Родное село

По словам старожилов, первым переселенцем был человек по имени Аднагул, поэтому село назвали Аднагулово. Оно расположено на склоне возвышенности, на правом берегу реки Нугуш. Противоположный берег реки пологий – заливной луг. Метрах в пятидесяти от реки Нугуш находилась старица. В двух километрах от села проходит железная дорога. С востока на запад протянулись невысокие горные цепи, которые обрываются в том месте, где начинается возвышенность протяженностью около пяти километров. Здесь и расположено наше село. Дальше горные цепи продолжаются в сторону Татарстана.

По берегам рек Нугуш и Усень росли кустарниковые записи смородины, костяники, малины, черемухи, калины. Сейчас от них, увы, ничего не осталось. Село расположено в очень красивом месте на берегу, в то время еще красивой и полноводной, реки Нугуш. Ныне же это маленькая речушка – результат беспощадного уничтожения деревьев и кустарников. Тогда лето было теплым, мы купались до сентября по несколько раз в день.

Недалеко от села был лес, в основном дубовый (дубровник – эмэнлек). Дубы стояли в дубровнике сильные и могучие, как солдаты в строю. Жители села осенью заготавливали дрова из этих дубов. Все население было в эмэнлике. Мне было жаль деревья, ведь лес – зеленый друг человека. Я обнимал их, чувствуя при этом, как от стволов исходило живое тепло. Все жители села выходили в дубровник на заготовку дров. Я тогда был подростком, но до сих пор помню тяжелые удары топора и шелест дубовой листвы, словно плач. Но люди делали свое дело: никто не хотел оставаться зимой без дров.

Часто по улицам проезжал на подводе ремонтник с криком: «Самовар тозэтергэ бармы». Сырьевщик, проезжая по селу, также кричал: «Принимаю тряпье, кости, рога и копыта».

Во времена моего детства наше село было большим: около четырехсот дворов, три мечети. Еженедельно проходили базары. По пятницам из окраинных деревень люди приезжали на базар. В ноябре каждый год проходила регулярно устраиваемая осенняя ярмарка, которая была праздником для торгового люда. Организовывались различные увеселения с каруселями. А летом проходили в июне – Нугуш, в июле – Усень жыены. Сюда приезжали со всех деревень и близлежащих районов. Летнее время весело праздновали односельчане и приезжие.

После окончания весеннего сева народ организовывал праздник – Сабантуй. Мы дети рано утром приходили на майдан (площадь в поле), где происходили народные гулянья, играли на гармошке, пели народные песни, плясали. Это самобытный, большой, светлый и истинно народный праздник. Борьба, бега, конные скачки – эти традиции надо сохранять и приумножать. В том тоже есть смысл жизни. Особенно интересно нам было, когда человек поднимался по столбу вверх и доставал вещь. Кто победил в борьбе – тому достается баран.

До 1930 года существовало волостное правление, центр которого находился в нашем селе. Затем организовали районное правление. Центром района стал поселок Туймазы. Рынок тоже перевели в райцентр. Раньше на территории Башкирии существовало восемь кантонов.

Расстояние от нашего села до Туймазы – 15 км. В юности туда и обратно шагали пешком, в те годы автобусы не ходили.

Загрузка...