В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков История России с древнейших времен до конца XX века

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

К читателю

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом), а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом.

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

• знание фактического материала;

• владение историческими понятиями и терминами;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

• способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

• умение ориентироваться в исторической карте;

• знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Авторы желают вам успешной сдачи экзамена и надеются, что данное пособие поможет вам в этом.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

Загрузка...