Эта книга о профессиях, а также о системах и людях, которые придут им на смену. Объект наших научных интересов – врачи, юристы, учителя, бухгалтеры, налоговые и управленческие консультанты, архитекторы, журналисты и священники (среди прочих); организации, в которых они работают; а также институты, регулирующие их деятельность. Основной тезис книги в том, что мы стоим на пороге фундаментальных и необратимых изменений в области распространения экспертных знаний перечисленных выше специалистов. Технологии будут основной движущей силой преобразований. И в долгосрочной перспективе не будет необходимости в том, чтобы профессионалы работали как раньше.
Появляются доказательства того, что преобразования уже начались. Например, за один год на онлайн-курсы Гарвардского университета людей записалось больше, чем обучалось в самом университете за 377 лет его существования. Аналогично обстоят дела и в сфере здравоохранения: ежемесячное количество уникальных посетителей сети медицинских сайтов WebMD превысило число посетителей всех врачей в США. В сфере права ежегодное количество разрешенных споров между продавцами на eBay с помощью «онлайн-систем» втрое больше исков, поданных в судебные инстанции всех штатов в США. К шестилетию Huffington Post у ресурса было больше уникальных посетителей, чем у сайта New York Times, история которого насчитывает почти 164 года. Британские налоговые органы пользуются системой обнаружения фактов мошенничества, имеющей данных больше, чем Британская библиотека (которая хранит копии каждой книги, когда-либо изданной в Великобритании). В 2014 году 48 миллионов граждан подали электронные декларации в налоговые органы США, воспользовавшись онлайн-программой, вместо обращения за помощью к профессионалам. В WikiHouse интернет-сообщество разработало проект дома, который может быть «напечатан» и собран менее чем за 50 000 фунтов (успешно построен в Лондоне в сентябре 2014 года). Архитектурное бюро Gramazio & Kohler использовало автономных летающих роботов для укладки конструкции фасада из 1500 кирпичей. Консалтинговая компания Accenture содержит в штате 750 сотрудников среднего медицинского персонала, в то время как компания Deloitte, созданная как аудиторская фирма 170 лет назад, насчитывает 200 000 сотрудников и имеет собственный полномасштабный университет в Техасе на территории 700 000 м2. Тем временем у Twitter-страницы папы римского 19,3 миллиона подписчиков; более скромное число подписчиков у далай-ламы – 10,4 миллиона[1].
Получателям результатов профессиональной деятельности мы спешим сообщить, что мир, в котором экспертные знания будут более доступны, – реален. Для провайдеров профессиональных услуг, хотя наш тезис может показаться неправдоподобным, ожидается появление целого ряда новых возможностей. Мы на это надеемся. Однако признаем, что новые системы обмена экспертными знаниями могут быть использованы не по назначению, в связи с чем вызывают некоторое беспокойство. В любом случае системы с расширяющимися возможностями[2] привнесут в профессиональную работу преобразования, схожие с влиянием индустриализации на традиционное ремесленничество.
Скептикам, которые испытывают искушение отложить книгу в сторону, предлагается подумать над следующим: в середине 90-х годов, когда мы прогнозировали (в ретроспективе, весьма однозначно), что электронная почта станет основным способом общения между клиентами и юристами, руководство британской профессиональной юридической ассоциации Law Society of England and Wales заявило, что нашу компанию нельзя допускать к публичным выступлениям, так как мы не способны понять концепцию конфиденциальности и можем нанести вред репутации юридической профессии. Упоминаем этот анекдотичный случай сейчас, чтобы призвать тех, кто интуитивно чувствует неприязнь к нашим аргументам, отложить ненадолго сомнения и со всей серьезностью рассмотреть вероятность того, что будущее может быть совсем не похожим на прошлое. Хотя некоторые из прогнозируемых нами в этой книге преобразований могут казаться сегодня абсурдными, ни одно из них не является настолько надуманным, чем казалась идея общения по электронной почте между юристами и клиентами в середине 90-х годов.
Профессионалы играют настолько важную роль в нашей жизни, что с трудом можно представить себе другие способы решения проблем. Но специальности не являются незыблемыми. Это продукт культуры, который мы создали для удовлетворения определенного ряда нужд в прошлом. Мы утверждаем, что с развитием технологий интернет-общества профессии в их текущей форме больше не являются лучшим решением для удовлетворения этих потребностей. Приведем некоторые недостатки: мы не можем себе их позволить, часто они устарели, экспертные знания в лучшем случае доступны немногим, а продукт их работы не является прозрачным. По этим и другим причинам мы полагаем, что сегодняшние профессионалы должны быть и будут заменены целесообразными альтернативами.
