Мальчик родился в большой, но, похоже, не самой дружной семье. У своего отца он был одиннадцатым сыном, но первым от любимой жены Рахили. Многоженство никогда не было совершенной волей Божьей и этому есть веские основания.
Когда в семье отец особым образом выделяет одного из детей, обделяя при этом остальных – жди беды. Официальное многоженство не является одной из современных проблем, в отличии от появления в семьях «любимчиков». Нередко родители уделяют одному из детей несравнимо больше внимания и любви. Часто такое бывает с последним самым младшим ребенком. Подобное отношение рождает зависть и нездоровое соперничество. Будьте внимательны, чтобы этого не произошло в вашей семье.
О рождении Иосифа сказано так: «И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына» (Быт.30:22-24).
Одним из важнейших предназначений женщин во все времена было деторождение и благочестивое воспитание нового поколения. В библейские времена бесплодие считалось проклятием и верующие женщины силой молитвы старались его преодолеть. Так молились Сарра, Анна, мать Самсона, Елизавета и также Рахиль, о которой сказано, что Бог услышал ее молитвы. Заметим, что обычно в таких случаях рождались особые Божьи люди: Исаак, Самуил, Самсон, величайший пророк Иоанн, Иосиф.
Сегодня многие женщины стараются избежать деторождения. Основная причина – махровый эгоизм. Дети – это просто неудобно: очень большие расходы, как времени, так и финансов. Нам же время и деньги нужны для себя. Надо купить квартиру, машину, потом почаще ездить отдыхать, нужно следить за фигурой, важны также личные интересы и т.п. Для эгоиста даже один ребенок – большая обуза, а если их много – об этом и речи быть не может. Поэтому столь страшна современная статистика детоубийства, называемого абортами, так много семей имеют по одному ребенку, или вообще ни одного. Если это так для вас, дорогой читатель, хочу бросить вам вызов – рожайте больше детей или берите в семью сирот!
В моей семье сейчас трое своих детей и один мальчик из интерната восьмого вида4 (Возможно, мы еще будем брать в семью таких детей). Имея некоторый опыт, могу сказать, что каждый ребенок – это благословение от Господа. Для воспитания детей верующим родителям дается особая благодать, так что дерзайте!
Рожая Иосифа, Рахиль мечтала и о следующих детях, поэтому дала сыну имя с соответствующим смыслом. Имя «Иосиф» значит «пусть Он добавит». Рахиль верила в то, что Иосиф не последний ее ребенок. По вере ее позднее родился Вениамин. Русское имя Осип – вариант имени Иосиф.
Мы читаем, что «вспомнил Бог о Рахили». Конечно, это не значит, что Он что-то забыл. У Господа есть Свои времена и сроки. Вспоминаются такие слова воскресшего Спасителя: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Дея.1:7). Мы часто спешим, но Всевышний не опаздывает. Иосиф должен был родиться предпоследним из двенадцати сыновей Иакова и он родился.
История продолжается в тридцать седьмой главе книги Бытия: «А Иаков поселился в Ханаане – в стране, где прежде жил его отец. Вот рассказ про род Иакова. Иосифу было семнадцать лет. Он пас овец вместе с братьями – помогал сыновьям Баллы и Зелфы – и ябедничал на них отцу» (Быт.37:1,2 РБО).
История Иосифа удивительна с самого начала. Житие или родословие Иакова должно по библейскому стандарту включать в себя перечисление всех двенадцати его сыновей, но здесь упомянут лишь один Иосиф, как будто у Израиля был лишь один потомок. Почему? Потому что в духовном плане оказалось именно так – у Иакова был лишь один сын, достойно продолживший его духовный путь. Остальные сыновья, особенно в молодости, были очень далеки от наследия Авраама, Исаака и Иакова.
В жизненном пути Иакова и Иосифа было много общего. Они оба были гонимы братьями, оба скитались и терпели лишения, оба были жестоко обмануты, оба, будучи на чужбине, с помощью Божьего благословения достигли великого преуспевания и оба оказали огромное влияние не только на свой род, но и на всех верующих людей. Однако, если говорить о страданиях и испытаниях, то на долю первенца Рахили их выпало куда больше.
Вот как сравнивает двух наших героев Томас Манн: «Калейдоскоп – поучительная забава; как непохоже сложатся у сына стекляшки и камешки, составившие картину жизни Иакова, – насколько богаче, сложнее, но и злосчастнее лягут они! Он – более поздний, более тонкий «случай», этот Иосиф. Случай сына не только легкомысленней и остроумней, но и труднее, болезненней, интересней, чем случай отца, и нелегко узнать простые прообразы отцовской жизни в том их виде, в каком они возвращаются в жизнь Иосифа. Что станется в ней, к примеру, с идеей Рахили, с этим классически прекрасным первообразом, с этим главным узором жизни отца, – какая тут получится искривленная, смертельно опасная арабеска!..» 5
Но вернемся к первым стихам тридцать седьмой главы Бытия и отметим, что здесь мы первый и, пожалуй, последний раз находим нечто негативное об Иосифе. Библия – в высшей степени честная книга. Она повествует не только о подвигах веры, но и о грехах практически всех ее героев. Многие «Жития святых» рисуют некий идеальный, почти мифологический образ, но не так Св. Писание. Здесь мы читаем и об Аврааме, который неоднократно отдавал жену в гарем языческого царя, и об Аароне, сделавшем золотого тельца, и о Давиде, совершившем прелюбодеяние и запланированное убийство.
