Понятие о религии

Религия есть завет или союз между Богом и свободно-разумной тварью, в частности же между Богом и человеками, установленный, по неизреченной милости Божией, во славу Божию и для блаженства человеков. Условие религиозного союза со стороны Бога состоит в даровании людям всех необходимых средств для ближайшего и совершеннейшего соединения с Ним, Источником жизни и блаженства; со стороны человека требуется искреннее стремление к усвоению этих животворных средств через веру и благочестие.

Основные истины веры и благочестия

Самое понятие о религии предполагает несомненными истину бытия Божия и истину духовности и бессмертия человеческой души, ибо если нет Бога и человек не имеет бессмертной души, то и религиозный союз между ними не мог бы существовать и обратился бы в пустое слово. Поэтому истины сии суть основные истины веры и благочестия, без утверждения которых невозможно и учение о религии.

Истина бытия Божия

Слово Божие уже предполагает известной истину бытия Божия и нигде намеренно ее не доказывает. Вера в Бога действительно есть всеобщее убеждение человеческого рода. Нет и не было ни одного народа, который бы не имел в том или другом виде представлений о Боге. Не было и нет ни одного столь дикого человека, которого бы невозможно было научить вере. Только безумный, по слову Псалмопевца, может сказать: несть Бог (13, 1).

К этой вере неуклонно ведет нас наблюдение над внешней природой и собственной нашей душой.

Наблюдение над внешней природой удостоверяет нас, что все в ней, от громадных небесных тел до самого малого насекомого и древесного листка, устроено в дивном порядке и подчиняется неизменно действующим законам. Но мы знаем, что само собой ничто не может сделаться, тем более не может устроиться по известному, ясно предначертанному плану. Поэтому необходимо предположить, что не только есть Творец Вселенной, но Он есть вместе и Существо совершеннейшее, всемогущее, премудрое, всеблагое.

И в собственной душе своей мы чувствуем существование закона, данного свыше, по которому должна устроиться наша жизнь, и сознаем, что тогда только получаем нравственное успокоение и мир, когда поступаем согласно с этим законом. Это начертание в самом сердце нашем закона Божия ежеминутно указует нам на Премудрого и Всеблагого Творца. Не напрасно совесть издавна принято называть голосом Божиим в душе нашей.

Не в одной совести, айв других силах нашей души отражаются образ и подобие Божие. И душа имеет возможность и способность входить в общение с Богом. Чем чище духовные очи нашего сердца, тем живее и яснее в нас мысль о Боге и тем тверже и непоколебимее вера в Него.

Поэтому самым лучшим средством для утверждения в истине бытия Божия почитается добрая жизнь, через которую человек входит в непосредственное и живое общение с Богом, беседует с Ним в молитве и слышит в сердце ответ на нее, получает от Бога помощь в нуждах и дары благодати, видит Его десницу в своей жизни.

Истина бессмертия души человеческой

Истина бессмертия души человеческой есть также всеобщее и непоколебимое убеждение человеческого рода.

Каждый может чувствовать и сознавать, что душа есть нечто отдельное от тела и вообще от всего вещественного: действия души свободны, а отправления тела подчинены закону необходимости; душа действует независимо и отдельно от тела, например, при открытых органах зрения, слуха и др. мы иногда, углубившись в себя, ничего не видим и не слышим. В минуты болезней и страданий телесных душа может радоваться и торжествовать; при здоровье и благоденствии часто скорбит и мучится. Если же душа сама по себе есть нечто отдельное от тела, то, значит, и жизнь ее может быть жизнью, отдельной от жизни телесной. Тело может распасться на части и умереть, а она остаться живой.

Но душа не только может, но и должна жить по смерти тела. 1) Человек имеет такую жажду ведения, что с каждым расширением знаний чувствует потребность новых, и жажда ведения в здешней жизни удовлетворена быть не может. 2) Нравственный идеал человека также недостижим в здешней жизни: чем более человек стремится к нему, тем выше и выше видит его над собой. 3) Наконец, и блага, которых он ищет, как бы они ни были чисты, никогда не насытят сердца человеческого. Все это указывает на продолжение жизни нашей за гробом. 4) Еще более требует продолжения этой загробной жизни необходимость ответственности за поступки, совершенные нами, тем более что полного воздаяния за дела наши в этой жизни не видим.

Должно заметить, наконец, что и здесь самое лучшее средство убедиться в духовности и бессмертии человека есть благочестивая жизнь. У праведников душа не подавлена телом, напротив, возвышается над телом. Поэтому им удобнее чувствовать как отличие души от тела, так и ее неземные потребности и назначение.

