Предмет истории, как науки

«Вот такая история» – сказали мне в отделении полиции: «Ты вчера напился, ругался, приставал к девкам, дрался с прохожими. Так что, парень, крепись, пятнадцать суток тебе обеспечено».

«Записки Вечного Студента».


В первом приближении определим предмет истории так: «Предметом истории является описание событий, произошедших в человеческом обществе на Земле в прошлом времени, в строгой временной последовательности, и персонажей, действовавших в описываемых событиях». Короче говоря, предмет истории = время, события, люди.

Ключевое слово здесь – описание, т.е. для того, чтобы история возникла и вошла в сферу понятий человечества, нужна письменность. По меткому определению писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Теодора Моммзена (1817—1903 годы жизни), автора «Римской истории в 20 тт.»: «История, как частное, есть область филологии». Филология, в свою очередь, определяется, как содружество гуманитарных дисциплин – лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Нобелевской премии по истории не существует в принципе, почему Т. Моммзен и получил её по литературе.

Возможно ли было формирование рассматриваемого нами предмета без письменности, путём изустного предания? Говорят – слепой поэт Гомер спустя несколько столетий после Троянской Войны обобщил изустные предания о ней и свёл их в две огромные поэмы, которые затем, в течении ещё нескольких столетий передавались из уст в уста его учениками и последователями, пока кто-то не записал их, доведя таким образом, до нашего сведения и сведения поэта Вергилия, написавшего по его прописям свою поэму о Троянской Войне. Можем ли мы представить себе это в реальном исполнении? Вряд ли. Ссылки на то, что люди далёкого прошлого обладали неведомыми нам особенными способностями, необъятной памятью и большой продолжительностью жизни, мы рассматриваем сегодня, как несостоятельные, тем более, что современные естественнонаучные теории это опровергают. Мы понимаем, что память – инструмент, который необходимо постоянно тренировать, зубря письменные источники и регулярно к ним обращаясь. Проведя обширное исследование в [1], [2], [3], я имею все основания реабилитировать Гомера – поэт был, несомненно, зрячим и владел письменностью.

Посмотрим на самих себя и спросим – что мы знаем о своих предках и насколько далеко вглубь времени простирается это знание? Вряд ли кто из живущих сегодня людей хранит в памяти сведения о своих предках, живших ранее тех, что он видел при жизни. Да и о тех у него присутствуют лишь отрывочные сведения, не позволяющие составить жизненный портрет его предков, если, конечно, те не изобразили это на бумаге, но это уже другой вид памяти.

Основное предположение – история без письменности не могла возникнуть и сформироваться в науку, о чём прямо говорит отсутствие знаний о прошлом у огромного числа народов, не имевших письменности, с которыми столкнулись конкистадоры, обладавшие письменностью, при завоевании обитаемого мира. Проще говоря, историю любого народа можно проследить с изобретения им письменности, либо обретения письменности от другого народа.

Загрузка...