Единственный грех Иосифа, о котором мы читаем в Библии – это то, что он ябедничал, или доносил до отца худые слухи о своих братьях. Балла и Зелфа были служанками, а не «настоящими» женами Иакова. Возможно, поэтому Иосиф позволял себе так делать. Оправданием, конечно, служит его молодость – юноше было всего семнадцать лет.
Библия тогда еще не была написана, поэтому Иосиф не мог прочитать слов мудрого Соломона: «Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном» (Прит.20:19 РБО).
Однако, не ябедничество было главной причиной ненависти братьев. Наушничество лишь подлило масла в огонь, который разжег не Иосиф, а его отец: «Иосиф родился у Иакова уже на склоне лет, так что Иаков любил его больше, чем прочих сыновей, даже подарил ему цветную рубаху. Когда братья увидели, что отец любит Иосифа больше, чем их, они так возненавидели Иосифа, что не могли даже разговаривать с ним по–доброму» (Быт.37:3,4 РБО).
В синодальном переводе сказано, что Иосиф был сыном старости. Строго говоря, таким сыном был Вениамин – он родился самым последним, но мы уже отмечали, что из всех сыновей Иакова только один Иосиф являлся его настоящим духовным наследником.
Важную роль сыграло то обстоятельство, что любимая женщина Иакова умерла при родах Вениамина. Будет справедливым сказать, что в жизни Израиля было две страсти: к Богу и к Рахили. Ее смерть оставила в душе огромную рану и потребовала, чтобы любовь Иакова нашла себе новый объект. Им и стал одиннадцатый сын, который к тому же отличался великой красотой. Томас Манн так художественно изобразил это момент священной истории: «Иаков… перенес это пристрастье [любви] во всем его буйном упрямстве на первенца Рахили, девятилетнего красавца Иосифа, которого полюбил, следовательно, двойной и вовсе уже высокомерной любовью, снова тем самым страшно обезоружив себя перед судьбой» 6.
Неразумная «двойная» любовь к Иосифу была большой ошибкой. Он при всех уделял подростку исключительное внимание, хотя должен был бы понимать, к чему может привести подобное отношение. Братья люто возненавидели Иосифа из-за его особой красоты, но главное – подчеркнуто особого отношения к нему со стороны отца.
У Иосифа в данной ситуации не было особого выбора – он же не мог отвергать любовь родителя, как не мог не принять от него особую разноцветную одежду. Библия утверждает, что в ненависти братьев к Иосифу в большей степени виновен их отец. Он должен был заметить, что его сыновья не разговаривают с младшим по-доброму, но очевидно не обратил на это внимания.
Подарок в виде драгоценного разноцветного хитона мог быть истолкован братьями как намерение отца отдать первородство Иосифу, тем более что он был первенцем от единственно по-настоящему любимой жены их отца, а первенец от Лии, Рувим, согрешив, лишился первородства.
Известно интересное иудейское толкование значения разноцветной одежды. Душа праведника как бы молитвенно покрывает многие другие души, символически представленные в виде нитей разных цветов. Таково было предназначение Иосифа – быть праведным покровом для его огромной семьи, поэтому он носил разноцветный хитон.
В то время еще не было записанного Слова и Господь начал обращаться к Иосифу во снах: «Послушайте, – сказал он, – что мне приснилось! Будто мы вяжем снопы в поле и мой сноп стал прямо, а ваши снопы окружили его и поклонились ему!» Братья ответили: «Так ты, значит, царствовать над нами собрался? Начальником быть над нами?» И возненавидели его еще больше – и за сны его, и за рассказы» (Быт.37:6-8 РБО).
Ненависть братьев еще возросла. Начало было положено завистью, порожденной отношением отца к Иосифу, но его сны и рассказы «подлили масла в огонь» и довели братьев до «точки кипения». Сны говорили о том, что в будущем Иосиф будет собирать хлеб, имея при этом верховенство в семье. Образ жатвы указывал на то, что произойдет это уже ближе к концу их земного пути.
Некоторые упрекают Иосифа за то, что он делился своими снами, хотя знал об отношении к нему братьев. Однако, вполне возможно, что он делал это в наивности и чистосердечии, совсем не желая дразнить их. Дальнейшая его жизнь подтверждает такое предположение.
