком тяжело, а на любых манипуляциях вы быстро раскрываетесь – не означает что вы идиот, просто вы добрый ко всем, отсюда тоже можно добиваться успеха, но чуть сложнее.
Отличительной способностью социально умного человека будет являться ко всему прочему возможность гибкости и умение быстро и четко подстраиваться под обстоятельства. Мир меняется молниеносно, особенно в наше время и то, что актуально сейчас, через полгода уже почти никто не будет обсуждать. Задача умного человека – подстраиваться под эти изменения. Речь не только о том, чтобы обсуждать актуальные новости в коридорах и у кулеров, а в том, чтобы адаптироваться под их изменения. Когда во всех новостях только и говорят, как о движении за права и против сексуальной объективации, только социально недалекий человек не будет перебарывать свою закоренелую привычку говорить комплименты всем милым девушкам из офиса. Когда государство борется с серыми зарплатами и уходом от налогов, директора-неидиоты держат руку на пульсе и всегда готовы разработать новый путь экономии, пусть и нарушая закон.
Стремление и поиск новых контактов и знакомых – также ложится в определение современного развитого человека. Большие связи помогают делать карьеру, организовать бизнес с нуля и заручаться надежным окружением для выполнения, как и сиюминутных целей, так и больших и сложных планов. Связи не помогают только упертым индивидуалистам, которых катострафически мало и куда чаще, люди, движущиеся только сами по себе, не достигают ничего значимого, даже один друг и напарник уже делает дело куда успешнее. Человеку одному невозможно увидеть все сложности и недочеты работы, в споре рождается истина и тем самым даже самому умному человеку нужно мнение со стороны: у Шерлока был Ватсон, у Джобса был Возняк, а у президентов есть партии, советники, заместители и другие представители правительства. Стоит только отметить, что это коррелирует с остальными пунктами и полным доверием расплываться даже перед самым закадычным товарищем абсолютно не стоит, быть хитрым никто не отменял.
Как можно заметить – перечень качеств и формулировок достаточно широк, а идиотская группа набирается большая. Так можно случайно предложить, что идиотами будет являться чуть ли не половина, а может и больше окружающих нас коллег, начальников, партнеров и соискателей. Да, так оно и есть, идиотское общество невероятно широко и разнообразно, и сейчас даже не столь важно, чем вы занимаетесь, вы уже можете представлять о каких людях из вашего окружения речь. Работая хоть в space-x, хоть в subway, вы никогда не будете наверняка свободны от идиотизма окружающих. Говоря по своему опыту – наибольшие концентрации мне удавалось обнаруживать, на удивление, в довольно хороших компаниях, где существует достаточно высокий уровень и ориентированность на хай-класс, в то время как на более простых местах были более простые люди, но идиотизма было гораздо меньше и больше осознанности.
Глава №2:
Классификация
коллег
Независимо от области деятельности, опыта и места деятельности, идиотов всегда достаточно много и все они будут разными. Поэтому и полезным будет составить некую классификацию таких сотрудников и рассмотреть их как можно подробнее. Сейчас хотелось бы выделить несколько основных категорий определения идиота в работе, не все, но самые яркие и многочисленные.
Самый показательный идиотизм безусловно исходит из персонажей, которых можно охарактеризовать словом “горелый”. Горелых идиотов крайне много, они встречаются абсолютно в любой компании, практически на любых уровнях иерархии. Чаще всего именно по концентрации горелых идиотов можно понять перспективы и будущее работы в той или иной компании. Такие люди неудачники, по крайней мере, они себя такими считают: прошлые амбиции, достижения и планы, все оказалось или несбыточным, или слишком неинтересным для стремления. Лузеры, разочаровавшиеся в жизни и никуда не стремящиеся, но работают на своем месте и вроде как неплохо. У них нет энтузиазма, нет больших целей, огромное количество лени. Мотивировать данного человека невероятно сложно, скорее всего его придется переделывать и это не в интересах работодателя, поэтому, или уволить, или терпеть. Такие люди мало пользы дадут любому бизнесу так как им это просто не интересно, они за ним даже не следят, едва ли они следят хотя бы за собой. Очень часто люди представляют, что стараться не стоит того и для их уровня успех уже то, что есть. Это не так – стремление должно быть абсолютно всегда и амбиции нельзя отпускать несмотря ни на что. Даже в 14, не имея опыта работы, не останавливайтесь на простой должности и простом окладе, ищите способы приумножать, наращивать капитал – полезнейший навык, который обязательно пригодиться. Даже в 70, идя сидеть на кассе в самый простой магазин, ставьте цель получить место топового универмага, будьте требовательны к себе, не давайте поводов прокрастинации побеждать. Даже на месте управляющего Tesla и Google – стройте планы дальше, не останавливайтесь, остановиться возможно будет всегда, а набирать скорость порой нужно очень долго. Углубляясь в прошлое, очень часто в жизни горелых идиотов действительно были яркие взлеты и желания покорять космос, но что-то как-то где-то не получилось, скорее всего виноваты обстоятельства или кто-то злой со стороны, но конечно не он сам. Однако, для компании он крайне лоялен – куда еще наймут человека без страсти, да еще и искать – очень тягомотно.
Группа с которой гораздо сложнее, чем с первой – самомнящие идиоты. Проблема этих людей заключается в наличии у себя неадекватно завышенной самооценки, огромное чувство собственного величия исходит от подобных людей и суть вреда заключается в абсолютной посредственности или неумении использовать достижения. Отсюда и получаются такие личности: когда-то совершившие что-то положительное и вечно считающие себя достойными большего. Да, стремиться нужно к звездам, но для этого нужно еще что-то делать. Если у тебя выше среднего развито умение торговать магнитолами – далеко не значит, что по тебе скучает место регионального менеджера Apple. Однако самомнящие идиоты уверены в обратном, хоть и та компания их не будет устраивать. Сотрудник или коллега с такой характеристикой сам страдает от своей самооценки, на чем и можно замечательно играть. Они лучше наступят себе на хвост, чем допустят даже мысль в чужих головах, что они недостаточно хороши, как это кажется им самим. “Покажи пример”, “ты же можешь” – банальные, но очень работающие фразочки, позволяющиее нагружать и нагружать. Идиот и сам счастлив, ведь "только он" может помочь и конечно же "как без него". Едва ли он не купится на банальное “слабо”. Платить или оформлять выполнение под его авторство конечно же не нужно. Да, он не начнет любить вас как коллегу или начальника больше, но, поверьте, не любил и до этого, а лишний раз нагрузить данного персонажа – не является чем-то стыдным. Такие или сгорят или никогда не успокоятся, так что не жалейте – жарьте по полной, пока он сам не устанет.
Как некое ответвление самомнящих можно рассмотреть тех, кто является “почти умным” идиотом. Непосредственно тезис “умный идиот” мы рассмотрим несколько позже, так как он представляет куда больший смысл, чем любой из типологии. Сейчас же мы говорим о почти умном и вот в чем ее отдельный смысл: существует целая каста людей, считающих свое развитие выше среднего, считающие, что у них есть навыки манипуляции и хитрости, что они могут использовать психотехники и рычаги, но! На самом деле нет. Поверьте, это выглядит жутко странно и забавно одновременно, когда кто-то из твоего окружения прочтет книгу о лидерстве и начинает строго по ней применять различные стратегии, стараясь воздействовать на твое поведение. Самые ярые оптимисты и одни из самых беспросветных глупцов. Советы из интернета, 2-х минутная коуч-сессия и заметка из журнала с десятью самыми действующими советами в манипуляции – все идет в ход. Конечно же саморазвитие – это дело благородное и его всегда необходимо поддерживать. Здесь же вопрос реальных, работающих факторов. Проблема состоит для данных личностей в их желании самоутверждения и самоуверенности, часто даже играя на ней и, что очевидно, проигрывая. Определить таких людей для среднего обывателя непросто, но и не столь обязательно: в подавляющем большинстве “почти умные” строят себя приятными людьми, ведь они читали, что это работает, с таким человеком можно спокойно общаться, если у вас есть такой интерес, или манипулировать на слабых поводах. Успех их периодически настигает, но происходит это крайне редко, гораздо чаще можно будет слышать объяснения с легкой усмешкой, почему обстоятельства именно сейчас не позволили ему стать наконец звездой компании, вечный номер два, но, может быть это и не плохо, главное не заигрываться и не воспринимать его уровень как стоящий достижения. Почему это плохо и в чем идиотизм? В желании казаться, а не быть. Секрет успешного человека, как знает каждый почти умный идиот, заключается в магии быть собой, но сами они собой быть категорически не хотят и предпочитают надевать маску из уверенного поведения, не понимая, что оно само в состноянии сформироваться у человека и только тогда оно начнет наконец казаться ценным. Самым уязвимым моментом будет являться ситуация формата "здесь и сейчас", когда нужно принимать решение и не советоваться, когда нет возможности оглянуться на чужой опыт, когда действовать нужно самому – почти умный на это не способен и ломается. Его будет трясти, но он убедит себя действовать и будет допускать ошибку за ошибкой пока кто-то не выведет его из ситуации, чтобы он мог зайти в интернет или книгу и узнать правильный сценарий. Конечно же мы не лицемеры и ругать образовательную литературу конечно же не собираемся, но поп-обучение – одно из самых вредных и сейчас во время перенасыщения рынка образования, мы посвятили главу этой проблеме, чтобы сделать процесс выбора обучающего материала максимально продуктивным.
