Раздел I. История пенсионного обеспечения в России

Глава 1. Истоки государственного пенсионного обеспечения

§ 1. Общее понятие о государстве и государственной службе в допетровской Руси

Представление о государе и государстве в допетровской Руси сильно отличалось от того, которое существует сейчас. Оно складывалось в течение нескольких веков еще в период великого княжения, а окончательно сформировалось только в XV—XVI вв. вместе с концепцией «Москва – третий Рим».

Полное освобождение в конце XV в. Руси от татаро-монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов под властью Москвы, брак великого князя Иоанна III с Софией Палеолог (племянницей и наследницей последнего византийского императора), принятие им в 1497 г. царского титула – «государя» – и византийского герба, успехи Иоанна IV (Грозного) на Востоке (завоевание Казанского и Астраханского царств) оправдывали в глазах современников представление о праве Москвы претендовать на роль преемницы Византийской Империи, павшей в 1453 г. от турецкого нашествия. Завершилось становление концепции «Москва – Третий Рим» венчанием в 1547 г. великого князя Иоанна IV (Грозного) на царство и учреждением в 1589 г. царем Федором Иоанновичем патриаршества на Руси.

Так Россия перестала быть «покорной дщерью» византийского императора, государя и покровителя православных народов, и сама стала государством, принявшим на себя защиту православия и покровительство всем православным странам.

Поначалу государственная служба на Руси практически ничем не отличалась от личного служения князю. Целый ряд слуг помогал ему в разных сферах великокняжеской, домашней или хозяйственной деятельности, причем наряду со свободными людьми (боярами) существовал преобладающий по числу штат несвободных слуг-холопов, составляющих «княж двор», или «двор великого князя». В состав «двора» входили: бояре (от др. рус. боляр – воин), окольничие, дворецкие, дворяне думные, стольники, чашники, оружничие, стряпчие, сытники, ключники, подключники, ясельничи, конюшие, кравчие, казначеи, спальники, постельничие, стремянные, ловчие, певчие, сокольничие и др. Бояре, окольничие, дворяне думные составляли первый класс придворных чинов, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы – второй. Из представителей этих двух классов составлялся собственно двор московского князя, члены которого и были дворовыми людьми в прямом смысле слова. Все остальные составляли третий класс придворных чинов.

Несвободные слуги не могли по произволу оставить службу или отказаться от того или иного поручения. Вследствие этого они были теснее связаны со своим князем. Свободные же слуги могли в любой момент покинуть службу. Такое различие отношений с постепенным усилением княжеской власти, привело к тому, что служба вольная стала перестраиваться по типу службы невольной.

Иоанном IV было положено начало отборного войска. В 1550 г. был оглашен Приговор царя, которым он приказал поместить вблизи Москвы тысячу детей боярских и лучших слуг, которые стали именоваться московскими дворянами. Позднее состав этой московской гвардии пополнялся как потомками этих выборных слуг, так и некоторыми из выборных городовых дворян. Дети самых крупных московских вельмож также начинали службу московскими дворянами, а затем, в зависимости от родовитости, получали назначения в те или другие придворные чины, начиная со стряпчего и кончая высшими думными чинами. Иные из московских дворян напрямую жаловались в бояре.

Помимо учреждения отборного войска, в 1556 г. Иоанн IV (Грозный) издал Уложение о службе, которым «с вотчин и поместий уложенную службу учинил»: со 100 четвертей земли должен был быть выставлен вооруженный человек на коне. Договариваться о службе теперь было нельзя: она была определена указом. По всем служилым людям начинают вестись списки: прежде, с середины XV в. – для более важных придворных чинов (боярские книги), а с середины XVI в. – и для всех прочих (списки дворян и детей боярских по городам). На основании этих данных происходил разбор дворян. Лучшие из них по служебной годности и родословности записывались выборными дворянами, а прочие – в службу «с городом». Различие между ними сводилось к тому, что первые отбывали начальственную службу в качестве сотенных и полковых, а вторые несли рядовую службу. Во время этих же разборов происходило верстание в службу молодых дворян, которые обязаны были отбывать службу с 15 лет. Московские дворяне стояли значительно выше дворян городовых. Преимущества московских дворян сводились к тому, что служба их проходила на глазах государя, и из их среды комплектовались все высшие придворные и думные чины.

Таким образом, с середины XVI в. появилась обязанность служить, вследствие чего, между дворянами и боярами исчезло всякое принципиальное различие. С этого времени дети боярские также называются дворянами, а когда оба эти термина встречаются рядом, то дворяне нередко ставятся выше детей боярских.

До середины XVI в. условное распределение служб между отдельными лицами на Руси осуществлялось на основании местничества – в зависимости от степени родовитости. Местничество ведет свое начало с того времени, когда главные военные и административные назначения при дворе московского князя начали распределяться между удельными князьями и их боярами, собравшимися в Москве и отличавшимися друг от друга по степени родовитости. С другой стороны, местничество иногда ставится в связь с семейными застольными обычаями (то есть, когда более родовитые во время застолий занимают места ближе к князю).

Споры, возникавшие между отдельными лицами служилого сословия при распределении мест, носили название местнических споров. Родовитость, игравшая здесь главную роль, определялась отечеством, то есть унаследованным от предков отношением по службе данного лица как к родичам, так и к членам других фамилий. В первом случае (при споре между родичами) отечество определялось на основании «родословца» (поколенной росписи), причем требовалось, чтобы генеалогическое расстояние между двумя лицами строго соответствовало иерархическому расстоянию между предлагаемыми им должностями. Если младшему родичу предлагалось сравнительно место выше того, которое он мог занимать по своему генеалогическому положению, то старший, назначаемый одновременно с ним, «терпел поруху своей чести»; при назначении старшего на должность дальше, чем следовало бы отстоящую от должности младшего, этот последний «нес потерку».

