Замок наверху, странно потемневший…
отдалялся всё больше и больше. И, словно
подавая знак и ненадолго прощаясь, оттуда
прозвучал колокол, радостно и окрылённо,
и от этого колокольного звона на миг вздрогнуло
сердце, словно в боязни – ведь и тоской
звенел колокол, – а вдруг исполнится то, к чему
так робко оно стремилось.
(Франц Кафка.)
17 февраля 2021 года после двадцати пяти лет тюремного заключения в Пармской тюрьме скончался один из самых известных мафиозо Италии, Раффаэле Куттоло. О нем сняты фильмы, и даже написана песня.
Когда любимец публики певец Фабрицио де Андре впервые спел своего «Дон Раффаэ», то вскоре получил письмо из тюрьмы. Реальный «дон Раффаэ» восхитился, изумился, откуда певец узнал, как он живет на самом деле и даже прислал свои собственные стихи. В песне рассказывалось о надзирателе тюрьмы, уставшем от всякого сброда убийц и воров, и единственный, кто скрашивает его жизнь- уважаемый дон, который всегда даст совет, а кофе в его камере не хуже, чем в барах города.
Основатель и глава одной из самых влиятельных на тот момент организаций среди неаполитанской Каморры, находился под стражей с 1979 года, став самым старым заключенным по специальной статье 41бис (содержание в одиночной камере без связи с внешним миром). Последние годы лучший кофе в городе ему уже не подавали!
Большинство газет в день его смерти начало статьи словами: «Умер один из самых известных боссов мафии Раффаэле Куттоло, купивший в 1980 году за 270 миллионов лир замок Медичи в Оттавиано, который стал символом его власти и авторитета.
Сцена встречи с замком вошла в известный фильм Джузеппе Торнаторе «Каморриста» (1986 год). Обветшавший дворец на холме привлек внимание босса мафии, проезжавшего мимо в автомобиле.
Что же это за замок, мимо которого не мог пройти Il Professore -профессор, как прозвали Куттоло и что связывало с ним семью Медичи?
***
Замок Медичи в Оттавиано столетиями охранял покой плодородной равнины Нолан. Его построили лангобарды на месте римского поселения незадолго до 1000 года для защиты торговых путей по которым перевозили зерно.
Гостями замка в разное время становились Папа Григорий VII, Фома Аквинский, король Карл Анжуйский, князья Орсини, маркизы Гонзага, и конечно, Медичи, давшие замку имя. Свет и тени, слава и упадок, многое прошел замок, прежде чем оказаться в руках организованной преступности.
Первые владельцы – Токко, выходцы из Ломбардии, поселились в Южной Италии около 1000 года, им принадлежали аристократические титулы Неаполя, Венеции, Капуи, Калабрии. Захватив бывшее римское поселение, они превратили его в административный центр своих земель, не только защищавший от врагов, но и сосредоточивший управление обширными владениями.
Расположенный на высоте 282 метра над уровнем моря в самой высокой части города, замок принял под свою защиту Папу Климента VII, когда тот спешил в изгнание в Салерно в 1085 году. В небольшой часовне замка Папа служил мессы.
Синьор Сарно, Марильяно и Оттавиано Фома Аквинский в 1247 году женился на Маргарите, дочери короля Фридриха II Швабского и приказал реконструировать замок в подарок своей жене. Разросшаяся семья требовала домов, соответствующих ее престижу, тем более что в гости часто наведывался король.
Примерно пятьдесят лет спустя, в 1304 году, деревня и крепость были разрушены и разграблены французами по приказу Карла Анжуйского.
Вернувшись на некоторое время к потомкам лонгобардов, по приказу королевы Джованны замок был передан Джованни Антонио Орсини дель Бальцо, принцу Таранто, самому могущественному феодалу XV века и оставался в собственности Орсини еще сто лет, пока не перешел к семье маркизов Гонзага.
Но замком никто не занимался и к 1567 году он оказался практически заброшенным. Тогда его и купил Бернадетто Медичи за сумму в 5000 дукатов. Этот род Медичи – принцев ди Оттаяно одна из двух сохранившихся до наших дней ветвей великой флорентийской семьи.
***
На открытии важных церемоний по флорентийским мостовым в окружении празднично разодетых гвардейцев спокойно идет в мантии невысокий и уже не молодой человек. А флорентийцы останавливают его на улице, обсуждают свои насущные вопросы, делятся воспоминаниями.
Это не кадр из исторического сериала, это сегодняшняя реальность.