Татьяна Томина Из библейских преданий

В сборнике представлен выборочный поэтический пересказ библейских преданий, выполненный по Ветхому Завету Библии. Разбивка на стихи и их нумерация – условные от автора пересказа


***

Стих 1


Не сразу Мир наш получился -

В пространстве Дух один носился.


Свет с тьмою вперемешку был,

Бог в первый день их разделил.


Второй день – твердь с землёю делит,

Пока ж землёй вода владеет.


На третий день собрал все воды -

Моря есть, сушь, зелёны всходы.


В четвёртый день создал светила,

Луну и солнце, звёзды – мило.


В день пятый – гадов, рыб в воде,

На небе – птиц, летят везде.


В шестой из праха, из земли -

Создал других, чтоб жить могли.


Скотов создал и человека -

Подобье божье и утеха.


Мужчина, женщина – чтоб править,

Владыки Мира, что лукавить.


Для пищи всем – трава, плоды,

И нет пока беды-нужды.


Седьмой день – можно отдохнуть,

Ведь труд закончен, Миру – в путь.


Стих 2


Для человека – сад в Эдеме,

Что на востоке, кто не в теме.


Как Рай мы знаем этот сад,

Там оказаться каждый рад.


Два дерева посередине,

Плод с одного – и вечен в Мире.


Другое дерево познанья -

«Добро и зло в чём» указанья.


Четыре там реки' текут,

Ефрат и Тигр две зовут.


Тот сад Эдемский, или Рай,

Бог – человеку: «Не страдай.


Но только дерева не трогай,

Где до познания дорога».


Животных – в помощь человеку,

Тот их назвал, что было к спеху.


Подобного себе он хочет,

Бог дал жену – ребро источит.


С тех пор и знает человек:

«Не мать-отец, жена – навек».


Им хорошо жилось в саду -

Там радость и еду найду.


Адам, так человека звали,

С женою на'ги, стыд не знали.


В саду Змей хитрый тоже жил,

К жене с советом приступил.


«С познанья древа плод отведать,

Как боги зло-добро чтоб ведать».


Жена плод съела, мужу – плод,

Познали – голый что живот.


От Бога прячутся в саду,

Но Бог всё понял на беду.


Всем наказание Бог дал.

Для Змея – ползать вечно стал.


Мужчина – от трудов устанет,

Жена – рожать при боли станет.


Адам не будет вечно жить -

Забыл плод жизни он вкусить.


Теперь хлеб в поте добывая,

Уйти им в прах – судьба такая.


Адам, жена, что Евой звать,

Должны и сад тот покидать.


Чтоб голым человек не был,

Одеждой кожаной покрыл.


Восточный выход есть из сада,

Там Херувим с мечом – преграда.


И к древу жизни не добраться,

Меч пламенеет – всем бояться.


***

Стих 3


Начался человеков род,

Познали много те незгод.


Два сына есть в семье Адама,

Они известны – это драма.


Трудился в поле Каин-сын,

Со стадом Авель-нелюдим.


Приносят жертву они Богу,

Всё, что имели, понемногу.


От Авеля Бог жертву примет,

От Каина плоды – отринет.


Обиделся брат Каин очень,

Для Авеля он смерти хочет.


И Каин убивает брата,

От Бога ждёт его расплата.


Изгнанник Каин стал теперь,

Любая впредь закрыта дверь.


Убить же Каина нельзя -

Семи коленам месть, друзья.


Но Еве Бог в беде поможет -

И семя сына Сифа вложит.


Лет девятьсот Адам тот про'жил,

Сынов и дочерей итожил.


Все жили очень много лет,

Мафусаил – старейший дед.


Родил он Ламеха, тот Ноя -

В другой главе найдём героя.


Ной жил шестьсот примерно лет,

Сыны: Сим, Хам и Иафет.


Среди людей есть исполины,

О них потом пойдут былины.


Решил Бог – возраст очень долог:

Сто двадцать лет – задерни полог.


***

Стих 4


На Мир, что со'здал, Бог смотрел -

Ведь светлым был, но потемнел.


И зло, и грех в нём процветают,

Свой путь земной все извращают.