Более запутанными были счеты между лицами различных родов. В таких случаях прибегали, кроме родословца, к разрядным книгам и выбирали такой прецедент, когда представители тех же родов также служили вместе. Если генеалогическое расстояние спорящих от данных их предков было одинаково, то они могли занимать должности, отстоящие друг от друга на столько же ступеней, насколько отстояли должности предков, не боясь понести порухи или потерки. Терпевший поруху или несший потерку бил великому князю (или государю) челом «о бесчестии» и «местничался» со своим будущим сослуживцем. Право местничания имело некоторые ограничения. Так, опала государя лишала возможности местничаться, вследствие чего в спорах о местах нельзя было ссылаться на те прецеденты, когда противник, будучи в опале, занимал должность ниже той, какая подобала ему по его родовитости. После снятия опалы можно было бить челом о нарушениях родовой чести.

Первым бороться с местничеством начал Иоанн Грозный, однако, окончательно преодолеть его получилось только в конце XVII в., при царе Федоре Алексеевиче.

В 1681 г., выборные от служилого сословия, созванные «для устроения и управления ратного дела», высказались за уничтожение местничества, а в следующем, 1682 г., состоялось и Соборное решение об уничтожении местничества. Книги, в которых записывались местнические дела, были сожжены, и было приказано «отныне всем быть без мест». Для памяти потомства знатные роды были внесены в особые родословные книги. Проникновение в ряды старых боярских родов нового неродовитого дворянства – главная причина того, что так легко удалось упразднить местничество.

§ 2. Обеспечение служивых людей в допетровской Руси

Нам известно две основные формы обеспечения служивых людей в допетровской Руси: кормления и поместная система.

Кормления – это способ содержания должностных лиц, под которым понималось пользование доходами от управления тем или другим городом или волостью. Поначалу служащие получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и их слуг и даже лошадей. Это был так называемый «корм в натуре». Кормлениями пользовались высшие служилые люди (бояре). Дворяне кормлениями не пользовались, так как жили непосредственно при дворе князя и, следовательно, от него и «кормились».

Сначала размер корма определялся или на каждый день, или на неделю, количественно и качественно, или же потребностями человека. Следы таких порядков сохранила пространная «Русская Правда», определяющая размеры корма вирнику с отроком по 2 куры на день, а в среду и пятницу – по сыру, по 7 хлебов в неделю, пшена и гороха – по 7 уборков, соли – 7 голважен и 7 ведер солода. В других случаях в том же источнике определено: «а хлеба и пшена поскольку могут ясти», или «что черево возмет», или в еще более общих выражениях: «а корму им имати себе и конем довольно». С древнейшего времени такой корм уплачивался населением как повинность, независимо от того, голоден судья или нет. Сытый судья в корме натурой уже не нуждался, отсюда – переложение натуральной повинности на деньги.

С XIV в. появились уставные грамоты наместничьего управления, которые выдавались на имя населения данного административного округа и содержали в себе подробное исчисление различных видов корма, судебных пошлин и иных поборов, свыше которых наместники и волостели со своими ключниками не имели права взимать с населения. Одновременно с этим определен был и порядок судебной ответственности кормленщиков по жалобам населения. Тем не менее, кормления продолжали оставаться одним из главнейших средств содержания служилых людей.

В ввозных, или послушных, грамотах, адресованных к населению по случаю назначения наместников или волостелей, указывалось, что жители должны чтить и слушать наместников, а наместники будут их ведать, судить, и взимать доход по наказному списку. В указе об уничтожении кормлений права и обязанности кормленщиков формулированы следующим образом: «по сие время князи, бояре и дети боярские сидели по кормлениям по городам и по волостем, для расправы людем и всякого землям устроения и себе от служеб для покоя и прокормления». Обязанности по отношению к местному населению сводились исключительно к суду уголовному и гражданскому, которому подлежали все классы населения.

С 1551 г. начинаются опыты по замене кормлений «излюбленными судьями». В 1552 г. государь поручил боярской думе рассмотреть вопрос о кормлениях.

В 1555 г. появился Указ Иоанна Грозного об отмене кормлений и о замене в городах и волостях наместников и волостелей излюбленными головами, старостами и целовальниками – выборной земской властью. Корм, поборы и пошлины, которые население платило в пользу наместников и тиунов, были заменены денежным сбором – наместничьим откупным оброком. Этот оброк послужил основным фондом для выдачи жалованья государевым слугам взамен упраздненных кормлений.

Начиная с XV в. в распоряжении государя уже состояло такое число дворных слуг, или дворян, что жить им всем при дворе стало слишком тесно. Как следствие этого возникла поместная система: дворяне были помещены на государевой земле, участки которой передавались им в пользование под условием службы. Так появились дворяне-помещики.

Под поместьем понималось недвижимое имущество, отдаваемое государем в пользование как жалованье за службу.

Происхождение поместья связано с обычаем, существовавшим еще в период Киевской Руси – содержать княжескую дружину, предоставляя в ее пользование те или другие источники княжеских доходов.

До XV в. поместья (поместные оклады) раздавались из княжеских и дворцовых, а не государственных (черных) земель. Со времени великого князя Иоанна III, в Судебнике которого и встречается впервые слово «поместье», они начинают раздаваться как из дворцовых, так и из государственных земель, представителям как низших, так и высших разрядов служилого класса, а сама раздача поместий окончательно приобрела характер жалованья за службу государству.

Вслед за установлением правила, что служба отбывается с земель, розданных в поместья, возникает правило и о службе в вотчине. В 1550 г. при помещении в Московском и смежном уездах избранной тысячи детей боярских предписано было дать поместья также боярам и окольничим, у которых в этом районе не было поместий или вотчин.

При назначении поместий (поместных окладов) различались как вид службы, так и чин каждого вида: каждому чину соответствовал особый размер оклада. Поместные оклады назначались на каждое лицо отдельно, исключая лишь самые нижние чины, которым поместья выдавались на целые общества. Наделение поместным окладом происходило обыкновенно при поступлении данного лица на службу («верстание»), то есть при наступлении совершеннолетия (15 лет). Оно производилось особыми чиновниками («окладчиками»), назначенными от правительства или от него уполномоченными, по особым от него данным наказам.

Бывшие сперва незначительными (в Новгороде, в XVI в. – от 50 до 150 чет.), поместные оклады постепенно увеличивались. В 1621 г. они простирались от 100 до 300 чет. При Михаиле Федоровиче дворяне, служившие по выбору, получали от 600 до 900 чет., при Алексее Михайловиче – от 550 до 1000. Высшие чины получали 1000 чет., стольники – 500, стряпчие – 400, дворяне московские, городовые и дьяки – от 400 до 250, дворяне городовые средней и меньшей статьи – от 250 до 30.

