«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует», – сказал однажды фельдмаршал Христофор Миних, сподвижник Петра I и государственный деятель при дворе Анны Иоанновны. Человеку военному и к тому же немцу, Миниху казалось, что вся история России до XVIII века – это история чудесного и необъяснимого спасения и последующего возрождения из руин.
Если бы ему довелось дожить до нового тысячелетия, он бы еще сильнее укрепился в своем мнении.
И действительно, монголо-татарское нашествие могло стать концом русского народа и русской культуры. Каким образом страна, утратившая не только независимость, но и единство, смогла за 300 лет объединиться вокруг Москвы, выставить сильную и боеспособную армию и сбросить ордынское иго без масштабного кровопролитного сражения? Не иначе как чудом.
«Без изначальной и стихийной любви к России невозможен никакой творческий исторический путь. Любовь наша к России, как и всякая любовь, – произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью».
Спустя еще два века Русь вновь оказалась на волосок от гибели. Прекращение династии Рюриковичей, борьба за власть, голодные годы, несколько самозваных претендентов на престол, народные восстания крестьян и казаков, польское нашествие, падение нравов и почти полная утрата государственности – иным странам хватило бы для гибели одного или двух перечисленных факторов, а на Россию обрушились сразу все. Но она не только устояла, но всего через век превратилась в могущественную империю, которая раскинулась на тысячи верст от Балтики до Камчатки.
В XIX веке Россия хлебнула потрясений и тягот не меньше, чем Европа, но это не помешало ей внести весомый вклад в мировую художественную культуру.
Во время Великой Отечественной войны превосходящая по численности и вооружению гитлеровская армия захватила всю европейскую часть страны и не собиралась давать русским никакой пощады. Но и из этого страшного испытания Россия вышла победительницей и следующие полвека наравне с США и Европой определяла судьбы мира.
Каждый раз, когда решалась судьба страны, находились те, чьи поступки и решения склоняли чашу весов в нашу пользу. Чья воля двигала страну вперед, к возрождению. Чьи умения, стремления, вера и страсть оказывались сильнее сил разрушения.
В этой книге вы не найдете подробного описания исторических событий, да это и невозможно в произведении столь скромного объема. Это скорее обзор всей российской истории «с высоты птичьего полета», рассказ о ее самых чувствительных поражениях и самых ярких победах – и о людях, которые сотворили Русь и сделали ее той страной, в которой мы живем сегодня.
Прочитав эту книгу и вспомнив об основных событиях российской истории, каждый может самостоятельно поразмыслить и решить, был ли возможен для нашей страны иной путь и насколько лучше (или хуже?) был бы полученный результат.
Николаос Гизис. Аллегория истории