«Всё уничтожу» – решил Бог,

В творенье Мира опыт плох.


Но Ноя Бог жалел средь всех,

Тот – праведник, не ведал грех.


Ковчег велел он Ною строить,

Семь дней дал судно обустроить.


Ной судно быстро конопатит,

Семью берёт, всем места хватит.


Бог разрешил взять скот и птицу,

По паре каждой – пригодится.


Еду в ковчег тот погрузили

И потихонечку отплыли.


Открыл Бог окна в небесах

И начался' вселенский страх.


Дождь сорок дней-ночей хлестал,

На суше жил кто, жить не стал.


Все горы скрылись под водой,

Ковчег качался у одной.


Где Арарат(1), ковчег стоял,

Все знают – пик совсем не мал.


Сто пятьдесят дней пролетело,

Закрыл Бог окна – всё мелело.


Пик показался над водой,

Решил узнать Ной, что с землёй.


Он ворона вперёд отправил,

Вернулся – голод всё ж заставил.


Потом Ной голубя пускает,

Назад его Ной принимает.


Второй раз – с веткой появился,

На третий раз – не возвратился.


Два месяца терзали душу

И Бог велел идти на сушу.


Все рады, жертву Ной сжигает,

Кто жертвой был, никто не знает.


Богу принял жертву: «Не забуду

И впредь я проклинать не буду.


Не виноваты земли эти,

Зло от людей, они же – дети.


Навечно – время сеять-жать,

Зной-холод, день и ночь видать».

__________

(1) Арарат – гора на территории современной Армении


***

Стих 5


Сказал Бог Ною: «Размножайтесь,

На землях этих расселяйтесь».


Дал люду власть над прочим Бог,

Чтоб пропитаться этим смог.


Что движется в воде, по суше,

И зелень – в пищу, но не души.


«Не есть друг друга, человеки -

Подобье божье. Так навеки.


За нарушенье будет месть.

Завет вам выдам, что-как честь.


Вам радуга – благословенье»,

Увидеть радугу – знаменье.


По этим правилам Ной жил.

Он винограда насадил.


Однажды пьяный спал в шатре,

Лежал он в полной наготе.


В отцов шатёр заходит Хам -

Не надо было видеть срам.


Уста всё братьям разглаголют,

Сим с Иафетом срам прикроют.


Но не смотрели на отца.

Отец накажет наглеца.


И Хаму, и потомкам тоже -

В рабах отныне жить лишь гоже.


***

Стих 6


С востока люди долго шли

И на равнине Дом нашли.


Народ единый был на свете -

Непонимания не встретим.


Чтобы потом гордились ими,

Решили возвеличить имя.


Задумали построить город

И башню к небу – славы голод.


Слепили много кирпичей -

В печи их обжигать скорей.


Но Богу это не по нраву:

«Гордыня – грех», отнимет славу.


Перемешал людской язык -

И порознь жить народ привык.


Народу башню не создать,

А Вавилону(2) не бывать.

__________

(2) Вавилон – древний город в Южной Месопотамии, столица Вавилонского царства, важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира и один из крупнейших городов в истории человечества, в Новом Завете Библии – столица Антихриста и обитель пороков


***

Стих 7


В Харране(3) жил потомок Сима -

Еврей Авраам, вся жизнь вестима.


Жену Авраама звали Сарра,

Красавица, но жаль – не мама.


Бог повелел идти в Ханаан(4) -

Мол, много почести вам дам.


Народу много дам, величье.

Отказ, конечно, – неприличье.


С собой жену Авраам берёт,

И Лот, сын брата, с ним идёт.


Берёт и слуг, и всё добро,

Хоть это было не легко.


Шли на восток, потом на юг,

Там голода настиг испуг.


В Египет к северу уходят,

Где изобилие находят.


Авраам боялся, что убьют,

Жену-красу, мол, заберут.


Велел сказать ей, что сестрица.

Врать – грех, но ныне пригодится.


Красавицу взял фараон,

Богатства, почести дал он.


Когда решил на ней жениться,

Бог наказал – теперь лечиться.


За что беда – узнал владыка,

Зовёт Авраама – лгали лихо.