К этим окладам делались время от времени различные прибавки за службу. С середины XVII в. начинают выдаваться добавочные оклады из диких украинских полей сначала помещикам украинским, а потом и другим. Кроме того, если земля была худая, то оклад «одобривался» соответствующим числом четвертей, приблизительно на 1/4–1/2 всего размера поместья.

Владение поместьем было соединено с соответствующими правами и обязанностями. Главной из последних являлась государева служба. Мужчины, здоровые и способные, должны были служить лично, в определенном вооружении, с определенным количеством слуг и лошадей и, кроме того, доставлять определенное количество «даточных» людей и денег. Для получивших каким-либо образом поместий женщин и не способных к службе мужчин личная служба заменялась службой их детей, родственников и даже посторонних лиц.

Помещику принадлежало право хозяйственного пользования поместьем, причем сперва он пользовался только теми доходами и выгодами, какие раньше получала казна, а позднее – в таких же размерах, как и вотчинник.

Вначале владеть поместьем могли только те лица, которые состояли на государственной службе (придворной, военной или гражданской) и, в виде исключения, городские обыватели, несшие общественную службу, и гости, оказавшие услугу государству. Право владения поместьем прекращалось одновременно с прекращением службы.

При Иоанне IV (Грозном) появились правила об отставке от службы «за старостью, болезнями и ранами» и о замене отставных «служивых людей их сыновьями и внуками». Теперь при отставке служилого человека поместье оставалось за ним в виде его обеспечения до достижения совершеннолетия сыновей и шло затем в раздачу последним за службу.

В начале XVII в. устанавливается наследование поместий как по нисходящему родству, так и по боковому, но сперва только по отношению к лицам мужского пола. Переход к дочерям и жене являлся сперва актом милости со стороны верховной власти, но уже при Михаиле Федоровиче был определен постоянный размер выдаваемого жене и дочерям поместья: от 1/7 до 1/3 – жене, дочерям – вдвое меньше. Поначалу эти участки выдавались лишь до нового замужества (жене) и до совершеннолетия (дочерям).

В Соборном уложении 1649 г. (гл. XVII) появилось определение «выслуженная вотчина», то есть поместье жаловалось в потомственное владение родственникам, даже если те не связали свою жизнь со службой.

Соборное уложение четко определяло основания для потери поместья:

1. Потеря поместья, соединенная с какими-либо ограничениями в правах: в связи с оставлением должности; в связи с взятием в плен; в связи с совершением помещиком преступления.

2. Потеря поместья, не соединенная с какими-либо ограничениями в правах: пожалование или покупка поместья в вотчину; испрошение взамен поместья другого, более выгодного; оставление поместья; обмен или сдача поместья; уничтожение мены поместья, сделанной во вред малолетнего; поворот сдаточного поместья за неисполнение условий, на которых оно было сдано; обращение поместья на удовлетворение исков.

Кроме поместий, жалуемых от казны, существовали еще поместья, назначавшиеся от духовного ведомства. Они раздавались архиереями и монастырями из земель духовного ведомства лицам, отправлявшим в этом ведомстве различные должности.

Раздачу казенных поместий прекратил Петр I в 1714 г. Раздача поместий по духовному ведомству была прекращена только в 1754 г.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику государственной службы в допетровской Руси.

2. Что представляли собой кормления?

3. Что такое поместная система? Раскройте понятие «поместья».

Рекомендуемая литература:

1. Голохвастов П. Д. Боярское кормление // Русский Архив. 1890. № 6.

2. Загоскин Н. Очерки организации и происхождения служилого сословия допетровской Руси. Казань, 1876.

3. Лакиэр. О вотчинах и поместьях. СПб., 1848.

4. Маркевич А. И. История Местничества в Московском государстве в XV–XVII вв. Одесса, 1888.

5. Сергеевич В. И. Вольные и невольные слуги московских государей // Наблюдатель. 1887. № 2–3.

Глава 2. Пенсионное обеспечение военнослужащих и гражданских чинов в Российской Империи

§ 1. Государственная служба в Российской Империи

С конца XVII и в течение XVIII вв. в положении разнородного дворянства как служилого сословия произошли существенные перемены. Старые многочисленные придворные и военно-служилые чины, не имевшие даже общего названия, начинают называться шляхетством, а позднее – дворянством. Шляхетству придается и титул благородства, сначала в отдельных случаях, а в 1754 г. впервые все сословие шляхетства названо благородным. Манифест 1762 г. именует дворянство российским благородным дворянством.

Значительные преобразования в области сословий и государственной службы были предприняты царем Петром I. Многие из них существенно отразились на положении шляхетства. Во-первых, он создал регулярное войско из гвардейских и армейских полков. Служба в полках для шляхетства была обязательной и бессрочной, как и раньше, но в отличие от прошлого – постоянной, по крайней мере до окончания Северной войны. Служить начинали с 15 лет и непременно в качестве рядового.

Во-вторых, Указом о единонаследии 1714 г. Петр пытался в корне изменить и экономический быт шляхетства. О мотивах этого указа было объяснено, что от разделения имений одни шляхетские фамилии приходили в такую бедность, что обращались в поселян, а в других все наследники, имея даровой хлеб, не хотели без принуждения служить. Порядок единонаследия должен был устранить такие невыгоды: кадеты принуждены будут служить, а шляхетские фамилии не будут угасать, но «в своей ясности непоколебимы будут через славные и великие домы».

В-третьих, в 1722 г. Петром I была издана Табель о рангах, которой вместо прежней службы по отечеству соответственно правилам местничества было положено начало личной выслуги и личного дворянства каждого служащего. Чин обер-офицера в военной службе и коллежского асессора в статской давали дворянское звание: выслужившие эти чины «в вечные времена лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть имеют, хотя бы они и низкой породы были».

Табель о рангах состояла из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию (см. табл. 1). К каждому классу были приписаны вновь введенные чины воинские (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные.


Таблица 1

Табель о рангах


Лица, состоявшие на иноземной службе, могли получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян, хотя и имели в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, не получали никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, давались по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Замужние жены «поступали в рангах по чинам мужей их» и подвергались тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы (дочери) считались на несколько рангов ниже своих отцов.

