История психологии — теоретическая отрасль психологической науки, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная со взглядов древних на психику и заканчивая современными научными представлениями о ней. Она позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически. Поэтому изучение истории психологии ни в коей мере не должно создавать впечатления «копания в далеком прошлом» (Б. Ц. Бадмаев), оно помогает понять актуальные проблемы в теории и практике психологии сегодняшнего дня, которые не могли бы быть решены без участия ученых прошлого, чьи имена вписаны в историю науки.
Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, определяют трудности в познании данного курса и особого методического подхода к ее преподаванию. По мнению Б. Ц. Бадмаева, трудность в познании истории психологии связана с непониманием необходимости изучения давно забытых и порой абсолютно наивных психологических представлений древности и Средневековья, равно как и некоторых современных теорий и направлений научной психологической мысли, которые признаны ошибочными или тупиковыми. Возможно, именно непонимание и недооценка роли истории при ориентации в современном состоянии науки мешают формированию у будущего специалиста действенной мотивации, не способствуют появлению интереса к самостоятельной учебе, превращая ее в некое принудительное занятие.
Чтобы научить студента анализировать связи истории психологии как с общей психологией, так и с ее конкретными отраслями, возможно использование методического средства, как проблемные учебные задачи. Вопросы и задачи при этом ставятся таким образом, чтобы, изучая историю психологии, студент обращался к современной теории и, наоборот, изучая общую психологию или другую отрасль психологии, сопоставлял ее положения с тем, как они зарождались и развивались в истории науки.
Исходя из этого, в настоящем пособии предпринята попытка представить такие проблемные вопросы и задания для решения их студентами, которые помогут понять смысл изучения не только современной психологической теории, но древней и ближней истории ее развития, понять причинность появления новых идей в истории науки. Данным материалом могут воспользоваться и преподаватели в ходе проблемного изложения лекций, проведения различных форм семинарских занятий, программирования самостоятельной работы студентов.
Пособие содержит:
• учебную программу по курс «История психологии», построенную на основании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования;
• тематику и планы семинарских занятий;
• формы организации самостоятельной работы и контроля;
• дополнительные материалы для самостоятельной проработки каждой темы или проблемы;
• вариативные формы организации зачета;
• список учебно-методических материалов к курсу и т. п.