Начало религии. Религия христианская

Начало религии, как союза между Христом и человеком, восходит к самому сотворению человека. В образе Божием и подобии, которыми при самом сотворении отличен был от всех земных тварей человек, уже положено было Богом в душе его и основание для этого союза, дано и средство для живого и постоянного общения с Богом. Но этот первобытный союз Бога и человеков был нарушен через грехопадение людей. Тогда Бог благоволил восстановить этот союз, обещав падшему в лице прародителей человеческому роду спасение силой и заслугами Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа, а человек, со своей стороны, обязывался как можно теснее соединиться с Господом через веру, надежду и любовь. Для утверждения этого союза Бог положил до полного откровения сей тайны представлять ее человеку в образах и знамениях (времена ветхозаветные), в определенное же время, по явлении Искупителя, открыть ее со всеми обстоятельствами. Искупитель мира этого Господь наш Иисус Христос совершил великое дело спасения рода человеческого и благоволил утвердить Новый Завет Кровию Своею, излиянной за всех нас на кресте.

Религия христианская поэтому есть воссоединение человека с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, при чем даруются человеку еще большие и совершеннейшие средства для достижения блаженного союза с Богом, чем какие даны были ему при творении[1].

Понятие об откровении. Связь учения об откровении с понятием о религии, как союзе Бога с человеком. Откровение естественное и сверхъестественное

Учение христианской веры почерпается из Божественного откровения. Под именем этого откровения разумеются те истины, которые Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

Учение об откровении тесно связано с понятием о религии. Религия есть союз между Высочайшим и Бесконечным Существом – Богом и ограниченной тварью – человеком. Этот союз не иначе возможен, как под условием снисхождения Бога к людям, при котором Он открывает им о Себе и о Своей воле, сколько они могут принять.

Поэтому откровение было еще при первобытном союзе человека с Богом – в раю. Первые люди слышали глас Бога, ходящаго в раю (Быт. 3, 8) и понимали Его. Еще более необходимым сделалось откровение после грехопадения людей, когда ум, воля и сердце человеческие заразились грехом, и, без особенной помощи Божией, мы не можем ни познать истины, ни получить спасения.

Откровение различается: естественное и сверхъестественное.

Естественным откровением называется обнаружение всемогущества, премудрости и благости Божиих в творении мира и постоянном промышлении о судьбах мира и рода человеческого. Природа и собственная душа человека являются здесь как бы книгой, в которой человек может читать о своем Творце.

Апостол Павел говорит: Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и божество (Рим. 1, 20).

Сверхъестественным откровением называется сообщение со стороны Бога человеку новых истин, которых он или не знал или которые недостаточно сознавал.

Провозвестниками сверхъестественного откровения Божия другим людям были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки, но они проповедовали только начатки откровения Божия, в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие Воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел говорит в начале своего послания к Евреям: Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже и веки сотвори (Евр. 1, 1, 2).

Возражение против возможности сверхъестественного откровения

Против возможности сверхъестественного откровения возражают преимущественно деисты, т. е. такие мыслители, которые признают личного Бога, но отрицают Его откровение и промышление. Бог, по их учению, сотворив мит, предоставил его самому себе, а Сам пребывает в покое; в частности, по отношению к человеку, не вмешивается в его жизнь и дела. Такое представление о Боге противоречит понятию о Нем, как о Существе высочайшем, всемогущем, премудром и всеблагом, также и понятию о человеке, как существе ограниченном и притом падшем, который постоянно нуждается во вразумлении, просвещении и помощи. С другой стороны, между Богом и человеком, при всем безмерном различии, есть нравственное сродство, и человек может входить в живое общение с Богом. Бог, как Существо всеведущее, знает все наши нужды и, как Существо всемогущее и премудрое, имеет в Своем распоряжении все средства для сообщения человекам Своего откровения. А человек имеет способность, как это доказано многими опытами, к восприятию этого откровения.

Признаки Божественного откровения внешние и внутренние

Сверхъестественное откровение имеет свои существенные признаки, по которым оно может быть узнано и отличено от откровений ложных.

Признаки сии суть внешние и внутренние.

К внешним признакам сверхъестественного откровения относятся чудеса и пророчества.

Чудеса суть действия, превышающие человеческую силу и возможные для одной всемогущей силы Божией, каково, например, воскрешение мертвых. Чудеса так удостоверяют в истине откровения: кто творит чудо, тот действует силой Божией; Бог дает Свою силу избранным святым людям, а этим свойственно говорить только правду. Поэтому, если человек, сотворивший известное чудо, удостоверяет, что он говорит не от себя, а от Бога (а таковы речи пророков и апостолов), то значит, что он действительно говорит по вдохновению свыше. Господь наш Иисус Христос желал, чтобы люди более верили Ему за учение, по сердечному убеждению в его истине, а не за чудеса. Однако же и Он указывает на чудеса как на доказательство Своего Божественного посланничества: Дела, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин. 5, 36).