Проблемы людей находятся внутри самих людей: комплексы, принципы, страхи и в принципе почти каждая черта характера может сыграть в человеке в любую сторону. Особенно для современных поколений очень актуальным становится вопрос самоопределения и самозанятости, в мире, когда все больше развлечений и видов досуга становятся пассивными, а творчество все больше наращивает массу для будущей занятости, почти никто не задумывается о серьезных карьерах и будущем. Строить планы на 5-10 лет вперед становится невозможно и в нюансах карьеры: вчерашний официант завтра ищет работу водителем, а послезавтра пекарем. Безусловно существуют личности, выносящие выгоду из подобных частых смен деятельности и контрактной работы, однако, сейчас, в эпоху, когда на бирже труда все чаще проявляются миллениалы, можно смело отмечать – поведение неопределенности и желания работать вне рамок и вне системы будет идиотским подходом и хоть порой он позволяет создавать новое и является отправной точкой для собственного развития, изобретать велосипед при наличии альтернативных способов получения желаемого – достаточно серьезный критерий сложнообъянимого поведения, таких легких и вечно неопределенныых идиотов и можно определять как “воздушный шар” Периодически встречается такая занятость, как “фриланс” – легкая контрактная работа за определенные деньги, но, практически любой фрилансер получает меньше официально устроенного сотрудника,
хоть выполняет то же самое, а порой и больше – потому что он не является надежным. Мы не призываем вас рассматривать одно место как карьеру жизни, или не тратить время на поиск других точек применения своих талантов, мы только задаем вопрос – является ли ваша страсть к поиску ненормированности вашем решением или обстоятельством от комплексов и усталости давления окружения? Порой всего лишь достаточно быть чуть более серьезнее и тогда серьезные деньги, и серьезное отношение к вам придут.
Обычный. Говоря о том, что большинство трудящихся, наверное, можно называть идиотами, естественно, стоит вывести и самое характерное множество – обычные скучные идиоты. Так в чем же их отличие от других и почему вообще таких людей возможно называть идиотами? Все идет от перспектив – они есть у каждого человека и на протяжении жизни только видоизменяются, возможность стать лучше, чем ты есть сейчас, есть довольно часто. Несмотря на это, огромное количество людей привыкли не заниматься такими вещами, как развитие и улучшение жизни. В истории было множество разных периодов и только сравнительно недавно человечество начало получать равенство в доступности всего, в том числе и карьеры. В средние века, новое и даже новейшее время многие люди жили и живут наследственными работами, передавая от отца к сыну умения, ценности и амбициозность. “Выше головы все равно не прыгнуть” – вот большинство и не пытается. Зачем изобретать велосипед, если и так уже есть, чем заниматься. И мы даже не говорим о таких вещах, как семейный бизнес или клановые производства, должности и навыки прошлых поколений, такие как сталеварение, медицина или даже адвокатура – то, где опыт может быть наработан большим усердием и погружением. Есть примеры, когда династийные карьеры удавались и в мире становилось больше профессионалов своего дела, но для очень многих идиотов это стало самым наилучшим сценарием ненапрягающего себя будущего – все уже определено, зачем стараться превосходить отцов и дедов? Та самая присловутая зона комфорта, ставшей основой едва ли не для половины всех психологических трудов. Именно такого эффекта и желают добиться обычные идиоты – минутная радость, покой и не думать о завтрашнем дне, а чем меньше нужно думать – тем легче. Обычному человеку намазано медом обсуждать то, как живут свои жизни звезды и политики, смотреть футбол и боевики и никак не конвертировать это ни в доход ни в саморазвитие. Получаешь зарплату, платишь налоги, раз в год куда-то ездишь – лучше уж так, чем попробовать, рискнуть и опозориться. Стараться бесполезно и бессмысленно. Так и живут и проживают длинные перспективные жизни, сливая и перспективы и желания развития: много лени, мало стремлений, заставить таких работать можно, но очень скучно, меняться они никогда не будут, вплоть до самого конца, но как очередной серый, невзрачный, скучный и предсказуемый винтик системы, разве нужно просить что-то большее?
Медленно наращивая позитивное мышление, мы переходим к идиотам, которые не мешают, не помогают, но умело используются для обогащения коллег и компании. Наличие идиотов в организации, как мы уже выделили, является обычным явлением и для нас уже не удивительно встречать подобных людей в абсолютно любых местах, но есть общность идиотов, которую смело можно нарекать званием “необходимый”. Для многих тружеников сама по себе работа играет как стресс и напряжение, особенно для весомых профессионалов или высоких чинов управления, для выведения подобного стресса, а также для контрастирования и был создан раздел необходимых идиотов. Местный дурачок, но не противный в общении, частый источник всего забавного и некомпетентного. Очень часто данное звание даже осознаётся носителем,
а порой даже обсуждаемо с начальством. Сотрудник работает не плохо, но и не хорошо, выполняется минимум и славно. Для других коллег же он создаёт прямое сравнение: сотрудники месяца замечают, во сколько раз превосходят необходимых идиотов, остальные всегда знают того, кто может минимально компетентно сделать работу, а новичкам это идеально показывает, что не нужно быть невозможного ума для должности, снимая их напряжение. Для клиентов и заказчиков высокий уровень и сервис начинается в сравнении и действительно удобно иметь кого-то, кто одним существованием дает отличную палитру для сравнений и при этом понимает, где он и за счёт чего, тем самым развивая свою лояльность. Но почему он идиот, ведь все в плюсе? Потому что, как мы уже говорили и не раз – весь ответ кроется в перспективах. Он может достигать в десятки раз больше, работай он над собой, а не воспринимай как норму ведра помоев и посредственное отношение. Опытный сотрудник и просто умный человек всегда будет лучше идиотов и не важно, долго он будет работать или временно. Наш необыходимый идиот не воспринимает как негатив то, что о нем говорят считая, что ничего такого нет, когда коллеги говорят друг другу “ты хуже даже ЕГО” или “ну хотя бы не как ОН”. Держаться за свои места и надеяться на магию, которая вот-вот произойдет и все начнут воспринимать серьезно – не стоит. Такой человек выгоден в той роли, которая есть и как и все идиоты, никто никогда не будет интересоваться его развитием и способностями больше, чем он сам. А если ему все равно, то почему должно быть остальным не? Все мы с чего-то начинаем, чаще всего с первых ступеней, но знайте и помните – потенциал есть у всех, а если вам уже присвоили должность местного дурачка – уходите, можно добиться большего и лучшего и работы и отношения.Завершая перечень разновидностей остается выделить только одного яркого представителя, суть которого отчасти остаётся непонятной, хоть и одной из самых очевидных – удачливый. Буквально вы можете видеть что на каком-то месте существует абсолютный лентяй, супер некомпетентный сотрудник, хам и разгильдяй, но мало того, что его не увольняют, так он еще и действительно продуктивен! И даже когда вы скрипя достоинством задаете вопрос, откуда у него этот навык и в чем секрет – наглец всего лишь разведет руки с фразой “удача наверное”. Непонятнейшая метаморфоза с которой постараемся разобраться. Начнем с простого – удачи не сущесвует. Как бы мы не хотели верить в карму, высшие силы, удачу, кентавров и леприков, но их на самом деле нет и нельзя заработать миллионы, найдя клевер, или выигрывать в каждую лотерею будучи обладателем счастливой монеты. Так откуда успех? А это и не успех. Не потому что его нет, а потому что он не успех для него. Параметр успешности – вещь невероятно субъективная и то, что один будет считать невероятным достижением, другой посчитает полным провалом – вот тут и начинается идиотизм. Непризнанные личные достижения по абсолютно любой причине и являются началом того самого идиотского поведения. В момент признания ваших заслуг вам делают большую услугу, напрямую заявляя о том, что вы превосходите остальных, а значит для вас это должно быть вопросом – как на этом заработать. Если у вас действительно получается делать свои функции, даже если вы уверены, что это белая полоса, которая может кончится – берите быка за рога, просите больше смен, больше оклад, больше работы, обгоняйте сами себя и доказывайте делом, что это не удачное стечение обстоятельств – это ваше прямое и натуральное мастерство, которое должно быть вознаграждено. Пусть другие надеяться на удачу, амулеты и гороскопы – вы будете завоёвывать рынки и зарабатывать капиталы.