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причислялись потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были». На военной службе потомственное дворянство приобреталось получением первого обер-офицерского чина, причем дворянское звание распространялось только на детей, рожденных уже по получении отцом этого чина. Если же по получении чина детей у него не рождалось, он мог просить о пожаловании дворянства одному из его рожденных прежде детей.

При введении в действие Табели о рангах древние русские чины – бояре, окольничьи и т. п. – не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Единственным регулятором службы сделалась личная выслуга. «Отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение.

При императрице Анне Иоанновне военная служба в значительной мере была облегчена. Манифестом 1736 г. для лучшего содержания шляхетских домов и деревень одному из нескольких сыновей или братьев было разрешено оставаться при доме для управления имением, но с обязанностью учиться, чтобы быть годным к гражданской службе. Прочие поступали в военную службу по достижении 20 лет и обязаны были нести эту повинность в течение 25 лет, после чего могли выходить в отставку. Остающиеся при домах и выходящие в отставку обязаны были поставить известное число рекрутов, в соответствии с числом крепостных. Кроме того, возник обычай записывать недорослей в службу с малых лет, так что они, «дома живучи, все унтер-офицерские звания проносили, а по введении уже в офицерские чины в службу вступали».

Манифест «О вольности дворянства» 1762 г. возвестил благородному дворянству на вечные времена свободу и вольность. Предполагалось, что дворяне и без принуждения будут продолжать службу. С этого момента открывается новая эра в истории дворянства. Теперь оно, освобожденное от служилого тягла, но не лишенное своих прав на землю и на крепостных, сделалось привилегированным сословием по преимуществу.

В 1785 г. Екатерина Великая издала грамоту на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству. Жалованной грамотой были подтверждены все основные начала прежнего манифеста и, кроме того, дарованы значительные личные, имущественные и сословные привилегии. Грамота определяла дворянское звание как «следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное».

Дворянству были подтверждены на вечные времена вольность и свобода, дано разрешение службу продолжать или от службы просить увольнения и предоставлено право вступать на службу прочих союзных европейских держав и выезжать в чужие края для обучения.

После кратковременного царствования Павла I, который отменил жалованную грамоту, при императоре Александре I дворянские привилегии были восстановлены.

§ 2. Становление и развитие государственного пенсионного обеспечения в Российской Империи

Первое «основное законодательство» об «обеспечении служилых людей и их семейств», помещенное в Морском уставе, было издано 13 января 1720 г. и касалось только морских чинов[1]. По данному положению чины, не способные к службе, помещались до смерти в госпиталь (богадельню) при монастырях и награждались годовым жалованием. Вдове моложе 40 лет выдавалось одновременное годовое жалование мужа, а вдове старше 40 лет – 1/8 жалования мужа пожизненно или до замужества. 1/12 часть оклада мужа выдавалась сыновьям до достижения ими 10 лет и дочерям до достижения ими 15 лет.

3 мая 1720 г. Указом Петра I были приняты положения об обеспечении чинов военно-сухопутного ведомства. Офицеры и нижние чины военного ведомства, которые по удостоверению Военной коллегии оказывались не способными к службе из-за ран, увечий или по старости, определялись на жительство в монастыри и богадельни с выдачей им пожизненно содержания по гарнизонным окладам. Через 2 года, однако, вследствие многочисленности инвалидов Указом от 12 апреля 1722 г. содержание им было уменьшено, причем право на получение его сохранено было лишь за действительно поселившимися в монастырях и богадельнях. Еще через два года Указом от 6 февраля 1724 г. из этого ограничения были изъяты женатые офицеры и нижние чины, так как они не могли поступать в монастыри (богадельни).

7 июня 1764 г., в царствование императрицы Екатерины II, был принят новый Пенсионный устав, установивший назначение пенсии за 35-летнюю службу в размере половинного оклада жалования и в случае отсутствия серьезных взысканий. Пенсии назначались также в случае увечий или ранений, мешающих дальнейшему прохождению службы. Кроме того, по данному Уставу был увеличен возраст для детей, имеющих право получать 1/12 пенсии отца: сыновьям до достижения 12 лет, а дочерям – до 20 лет. Причем, если дочь по болезни или увечью не могла выйти замуж, то пенсия ей назначалась пожизненно.

Также в 1764 г. Екатерина II, одновременно с изданием штатов для монастырей и с обращением большинства монастырских имений в казну, определила впредь инвалидов в монастыри не высылать, а отправлять на жительство в особо указанные города. Водворенные на жительство в эти города получали жалованье по особым окладам, на что ассигновывалось ежегодно по 80 тыс. руб., при этом офицеры получали квартиры по отводу в течение первых 3 лет, а нижние чины – в течение 6 лет.

В 1799 г. Указом Павла I было установлено, что семьям офицеров, убитых в боях или умерших от ран, выплачивалось их жалование по чину в полном объеме: для вдов – пожизненно или до вступления в новый брак (а с 1803 по 1809 гг. – независимо от вступления в новый брак), для сыновей – до достижения 16 лет или поступления на службу, для дочерей – до замужества или до определения в воспитательное учреждение.

Однако, несмотря на усилия российских государей относительно пенсионного обеспечения, оно касалось главным образом военных чинов, в то время как гражданские служащие и их семьи оставались практически без защиты государства. Во многом это было определено тем обстоятельством, что в XVIII столетии на государственную гражданскую службу принимались в основном дворяне, то есть лица, уже владеющие поместьями, а следовательно, имеющие право на доходы от своих крепостных – податных людей.

Вдовьи дома

В XIX в. в ряды гражданских чиновников начинают проникать представители других сословий, так называемые разночинцы, не имеющие помимо службы иных источников обеспечения.

В связи с этим в 1803 г. в Санкт-Петербурге и Москве были основаны учреждения для призрения неимущих, увечных и престарелых вдов лиц, находившихся на государственной службе. Первоначально они состояли при воспитательных домах, а позднее стали занимать самостоятельное место в ведомстве учреждений императрицы Марии.