Наказывать он их не стал,

Всех отпустил, обоз – не мал.


Скота Авраама, Лота много -

К делению теперь дорога.


Лот – на равнине Иорданской,

Авраам – в долине Ханаанской.


В Хеврон(5) шатёр он переносит,

Дым новый жертвенник возносит.


Людей уж много – как песок,

Идти не надо на восток.

__________

(3) Харран – древний город в северной Месопотамии, в настоящее время административный центр одноимённого района в турецкой провинции Шанлыурфа

(4) Ханаан – историческая область между городами древних народов – финикийцев и филистимлян, в настоящее время включает в себя территории Израиля, Палестины, Ливана, западную часть Иордании и западную часть Сирии

(5) Хеврон – древний город, в настоящее время крупнейший город в южной части Западного берега реки Иордан, столица палестинской провинции Хеврон, расположен в 30 км южнее Иерусалима


***

Стих 8


Сын брата Авраама – Лот,

В Содоме-городе живёт.


Содом, Гоморра(6) и другие -

В порабощенье долго были.


Когда двенадцать лет прошло,

Решили, то – не хорошо.


В долине, где солёно море,

Пять царств – четыре стали в споре.


Четвёрка всё же победила,

Содом, Гоморру захватила.


Аврааму кто-то донесёт -

Племянник Лот в оковах ждёт.


Вооружил Авраам рабов -

Чуть боле триста всех голов.


Авраам «злодеев» побеждает,

Содом добычу предлагает.


Авраам добычу ту не взял -

С племянника оковы снял.

__________

(6) Содом, Гоморра – библейские города в районе Мёртвого моря, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей, в частности, за распутство


Стих 9


Коль праведное поведенье,

Аврааму – Господа виденье:


«Потомство будет велико -

Как звёзд, считать их не легко.


Сперва пришельцами везде -

Гоненья или жизнь в нужде.


Через четыре сотни лет -

Обратно в земли, где твой след.


От Нила до реки Ефрата -

Там поселил тебя когда-то.


С моим Заветом вам дорога -

Тебе, потомкам буду Богом».


Абрааму странно показалось -

Детей у Сарры не случалось.


Та Сарра мужу указала -

Чтоб египтянка женой стала.


Агарь – служанка в доме их,

Приблизил – Сарры гнев возник.


Агарь из дома убегает,

В пустыне Ангел настигает.


Велел вернуться в Сарры дом,

Мол, сын родится в доме том.


Чтоб имя дали – Измаил,

В потомстве будет много сил.


Так стал Авраам отцом впервые,

Потомки их живут доныне.


Прошло ещё тринадцать лет,

Аврааму скоро – сто, нет бед.


И вновь видение Авраама -

Мол, Сарра тоже станет мама.


Хоть Сарре девяносто лет,

Сыны появятся на свет.


В шатре раз отдыхал Авраам,

Три путника проходят там.


В шатёр Авраам их пригласил,

Обедом Сарры угостил.


Сказал один: «Чрез год прибуду,

Тогда у вас случиться чуду.


Ребёнка Сарра принесёт,

Улыбку зря не бережёт.


Для Господа преграды нет».

Поели и – в Содом их след.


***

Стих 10


Дошли до Бога злые вести -

В Содоме нравы не на месте.


В Гоморре тоже ерунда,

Их наказать давно пора.


Бог от Авраама то не скроет,

Авраам беседу с Ним устроит.


– «Там праведники тоже есть.

Ужели это не зачесть?


Коль пять десятков их найдётся,

У Бога сердца не забьётся?»


– «Я город пощажу тогда,

Число – совсем не ерунда».


Дошёл их счёт до десяти

И надоел – пора идти.


Два Ангела в Содом приходят,

Там Лота дом они находят.


Гостей в дом приглашает Лот -

Еду, питьё не бережёт.


А утром стук народа в дверь:

«Чужих нам выдай поскорей».


– «То не по правилам, народ,

Гостей обидит лишь урод.


Берите вместо – дочерей

И уходите от дверей».


Вломились буйные всё ж в дом,

Слепцами стали там потом.


– «Спасай ты, Лот, своё семейство,

Сожжём мы город за злодейство».