Наверняка, глядя на данный список перечисления вы уже можете узнать своих коллег, партеров, начальников, друзей, членов семьи, или даже самих себя, именно для этого данный труд и существует – мы постараемся максимально глубоко раскрыть тематику идиотии, постараемся научиться использовать это в нужном русле, научиться зарабатывать на тех, кто не достаточно социально умен и слишком ленив, как справляться с основными проблемами или даже исправлять что-то внутри себя. Независимо от вашего места в бизнесе и вашего трудоустройства, вы почерпнете то, что будет полезно именно вам.
Глава №3:
Как использовать
коллег-идиотов
Когда у нас уже есть понимание роли идиотов в бизнесе, какой она является и какой может быть, соответствуя классификации, можно задумываться, а где здесь непосредственно вы? Вы ведь не начальник, манипулирующий в разные стороны такими индивидами, не зарабатываете на их проколах, вы работаете с ними на одном или приблизительно одном уровне. Неужели для вас недалёкие коллеги будут только раздражителем и помехой для достижения своих амбиций? Конечно же нет, как практически любая неудача может трактоваться как успех – так и идиотизм других может быть использован в вашу пользу, независимо от ваших замыслов и ценностей, разные типажи и условия могут быть перевернуты для оптимизации вашей судьбы в организации. Стоит сразу вспомнить фразу “играем с чем дают” и грамотно оценить свои идиотские ресурсы. После данного раздела, конечно же, не стоит заходить в офис, подобно кардиналу Ришелье с желанием манипулировать всем и каждым, мы уже говорили об излишней уверенности от образовательных книг и статей. Не стоит и полагать, что мы расскажем вам потайные секреты, которые дадут вам возможность в секунду покорить карьерный олимп. Однако ваше нынешнее положение безусловно изменится, пусть и немного, но станет комфортнее, вы в глазах других станете успешнее, а дышать будет гораздо легче, занимаясь привычным делом.
Начать хочется с уже затронутом еще на этапе классификации, способе получения своего интереса. Вспоминая необходимого идиота, можно сразу же рассчитать использование в виде удобного сравнения своей персоны и менее успешного коллеги. Конечно же нужно понимать, что, подвергая себя сравнению с другими, нужно ответить на некоторые вопросы самому себе: перед кем и в чем. Оба вопроса довольно неоднозначны и полностью не понятны, но одинаково важны. Всегда оценивайте то, что вы можете получить от выгодного сравнения, а так как для достижения разных целей нужны разные люди и полномочия, то важно смотреть, перед кем сравнение проводится. В контексте работы сравнивать себя можно перед кем угодно: начальством, если хочется повышений или более выгодных условий, клиентом, если нужно расположить к себе и показать уровень, коллегами, если нужно располагать к себе людей. Последнее из них является, на удивление, самым непростым, отчасти, потому что спектр возможных бонусов достаточно мал, отчасти, потому что сравнивая мы не меняем баланс отношений и показывая что мы лучше, сознательно, или нет, занижается второй объект сравнения. Здесь и появляется вопрос – как от принижения другого получить хорошие отношения? В качестве примера нам подойдёт ситуация коллективизации, когда коллектив уже определил аутсайдера по профессиональным навыкам и устраивает обсуждение его персоны. К подобному обсуждению можно присоединиться даже новичку и через чужие неуспехи начать выглядеть более социализированным. Стоит только помнить о личном имидже и не зарекомендовать себя излишне токсичным придурком. Здесь даже было бы куда лучше сыграть в обратную сторону и попытаться помочь “мальчику для битья”, от этого можно будет получить гораздо больше, но об этом после.
Сравнивая, ещё не забывайте проанализировать себя, определить собственные сильные и слабые качества, а они есть у всех, каким бы плохим ни был объект сравнения, буду уверен, что есть нюанс в котором он лучше вас. Даже самый последний бездарь будет в чем-то выделяться от вас в положительную сторону, даже просто потому, что любое качество человека в работе или характера, может быть истолковано как в положительном, так и в негативном ключе. И не стоит в сравнении уповать на лесть, будете честны: когда вы мастер продаж и имеете средний чек, о котором другие мечтают, не стоить приписывать лишнее, утверждая, что вы обладаете фантастическими способностями в расположении к себе или что вы легендарно легко умеете принимать непростые решения, если это, объективно, не так. Помните, что идя на шаг сравнения, вас могут и самих уколоть, будьте морально готовым к критике. Одна из самых распространенных ошибок этого этапа – громкое несогласие о важности предмета сравнения. Предположим, вы делаете большие успехи и это отмечают и пойдя на сравнение вы слышите, что действительно являетесь профи, но только у вас хромает пунктуальность, здесь будьте осторожны – не следует начинать ни оправдываться, ни, что ещё хуже, говорить о том, насколько это не важно. Поступайте умнее – поблагодарите за критику, согласитесь с ней, скажите, что действительно проблема есть и не обращали внимание на это раньше, зарекомендуйте себя ответственной личностью и в следующий раз, опоздав всего на 15 минут вместо обычных 20, вы сможете услышать похвалу и позитивное сравнение с самим собой, а это важнее любого другого идиота.
В сравнении нужно быть достаточно гибким и сравнивать не напрямую, а как бы подмечать детали, чтобы сами выводы делались тем, перед кем сравнение и происходит. Подмечайте свой успех, невзначай намекая на то, что далеко не каждый на такое способен, боритесь за признание и заслуживайте уважение. “Лучший” в отделе или отрасли есть всегда и порой нужно напомнить, что это вы и что давненько это не подмечалось. Фраза избитая, но актуальная до невозможности – сравните с самим собой ранее, ведь идиотами мы все бывали, вот и сравните с тем, для кого сравнение будет минимально обидно, потому что таким идиотом, как раньше, мы никогда не будем впредь. Посмотрите на свои заслуги, преподнесите их в грамотной подаче и перед нужным человеком и тогда вы в идеале сможете использовать модель сравнительного идиотизма.
Как раз, говоря о помощи идиотам в развитии и можно сформулировать это как показательный патронаж. Здесь мы предстаем в лучшем свете перед руководством и коллегами, демонстрируя свой уровень лояльности и заинтересованности в общем успехе, а не частном, даже если это не так. Когда вы видите безнадёгу и замечаете, как неплохой малый делает досадные ошибки, которые для вас стали уже давно дилетантскими. Если вы знаете, что можете помочь и научить быть эффективнее другого сотрудника – предпримите действия, чтобы это организовать. Первоначально для вас необходимо установить контакт с личностью. Не обязательно становиться лучшими друзьями, однако узнать человека поближе безусловно стоит, как-никак, это знакомство с человеком вашей области, а значит общее уже есть, вот общение и может вылиться в интересную выгоду для обоих. Уже дальше, когда контакт налажен, дождитесь как обстоятельства укажут коллеге на его несовершенства: неидеальная продажа, критика начальства или клиента, общий упадок или печаль. Убедитесь в том, что подопечный не считает себя правым или успешным в конкретной ситуации, проблема должна быть видна обоим, иначе нельзя говорить о ее исправлении.