Общее число призреваемых от Московского Вдовьего дома не должно было превышать 600. Из них 50 находились в доме на бесплатном содержании, 60 принадлежали к разряду вдов сердобольных, 20 принимались на испытание для поступления в этот разряд, а 470 проживали вне дома и получали пенсию в размере 30 руб. в год.

В Санкт-Петербургском Вдовьем доме содержались 475 человек. Из них 170 принимались на бесплатное содержание, 125 вдов – пенсионерками на содержание частных лиц, 60 составляли разряд «сердобольных», 15 находились на испытании для поступления в этот разряд, а 105 вдов пользовались вне дома временной от него пенсией в размере 120 руб. в год.

Правом на призрение в Санкт-Петербургском Вдовьем доме пользовались:

1. Вдовы лиц, состоявших на военной или гражданской службе в офицерских или классных чинах, когда мужья их беспорочно прослужили в этих чинах не менее 10 лет и когда мужья их были убиты или умерли от ран, полученных в сражениях, или же погибли от несчастных случаев при исполнении обязанностей.

2. Вдовы, прослужившие не менее 15 лет в учреждениях императрицы Марии в должностях, коим даровано право на получение Мариинского знака беспорочной службы.

3. Вдовы, прослужившие в учреждениях императрицы Марии не менее 10 лет и вынужденные оставить службу по совершенно расстроенному здоровью.

В дом принимались лишь вдовы, имеющие не менее 60 лет от роду, исключение делалось только для лиц с совершенно расстроенным здоровьем.

Временные пособия от Вдовьего дома могли быть назначены лишь тем вдовам, которые, удовлетворяя условиям, необходимым для приема в дом, имели малолетних детей, при том не получали никаких пенсий и имели не менее 40 лет от роду. Пособия эти выдавались вдовам до достижения младшими из детей 12-летнего возраста, если ранее они не поступали в учебные заведения на казенный счет[2].

21 мая 1803 г. император Александр I издал Указ, в соответствии с которым право на пенсию военнослужащим предоставлялось соответственно за 20, 30 и 40 лет службы. Так офицеры, прослужившие беспорочно 20 лет, получали инвалидное содержание, 30 лет – половинное по чину жалование, а за 40 лет службы – полное жалование. Наивысший размер пенсии равнялся полному годовому окладу жалования.

Инвалидам и раненым назначалась пенсия в половинном размере за выслугу 20 лет. Офицерам, сделавшимся неспособными к службе в результате ранений, было положено «приличное службе» содержание независимо от выслуги. Оклады инвалидного содержания определялись по штатам 1763 г.

В начале XIX в. оклады инвалидного содержания увеличились и устанавливались в виде трех классов инвалидного содержания: по первому классу, то есть прослужившим беспорочно 20 лет и уволенным вследствие болезни полагалось 1/3 жалования по штатам пехотных полков 1802 г. По второму классу полагалось содержание в 1/3 жалования по штатам 1763 г. Оно предоставлялось уволившимся по собственному желанию или без него, но не по суду. По третьему классу полагались 2/3 оклада второго класса, Оно выдавалось уволенным со службы по решению суда.

Вплоть до 1804 г. пенсии за выслугу в 30 и 40 лет выдавались, как правило, тем офицерам, кто не имел имущества и средств к существованию, однако ввиду неопределенности в законодательстве были случаи назначения пенсий и обеспеченным отставникам. В этой связи в 1804 г. было издано распоряжение, в соответствии с которым пенсии стали назначать всем офицерам, уволенным в отставку.

Вследствие наполеоновских войн законом от 16 сентября 1807 г. раненым и увеченным офицерам была определена пожизненная пенсия в размере полного оклада жалования с пособием на проезд к избранному месту жительства.

Комитет о раненых и Комитет по призрению заслуженных гражданских чиновников

В качестве дополнения к пенсии из казны раненым и увеченным офицерам и гражданским чинам военного ведомства выплачивались пенсии из так называемого инвалидного капитала, находящегося в заведовании Комитета о раненых.

Идея создания Комитета о раненых принадлежала служащему комиссии по составлению законов юстиц-коллегии, коллежскому советнику Павлу Павловичу Пезаровиусу, который в 1813 г. предпринял издание газеты «Русский инвалид» с тем, чтобы вырученные деньги обращать для вспомоществования раненым. Начинание Пезаровиуса встретило горячее сочувствие как императрицы Марии Федоровны, так и общества в целом. После каждой победы русских войск императрица стала присылать Пезаровиусу в пользу инвалидов по 8–10 тыс. руб. От других лиц также немедленно начали поступать пожертвования, прилив которых был столь велик, что к концу 1813 г. капитал возрос до 115 тыс. руб., а к концу 1814 г. до 300 тыс. руб.

Официально Комитет был учрежден 18 августа 1814 г., а 12 декабря 1877 г. его наименовали «Александровским»[3]. Он имел целью оказывать покровительство лицам, получившим раны, увечья травматического происхождения и ушибы как во время военных действий, так и в мирное время при исполнении служебных обязанностей, впрочем, лишь тогда, когда от влияния ран, увечий и ушибов пострадавшими была оставлена служба. Кроме того, Комитет имел в своем ведении военные богадельни и другие благотворительные заведения, а также памятники.

Кроме пожертвований в доход инвалидного капитала поступали вычеты:

1. В размере 10 % со всякого рода единовременных денежных выдач с дополнительного вознаграждения, назначаемого в пользу акцизных чиновников, с сумм, происшедших от конфискаций и денежных пеней по таможенной части, с присвоенных некоторым должностям, сверх содержания от казны, особых доходов – от городов, от приходящих к портам кораблей и т. д., и с единовременных пособий, жалуемых вместо пенсии чиновникам и семействам их, когда пособие превышало определенную законом сумму. Никакие изъятия из этих вычетов, кроме установленных самим законом, не допускались ни для кого, ни под каким предлогом, без различения всемилостивейше жалуемых денежных наград и назначаемых начальством по предоставленной ему власти.

2. В размере 1 % из столовых денег и добавочных к ним окладов, как определенных штатами, так и назначаемых по особым высочайшим повелениям.

3. В размере 10 % при пожаловании медалей, при пожаловании бриллиантовых знаков к орденам св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского и при пожаловании драгоценных подарков.