Пророчество есть предсказание о будущем, превышающее силы человеческого разума и свойственное только всеведению и премудрости Бога. Если известная священная книга заключает предсказание о будущем и это предсказание в свое время исполнилось, то ясно, что указанное предсказание священной книги (а поэтому и другие ее места) явилось не иначе, как по вдохновению священных писателей от Бога.

Поэтому евангелист Матфей, приводя пророчество Исаии о рождении Господа Иисуса Христа от Девы, усвояет его Самому Богу, а пророка Исаию представляет не более, как только орудием или органом слова Божия: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7, 14; Мф. 1, 22, 23).

Возражения относительно чудес

Говорят, что чудеса не сообразны с премудростию Божией: в них Бог как бы поправляет Себя. Но в чудесах Бог не поправляет Самого Себя, а исправляет уклонения разумно-свободных существ от установленного Им нравственного порядка.

Говорят: чудеса расстраивали бы чин и порядок природы. Чудеса, известные нам из священной истории, никак не расстраивают чина природы, а препобеждают нестроение и восстановляют порядок, например, в исцелении болящих, в напитании алчущих, в укрощении бури, в воскресении мертвых. Нищета, болезни, смерть и другие бедствия нашей жизни не предполагались в ней всеблагой волей Творца, а привзошли в нее вследствие грехопадения. Удаляя или ослабляя эти бедствия, Господь по неизреченной Своей милости приводит жизнь нашу к ее порядку.

Внутренние признаки сверхъестественного откровения суть: высота содержащегося в нем учения и чистота его.

Откровенное учение содержит в себе ответ на самые важные вопросы, над которыми задумывались величайшие мыслители и которых они сами без помощи свыше не могли разрешить, например: о существе Божием, о начале мира, о происхождении зла на земле, о назначении человека, о загробной жизни и пр. Разрешая эти вопросы, откровение вводит нас в глубочайшие тайны, превышающие человеческий разум; но сердце человека, не омраченное страстями, находит в них совершенное себе удовлетворение; и сам разум не может не видеть, в какой неразрывной связи и в каком стройном согласии находятся эти тайны между собой, дополняя и объясняя одна другую, и какой свет проливают они на все вопросы мысли и жизни человеческой. Вообще истины откровения так высоки, что вполне непостижимы для самых глубоких мыслителей, и так ясны и просты, что доступны пониманию детей и могут быть переданы на их языке.

Чистота откровенного учения состоит в том, что оно не приноравливается ни к каким принятым мнениям и любимым вкусам людей, и не дает никакого послабления и потворства страстям человеческим, но содержит в себе одну чистую и непреложную истину (отношение учения

Господня к господствовавшим у евреев взглядам фарисеев и саддукеев; сравнение учения христианского с магометанским и т. п.).

Способ распространения и сохранения откровенных истин или источники откровения. Священное Писание

Откровенные истины распространяются двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания.

Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные по вдохновению от Святого Духа пророками и апостолами. Совокупность этих священных книг называется Библией. Библия – греческое слово, значит книги.

Одни из священных книг написаны во времена Ветхого Завета, другие по установлении Нового Завета.

Ветхозаветные священные книги

Ветхозаветных книг считается 22, хотя, считая каждую отдельно, их 38. Новозаветная церковь, приняв эти книги от ветхозаветной церкви еврейской, удержала и счет ее, по уважению к тому, что вверена быша им (т. е. евреям) словесе Божии (Рим. 3, 2). Евреи же так считали священные книги по числу букв, находившихся в их алфавите.

По содержанию ветхозаветные священные книги разделяются на 4 отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. В указанном порядке священные ветхозаветные книги исчисляются так:

Книги законоположительные: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие.

Книги исторические: 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, Книга Руфи, 8) Первая и Вторая книги Царств, как две части одной книги, 9) Третья и Четвертая книги Царств, 10) Первая и Вторая книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры Первая и Вторая его же или, по греческому надписанию, Книга Неемии, 12) Есфирь.

Книги учительные: 13) Книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклесиаст его же, 17) Песнь песней его же.

Книги пророческие: 18) Книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати пророков.


Книга Бытия содержит повествование о начале мира и человеческого рода и часть истории еврейского народа от Авраама до Моисея. Книга Исход повествует об исходе евреев из Египта, некоторых обстоятельствах странствования их и о даровании им закона. Книга Левит содержит в себе изложение законов обрядовых и частью нравственных и гражданских. Книга Чисел содержит в себе счисление народа еврейского и продолжение истории о его странствовании. Книга Второзакония содержит повторение законов, изложенных в предшествовавших книгах.