Предложите свою помощь, свою услугу как человека, который может обучить, который может дать больше и научить работать лучше. Будьте максимально конкретны, не говорите, что замечали раньше, скажите о том, что есть сейчас и что в будущем такого не будет. Внимательно отследите, какая реакция будет у собеседника, если будет отказ – примите его, но обязательно напомните вновь вашу инициативу помочь, когда ситуация возникнет вновь. Постарайтесь сделать так, чтобы предложение помощи было тет-а-тет, во избежание лишних людей и ненужного элемента. Когда уже вы получите одобрение на обучение – то можете абсолютно не стесняться лишних глаз и ушей, напротив, в вашей выгоде будет каждый, обративший внимание на вашу инициативность: директор, сосед, напарник, все. И здесь идёт беспроигрышная игра, или вы поможете и проблемы не будет, все узнают, что это ваша заслуга, вы проявите себя как опытный и очень лояльный работник, к вам будут обращаться за помощью чаще, а в списках на повышения будут упоминать чаще. Или же проблема никуда не уйдет и только заиграет новыми красками, ведь будет привлекать гораздо больше внимания, а сам подопечный начнет считаться безнадежным, но вы будете молодец, что попытались и на его фоне заиграете только ярче. Только отследите, чему именно вы учите, не учите нарушать правила и не показывайте лазейки, следуйте по учебнику, как уже сказано, выиграете при любом раскладе. Оказав неоценимую помощь в обучении, вы сможете обрести уникальное положение доверия и признания своего уровня мастерства. Признание же потом можно будет легко использовать: вот вам и место получше и зарплата побольше и расположение ярче. При этом при всем вы не обязаны быть даже в проценте лучших сотрудников по профессиональным показателям: воспитав и обучив другого вы демонстрируете небывалую социальность и лояльность буквально удваивая все свои достижения достижениями другого. Социальная связь и уникальное расположение, а всего лишь несколько диалогов с недотепой и демонстрация ваших результатов.
Признание и опыт легко способствуют обретению по-настоящему уникальных навыков и механизмов, а ведь они могут быть легко обращены в денежный эквивалент для вас, но не только за счёт вашей работы. Мы сейчас не говорим о различных методах, формата “услуга за награду”, чтобы другие служащие платили вам за ваш вклад, мы стараемся действовать хитрее. Когда у вас есть особые способности, вы можете по праву носить имя мастера, а мастерству можно учить, но зачем? Гораздо удобнее и выгоднее лично для вас будет пропускать многие профессиональные ситуации через вас, стать незаменимым специалистом и зацикливать целые рабочие процессы или даже отрасли на себе. За свой опыт мною буквально были встречены компании, где средний специалист был способен выдать за уникальные умения посредственные и смог зациклить на себе очень большое количество процессов организации тем самым сформировав огромную ауру незаменимости для руководства. Действуя официально и применяя инициативу сотрудник легко отгрызает от компании здоровенный кусок, делая его своей вотчиной и не отпуская до самого конца.
Безусловно подобный расклад не будет на руку владельцу бизнеса, в связи с чем, будут строиться схемы по изменению данной ситуации, но и на них можно ответить. Представим для примера определенную ситуацию – вы работаете в суши баре и вы хороший специалист: грамотно варите рис, аккуратно режете рыбу, но, так вышло, что именно вы умеете мастерски закручивать роллы, у остальных они получаются то слишком большие, то слишком сыпучие. Подобная ситуация не понравится владельцам, но что они могут? Набирать новый штат – рисковано и затратно, к тому же, только очень редкий новый сотрудник будет играть не в минус первое время, а ещё есть вопрос, что делать с уже нанятым штатом? Резать и ограничивать? Пострадает и команда и структура, к тому же слишком много чести вашему таланту. К вам обратятся с просьбой, научить других, это же так просто. Конечно же соглашайтесь, но сыграйте на том, что это непросто и времени мало и вообще не уверены, можно ли этому научить, но так и быть, обучить можно. И вот когда вам дадут возможность научить другого уникальным навыкам – начинайте саботаж. Покажите весь процесс, все даже малые детали, а главному уделите минимум времени. Когда у коллеги вновь рассыпется ролл – вы с умным и печальным видом сможете заключить, что и предупреждали о сложности и тонкости своего умения. Пусть компания и идиоты замыкаются на вас, пусть клиенты будут интересоваться, ваша ли смена сегодня, сделайте себя и свое умение ключевым и не допустите его опосредованности. Пусть максимум действий проходит через вас, чтобы без вашего ведома простого служаки не происходит абсолютно ничего. Как говорится, незаменимых людей нет, добейтесь того, чтобы каждый идиот, едва услыша эту фразу, думал о вас и с гордым видом приводил ваше имя в пример уникума, недопустимого даже к гипотетической замене.
Насколько сильным и хорошим специалистом вы бы ни были, никогда не забывайте про окружение из коллег и напарников, будьте командным игроком и именно о командных ролях мы и поговорим. Безусловно, находясь все время на рабочем посту, вы не тратите 100% времени на свои профессиональные функции. Конечно же у вас есть и перерывы и паузы и даже простое время, когда можно заниматься ничем. Займитесь в этот период времени другими, вашим окружением, проявите свои коммуникативные навыки и завяжите новое знакомство. Как правило, именно личные связи и помогают развитию, также, в наших целях это может помочь как составление характеристик на других и оценка потенциала будущего руководителя или аутсайдера. Чужие перспективы всегда затрагивают и окружающих, а значит, если держаться рядом, то жар успеха коснется и вас. Чем больше вы будете общаться, при этом не важно, с кем и о чем – тем больше вы привлечете к себе специалистов определенного дела. Сдружиться и войти в доверие – вещь крайне полезная и потом, совершенно не важно, как именно развернется ваша жизнь: в этой компании или уже в другой, контакты у вас останутся. Откроете свое дело – команда специалистов уже будет почти набрана, не сможете найти работу по специальности – старые социальные контакты тоже смогут вам помочь найти подходящую компанию и улучшить резюме. Существует реальное наблюдение, что тех, кто смог завоевать расположение коллектива, куда легче продвигают по карьерной лестнице и им проще добиваться своего. К тому же обычное общение несколько минут или часов на работе будет приносить вам позитив с которым работа будет ассоциироваться, а так и вы будете работать эффективнее.
Говорите со всеми, абсолютно, от охранника до начальника, каждый должен быть уверен что в вас найдет собеседника и что интересующая тема будет представлена именно в вас. А общаться можно абсолютно о чем угодно: погода, футбол, внешность и косметика, новости и религия – обсуждайте все, имейте что сказать, но старайтесь быть приятным в коммуникации и при этом искренним, старайтесь в принципе избегать двуязычных тем или по крайней мере научитесь с ними работать. Скорее всего, на вас посмотрят косо, когда вы начнёте с серьезным лицом утверждать, что Земля диск, что миром правят рептилоиды-инопланетяне, а холокоста не было. Даже если вы верите во что-либо из этого, старайтесь быть более сдержанным, ваша позиция по многим вопросам не так важна, как демонстрация большого кругозора и легкости в общении. Откровенничайте только с теми, от кого вы уже слышите родные вашему уму мысли. Это работает не со всеми и некоторые, нарвавшись на “излюбленную” тему обязательно должны услышать мнение собеседника на какой-либо контрверсивный вопрос. Важно помнить, что все, что вы говорите, должно быть правдой, лицемерие и подлизывание всегда может вскрыться, поэтому мы советуем вам вооружиться некоторыми полезными фразами. “Интересное виденье, я никогда не рассматривал этот вопрос под таким углом” – вы не соглашаетесь и не противоречите собеседнику, однако, вы хвалите его позицию, как минимум, называя ее интересной, собеседник будет доволен результатом, однако, может потом спросить, к каким выводам вы пришли. “К сожалению я недостаточно знаком с вопросом, чтобы иметь твердую позицию” – ответ достаточно оптимальный и дающий понять, что тема для вас не так уж и интересна и лучше говорить о другом. Гипотетически, это тоже может быть довольно хорошей фразой – “мне не хочется говорить на эту тему, давай о другом”. Будьте вежливы и уважительны, общайтесь не напрягая ни себя ни других и тогда все будет легко и непринужденно, но всегда помните, для чего вы это делаете и что общаясь вы не должны мешать ни себе, ни другим выполнять прямые функции и работать и зарабатывать.