4. При пожаловании беспроцентных ссуд единовременно 5 % со всей суммы ссуды.

5. При пожаловании в вечное владение земель от 1,5 до 7,5 коп. с десятины.

6. При пожаловании аренд от 1–3 % с дохода в год.

7. Денежные взыскания, налагаемые военными судами, если эти взыскания не имели по закону особого назначения, равно штрафные деньги за неявку в военный суд без законных причин и деньги, выручаемые по военно-судным делам за украденные вещи, в случае не установления хозяев или их неявки.

8. Отчисления из сумм капитула орденов с денег, взыскиваемых при пожаловании орденами.

9. Отчисления из призовых денег: а) в размере 1/4 части из денег, выдаваемых за взятые орудия, военные припасы и другие вещи, принадлежащие неприятелю; б) в размере 1/6 части из денег, вырученных за купеческий приз, за исключением пошлин и издержек по выгрузке и проч. и в) в размере 20 % из поступающей в казну третьей части денег, вырученных за взятые в приз запрещенные товары.

10. Сбор с заграничных паспортов по 9 руб. 50 коп. с каждого паспорта и за каждое полугодие.

11. Деньги, следующие за напечатание в газете «Русский инвалид» казенных объявлений.

12. Деньги, оставшиеся после умерших, убитых и без вести пропавших нижних чинов, если ими не было сделано завещания, а родственники не являлись за получением наследства в течение года, а равно оставшиеся при тех же условиях после офицеров, служивших в таких управлениях, заведениях и частях войск, в которых не имелись офицерские заемные капиталы.

Покровительство Комитета заключалось:

• в назначении пенсий, единовременных пособий и ссуд;

• в выдаче свидетельств на квартирное довольствие и на бесплатное врачебное обслуживание;

• в назначении на должности, замещаемые ранеными;

• в содействии к воспитанию детей и в помещении для призрения в благотворительные заведения.

Правом на покровительство комитета пользовались:

• генералы, штаб- и обер-офицеры и нижние чины регулярных и казачьих войск, флота, милиции (ополчения);

• священники и гражданские чины, состоящие при войсках, управлениях, заведениях и учреждениях военного и морского ведомств;

• чины пограничной стражи;

• чины пожарных команд;

• сестры милосердия, находящиеся при войсках и военных госпиталях и сестры Красного Креста, равно другие лица женского пола, допущенные военным начальством к уходу за больными и ранеными в военное время.

В случае смерти этих лиц, покровительство комитета распространялось на их семейства.

Пенсии из инвалидного капитала назначались по чину, в котором получена рана, и смотря по ее тяжести (первый или второй класс раненых). Пенсии участникам военных действий выплачивались независимо от пенсий из государственного казначейства, и не только отставным или состоящим в запасе, но и состоящим на службе. Получившим раны, ушибы и увечья в мирное время пенсии выплачивались только во время нахождения в отставке[4].

Кроме пенсии отставным и запасным пенсионерам выдавалось ежегодное пособие на наем прислуги. Производство пенсии из инвалидного капитала прекращалось только в случаях, когда раненые по судебному приговору подвергались наказаниям, сопряженным с лишением чинов. Кроме самих раненых, пенсии из инвалидного капитала получали и принятые под покровительство Комитета о раненых семейства: вдовы, сироты, родители, братья и сестры.

По образцу Комитета о раненых 21 февраля 1823 г. был образован Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников[5]. В состав Комитета входили исключительно статс-секретари Его Величества, а в основание его капитала был выделен один миллион рублей из инвалидного капитала и, кроме того, в его пользу были обращены сборы с гражданских чиновников, которые раньше поступали в инвалидный капитал.

В силу указа 25 ноября 1824 г., подтвержденного в 1827 и 1842 гг., обращению в капитал комитета подлежали:

1. Все частные суммы, накапливавшиеся в присутственных местах по частным взысканиям и в течение 10 лет не вытребованные их собственниками.

2. С 1830 г. – излишне взысканные в почтовый доход деньги при приеме денежной и посылочной корреспонденции, если они в течение года останутся невостребованными.

В 1859 г. Комитет был передан в Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Призрением Комитета могли пользоваться отставные чиновники всех ведомств, которые впали во время службы в тяжкие и неизлечимые болезни и не имели средств к приличной жизни. Призрением не могли пользоваться чиновники, не оправданные по суду или прощенные по всемилостивейшим манифестам, а также законным путем изобличенные в дурном поведении.

Пенсии назначались независимо от продолжительности службы, но сообразно классам должностей, которые чиновники занимали, причем размеры полных пенсий колебались от 857 руб. до 85 руб. в год. Если чиновник получал пенсию на общем основании, но в размере, по степени увечья или большому семейству недостаточном, то Комитет делал ему надбавку в таком размере, в каком было нужно для составления полной пенсии, которая могла бы быть назначена ему Комитетом.

После смерти чиновников, состоявших под покровительством Комитета, его призрение распространялось на вдов, сирот и родителей. Причем призрению Комитета подлежали вдовы и сироты, которые, не имея права по службе мужей и отцов их на пенсию, были лишены способов к пропитанию.

Кроме производства пенсий, призрение Комитета состояло в единовременных пособиях, помещении сирот в учебные заведения, в ходатайстве о назначении пенсий из сумм государственного казначейства. В отдельных случаях Комитет представлял через командующего императорской главной квартирой прошение о Всемилостивейшем пособии вдовам чиновников и сиротам их женского пола, не подлежащим покровительству Комитета[6].

Заключения Комитета об оказании вспомоществования вступали в силу не иначе, как по Высочайшему их утверждению, поэтому назначение пенсии все-таки носило характер милостыни, а не права.

Реформа государственного пенсионного обеспечения 1827 г

В Указе от 6 декабря 1827 г. император Николай I отметил, что «правила по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх того не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

В развитие данного Указа в том же 1827 г. был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях[7], в основном просуществовавший до начала XX в. Устав был введен в действие с 1 января 1828 г.

Устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников», «О производстве пенсий и пособий». К Уставу прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», состоящее из девяти пенсионных разрядов.

Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства:

1. Выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.

2. Размер пенсии должен определяться не по окладам жалования, а по специальным пенсионным окладам гражданских чиновников, установленных соответственно их должностям в приложении к Уставу.

