1.1 Место истории учений о государстве и праве в системе юридических дисциплин.
1.2 Предмет истории учений о государстве и праве.
1.3 Методология изучения политико-правовых доктрин.
История учений о государстве и праве рассматривается в научной и учебной литературе как наука и учебная дисциплина.
На сегодняшний день рассуждения о месте науки и учебной дисциплины в системе наук и соответственно дисциплин не решен однозначно.
Так, авторы учебного пособия, редактируемого А.Н. Хорошиловым, обходя вопрос о соотношении науки и учебной дисциплины истории политических и правовых учений, сразу определяют задачи учебного курса «Истории политико-правовых учений», определяя историю политико-правовых учений как процесс закономерно возникающих и развивающихся на протяжении истории человечества политико-правовых идей.1
Коллектив авторов учебника «История политических учений» под редакцией О.В. Мартышина отмечают, что: «История политических учений как наука и учебная дисциплина сложилась в нашей стране в рамках юриспруденции и до недавнего времени входила только в систему высшего юридического образования. Тем не менее, это наука пограничная: как и другие историко-юридические науки, она находится на стыке общеобразовательных и юридических дисциплин. В нее органически входят элементы философии, этики, социологии, политологии»2.
По мнению О.Э. Лейста, история политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины – на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох, сохранивших значение в наше время. Задачей курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлых эпох и современности. Для юриста история политических и правовых учений – то же, что для философа – история философии, для экономиста – история экономической мысли, для филолога – история языковедения, для искусствоведов – история эстетики, для врачей – история медицины, для инженеров – история техники и т.п.3
Единства мнений о месте истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины, как мы выяснили, не существует. Учитывая мнение ученых, можно отметить, что историю политико-правовых учений как науку и учебную дисциплину можно отнести к гуманитарному направлению. Представляется, что дальнейшая конкретизация местоположения рассматриваемой науки и учебной дисциплины не целесообразно, поскольку не будет отражать в полной мере предмет изучения истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины.
Предметом истории политических и правовых учений является политико-правовая доктрина.
Любая политико-правовая доктрина состоит из трех частей, компонентов: 1) логико-теоретической основы (философское или религиозное обоснование, основная идея, лежащая в основе доктрины); 2) теоретического содержания (понятийно-категориальный строй доктрины, система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); 3) программы (оценка существующего государства и права, политико-правовой идеал).
Однако не любая политико-правовая доктрина является предметом истории политических и правовых учений. Для того чтобы установить соответствие политико-правовой доктрины предмету истории политикоправовых учений необходимо ее проанализировать по следующим вопросам.
1 Когда и в какой стране возникла (развивалась) данная политикоправовая доктрина?
2 Каковы ее главные представители?
3 Какова связь этой доктрины с конкретной исторической обстановкой, с интересами социальных групп, с противоречиями эпохи?
4 Каково теоретическое обоснование доктрины, ее связи с господствующим тогда или влиятельным мировоззрением? Какие идеи лежат в основе обоснования доктрины?
5 Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, о содержании, основных принципах и источниках права?
6 Каково теоретическое содержание доктрины и что нового по отношению к предшествующим теориям государства и права она содержит?
7 Какие программные положения (политико-правовой идеал) содержатся в данной доктрине?
8 Интересам какой социальной группы соответствует этот идеал (программа)?
Заметным выражением отмеченной предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений.
В области истории политико-правовых учений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи.
При исследовании эволюции политических идей прежде всего нужна четкая периодизация.
Это требование имеет не только методическое, но и научное значение. С методической точки зрения, периодизация позволяет лучше организовать, структурировать огромный эмпирический материал. Разделение истории политической мысли на эпохи облегчает усвоение предмета, дает ориентиры, для начала хотя бы хронологические.
Нами будет использоваться следующая периодизация: 1) Древний мир; 2) Средние века; 3) эпоха Возрождения и Реформации; 4) эпоха буржуазных революций; 5) эпоха свободной конкуренции; 6) эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, противостояния двух систем, освобождения колоний, кризиса «реального социализма» и формирования «социального государства» на Западе.
Предложенная периодизация почерпнута из исторической науки. Едва ли нужно доказывать правомерность такого заимствования. Ведь политическая мысль даже в тех случаях, когда она утопична или фантастична, своеобразно отражает реальные социально-исторические условия, порождается ими, хотя и воздействует на них в свою очередь.
Говоря о структуре и задачах курса необходимо отметить, что структура состоит из общего введения к курсу и трех частей, составленных в соответствии с приведенной выше периодизацией. (В первой части объединены три эпохи: Древний мир, Средневековье, Возрождение и Реформация.).
Каждой части предпослано введение методологического характера. В нем дается сжатая характеристика эпохи, а также основных тенденций и направлений в развитии политической мысли.
В настоящем издании круг рассматриваемых источников значительно сужен, что позволило, в соответствии со старым правилом «не многое, но много», уделить больше внимания важнейшим представителям политической мысли.
На историю политических и правовых учений возлагаются в настоящее время более глобальные задачи, чем простое изучение политических и правовых идей древности, на сегодняшний день можно говорить о воспитательной и просветительской роли дисциплины.