Приступая к изучению основ вероучения и религиозной практики ислама, необходимо составить для себя представление о тех источниках, из которых исходят мусульмане в понимании своей религии – ислама. Ниже мы рассмотрим эти важнейшие источники мусульманской мысли, от которых неизбежно отталкивается любое исследование в области ислама: Священный Коран, сунну и разум.
Излишне говорить, что важнейшим таким источником для мусульман является Коран, который, помимо всего прочего, выступает в качестве объединяющего начала для всех последователей ислама. Вне зависимости от принадлежности к тому или иному течению и от культурной среды, которая формировала их личность, все мусульмане обращаются к одной и той же Священной Книге, почитая ее как Божественное руководство и наставление, регулирующее всю их жизнь.
В Священном Коране прямо говорится, что Сам Бог хранит Коран от любых искажений и изъятий:
«Ведь Мы – Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем» (15:9)
По поводу этого айата автор одного из величайших комментариев к Корану «Аль-мизан фи тафсир аль-Кур’ан» Аллама Табатабаи писал:
«….Коран является живым и вечным напоминанием, которое никогда не умрет и не будет предано забвению. Оно не допускает никаких добавлений и изъятий. Оно не допускает ни малейших изменений формы и стиля, которые могли бы повлиять на его природу и роль в качестве «напоминания Аллаха, выражающего Божественную истину и знание». По этой причине вышеупомянутый айат содержит указание на то, что эта Святая Книга всегда была и будет хранимой от всяческих искажений и изменений»[2].
Вторым важнейшим после Священного Корана источником понимания ислама является сунна Пророка Мухаммада (С), в которой собраны его деяния и высказывания. Сам Коран наделяет Пророка высочайшим статусом, говоря о нем как о человеке, на которого возложена задача очищать людей, учить их Писанию и мудрости (62:2). Пророк (С) служит совершенным образцом поведения для верующих (33:21). В своих высказываниях он никогда не руководствуется собственными пристрастиями (53:3). Он увещевает мусульман брать у него то, что он им несет, и воздерживаться от того, что он запрещает (59:7).
Знание этих и многих других айатов, касающихся статуса Пророка, а также осознание важности того, что небесный посланник является избранником Самого Бога, внушает мусульманам чувство истинной любви и преданности к Пророку Мухаммаду (С).