Всегда достаточно серьезно нужно относиться не только к тому, что и кому мы говорим, но и как. В мире огромное количество различных книг, уроков и спикеров по ораторскому искусству и это не случайно. Само по себе умение говорить будет полезно каждому человеку. Уроки мимики, лексики и риторики могут помочь научиться говорить кратко, красочно, живо и формально, располагать людей к себе и выигрывать дебаты. В наше время, когда у каждого имеется свобода слова и самовыражения, становится актуальным умение красиво использовать данную свободу и навык красноречия становится год за годом одним из самых востребованных. Достаточно многими уже было подмечено, что позитивные люди, говорящие о чем-то хорошем располагают к себе гораздо проще, чем те, кто постоянно говорит о проблемах и негативе. Невероятно сложно быть лёгким и позитивным, но для воздействия на других это довольно действенный метод. Улыбка. И не только психологи, маркетологи, социологи, юристы и другие говорят о том, какой эффект оказывает в мире улыбающийся человек, независимо от рода деятельности и желаемого эффекта, улыбаются все. На билбордах и телеэкранах, на видео в интернете и просто в жизни, раздавая листовки вы встречаете прямой объект маркетинга – улыбающегося человека. Это происходит на уровне инстинктов с самого детства. Улыбкой люди обозначают радость, добро, безопасность, отсюда мы на подсознательном уровне стремимся к улыбающемуся человеку, на чем и можно играть. Это преподают во всех внутренних школах и на всех уроках психологии общения: совершая такое простое физическое действие, как улыбка, при чем искренняя и не злобная, вы сами не зависимо от происходящего будете относиться ко всему вокруг позитивнее, окружающие же всегда будут верить вам больше и даже самый большой негатив воспринимать куда легче. Пробуйте этот метод в обычной жизни, в разговоре по телефону и даже просто стоя у зеркала – вы увидите как меняется ваш облик. Конечно же мы не говорим, что нужно искать плюсы в провалах и полностью забывать о таких вещах, как сопереживание и сострадание, которые, порой, еще больше помогают сблизиться. Вы всегда должны оставаться человеком, а не роботом позитива. Ведите себя естественно, но стараясь мыслить позитивно, так это будет очень органично вписывается в ваше привычное поведение и расположит людей на общение и связь с вами, а значит и ваш образ в работе станет гораздо более ярким, а это чувствуется и покупателем и коллегой, а многие отмечали, что улыбаясь даже товару, они получали какую-то отдачу. К тому же, видя позитив и улыбчивость подчиненного, его куда быстрее продвигают по карьере, ведь это отличный показатель лояльности и удовольствия. Но довольно распространенной ошибкой получается демонстративная радость и демонстративный оптимизм.
Представьте сами себя со стороны, оцените, насколько естественно вы смотритесь, говорите, ведете себя. Вы не должны выглядеть как чирлидер с большими помпонами и лозунгами “КТОООО БУДЕТ ПОБЕЖДАТЬ, КТОООО НЕ БОИТСЯ ПРОБЛЕМ” и прочие второсортные мотивационные фразы, лишенные и искренности и связи с реальностью. Не так давно у одного моего знакомого появился новый начальник, который буквально пылал нереалистичным позитивом и каждый день набивал голову своих подчинённых посылами со свойствами того, что они все могут, что нужно просто торговать всем и каждому, всем что есть. А когда до конца месяца оставалось несколько дней и план продаж был закрыт только на 60%, то поток радостной мотивации начал просто покорять небеса, при том что, как мне известно, все и так были довольно сильно замотивированы в заработке. Как завершение – самые инициативные подняли вилы с заявлением, что такое терпеть больше они не станут. Вмешавшийся гендиректор и остудил управленца, а план даже был сделан. Люди всегда настроены говорить о хорошем и всегда рады услышать хорошие слова, не важно, о чем. Но как от большого количества шоколада будет болеть живот, так и с позитивом и добром периодически нужно быть сдержаннее. Иногда хочется и острого и кислого и даже горького, нужно чувствовать ситуацию и соответствовать ей, естественно-позитивное поведение лучше всех других помогает строить крепкие связи и двигаться не только быстро, но и твердо туда, куда захотите именно вы.
Когда мы говорим о развитии благодаря коллегам-идиотам, конечно же нужно затронуть все возможные варианты исполнения этого и все цели, которые могут быть. И развить свою важность и усилить свою роль – довольно интересная перспектива, которую легко воплотить. Проявите себя как глас народа, говоря с руководством или с несогласным равным. Добиться подобного статуса несмотря на его громкость, очень легко, достаточно уметь говорить не стесняясь и обсудить вопрос хоть с кем-то прежде чем озвучивать позицию масс. Допустим, все уже знают, насколько развиты ваши коммуникативные навыки и что общение у вас происходит не только с одним-двумя близкими вам людьми. Ваше слово и оборот “не только я считаю” приобретает существенный вес. Так вышло, что вас окружают идиоты, а им, как правило, очень непривычно громко и четко заявлять о минусах или недостатках в работе, но это не значит, что они их не замечают. Конселидируйте вокруг себя чужие мнения и донесите их руководству, можно лично и официально, можно невзначай, буквально случайно, а можно и публично при большой массе людей, здесь все зависит от вашего настроя и характера адресата претензий. Однако, следует дать совет, что давить не стоит и для вашей выгоды будет лучше, если вы будете занимать сторону начальства.
Естественно вам не нужно выступать в роли бездумных соцопросов, донося позицию до вышестоящих. Прежде чем вообще заговорить о какой-либо проблеме придумайте, как можно было бы ее разрешить и что для этого будет необходимо, а также, конечно же, примерьте под себя, насколько для вас проблема актуальна, а решение приемлимо и нравится вам. Не стоит продвигать интерес, противником которого вы являетесь, даже если все считают, что будет куда лучше, если по магазину будет ходить десяток кошек, которых вы боитесь, не обязательно об этом говорить с кем бы то ни было ещё. Однако, совсем другая история будет, когда вы начнете лоббировать интерес, который вы не разделяете, но и не являетесь его противником, то безусловно зарекомендуете себя как честного и старательного за идеи масс персонажа, а для других вы будете супергероем, отстаивающим не свои интересы. Пусть тех, кого не слышно, услышат через вас и именно вы создадите условия для всех и каждого, но только если они не противоречат вашему интересу.
Независимо от того, где именно в иерархии вы будете находиться, вы способны на многое, если правильно себя подадите, давя на все, что угодно, вы можете установить свои правила. Громко и четко, новоприбывшему и мастодонту можно продавить ваши правила. Не обязательно даже это должно быть справедливо или аккуратно, “грязной” грязную игру назвали те, кто проигрывал. Конечно же важно выделить нейтральность новых правил, но с тем же, ваш личный интерес не обязательно должен быть тайной за семью печатями. Совсем мастера новых правил способны вводить их так, что выгода будет двойной и первая будет самоочевидной, а вторая каждым идиотом считаться как восхитительная удача. Создавайте правила под конкретный день или ситуацию и помните, что, кто устанавливает правила, тот и управляет игрой. Даже более того, ваши же правила вы сами и можете незаметно нарушать, ссылаясь, что “обстоятельства меняются”, “тот контракт вообще не считается”, “я был свободен, поэтому и взял”, но если нарушит другой – смело спускайте на него всех собак общественного порицания, вплоть до старших менеджеров. Нарушитель быстро одумается и больше никогда не станет перечить вам, а если захочется проманипулировать ещё больше – защитите его от своих же нападок и заодно организуйте патронаж.
Вертеть идиотами на своем месте вы можете с огромной лёгкостью, главное правильно определить время, место и конечно же тип, окружающих вас идиотов. Помните о личной выгоде и не стесняйтесь манипулировать любым доступным способом, давите на жалость, опытность, силу и берите их на слабо. Не так давно в одной сети алкомаркетов был запущен флеш-моб среди продавцов с задачей жонглировать самой дорогой бутылкой ассортимента, а получить прибыль от этого (не у каждого получилось не уронить) пошла напрямую руководству. Даже просто развлекитесь за счёт непутёвых коллег, хотя бы поднимет настроение, а так и работать легче.
Глава №4:
Типы идиотизма
в руководстве
Составив характеристики на коллег и оценив возможности взаимодействия с ними мы можем посмотреть на ситуацию под другим углом и понять, что глупой может быть не только обычная работа, но и управление. Безусловно социальная глупость – фактор препятствующий получению какого-либо одобрения или же повышений. Однако, если вы имели удовольствие работать в определенной компании долгое время вы могли наблюдать как не самые компетентные коллеги все равно получают повышения и главенство над вами. Неужели это значит, что вы что-то делаете не так и быть хорошим специалистом в костюме и туфлях недостаточно, раз выделяют других? И да и нет. Для каждого развития по карьерной лестнице существуют определенные предпосылки (не только правильное выполнение своих функций). Также, как и в вопросе найма, повышая, старший руководитель старается выполнить определенную задачу и закрыть место. В больших компаниях, где иерархия большая и сложная линейный персонал вполне способен обладать большим количеством компетенций и даже зарплаты нежели менеджер среднего звена. Дело в функциях: если вы хороши во всем, что вы делаете – вы преуспеете, но если необходимо что-то организовать и составить расписание, а это хорошо получается у вашего коллеги, который форменный идиот – то вполне вероятно, что продвижение получит именно он. В более маленьких компаниях сам глава правления может быть не особо социально развит, а компания живет на удачи и незаконных операциях. Вы никогда не узнаете истину, однако произвести некую типологизацию идиотского управления, чтобы натренероваться с ним взаимодействовать – вполне возможная цель.
