Андрей Тихомиров, Марина Попова Из истории Оренбуржья

Страна городов Южного Урала

В течение очень длительного времени формируется такая языковая общность древних людей на территории Южного Урала, как впоследствии их стали называть, индоевропейцы. Это примерно 8-5 тысячелетие до н.э., в 4-3 тысячелетии до н.э. эта общность стала распадаться, в дальнейшем они разделились на восточную языковую группу (иранцы, армяне, таджики, индийцы и др.), западноевропейскую (греки, германцы, романские народы и др.), славяне (русские, болгары, поляки и др.), балты (пруссы, литовцы, латыши и др.). На протяжении многих тысячелетий народы исчезали, появлялись, ассимилировались с другими этносами, в частности, с угро-финнами и тюрками.

Следы былой общности проглядывают повсюду. Например, в славянских и иранских языках немало общих слов и понятий – бог, богатырь, богатство, хата, боярин, господин, топор, собака, и др. Все они пришли к нам от древних индоевропейцев. Эта общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях на глиняных сосудах – повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к некоторым народным праздникам – например, к медвежьим, проводимым многими народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы северной прародины индоевропейцев, в районе современного Северного ледовитого океана, чей климат тысячелетия назад был более тёплым.

Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, славянский языческий бог Перун-громовержец сродни латышско-литовскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.

Понятие «цивилизация» имеет множество значений, но главное – появление чего-то нового прогрессивного, которое помогает двигать развитие вперёд.

И вот следы самой древней цивилизации постепенно находят учёные в пределах большого Урала. Самый древний идол, известный на сегодня это – «Шигирский идол». Музейный экспонат «Большой Шигирский идол» считается древнейшей деревянной скульптурой на планете, возраст которого, по данным ученых, насчитывает 10 тысяч лет. Ценность Шигирского идола в денежном эквиваленте даже не представима. Нет никакого сомнения, что сегодня это самая значимая реликвия не только на территории Свердловской области и России, но и на всей планете.

Мегалиты острова Веры – комплекс археологических памятников (мегалитов – камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Древнейшие на Земле мегалиты сооружены предположительно около 6 тысяч лет назад, в IV тыс. до н. э., то есть до знаменитого Стоунхенджа в Англии (5 тысяч лет назад, III тыс. до н.э.).

Страна городов – древнейшие поселки, прообразы городов, которые найдены археологами на территории Южного Урала: в Башкортостане, Оренбургской и Челябинской областях РФ, а также на территории северного Казахстана. Города находятся на территории диаметром 350 км.

Все найденные города объединяет схожий тип строения, организации городской инфраструктуры, строительные материалы, время существования, а также одинаковая топографическая логика. Городища отчетливо видны на аэрофотоснимках. И именно эти снимки производят большое впечатление. Остовы городов по прошествии 4000 лет отчетливо проступают на фоне природного ландшафта, распаханных полей. Приходит осознание мастерства древних инженеров, спроектировавших и создавших такие города-системы. Сами города весьма были пригодны для жизни. Во-первых, они обеспечивали защиту от внешних врагов. Во-вторых, в городах было сделаны помещения для жизни и работы различных мастеровых людей (шорников, гончаров, металлургов, кузнецов и т. д.). Внутри каждого из городов имеется ливневая канализация, выводящая воду за пределы города. Рядом с городами организовывались могильники, сооружались загоны для животных. Уникальность: возраст памятников, – самому молодому из них 3700 лет, что сравнимо с древними Египетскими пирамидами; тип поселения – город.

В основном находят иные следы человеческой деятельности, курганы, захоронения; города возникали не стихийно, эволюционировав из деревушек, а сооружались сразу как города; на планете пока не обнаружены другие древние поселения (и не только древние) с подобным городским устройством и архитектурой; также: отличие от других культурных пластов степей Евразии; самая древняя из найденных колесниц (датирована 2026-м годом до нашей эры); продукты развитой для того времени металлургии; достаточно совершенные древние гидротехнические сооружения (плотина, запруда, отводные каналы (Синташта); древняя ливневая канализация (Аркаим). Использованы данные Википедии.