3. Вдовам и детям гражданских чиновников должно быть гарантировано пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты из-за повышения в чине, отчисления с окладов жалования чиновников: свыше 500 руб. в год по 2 коп. с рубля, ниже 500 руб. – по 1 коп. с рубля, отчисления с пенсий в таком же размере (за исключением пенсий вдовам и детям), вычеты из «столовых денег», составлявших половину жалования по должности по 1 коп. с рубля.

В соответствии со ст. 1 Устава, пенсия относилась к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось беспорочной выслугой определенных в законе сроков. Размер пенсии определялся главным образом в зависимости от продолжительности службы и от разряда должности, которую занимал чиновник до отставки.

Первоначально право на полную пенсию по Уставу приобреталось за 35 лет безупречной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полной пенсии, а за службу от 25 до 30 лет – в размере 1/3 полной пенсии. За полную пенсию принимался оклад по табели от 16 декабря 1816 г.

В таком виде Устав о пенсиях просуществовал до конца 1852 г., когда было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы.

Теперь на полную пенсию стали иметь право лица, прослужившие на общей гражданской службе не менее 35 лет, а прослужившие менее этого срока, но более 25 лет получали пенсии в половинном размере.

Те, кто прослужил от 10 до 20 лет, выходя в отставку по совершенно расстроенному на службе здоровью или «по приключившейся неизлечимой болезни», получали 1/3 пенсионного оклада. Прослужившие от 20 до 30 лет – 2/3 оклада, 30 лет – полный оклад. Если болезнь требовала постоянного постороннего ухода, пенсии выдавались уже после 5 лет службы (1/3 оклада), а прослужившие 20 лет получали полный оклад (по табели). Для выслуги пенсии того или другого разряда по табели необходимо было пробыть не менее 5 лет в должности этого разряда, в противном случае пенсия назначались по низшему разряду. Члены Государственного совета, министры и другие лица, «высшие должности отправляющие», получали пенсию «по особенному Высочайшему о каждом из них усмотрению». По назначению государя определялись также пенсии служащим в собственной его императорского величества канцелярии и в канцелярии по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых.

Положение об особенных преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского от 13 июня 1886 г. предоставило служащим в отдаленных местностях следующие преимущества в отношении пенсии:

1. Для служащих на острове Сахалине, в округах Петропавловском, Гижигинском, Охотском и Николаевском Приморской области, в Якутской области, в Туруханском крае Енисейской губернии, в округах Березовском и Сургутском Тобольской губернии и в уездах Кольском, Кемском, Мезенском и Печорском Архангельской губернии два дня службы считались за три, а размер пенсии повышался на три подразделения (разряда или степени).

2. В остальных частях Приамурского генерал-губернаторства, в Туркестанском генерал-губернаторстве и в Закаспийской области – три дня службы считались за четыре, и размер пенсии повышался на два подразделения.

3. В остальных частях Иркутского генерал-губернаторства и губерний Тобольской и Томской, а также в Степном генерал-губернаторстве три дня службы считались за четыре.

4. В областях Уральской и Тургайской, в некоторых округах Северного Кавказа и в Закавказье, в уездах Пинежском, Онежском и Холмогорском Архангельской губернии, Повенецком и Пудожском Олонецкой губернии, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии четыре дня службы считались за пять.

Состоящим на службе в губерниях Царства Польского (лицам русского происхождения) предоставлялось или получать пенсию из эмеритального капитала Царства, подчиняясь в таком случае всем правилам об эмеритуре, или же получать пенсию по законам империи. В последнем случае они приобретали право на полную пенсию за 25 лет службы и на половинную за 20. Время, проведенное на службе вне губерний Царства, зачислялось в срок выслуги, считая по семь дней за пять[8].

Не имеющим права на пенсию чиновникам устанавливались единовременные пособия: 1) по тяжкой и неизлечимой болезни, за выслугу от одного до пяти лет; 2) по совершенно расстроенному на службе здоровью, за выслугу от 5 до 10 лет. Правом на единовременное пособие пользовались также семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших в отставке, если смерть вызвана была болезнью чиновника. Сверх указанных в законе случаев пособие часто выдавалось чиновникам по усмотрению начальства, по случаю брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки и т. п.

Лишались права на пенсию лица, приговоренные по суду к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, к исключению из службы или отрешению от должности, даже в том случае, если бы виновные были избавлены от наказания монаршей милостью. Права на пенсию лишались также чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение права на пенсию, но освобожденные от следствия и суда всемилостивейшим манифестом. Загладившие прежние проступки новой службой приобретали право на пенсию вновь со дня вторичного поступления на службу или со дня утверждения приговора; при отличной усердной службе им предоставлялось право ходатайствовать о награждении их пенсией и за прежнюю, до наказания, службу.

Выплата пенсии прекращалась в случае вступления снова в действительную службу (исключения из этого правила в ст. 14 Устава о пенсиях), принятия должности или службы иноземной без согласия нашего правительства, при пострижении в монашество и пребывании за границей долее дозволенного срока.

Вдова и дети умерших чиновников имели право на пенсию, если мужья или отцы их умерли на службе по приобретении права на пенсию или находились в отставке с пенсией или хоть и без пенсии, но имели на нее право. Усыновление не давало права на пенсию. Вдова бездетная или имеющая детей, которым по их возрасту или другим причинам пенсия не полагалась, получала половину той пенсии, которая причиталась бы ее мужу. Вдове с детьми, имеющими право на пенсию, прибавлялась к половине одна треть другой половины на каждого ребенка, так что имеющая трех детей и более получала полную пенсию. Если остались одни дети без матери, то каждый получал 1/4 пенсии. Если семейство, оставшееся без матери, состояло более чем из 4-х детей, то пенсия (полная) делилась между ними поровну.

Для вдов пенсия прекращалась вследствие замужества, пострижения в монашество, присуждения по судебному приговору наказания, лишающего права на пенсию, пребывания за границей более дозволенного срока. Для сыновей – вследствие достижения 17-летнего возраста, вступления в общественное заведение на казенный счет, принятия на службу. Для дочерей – замужества, достижения 21 года, принятия на казенный счет в общественное заведение. Увечные и неизлечимо больные дети, «не имеющие способов к своему пропитанию», пользовались пенсией пожизненно.