Зачем изучать профессии как единый феномен? Несмотря на то что они опираются на разные комплексы знаний, их жаргон варьируется, а рабочие практики могут сильно отличаться друг от друга, мы считаем, что у существующих профессий много общих свойств. На наш взгляд, основное сходство в том, что все профессии являются решением одной и той же проблемы: никто из нас сейчас не обладает достаточными специальными знаниями, чтобы справиться со всеми ежедневно возникающими вопросами. У людей ограничено понимание, отсюда обращение к врачам, юристам и другим профессионалам, обладающим теми экспертными данными, которые нам нужны для достижения прогресса в жизни. Профессионалы владеют знаниями, опытом, навыками и ноу-хау, которых нет у тех, кому они помогают.
Есть и практические основания рассматривать все профессии в одной группе. Прежде всего мы полагаем, что профессионалам есть чему поучиться друг у друга. Вынужденные узко специализироваться, многие из них становятся настолько замкнутыми, что часто практики определенного направления имеют ограниченное представление о работе и достижениях своих коллег и еще меньше – о деятельности и прогрессе в других областях. Проведенные нами опросы представителей широкого ряда профессий показали, что изучение достижений в иных сферах является для них информативным и вдохновляющим делом, даже если эти области не являются смежными. Они могут провести параллели с деятельностью других профессий и перенести полученный опыт в свои области. Более того, профессионалы видят возможности для фундаментальных изменений, и их необходимость в других областях лучше, чем в своей деятельности. Очень часто после того, как мы представляем свои концепции, профессионалы отмечают, что эти идеи применимы во всех областях, кроме одной – области их деятельности. Например, юристы гораздо быстрее становятся на сторону коренной реорганизации в образовании и здравоохранении, но польза для сферы юридических услуг от таких реформ для них гораздо менее очевидна. Охватывая ряд профессий, мы стремимся вдохновить профессионалов из разных областей мыслить более широко и стратегически, быть толерантнее к изменениям в их собственных сферах. Более открытый взгляд на весь горизонт должен расширить их подходы к деятельности «дома».
Несмотря на то что книга охватывает большое количество тем, многие важные моменты остались за ее рамками. Например, мы не включили вопросы неприкосновенности частной жизни, конфиденциальности, безопасности и юридической ответственности. Также мы не рассматриваем «темную» сторону интернета и его вредоносные приложения, с которыми, к сожалению, сталкиваются наши системы. Мы относим эти вопросы к жизненно важным и надеемся, что их осветят другие в контексте отдельных профессий.
Мы должны также подчеркнуть, что наши примеры и опыт в большей степени англо-американские, и в этой связи наши теории и прогнозы могут быть ограничены. Тем не менее неформальные обсуждения и работа с клиентами в Индии, Китае и Австралии указывают, что наши идеи могут быть применимы в большинстве стран с небольшой адаптацией.
Эта книга состоит из трех основных частей. В первой части мы представляем обзор изменений в профессиях. В главе 1 рассматриваем место профессионалов в обществе, проблемы существующей системы и ряд теорий о профессиях. Далее мы призываем расширить мышление. В главе 2 представляем собранные в процессе наших исследований доказательства поразительных изменений, которые можно наблюдать в широком ряде профессий. В главе 3 отражаем эти изменения на примерах нашего опыта в консалтинге и деятельности по разработке политик, как ряда форм и тенденций среди всех профессий.
Во второй части книги мы концентрируем внимание на теории. В системных и общих терминах стремимся объяснить наблюдаемые и ожидаемые изменения. В главе 4 демонстрируем, что изменения способов хранения и обмена информацией оказывают прямое влияние на то, как происходит обмен экспертными знаниями в обществе, а также выделяем четыре ожидаемых блока знаменательных достижений в области технологий. Анализируем знания с точки зрения экономики в главе 5 и показываем, как развивается работа профессионалов. Здесь же представляем шесть новых моделей производства и распределения экспертных знаний.
В заключение, в третьей части, мы обсуждаем практическое применение наших исследований и теоретической работы. В главе 6 приводим широкий ряд возражений касательно ожидаемого нами будущего и отвечаем на них. Наконец, в главе 7 поднимаем ряд крупных тем: потенциал и ограничения машин с расширяющимися возможностями, влияние технологий на безработицу и возможность осуществления на практике зарождающихся моделей совместного пользования экспертными знаниями. Завершаем свое повествование ответом на вопрос, к какому будущему мы должны стремиться.