Смиряясь с мыслью о том, что и вышестоящий начальник может быть некомпетентным и даже хуже, мы и рассмотрим различные варианты того, с каким идиотом-директором вам придется работать и как лучше всего влиять на глупца-босса, чтобы получать и премии и рост и что только угодно, а самое главное, какой путь избрать, чтобы никогда в принципе не стать начальником-идиотом, ведь история знала, когда и лучшие сотрудники становились глупейшими управленцами. Хоть и данная ситуация типична и мы легко характеризуем старших как идиотов, все равно нужно не забывать, что они уже получили повышения, а значит проявили себя с нужной стороны и определенные достоинства у них имеются, пусть и в общем не зарекомендовав себя фантастическим, но их уже есть за что уважить.
Для начала проанализируем уже затронутую модель управления и менеджмента, где существует целая система идиотов на местах, которой можно дать красивое название “гидра”. Гидра, как и по древним мифам, имеет огромное количество голов и сама по себе достаточно испалинских размеров, так и в реальном мире, данная схема актуальна для больших и даже огромных корпораций, где управление рассредоточено на столько мелких фраг
ментов, что буквально одну должность от другой будет отличать единичная функция. Зачастую это становится печальной необходимостью от увеличения объемов и рынков, буквально ткнуть в корпорацию, представленную более чем в 10 странах, вы найдете модель ”гидра”. Конечно, насколько она популярна, настолько и редка, в компаниях со штатом менее сотни сотрудников, гидр вводить бессмысленно и только усложняюще для других процессов. Очень показательным бывают некоторые должности, даже одно только название “первый ассистент помощника заместителя регионального менеджера по вопросам персонала и обучения” уже показывает направленность организации по пути гидры.
Так как сам по себе данный механизм является необходимостью, чем взвешенным выбором или неосознанным характером как данности, то сложно оценивать непосредственные плюсы и минусы ввиду отсутствия возможности применения других схем. Только не так давно компании в принципе начали обращать внимание на недостатки гидры и стремиться предложить новые варианты. Очень красочный минус, присущий гидрам – бюрократия и нечеткость власти: порой даже сам человек не может точно сказать за что он вправе отвечать, а также очень часто слышится перенаправление запроса по всевозможным другим людям и кабинетам. С другой стороны в качестве бонуса можно рассмотреть прозрачность и доступность иерархии и для вас никогда не будет секрет, как заслужить увеличение зарплаты или повышения по должности, достаточно сформулировать вопрос и задать ему вышестоящему руководителю. Как раз для подобных и близких случаев в гидре появилась новая “голова” и сейчас очень часто вводят такие должности, как аудитор по внутренним вопросам, чтобы заниматься отношением и отслеживанием динамики настроений внутри отделов и филиалов. У некоторых такими должностями “наградили” HR-отдел.
Но гидра допускает серьезный провал по идиотизму ввиду того, что сама по себе кадровая политика достаточно открытая и допускает и даже предполагает планомерное развитие. Отсюда и огромное количество напористых идиотов всех сортов и возрастов на позициях “администратор”, “помощник менеджера” и “старший смены”, верящих свято в мысль, что власть пусть и малая, уже показатель доверия, одобрения, правильного пути, доброго характера и будущего причисления к лику святых. От этого очень часто страдают малоопытные люди, только вступающие во взрослую жизнь трудоустройства, ну а о том, какие именно бывают разновидности управленцев мы и поговорим далее более подробно.
На самом деле достаточно непросто отделять наиболее и наименее популярные образы в среде управленцев, но так как была затронута тема межконтинентальных конгломератов, так и рассмотрим обратную сторону, а именно, малый бизнес и очень распространенную, но не только в данном круге, модель управления “царь”. Обратно гидре – царь правит безраздельно, консолидируя все отрасли власти и управления на себе и своем интересе, который, в свою очередь, и играет основную роль всей организации. Довольно распространенным такое поведение будет идти среди основателей бизнеса, не передавших дело в третьи руки, а предпочитающие самому стоять у руля. Как бы мы, люди, не старались отделяться и выделяться среди друг друга, все равно характер
каждого из нас состоит приблизительно из одинаковых составляющих и их развитости. У каждого из нас есть амбиции, мораль, эго и многое другое, но именно заложниками данных трех вещей и становятся цари. Главным образом играет эго и амбиции, амбиции определяя путь и наполнение бизнеса, стимулирующие не знать покоя и гнать других вперед, пока амбиция не будет довольна и эго, которое стремиться к самоудовлетворению и компенсаци
ям каждого изъяна. В бизнесе нет места слабостям, а эго, становясь как основной критерий подхода к ведению дела, отлично продуцирует возникновение слабостей и формирует места под удар.
Существует такая специфическая область, как поп-психология, фанаты ее абсолютно уверены в сакральность закрытых и открытых поз, в точности знают, что они сангвиники и холерики, задавая этот же вопрос каждому новому знакомому, иногда заменяя его расспросами про соционику. По сути это максимальное опрозаичивание серьезной науки приводит только к понижению ее качества, однако, даже в поп-психологии порой можно встретить правильные и глубокие теории, именно поэтому сейчас хочется затронуть вопрос компенсации эго. Для очень многих секретом Полишинеля являются фразы о том, что агрессия и суровое руководство – признак уязвимого эго, но в большинстве случаев это действительно так. Человек, руководитель, чувствует свои слабости и начинает вести себя агрессивно к своим же служащим. В чужих ошибках он видит свои ошибки, в чужих достижениях видит, опять же, свои ошибки, в результате чего схема управления от кнута и пряника превращается в кнут и кнут побольше. Эго веселиться и в вопросе веса собственного слова, ведь, если кто-либо не согласен с царем – царь никогда не допустит даже мысли о своей неправоте.
Однако, чувствуя напряжение и замечая положительную динамику в общем, царь не может не признавать чужой вклад, признавать публично будет опасно для эго и поэтому царям привычнее откупаться за все кнуты одним хорошим пряником в виде зарплаты, тем самым, заработать на царе достаточно просто, если вы легко переносите критику, а признание не стоит у вас впереди планеты всей. Но, как Цезарь слишком доверился Бруту, так и цари собирают вокруг себя тех, кому доверять не стоит, а значит предательство и лицемерие в их сторону будет более чем естественно. Один из лучших вариантов начальства для умных идиотов.
Но а как же мораль? Именно мораль мы и обсудим. Моральные принципы и нравственные кодексы присущи любому человеку и каждый с разным трепетом относится к ним. Для некоторых бизнесменов мораль будет являться их главным фактором в вопросах и ведения дела. Этим и ознаменовался типаж “хиппи”. Мы не рассматриваем саму по себе субкультуру, исключительно название и направленность на миролюбие. В нашем понимании начальник-хиппи не ставит перед собой задачу заработать, для него важно дело как таковое, то, что он делает важнее и ему нужны единомышленники, имеющие одинаковые взгляды на мировые вопросы, вместе они делают одно важное дело, привнеся в мир компанию, которой раньше не было. Убеждения становятся вперед прибыли и выгоды, настроение важнее денег.
Как правило, здесь встречаются наиболее лояльные покупатели, ведь, выбирая альтернативы, они не получали такого уровня принятия. Но и привлечь незаинтересованного покупателя становится сложнее чем найти нового адепта в секту. Сама идеология важнее всего и работа перестает быть работой, а становится клубом менятелей мира. Некоторые же предприниматели монетизируют свои убеждения, тем самым зарабатывая солидные деньги на том, что важно для них, очень ярким примером будет служить российская знаменитость Герман Стерлигов, открывший магазин своего имени с продуктами, произведенными исключительно сельским хозяйством. Герман стал сенсацией не только благодаря специфике товара, но и за счет открытой и яростной пропаганде традиционных ценностей, отказа от современности, православный взгляд на мир и максимальная самообеспеченность. Дошло до того, что идеолог стал закрывать двери магазина при виде идеологических противников, как например представителей ЛГБТ сообщества, которых встречает нецензурная табличка прямо на входе.