Не верит Лот, что будет так,

За руки вывели – чудак.


Уйти из города велели,

Но чтоб смотреть назад не смели.


Содом, Гоморра пострадали -

Дождь серы и огня наслали.


Жена же Лота оглянулась -

В столб соляной вмиг обернулась.


Лот с дочерьми живёт в пещере,

Устроить «дело» те посмели.


Чтоб род отцова возродить,

Отца – вином им напоить.


И в спальню дочери придут -

Сынов те ночи принесут.


***

Стих 11


Как Бог сказал, у Сары сын -

Исаак, Авраам доволен им.


Но Сарра просит Авраама:

«Агарь прогнать, теперь я – мама».


Аврааму жалко Измаила.

Бог скажет: «Делай, беда – мимо».


Коль Измаил – Авраама сын,

Останется он невредим.


Народ пойдёт от Измаила,

Величье, мол, неугасимо.


Агарь наутро он отправил,

Еду, одежду, воду справил.


В пустыне кончилась вода,

К Агаре там пришла беда.


И под кустом оставит сына -

Не хочет видеть смерть, вестимо.


До Бога плач её дошел,

Сказал Бог – всё, мол, хорошо.


Агарь глаза свои открыла,

Колодец видит – это диво.


В пустыне с сыном поселились,

Сын вырос, дети народились.


Стрелок из лука – Измаил,

Жену – в Египте раздобыл.


В Фаран-пустыне(7) встал народ,

Великим там теперь живёт.

__________

(7) Фаран – библейское название пустыни на юге от современной Палестины


***

Стих 12


Решил Бог испытать Авраама -

Пока не видно тому Храма.


Велел – как жертву сына сжечь,

Мол, Богу в этом не перечь.


Авраам нарубит утром дров

И на осле покинет кров.


С ним два слуги и сын Исаак,

Идут к горе в рассветный мрак.


На той горе он сына свяжет,

Ложиться на дрова укажет.


Занёс над сыном острый нож,

Но сверху глас: «Его не трожь!»


То Ангел Бога возвестил:

«Ты Богу страхом угодил».


А в жертву принесён телёнок.

Авраам доволен – жив ребёнок.


«Гора Иеговы» – звать теперь,

Мол, к послушанию там дверь.


Вторично слышит весть от Бога:

«К благополучию дорога.


Потомков сложно будет счесть -

Как звёзд, песка». Блага та весть.


***

Стих 13


Жизнь Сарры протекла в угоде,

Почти сто тридцать на исходе.


Почила Сара – хоронить,

Авраам решил земли купить.


Он у Ефрона поле купит,

В пещере он могилу срубит.


В Хевроне в землях Ханаана,

Погребена жена Авраама.


Слугу Авраам в Отчизну шлёт:

«Жену Исааку привезёт.


Ведь сыну Исааку – сорок,

Пора жениться – возраст долог.


Жену в Хевроне – не искать,

А соплеменницу прислать».


В Месопотамию направил,

Где брат Нахор народом правил.


Богатства на верблюдов – в путь,

«Спросить согласья не забудь!»


Дошли до города Нахора

И у колодца ждут исхода.


Слуга решил так поступить:

«Невеста та, кто даст мне пить.


Напоит также и верблюдов

Без уговоров и причудов».


Вот жёны вышли от Нахора,

К красавице идёт он споро.


Напоит путника девица,

Верблюдам тоже есть водица.


Узнал – её Ребеккой звать,

Мать Милка, дед Нахор, видать.


За воду щедро расплатился -

Народ браслетам удивился.


Попросится он на ночлег

И примут – щедрый человек.


Нахора сыну всё расскажет -

Мол, просьбу он ли не уважит?


Мол, Авраам – Нахора брат.

От Бога – множество наград.


Народ, богатства – получил.

Жену для сына попросил.


Ребекку вызвала родня,

Она согласна, ждать – ни дня.


Авраам устроил свадьбу сына,

Сто семьдесят – и смерть не мимо.


Был рядом с Саррой похоронен,

В пещере дом его устроен.


Распоряженья перед смертью:

«Исааку, люди, власть доверьте».

Загрузка...