Сравнительная лингвистика и построение языковой генеалогической классификации очень важно для понимания вопросов этногенеза (происхождении народов). В разработке этих проблем, кроме антропологов, этнографов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей, в том числе историки, изучающие письменные памятники, географы и археологи, предметом исследования которых являются остатки хозяйственной и культурной деятельности древних народов.

«В период позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века), длившегося несколько десятков тысяч лет и закончившегося приблизительно 16-15 тысячелетий назад, люди современного вида уже прочно освоили значительную часть Азии (за исключением крайнего севера и высокогорных областей), всю Африку и почти всю Европу, кроме северных районов, еще покрытых тогда ледниками. В ту же эпоху происходило заселение Австралии со стороны Индонезии, а также Америки, куда первые люди проникли из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив, ранее здесь находился на его месте перешеек, также есть данные о том, что Южная Америка была заселена со стороны Антарктиды, ранее здесь могли находиться также острова или узкие островные перешейки. Согласно гипотезе «первобытной языковой непрерывности», предложенной советским этнографом С. П. Толстовым, человечество говорило на заре своей истории на многочисленных языках, по-видимому, постепенно переходивших один в другой на смежных территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную сеть («языковую непрерывность»)» (Тихомиров А.Е., Сборник статей 2015 года, "ПоЛиАРТ", Оренбург, 2016, с. 18-19).

Косвенным подтверждением гипотезы С. П. Толстова служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранялись до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми нелегко было провести четкие границы. Н. Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики. Однако языки более отдаленных групп уже стали значительно отличаться друг от друга. С. П. Толстов считает, что языковые семьи могли складываться в процессе постепенной концентрации отдельных языков небольших коллективов, их стягивания в более крупные группы, заселявшие значительные области земного шара. Другие советские и зарубежные лингвисты предполагают, что языковые семьи возникали обычно в процессе самостоятельного разделения одного языка-основы при расселении его носителей или в процессе ассимиляции при взаимодействии его с другими языками, что приводило к образованию внутри языка-основы местных диалектов, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.

Очень важен для проблем этногенеза вопрос о времени образования языковых семей. Некоторые советские исследователи – археологи и этнографы – допускают, что формирование этих семей могло начаться уже в конце позднего палеолита или в мезолите (среднем каменном веке), за 13-7 тыс. лет до наших дней. В эту эпоху в процессе расселения человечества группы родственных языков, а возможно, языки отдельных наиболее крупных этнических общностей могли распространяться на очень обширных территориях.

Датский лингвист X. Педерсен в свое время выдвинул гипотезу о генетической связи языков нескольких крупнейших семей, которые считались неродственными. Он назвал эти языки «ностратическими» (от лат. noster – наш). Исследования советского лингвиста В. М. Иллич-Свитыча показали научную обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых языков в большую ностратическую макросемью языков. Эта макросемья сложилась в верхнем палеолите на территории Юго-Западной Азии и примыкающих к ней областей. При отступлении последнего вюрмского оледенения и климатического потепления в мезолите ностратические племена расселялись по обширной территории Азии и Европы; они оттеснили, а частично ассимилировали племена, которые обитали там ранее. В этом историческом процессе ностратические племена образовали ряд обособленных ареалов, где началось формирование особых языковых семей. Самая крупная из них индоевропейская языковая общность начала формироваться на территории Южного Урала, а далее в «Большой степи» – от Алтая до Причерноморья.