Очень опасной становится ситуация, когда идеологию пытаются адаптировать под бизнес и влезть туда, суть чего не до конца понимают. Последние годы, например, довольно большую популярность стали набирать различные тенденции, как например пропаганда здорового образа жизни и феминизма. Так, например, компания Subway пыталась создавать образ полезной и правильной пищи для тех кто хотел бы похудеть из своих сэндвичей, данное заявление сильно взволновало общественность и люди потребовали подтверждений. Руководство ситуация напрягла и оказав давление на предложивших такой маркетинговый ход, был найден юноша, ставший амбассадором компании, однако после некоторых вскрывшихся фактов, Subway полностью отвернулся от молодого человека, закрыв всю пиар-кампанию по диетическим сэндвичам. Игра с идеологией сыграла плохо и для российского отделения Reebok, которые в феврале 2019-го захотели понравиться феминистическим кругам, выпустив рекламу со слоганами, которые, как им казалось, помогут. Однако, сами слоганы оказались настолько неприятны и самим феминисткам и их противникам, что буквально на следующий день вся реклама была отозвана, компания сделала официальный пресс-релиз, многие деятели культуры, поддерживавшие марку, выступили с ее критикой, а автор этой идеи перестал занимать свою должность. Но разночтения и различные идеологии нельзя не учитывать, за что поплатилась компания H&M, сделав фотосессию чернокожего мальчика-модели в толстовке, надпись на которой многие посчитали расистской. Так просто магазин не отступил, но в ходе долгих споров с аудиторией, провокационную фотографию перестали размещать.
Работать в организации, руководимой идеологом невероятно специфически: для вас это будет или лучшее место в мире, или просто не вашим. Но, если поставите денежное вознаграждение во главу угла, то долгой подобный опыт работы не будет точно, капитализм и идеологии редко бывают союзниками.
Ну и конечно же, подняв вопрос капитализма, нас встречает персонаж, вдохновленный Чарльзом Диккенсом, требующий многого и платящий мало, “скрудж”. Как бы ни казалось, что скряг и скупердяев наше время не застало, а человечество живет уже в новой прекрасной эре наномашин, так нет, все не так, в мире все так же живут и даже процветают ушлые предприниматели, стремящиеся максимально сэкономить на зарплате служащих. Кто-то сейчас даже сможет упрекнуть авторов в лицемерии, ведь здесь тоже описываются способы заработка на зарплатах и содержании идиотов, даже с упоминанием британского писателя. Здесь важно вспоминать об уместности, безусловно данный вариант управления нельзя назвать высоко развитым, однако и отрицать его эффективность было бы неправильно.
Позиция Скруджа заключается в практически открытом признании статуса своих сотрудников на низших ступенях развития и даже умные идиоты стараются избегать подобных работодателей. Ваша работа не будет признана весомой, а вклад всегда оплачен минимально, обилие штрафов и ограничений, для некоторых нанимаемые скруджи стали настоящей отдушиной для желающих сохранить отношения к главе, но при этом действительно платить меньше. Но работает то это не везде, здесь нужно быть максимально осмотрительным и сдержанным в своих настроениях экономии. Скрудж, который не идиот, никогда не произведет впечатление, будто он скрудж. Однако, как только у вас появилось настроение, что вас держат за идиота и признание еще не пришло, не старайтесь это менять или работать усерднее – все будет впустую, задумайтесь о том, чтобы покинуть место, пусть скруджи правят идиотами, игра не стоит свеч.
Однако, те, кто наживается на счастье подчинённых, порой и не знает, насколько приятнее зарабатывать непосредственно на хорошем отношении и доверии руководства, именно такие люди и относятся к категории “балласт”. Балласт выполняет функции, которые по сути и не нужны, чаще всего руководящие,
однако подобные личности очень активно создают вид просто фантастической деятельности. Доверчивое руководство с которым балласт обязан быть на короткой ноге видит потрясающего работника, работающего за семерых и говорящего слоганами и максимально размыто. На деле же и сами функции не нужны и балласт жрет слишком уж много, что удивительно, это даже не так труд
но заметить, достаточно вывести на мелководье конкретики и отпирать-
ся будет сложно.
Должности, такие как “менеджер по развитию”, “таргет-коуч”, “активизатор внешних связей” и прочее и прочее, что никогда нельзя будет увидеть на сайтах по трудоустройству, было создано именно балластами. При этом владельцы бизнеса сами и удивляются, ну как же раньше компания жила без конкретизатора ориентиров. Здесь всему виной открывается доверительность больших начальников от такого балласта, возможно, в прошлом он проявил себя с невероятно положительных сторон, возможно им удалось найти общий язык и по-настоящему подружиться, ну и как же другу можно не поверить в то, что для организации, разводящей и продающей бабочек, будет необходим менеджер по метровке.
Но если с руководством все ясно, то возникает вопрос, при чем тут обычные служащие и идиотизм? Балласт конечно же занимается только тем, что создает вид деятельности, но сама деятельность тоже должна происходить, а выполнять ее придется вам, а все лавры за ваш труд будут адресованы тому, кто ее себе и припишет, пусть даже это подписанные продажи, все равно, балласт сможет уверить, что это именно его заслуга, что именно в этот день к вам подошёл именно этот покупатель. Тем самым, непосредственно ваше развитие будет тормозиться, а порой бывает и еще хуже, когда балласт, выбив место под солнцем не солидарен и принимается лепить из себя статус, соразмерный эго, вместо того чтобы облегчить жизнь тем, за счёт кого в том числе наживается. А идиоты балласты по очень примитивной причине: то, что они делают – просто. Просто наживаться на доверии, просто делать вид, очень просто для умного сотрудника, которым он, что удивительно, является, выбирая простой путь каким-либо амбициям и варианту преодоления себя и перспективе добиться нового, предпочитают не рисковать с тем, с чем гарантированно справятся.
Но ведь если платить копейки, то долго сотрудники не будут работать, мотивация просядет, а те, у кого есть мало-мальские перспективы, решит ими заняться, скруджей такой расклад не смущает, незаменимых людей нет и все такое, однако для типажа “чирлидер” просадка по мотивации – самый страшный кошмар. Чирлидер никогда не допустит, чтобы кто-либо из его команды был бы не замотивирован, а главный способ повышения мотивации – поддержка и настрой, в связи с чем, чирлидер 24 на 7 посвящает себя работе слоганам и разговорами о том, как еще можно работать лучше, даже если вы продавец туфлей для чечетки в центре пустыни Сахара, чирлидер промотивирует вас вдоль и поперек. Здесь мы и подбираемся к главной проблеме: данный типаж видит причину неуспеха исключительно в своей команде и с его точки зрения даже абсолютно невалидный товар или услугу можно продать или стараться продать кому угодно за любую стоимость. У самой же команды такое отношение вызывает исключительно негатив, а как еще относится к тому, что от вас требуют продавать эскимосам ананасы и расспрашивают, почему вы постучались не все юрты? Сам же чирлидер полон уверенности в успехе и радости в принципе, если вдруг вы встречали подобный типаж, то задумайтесь – нельзя представить чирлидера без его атласной улыбки. У вас что-то не так – он поговорит, лишь бы и вы улыбались во все 32 зуба каждому встречному. У вас не идут продажи – чирлидер обеспечит вас тренингами, материалами и мастер-классами. Он видит искру энтузиазма и льет в нее канистру моти
вационного бензина.
Такие личности делятся на 2 группы: те, кто понимает ситуацию и те, кто свято верят в то, что делают. Первые банальные лицемеры, пропагандирующие то, во что сами не верят, непонятно, что движет ими в их желании оставаться на данном месте и делать то, что они делают, очень часто подвергаются сгоранию и дальше просто существуют. Едва им повезет найти одного, другого такого же лицемера, не верящего ни в миссию, ни в само дело, чтобы держаться вместе и строить образ сильного и мощного дела с великой мотивацией. Вторая же группа ещё хуже первой – их не разубедить, они всегда и до конца верят в силу желания работника и позитивный настрой. Скорее вы сможете убедить его в том, что продавать енотов у мариинской впадины получается плохо из-за положения Сатурна, чем от места ведения бизнеса. А аргумент прост – конечно место не идеально, но и в команде мало энтузиазма, если вам очень нравится место вашей работы – сыграйте в его игру, притворитесь помешанным с улыбкой наперевес и надейтесь, что надоеда или перестанет лить вам в уши манифесты мотивации с советских плакатов, или нанявшие его наконец увидят, что проблема развития может оказаться не только в ваших способностях.