Книга Иисуса Навина повествует о завоевании и разделении земли Ханаанской. Книга Судей излагает историю евреев от кончины Иисуса Навина до рождения Самуила. Книга Руфь содержит историю Руфи. Четыре книги Царств содержат историю царей, а книга Паралипоменон (греческое слово, значит история оставленных или опущенных в Книге Царств происшествий) составляет дополнение к истории царей иудейских. Книги Ездры и Неемии повествуют о возвращении иудеев из плена, построении второго храма и укреплении Иерусалима. Книга Есфирь содержит историю Есфири.

Книга Иова содержит историю праведного Иова, речи его друзей и Самого Господа Бога к этому доблестному страдальцу. Книга Псалтирь содержит 150 псалмов, или духовных песней, из которых большая часть написана Давидом. Притчи Соломона – это краткие изречения премудрого царя Соломона, относящиеся к жизни и спасению души. Слово Екклесиаст – греческое и значит проповедник. Эту книгу Соломон написал в старости, и она служит памятником его раскаяния в грехах жизни; главная мысль этой книги та, что все на свете радости и приобретения суетны, одно истинное приобретение – благочестие и страх Божий. Песнь песней значит самая лучшая из песней, в ней представляется, по толкованию святых отцов, таинственный союз Господа Иисуса Христа с Церковью под видом союза жениха с невестой.

Книги пророческие заключают в себе отчасти исторические указания на современные пророкам события, но более учение их и предсказания, в особенности о Господе Иисусе Христе.

Понятие о каноне

Все исчисленные выше книги называются каноническими. Греческое слово %avcbv, между прочими, имеет два значения: список и правило. Название священной книги канонической значит, что эта книга находится в списке священных книг и содержащееся в ней учение должно служить для нас правилом веры и благочестия. Начало ветхозаветного канона положено первым священным писателем пророком Моисеем, который повелел начертанную им книгу закона положить в скинии по правую сторону ковчега завета, для всегдашнего свидетельства истины (Второзак. 31, 26). Последующие священные писатели присоединяли начертанные ими по вдохновению от Святого Духа книги к книгам Закона Божия, данного через Моисея (Нав. 24, 26; 1 Цар. 10, 25).

Окончательное составление ветхозаветного священного канона приписывается священнику Ездре.

Книги неканонические

Кроме вышеозначенных канонических книг в Библии есть еще следующие книги: Товита, Юдифи, премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книга пророка Варуха, Вторая и Третья книги Ездры и три книги Маккавейские. Они появились после окончательного образования ветхозаветного канона на греческом, а не на еврейском языке. Как не вошедшие в священный канон, они называются неканоническими и не имеют такого значения в церкви, как канонические книги. Относительно употребления их святой Афанасий Великий говорит, что они предназначаются для чтения вступающих в Церковь и желающих огласиться словом благочестия.

Кроме этих книг неканоническими признаются некоторые места в книге Есфирь (неозначенные счетом стихов), послание пророка Иеремии к пленным иудеям в Вавилоне, молитва иудейского царя Манассии, приложенная ко 2-й книге Паралипоменон, в книге пророка Даниила песнь трех отроков (гл. 3), история о Сусанне (гл. 13), о Виле и Змие (гл. 14).

Новозаветные священные книги

Священных книг Нового Завета 27. Они так же, как и ветхозаветные священные книги, разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие книги.

Законоположительными книгами Нового Завета по всей справедливости должно назвать четыре книги Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Слово «евангелие» греческое и значит добрая, радостная весть, именно – о совершении нашего спасения Господом Иисусом Христом. Евангелие повествует о рождении Спасителя, жизни Его, учении, чудесах, о крестных страданиях, смерти и погребении Его, наконец о Его славном воскресении и вознесении на небо.

Исторической книгой Нового Завета называется книга Деяний Святых Апостолов, написанная евангелистом Лукой и составляющая как бы продолжение его Евангелия. Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов и распространении через них христианской веры, в особенности же о трудах первоверховных апостолов Петра и Павла.

Учительными книгами Нового Завета называются: Послания Апостолов – Иакова, Петра -1-е и 2-е, Иоанна – 1-е, 2-е и 3-е, и Иуды, и 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам – 1-е и 2-е, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам – 1-е и 2-е, к Тимофею – 1-е и 2-е, к Титу, к Филимону и к Евреям. Первые семь посланий называются соборными, потому что не надписаны на имя какой-либо частной церкви или какого-либо лица, а Послания Апостола Павла надписаны на имя известных церквей и лиц. Хотя 2-е и 3-е послания Иоанновы имеют надписания, но называются соборными вместе с первым, не имеющим надписания.

Пророческая книга Нового Завета есть Апокалипсис, или откровение, начертанная апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Она изображает таинственные судьбы Церкви Христовой на земле и всего мира.

Загрузка...