В качестве археологических культур, которые могли быть соотнесены с областью общеиндоевропейского культурного комплекса, учёные называют халафскую, убейдскую, чатал-хююкскую культуры в Юго-Западной Азии и куро-араксинскую в Закавказье. Вторичной промежуточной прародиной индоевропейцев, по мнению этих ученых, явилось Северное Причерноморье, где их расселение датируется III тысячелетием до н. э. К югу от ареала индоевропейской семьи, возможно, сформировалось ядро семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. Севернее индоевропейцев жили носители картвельского праязыка, восточнее – дравидийского праязыка. Прародина уральских (финно-угорских и самодийских) тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков находилась на северо-восточной периферии современной России. К этой ностратической макросемье языков относятся индоевропейская, семито-хамитская, или афразийская, картвельская, уральская, дравидийская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчатская и, возможно, эскимосо-алеутская языковые семьи. На языках этой огромной макро-семьи теперь говорит свыше 2/3 всего населения мира.

Распространение ностратических языков шло, вероятно, как путем расселения древних людей современного вида, так и путем контактов между их различными племенными группами. Есть основание предполагать, что на юго-востоке Азии примерно в то же время складывалась другая древняя языковая макросемья (или ствол) – тихоокеанская, дифференциация которой привела к развитию китайско-тибетских, австроазиатских и австронезийских языков. Другие ученые (в их числе многие советские языковеды) считали, что наиболее вероятным временем образования языковых семей являются более поздние периоды истории, соответствующие неолиту (новокаменному веку) и бронзовому веку археологической периодизации (8-2 тыс. до н. э.). Образование древнейших языковых семей в это время было связано с выделением подвижных, преимущественно скотоводческих племен и их интенсивными переселениями, которые усиливали процессы языковой дифференциации и ассимиляции. Следует, впрочем, отметить, что реальные различия между обеими точками зрения не столь уж велики, так как образование разных языковых семей происходило неодновременно и представляло собой очень длительный процесс.

Раньше других сложились, вероятно, этнические общности, говорящие на языках, которые сохраняются в настоящее время у малых народов, живущих на периферии первобытной ойкумены – территории суши, заселенной людьми (греч. «эйкео» – населять). Эти языки отличаются большим разнообразием фонетического состава и грамматики, нередко образуя между собой незаметные переходы, восходящие, быть может, к эпохе первобытной лингвистической непрерывности. К таким языкам, очень трудно поддающимся генеологической классификации, принадлежат уже известные нам языки американских индейцев, «палеоазиатов Сибири», австралийцев, папуасов Новой Гвинеи, бушменов и готтентотов, некоторых народов Западной Африки.

Первобытное человечество, расселяясь с запада (Африки) на восток (Аравийский полуостров) и осваивая в глубинах Азии новые земли, еще в древнекаменном веке распалось на две группы популяций: черных и белых. Это было связано с уменьшением количества меланина, пигментов коричневого и чёрного цветов. Для групп охотников и собирателей, постоянно меняющих в поисках пищи места своего обитания, и поныне характерны примитивные формы построек в виде ветровых заслонов, жилищ на деревьях или временных хижин из ветвей, коры и листьев, что очень сильно напоминает о русском фольклоре, где Баба-Яга живёт в избушке на «курьих ножках» (окуренных дымом, чтобы не гнили) и «летает» на помеле. Яга, как и ягненок, на санскрите – жертва, а на древнерусском (чага) – пленница. Яга – на немецком и шведском – «охотиться, гнать, травить дичь». Мужской вариант «егерь» (от немецкого – охотник). Все эти слова одного происхождения – от индоевропейской основы. Есть версия происхождения названия Яга от древней славянской берегини (изначально дохристианские добрые духи-покровители у славян) – Яши (Яги), ее название означает, что она происходит от Ящера, то есть Пращура – наиболее древнего предка в роду, Яга охраняла Огненную реку, то есть священную границу, разделяющую земной и потусторонний миры. Страж этой границы должен быть суровым, поэтому Яге стали приписывать негативные черты, после принятия христианства образ доброй Яги стал коварным и злым, она стала уродливой ведьмой, которая контролирует лесные угодья и питается человечиной.

Загрузка...