Предисловие

Полезно знать и по временам припоминать жизнь добрых родных, добрых учителей, друзей и благодетелей пример и жизнь гораздо лучше учат нас, чем слово. Еще полезнее изучать и как можно чаще припоминать жизнь святых людей, ибо она – ряд опытных уроков благочестия, объясняющих нам самую важную истину, именно ту, как мы можем служить Богу и благоугождать Ему во всяком возрасте, состоянии и звании. Человек обыкновенно везде и во всем любит находить препятствия для подвигов благочестия. Наша юность, например, твердит нам, что будет еще время позаботиться о благочестии, что лета юности нежной, беззаботной, игривой неспособны к трудам поста и молитвы, и мчится юность в вихре мирских наслаждений и удовольствий!.. Наступает зрелый возраст, и человек под предлогом многочисленных занятий и обязанностей домашних и общественных опять отказывается благоугождать Богу, святая молитва опять в стороне, для богоугодной жизни опять как будто еще не время. Но вот незаметно является старость. Казалось бы, теперь уже можно расстаться со всеми благами мира. На краю могилы какие для человека наслаждения? Что ближе к могиле, как не мысль о вечности? А при такой мысли как не обратиться к подвигам благочестия? Но на деле бывает не так. Часто болезненная старость так бывает близорука, что не видит своей могилы, или, по крайней мере, добровольно смежает свои тусклые очи, чтобы не видеть ее. Часто она вздыхает не о небе, а о потере телесных сил и, чтобы оправдать себя пред Богом и людьми, указывает на свои немощи, которые требуют покоя и препятствуют благочестивому труду. И так проходит время, а там – смерть, и вот вся земная жизнь как будто лишена была удобства для святых подвигов. Все подобные предлоги отказа от христианских подвигов часто одобряются умом, принимаются сердцем. Но если вникнем в жизнеописания святых, то все они – эти неосновательные предлоги – быстро исчезают, как тьма перед светом. Там увидим, что не только зрелый возраст, не только старость, но и самая юность не препятствовали людям благоугождать Богу. Там увидим, что и в суетливом мире, и вдали от него – в глубоком уединении, и в кругу родной семьи, и вне его – среди чужих и иноплеменных, и в богатых роскошных чертогах, и в убогой хижине люди усиленно подвизались для спасения души. Пост, труд, бдение, уединение, чтение Священного Писания и Святых Отцов, хождение в церковь, частая исповедь и причащение и другие дела благочестия – все это можно встретить в каждом житии Святых Отцов. Всему этому общее имя – подвиг. Благодать Божия, обитавшая во святых Божиих людях, придавала подвигам их такое величие, озаряла их таким светом, что даже и краткие, но верные сказания об их жизни не могут не побуждать к более точному исполнению обязанностей всякого, кто только умеет ценить высокие нравственные подвиги. Повествования о святых, взятые в их целости, изобилуют самыми разнообразными наставлениями, применительны к различным обстоятельствам и состояниям нравственной жизни; это как бы открытое училище, в котором всегда можно найти полезное вразумление и наставление при всяком случае жизни, при всякой нравственной нужде. Привычка к греховным действиям при равнодушии к делу спасения доводит человека часто до жалкого безобразия, но несколько примеров нравственного исправления, рассказанных ему в минуты душевной тревоги и беспокойства, несколько образцов духовного совершенства, вспомянутых в подобном состоянии чтением или размышлением о жизни святых угодников Божиих, дают другое настроение; он строже руководствуется в своих действиях требованиями нравственного закона, и дух его мало-помалу окриляется для молитвенного возношения к Богу и для стремления к вечным благам царства небесного. Таким образом, сказания о праведниках поистине действуют на душу, как орошение на засыхающее растение. Вот почему в первые века христианства некоторые ревнители благочестия, заботившиеся о том, чтобы облегчить и для других спасительное дело подражания святым, с особенной тщательностью собирали сказания о жизни святых, записывали их, и так составились различные патерики, «Лавсаик», «История боголюбцев» и отдельные жития многих святых. Великое уважение, с каким приняты были эти писания в древней Церкви, ясно показывает, что немало было лиц, которых эти сказания утверждали на пути благочестия.

Мы должны знать особенно хорошо жизнь того святого, которого имя носим со дня своего рождения. Кто не знает жизни соименного ему святого, тот забывает, что святая Церковь каждому из нас дает имя одного из праведников, торжествующих на небе, для того, чтобы по этому святому имени было и житие наше, забывает, что с наречением имени святая Церковь соединяет нас родственным союзом с соименным нам угодником Божиим, что вручает нас его ближайшему надзору, хранению и руководству, подобно как в семействах благоустроенных чад юных поручают надзору и попечению старших и более опытных. Как же не знать жизни святых наших благодетелей, опытнейших наставников и благонадежнейших руководителей! Настанет час, когда все наши земные связи пресекутся рукой смерти, когда никакое покровительство сильных земли нисколько не поможет нам; один союз любви во Христе Иисусе пребудет вечным, одно мощное заступление и ходатайство за нас избранных друзей Божиих может оказать нам действительную помощь и после нашей смерти, на самом суде Христовом.


Д. И. Протопопов

1884

Загрузка...