Льготными были постановления о пенсии для служащих в придворном ведомстве, по ученой и учебной части во всех ведомствах, служащим по тюремному управлению, служащим в ведомстве учреждений императрицы Марии, служащим в медицинском ведомстве, горном ведомстве, таможенном ведомстве и пограничной страже[9].

Льготы заключались в сокращении сроков выслуги, в принятии за основание пенсии жалованья (вместо установленных в табели окладов) и, наконец, в праве получать пенсию, находясь на действительной службе и получая, следовательно, установленное содержание (или, по крайней мере, часть его).

Так, например, для служащих в придворном ведомстве за 15 лет выслуги назначалась пенсия в размере 1/3 жалования, за 20 лет – в размере половины жалования, за 25 лет – 2/3 жалования, за 30 лет – полное жалование, за 35 лет – полное жалование и еще 1/3 от содержания, за 40 лет – полное жалование и половина содержания, за 45 лет – полное жалование и 2/3 содержания, а за 50 и более лет – полное жалование и полное содержание[10]. Или, например, за выслугу от 20 до 25 лет служащим в учебных заведениях Министерства народного просвещения устанавливалась пенсия в половинном размере от оклада жалования, а прослужившим 25 и более лет – в размере полного оклада жалования[11].

Преимущества служащих в тюремном ведомстве состояли, во-первых, в льготном исчислении выслуги (25 лет службы считались за 35) и, во-вторых, в праве на получение пенсии в полном размере жалования независимо от количества выслуженных лет в случае получения травмы или увечия в результате прохождения службы[12].

Чиновники и служители по медицинскому ведомству получали половинную пенсию от оклада жалования за 20 лет службы и полную пенсию за 30 лет службы.[13] Горные инженеры, выслужившие беспорочно в классных чинах 25 лет, а в нижних и классных чинах 30 лет получали при отставке пенсию в размере полного оклада жалования, а соответственно, 20 и 25 лет – пенсию в размере половинного оклада жалования[14].

Чиновникам по таможенному ведомству за тридцатилетнюю службу назначалась пенсия в размере половинного оклада жалования и за каждый год свыше 30 лет к размеру пенсии прибавлялись по 10 % от другой половины. Если же чиновники прослужили 30 лет и уволились со службы по расстроенному здоровью, то они получали пенсию в размере полного оклада жалования, а если они прослужили менее 30 лет, то – по усмотрению начальства, но не более годового оклада. Пенсия чинам пограничной стражи назначалась по общему уставу, как и офицерам кавалерийских армейских полков[15].

Особенности пенсионного обеспечения лиц офицерского состава, чиновников и духовенства военного ведомства

Постановления о пенсиях для военных сухопутных[16] и морских чинов[17] по пенсионному уставу 1827 г. отличались особой тщательностью.

Право на пенсию из государственного казначейства приобреталось офицерскими и гражданскими чинами военного ведомства беспорочной выслугой установленных сроков. Размеры пенсий офицерам первых двух классов Табели о рангах определялись лично императором, а генерал-лейтенанту и ниже – по последнему жалованию. Тем офицерам, которые получали столовые деньги, размеры пенсий определялись по тем разрядам жалования, которые были установлены для гражданских чиновников. При этом генерал-лейтенанты были приравнены к 1-му разряду, генерал-майоры ко 2-му, полковники – к 3-му разряду I степени, подполковники – к 4-му, майоры – к 5-му и т. д.

Сроки выслуги определялись или по общему пенсионному уставу (как и для гражданских чиновников), или по особым положениям. На основании особых положений получали пенсии:

• служащие по военно-учебному ведомству – полный оклад пенсии за 25 лет, половинный за 20 лет;

• служащие по военно-медицинскому ведомству – полный оклад за 30 лет службы, половинный за 20 лет;

• духовные лица православного и других христианских исповеданий за 20 лет службы в военном ведомстве – 1/3 жалованья по последнему месту служения, за 30 лет – 2/3, за 35 лет – полное жалованье, причем годы выслуги считались со времени получения священнослужительского сана, а служба в епархиальном ведомстве принималась в счет 2 года за 1[18];

• классные военные художники получали полную пенсия за 25 лет службы, половинную – за 20;

• состоящим при военных тюрьмах каждые 5 лет службы считались за 7.

Всем офицерским и гражданским чинам военного ведомства, служащим в отдаленных краях империи, пенсионные сроки сокращались на следующем основании: в местностях, отнесенных (по особому расписанию) к 1-му разряду, 2 дня службы считались за 3, в местностях 2-го разряда – 3 дня за 4, в местностях 3-го разряда – 4 дня за 5. Для всех офицеров, военных священников и военно-медицинских чинов время, проведенное в походах против неприятеля, при расчете пенсионных сроков считались в двойном размере.

Права на пенсии лишались офицеры и чиновники военного ведомства, подвергшиеся наказаниям за преступления и проступки по службе:

• уголовным;

• исправительным, с которыми соединены потеря всех или некоторых особых прав и преимуществ или ограничение прав и преимуществ по службе;

• дисциплинарным взысканиям, но только в двух случаях: когда таким взысканием заменено, по монаршему милосердию, другое, более тяжкое наказание или когда виновный подвергнут дисциплинарному взысканию по высочайшему повелению с особым в обоих случаях подтверждением о внесении дисциплинарного взыскания в послужной список.

Из числа наказаний, налагаемых по военно-уголовным законам, права на пенсию не лишались за:

• содержание на гауптвахте без ограничения прав;

• отрешение от должности;

• дисциплинарные взыскания (кроме вышеуказанных двух случаев), в том числе и увольнение от службы в административном порядке или по суду общества офицеров.

Военному министру, членам военного совета и комитета о раненых, председателю и постоянным членам главного военного суда, командующим войсками в военных округах, корпусным командирам, начальникам главных управлений военного министерства и командующему Императорской главной квартирой, а также их семьям размер пенсии назначался каждый раз особо по высочайшему повелению. Все прочие генералы, штаб- и обер-офицеры и гражданские чиновники военного ведомства получали пенсию или по чинам, или по разрядам должностей.

Загрузка...