Многие владельцы действующих магазинов и не слышали о таких понятиях. При этом кто-то использует их интуитивно, кто-то делает в них ошибки и работает не очень успешно. По поводу концепций и форматов магазина написано множество книг. Но они обычно сложны для понимания и поэтому игнорируются. Разберемся простыми словами, что эти термины означают.
Концепция магазина – это полный портрет магазина. Это наиболее подробное описание вашего магазина как целостного организма.
Концепция магазина описывает:
* Для кого ваш магазин работает.
* Какой формат и основное правило использует.
* Каким товаром торгует.
* По каким ценам.
* Какая выкладка товара используется.
* Какой в магазине ремонт.
* Какое торговое оборудование.
* Какая наружная реклама.
* Какие требования к обслуживанию.
* В каком месте располагается магазин.
Это лишь основные моменты, которые описывает концепция магазина.
Формат магазина применяется для удобства классификации магазинов. В каждой компании может быть своя классификация форматов. Формат может определяться от площади, от типа обслуживания, от количества товарных позиций, наличия парковки, от среднего чека, от уровня наценки, от расположения и других важных для данной компании факторов. Формат магазина проще понять на примере. Супермаркет, магазин у дома, дискаунтер, бутик – это все примеры форматов магазинов.
Основное правило вашего магазина – это то, вокруг чего вертится весь процесс построения и дальнейшей работы магазина. Все задачи и работы в магазине можно подчинить всего лишь одному правилу. Необходимо только правильно его выбрать.
Самое худшее, что вы можете сделать – это собрать «Франкенштейна» из всего понемногу. Покупатель должен однозначно идентифицировать ваш магазин и понимать, куда он попал, что и кому вы продаете. Человек не будет покупать в одном и том же магазине автозапчасти, продукты и одежду. Попробуйте совместить на 40 квадратных метрах такую торговлю и вы поймете, что такое сокрушительный провал. Это преувеличенный пример, но многие предприниматели делают что-то похожее, когда стараются засунуть в один магазин как можно больше товаров. Покупатель в итоге не понимает, куда он попал и что этот магазин продает, а главное, кому.
Другая распространенная ошибка – смешивать форматы. Из личных примеров, с которыми я сталкивался:
«Ассортимент бутика – цены дискаунтера».
«Бутик с самыми низкими ценами».
Ничего хорошего из этого не выходит. Магазин, как и человек, должен быть цельным. Если магазин не может определиться, что он из себя представляет, и пытается угодить всем сразу, то угодить не получится никому.