Предисловие

Заключительная часть сборника охватывает период с 1981 по 1991 годы и содержит 127 публикаций. Это меньше, чем в предыдущих трех десятилетиях, а если учесть, что часть из них не вполне укладываются в рассматриваемую тематику, то 1980-е годы сопоставимы с 1920-ми. Такое снижение может говорить об относительном уменьшении интереса и внимания к археологии, что объяснимо: информационную повестку все больше захватывали совсем другие – хозяйственные и политические – проблемы. Особенно показательно в этом отношении резкое падение 1991 года, который представлен лишь тремя материалами, да и те опубликованы в университетской многотиражке.


Число публикаций археологической тематики в иркутских газетах. 1981—1991 гг.


В материалах 1980-х годов усиливается беспокойство о состоянии охраны памятников истории и культуры, о чем говорит информация о паспортизации археологических местонахождений (в том числе по линии Байкало-Амурской магистрали); о планах по музеефикации Глазковского некрополя (1987.7) и, в соответствии с духом времени, о создании хозрасчетного новостроечного сектора при лаборатории археологии и этнографии ИГУ (1983—1984) и даже временного творческого коллектива молодых специалистов-археологов с такими функциями (1990).

Существенное место занимает и информация о «школьной» археологии. Интересно, что эта тематика пересекается с предыдущей. В середине десятилетия начинают появляться материалы с критической оценкой местных краеведческих музеев и сообществ, самодеятельные раскопки которых фактически разрушают памятники. Противовесом этому выступают детско-молодежные археологические лагеря и клубы под руководством специалистов-археологов. Стремление к более организованному (и даже централизованному) приобщению школьников к науке в итоге оформилось в проведение первой региональной археолого-этнографической школьной конференции 1989 года.

Как уже было сказано, ряд публикаций (7 из 127) включены в данный том в нарушение заявленных принципов отбора. Они не имеют прямого отношения к археологии, но в них действуют или упоминаются иркутские археологи. И в 1920-х – 30-х гг. такие материалы тоже имели место в газетах (в качестве примеров можно привести свидетельства о деятельности Б. Э. Петри в качестве этнографа или А. П. Окладникова как историка революционного движения), но они проигнорированы, поскольку не добавляют ничего принципиально нового к существовавшему образу, а лишь несколько расширяют представление об археологах как деятелях науки. Указанные материалы данного тома выводят ученых за эти рамки, в то же время не порывая связь между личностью и ее профессиональной деятельностью. Все они относятся к 1989 году, пожалуй, «пиковому» в плане изменений общественно-политической атмосферы.

Прежде всего, это публикации, связанные с выдвижением Г. И. Медведева в кандидаты в народные депутаты СССР (1989.5—9). Промежуточными (вписывающимися как в профессиональный, так и политический контексты) выглядят материалы об участии археологов в эксгумации захоронения периода «Большого террора» в районе Пивоварихи (1989.14—15). Вполне допустимо, что подобный выход за привычные границы характеризует не столько «влиятельность» археологии в регионе, сколько общее «состояние умов» в стране на тот момент, но он интересен даже как эксцесс, в котором просматривается имевшийся, хотя и не реализованный, потенциал.

При подготовке издания использованы документы из открытой электронной библиотеки «Хроники Приангарья» (http://i.irklib.ru/hronp/), создаваемой и поддерживаемой Иркутской областной государственной универсальной научной библиотекой им. И. И. Молчанова-Сибирского. Таким образом, любой из материалов (при наличии подключения к сети Интернет) может быть просмотрен в оригинале.

Загрузка...