К слову о безумствах отлично запомнится идиот-руководитель, названием вдохновленный Льюисом Кэролом, “безумный шляпник”. Личность крайне интересная, редкая, но в своем роде уникальная, такие люди крайне редко оказываются на высоких постах, но, когда это происходит, ничего хорошего ни для компании, ни для сотрудников не ждите. Безумный шляпник не знает, что происходит, не уверен, как этим всем управлять и вообще забыл планы, которые у него были – семь пятниц на неделе и абсолютно никакой самоорганизации, самый большой страх безумца – ответственность. Но, говоря о плюсах, а не будь их, он бы не дорвался до власти, у шляпника существует врожденный навык быстрого принятия любых решений, которые, что удивительно, с довольно высокой периодичностью, заканчиваются положительно, в связи с чем, любая кризисная ситуация – его райская зона комфорта, чем больше возможные потери – тем больше он будет полезен. Когда гидра обходит только третью голову, когда хиппи думает об имидже компании, а скрудж считает, как сэкономить, безумный шляпник уже нашел все способы разрешения, организовал команду и извлёк максимальную из возможных прибылей. Одно из самых характерных мест нахождения шляпников – армия, даже буквально каждый второй обязан в себе иметь качества шляпников.
Человек, управленец, относящийся к данной категории, практически инстинктивно не способен на признание своих ошибок, а допускаемые, в случае чего, обязательно найдет на кого переложить и его не переубедить. Минимум пунктуальности и ответственности, агрессивность и самодурство, все это обязательные черты безумного шляпника, образа, поистине восхитительного, пусть и крайне редкого для мирного города в мирное время, но, как говорилось в фильме “темный рыцарь: возрождение легенды”:
“-Его ждет отставка
–Но он же герой?
–Герой войны, а сейчас у нас мирное время” – для каждого времени, для каждой ситуации хороши свои механизмы и роли, ножик к супу не кладут.
Но безусловно, наиболее специфическое восприятие ответственности встречается у персоны, воплощенной словом “партнер”, или, как может быть даже более красочно – “демократ”. Демократы пытаются показаться наиболее честным и добрым управленцем, регулярно устраивая “выборы” для будущих решений, вовлекая в процесс управления всех зависящих от этого самого управления. Ключевые решения внутреннего и даже внешнего строя будут определяться своеобразными референдумами, где голос каждого будет учтен и тем самым, принимая решения, которые могут быть неприятны, лидер себя обезопасит, сославшись, что это было ваше же мнение, а когда это ваше мнение, то какие вопросы могут быть к начальнику, если он занимался исключительно подсчетом? Отвести от себя любые претензии и избежать ответственности, назвавшись самым демократичным и добрым.
Но суть заключается в том что счетная комиссия нигде не является правящим органом и результаты опросов чужого мнения не должно быть определяющим фактором дальнейших развитий. Коллектив меняется и это нормально, а значит меняются и взгляды и то, что было удобно для одного, может быть адом на Земле для другого. А сами решения если и удобны для большинства, могут быть гибельными для бизнеса и руководитель должен это понимать и разграничивать. Голосования хороши, когда речь идёт о принятии решений равными партнерами, а не управляющим и подчинёнными, образуются разные круги, голосующие вместе, лидеры мнений, а сам демократ начнет минимально контролировать происходящее, а если сам начнет быть приверженцем одной из групп – подарит карт-бланш на спекуляцию остальным. Демократия не всегда работает даже в вопросах политики, подход не универсальный, а со стороны это идет исключительно для поддержания неуверенного в своих решениях лидера.
В любых вопросах и на любом уровне руководитель должен допускать вопрос гибкости, для него не должно существовать параметра большинства и необходимости, неудобное решение в одном случае может также быть неудобным по-разному, а значит для каждого отдельного недовольного необходимо подобрать свой подход, чтобы команда не рассыпалась и не начинала самоуправство. Руководитель должен уметь принимать решения, должен принимать сложные и не всегда приятные решения, принять которые необходимо сейчас и без учета интересов всех и каждого, бонусы и компенсации будут потом и то, если вы, управленец, посчитаете нужным. Назначали вас не подчинённые, не голосованием за лучшего представителя, ваше место было решением не их, а вашей заслугой и тем, кто выше.
Безусловно мы бы могли еще на множество параграфов развести все возможные типажи и характеры начальства, объясняя, чем же они так плохи и как можно работать и существовать с каждым из них, рассказать о таких видах, как “белка-летяга” и “носорог”, однако тогда формат слишком растянется, поэтому, рассказывая про наиболее по-
пулярные типы идиотского управления мы остановимся еще на одном – “батяня”. Приходя на новые места работы вы всегда могли попадать в ситуации, когда коллеги с неприкрытым восхищением травят интереснейшие байки про рабочие будни и нестандартные ситуации, когда всем помог один особенный человек и разрешил все проблемы одним взглядом, а вы стоите и не понимаете и половины истории, ведь для вас это все лишь легенды о давнишних временах. “Дружище” и травит такие байки и грезит о том, чтобы о нем их и рассказывали. Очень часто такие люди находятся в компании или в определенной сфере бизнеса очень давно, возможно даже слишком, они знают все о том, чем занимаются, им это интересно и они стараются заражать этим интересом других без рассмотрения мысли, что тема может быть не так хороша, как кажется. Без притворства и издевок рассказывают часовые лекции и истории о том, как все работает и вообще, дружище будет с вами всегда общаться на “ты” и довольно по-доброму и по-отцовски смотреть на любые ваши действия, для него все, кто проработал меньше – как малые дети, а так как он работает в сфере дольше всех – то абсолютно все.
Пока что даже не видно ничего плохого, кроме фамильярности и навязчивости и на самом деле так оно и есть, дружище один из самых безобидных идиотов-начальников, что вам могут встретиться, он сам себе на уме и немного безумен в этом плане, однако, вреда как такового от него нет, он хочет помочь и делиться со всеми тем опытом, что успел получить он, пусть и без их желания. Он верит в то, насколько это важно и необходимо для специалиста, он живет в своем уникальном и абсолютно другом мире, он выгоден начальству, ведь он является экспертом и не требует многого, он выгоден и вам потому что зачастую такие люди не являются сильно требовательными к сервису и вашему поведению, для них важны другие критерии и пойти к ним навстречу и дать их не составит большого труда, а если даже его и выжить, или сменить место работы на какое-то другое, то нет никаких гарантий, что вам не попадется идиот похуже и позлее. Очень плохой совет, но придется его дать – потерпите и сыграйте по его правилам, все равно вам же никто не помешает соврать и все равно идти по своим целям, не озвучивая их напрямую.
В заключении хочется сказать, что, так или иначе, идиотизм в управлении может прослеживаться у каждого в абсолютно разных местах: это может быть как и микс из всего сразу, так и нечто совершенно иное и самобытное, а может быть вам повезло и ваш начальник отличается кардинально от всего описанного выше, как и вы, когда дорастете до нужного ранга, будете лучшим начальником из всех. Отвечая же на первоначально заданные вопросы – как использовать особенности руководства для собственной выгоды, так ответ крайне прост – если вам так необходимо развитие, будьте яркими и перенимайте черты того босса, который вам достался, развиться можно и ваш начальник яркий пример того, какое управление нужно организации, где вы сейчас находитесь, а значит оцените, стоит ли это того, или чего вы бы в принципе хотели. Мы описали сильные и слабые стороны каждого, нашли причины их существования и объяснение их идиотизма, будем надеяться, что вам самим будет проще с вашим руководством, как и будущим вашим подчиненным с вами, а продолжить бы хотелось уже больше говоря непосредственно о вас.
Глава №5:
Типология
идиотов-клиентов
Разумеется, составляя пособие по тому, как же всё-таки работать с такими людьми, как идиоты, мы бы не смогли обойти стороной такую невероятно гигантскую группу личностей, как клиенты-идиоты. Причина многих головных болей и расстройств, глупые и агрессивные, конфликтные и серые, каждый, мы постараемся оценить, рассмотреть и разобраться в природе поведения и характера идиотских клиентов, ведь, как можно опустить такую хитрую тему. А самой многочисленной эта группа является по одной простой причине – мы все в ней. Каждый, кто хоть раз оказывался в позиции заказчика, гостя или покупателя – был в положении идиота. Безусловно, это не перманентное состояние. Случается, порой, что сотрудники относятся положительно к визитерам и предпочитают не обливать за спиной, а порой и в лицо, грязью за не слишком умное, с их точки зрения поведение, но буквально каждый сталкивался и не один раз с отношением к себе как к идиоту. Данный статус заслужить гораздо проще, чем кажется, достаточно всего-навсего сказать что-то, что не будет истиной для опытного специалиста, проявить себя слишком ярко или слишком тихо, спросить лишнее или не уточнить важное, согласиться на доплату или самонадеянно отказаться от выгоды. Идиотом посчитают вас гарантировано.