Предисловие

Назначение этой книги – содействие организациям, стремящимся к успеху

Настоящая книга адресована руководителям и сотрудникам всех уровней, стремящимся к успеху своих организаций, готовых осваивать уже зарекомендовавшие себя передовые методы управления компаниями и внедрять новые идеи, подходы и методы для повышения качества и эффективности своей деятельности.

Трудные условия и рождение новых идей

Деятельность по созданию методов и средств управления имеет долгую и порой захватывающую историю. Компании, попавшие в трудные, иногда критические для выживания условия, находили решения, которые не только их спасали, но и обеспечивали им лидирующие позиции на многие годы вперед. Так возникали передовые системы менеджмента, ставшие теперь классическими. В их числе методологии Бережливого производства, Развертывания функции качества, Сбалансированной системы показателей, «Шесть сигм» и другие.

Удивительно, что со времени разработки некоторых из них прошло уже 20, 30 и даже 40 лет, но они во многом сохраняют свою актуальность. В первой главе книги приводятся факты из истории создания классических методологий, а также рассматриваются основные идеи, принципы и подходы этих методологий. Эти сведения и теперь могут быть полезны при разработке современных систем менеджмента организаций.

Освоение передовых идей, их стандартизация и внедрение

Массовое использование успешно проявивших себя методологий осуществляется путем включения их в национальные и международные стандарты. В условиях глобализации это позволяет поднять общий уровень качества и эффективности деятельности по выпуску продукции и оказанию услуг, улучшить взаимодействие между организациями. Этот процесс идет постоянно, каждые 6–7 лет мы ждем выхода новых версий стандартов ISO серии 9000, чтобы узнать, какие новые требования к системам менеджмента организаций согласованы и приняты большинством стран-членов Международной организацией по стандартизации.

Однако, как показывает практика, освоение новых стандартов идет непросто, возникает много вопросов, которые организации вынуждены решать на свой страх и риск. В настоящее время особую сложность представляет полноценное освоение и применение процессного подхода к построению и функционированию систем менеджмента, потенциально являющегося мощным средством повышения результативности и эффективности деятельности организаций. Во второй и последующих главах подробно рассматриваются эти вопросы и даются рекомендации по их решению.

Анализ среды организации, управление знаниями и рисками

В дополнение к процессному подходу в последней версии стандарта ISO 9001:2015 появилось требование о необходимости анализа внешней и внутренней среды организации для обоснованного определения области применения ее системы менеджмента качества, осуществляемых процессов и стратегического направления деятельности. Это требование, а также своевременное выявление и предупреждение рисков становятся необходимыми условиями достижения целей организации с минимальными потерями.

Квалифицированное решение этих вопросов, а также выполнение всех остальных требований ISO 9001:2015, включая выпуск соответствующей продукции и оказание услуг, обусловливают необходимость накопления знаний, управления ими и создание на их основе информационно-методического обеспечения успешной деятельности организации. Этим вопросам посвящены главы 3, 5 и 7.

Создание сети процессов и улучшение деятельности организации

При процессном подходе деятельность организации представляется как совокупность взаимосвязанных процессов, необходимых для достижения нужных целей. Коммерческой целью является получение прибыли, которая необходима для поддержания текущей деятельности и дальнейшего развития организации. В главе 4 предложен подход к выстраиванию сети процессов, исходя из поставленной цели, а также использование модульного принципа формирования процессов и всей сети. Это позволяет обеспечить гибкость и приспособляемость сети процессов к изменяющимся рыночным условиям и требованиям заказчиков.

Обеспечение организации компетентным персоналом

Ключевую роль в обеспечении успеха организации играет обеспечение необходимой компетентности персонала. В 6-й главе описываются роль и действия высшего руководства, разработчиков инструктивно-методических документов и операционного персонала в деятельности организации, а также методы обеспечения и повышение их компетенции, включая создание учебно-аналитических центров, делегирование полномочий, а также моральной и материальной мотивации.

Предложен подход по улучшению внутренней аудиторской деятельности благодаря наставничеству, обеспечивающему подготовку персонала на конкретных примерах и участие в решении актуальных текущих и перспективных задач своих организаций.

Оценка и улучшение результативности при внутренних аудитах

Доминирующим требованием стандарта ISO 9001 является обеспечение и улучшение результативности системы менеджмента качества. Результативность создает условия для дальнейшего продвижения организации к достижению эффективности, конкурентоспособности и, в конечном счете, к устойчивому успеху своей деятельности.

Восьмая глава посвящена анализу понятия результативности системы менеджмента качества, предложена методика оценки и повышения результативности выполнения требований ISO 9001 с помощью внутренних аудитов. Эта методика позволяет проводить профилактику состояния организации перед выполнением ответственных контрактов, а также диагностику и устранение возникших проблем в ее деятельности.

Процессно-ориентированное управление затратами

Важно отметить, что организация, проведя сертификацию своей системы менеджмента на соответствие ISO 9001, еще не получает гарантий на выживание в рыночных условиях, поскольку в этом стандарте нет требований по эффективности, т. е. учета затрат.

Чтобы обеспечить прибыльность своей деятельности, организация вынуждена искать пути сокращения затрат. В девятой главе предложены новые подходы к обеспечению и улучшению эффективности систем менеджмента. Эти походы включают: целевое формирование сети процессов, процессно-ориентированное управление затратами и методы повышения эффективности процессов.

Кроме того, рассмотрена проблема сочетания стратегического и оперативного управления деятельностью организации и способы ее эффективного решения, включая применения контроллинга в сочетании с процессным подходом.

Обеспечение доверия и успеха в торгово-экономических отношениях

Россия участвует во многих торгово-экономических союзах и объединениях (АТЭС, ВТО, БРИКС, ЕАЭС), взаимоотношения в которых требует обеспечения взаимного доверия. В десятой главе рассмотрены механизмы обеспечения доверия с помощью систем сертификации и аккредитации. Показано, что должна делать организация, чтобы получить сертификат, имеющий международное признание. Предложен подход к обеспечению доверия к сертификации путем введения рейтингов органов по сертификации и оплаты их услуг инвесторами, заинтересованными не в факте получения сертификата, а в объективности его содержания, что позволяет снизить риски вложения средств.

Рассмотрены методы и средства достижения конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.

Александр Иванович Камышев

канд. техн. наук, научный консультант

АНО «Центр Квалитет», директор Ассоциации

«ЦЕНТРОСЕРТ» с 1997 по 2008 г. (Москва)

Загрузка...