Иосиф с раннего детства знал и верил в свое предназначение. Он верил, что его задача – вязать снопы, собирать хлеб и кормить людей, причем в ходе выполнения этой работы ему надо будет возглавить своих братьев. Интересно, что много лет спустя, братья многократно кланялись Иосифу до земли именно из-за хлеба. Конечно, он не знал никаких деталей, не знал, к какому времени относились его пророческие сны. Тем не менее, эти откровения утешали и ободряли его особенно во время тяжелейших испытаний, которые ему предстояли во множестве.
Еще один сон приснился ему: «…Вот я видел еще сон: вот солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Быт. 37: 9-10).
Солнце и луна – это отец и мать. Им тоже следовало поклониться Иосифу. Иаков начал бранить младшего сына. Такая мысль совсем ему не понравилась. В культуре Востока неслыханное дело, чтобы высокочтимый отец поклонялся младшему сыну. Дело усугублялось тем, что к тому времени Рахиль уже умерла. Как тогда можно было истолковать, что поклониться должно было не только солнце (Иаков), но и луна (Рахиль)? Очевидно, что это видение относилось к другой, духовной реальности, где смерти нет, а есть лишь переход. Можно ли предположить, что в вечности положение Иосифа существенно выше, чем его родителей? Полагаю, да.
Скорее всего, Иаков ругал сына за несмиренное отношение к родителям и старшим братьям. Однако если человек рассказывает об откровении Божьем так смело, то это, напротив, говорит о его смирении. Мнение Господа здесь ставится выше мнения людей. Вспомним высказывание из книги Чисел: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3). Кто записал эти слова? Скорее всего, сам Моисей. А разве это не гордость, если ты говоришь о себе, как о самом кротком? Нет, не гордость, поскольку таково мнение Бога, а для смиренного сердца самое важное именно то, что думает Господь.
Можно сказать, что у Бога есть два взаимосвязанных плана для жизни человека – духовный и физический. Иосиф должен был спасти от голода свой народ, а также множество иноплеменников. Но еще важнее, что он до сих пор кормит духовным хлебом миллионы людей во всем мире.
А вы, дорогой читатель, знаете о Божьем плане для вашей жизни? Если знаете, верите ли в него?
Мечта от Бога
Мечта от Бога выше любых обстоятельств! Важно, чтобы у каждого из нас было видение Божьего плана. Дерзайте мечтать о том, что говорит вам Господь! В этой связи позвольте привести здесь три текста из Св. Писания.
Автором первого текста был Давид, еще один великий герой веры Ветхого Завета: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пса. 36:4). Древнееврейское слово «анаг», использованное здесь, также можно перевести как радоваться или наслаждаться. Так в переводе РБО читаем: «Ищи себе радость в Господе, и Он даст, чего просит сердце Твое».
Обычно главное внимание уделяется второй части этого стиха. Нам всем импонирует, что Господь обещает исполнить наши желания. Как правило, в желаниях недостатка не наблюдается. Однако, этот стих содержит очень важное условие: сначала человек должен научиться наслаждаться присутствием Господа. Те, кому знакома высшая радость близости с Господом, знают, что она рождает духовные желания в сердце, а плотские хотения, наоборот, уходят на задний план.
Второй текст находится уже в Новом Завете: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Флп.2:12,13).
Наша главная задача – совершать спасение своих душ. Господь, конечно, все делает, чтобы нам содействовать в деле спасения. Он обещает, что когда мы будем искать Его, Он будет производить в нас угодные Ему желания. Вот как тринадцатый стих переведен РБО: «Ведь это сам Бог действует в вас, направляя и вашу волю, и поступки для Своих благих целей» (Фил.2:13).
Каким же образом узнать или удостовериться в воле Божьей? Сначала надо войти в Его присутствие. У каждого верующего для этого есть целый духовный арсенал: уединение, прославление, длительная молитва, пост, исповедь и др. Находясь в Божьем присутствии, надо положиться на Его обетование (см. Фил. 2:13). Тогда те желания, которые угодны Господу, будут усиливаться, а плотские – тускнеть и ослабевать.
Об этой же истине говорил Иисус, сравнивая нас с ветвями виноградной лозы: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:5-7).
На самом деле это немного пугающие стихи. Здесь большое ударение Господь делает на плодах. Зачем нужны ветки? Не ради самих ветвей и не ради листьев, но ради винограда. Если же ветка долгое время не приносит плода, то судьба ее очень печальна. Конечно, Господь долготерпелив и готов долго и кропотливо ухаживать за каждой «веткой». Однако, если человек окончательно костенеет в эгоизме и гордыне, секира лежит у его корней (см. Лук. 13:6-9). Не по этой ли причине Спаситель так жестко обличал и обличает фарисеев?
Как нам пребывать во Христе? Мы пребываем в Нем, когда живем в Его присутствии. Если мы находимся в Господе и в слове Божьем, тогда Божьи желания станут также и нашими желаниями. А в таком случае, понятно обещание: о чем ни пожелаете, просите и будет вам. Господь дает нам желания, а также благодать и силу для их воплощения в жизнь.
Воля Божья прежде всего касается нашего внутреннего состояния. Каждый верующий призван стать подобным нашему Спасителю. К этому определил нас Отец: «Это те, кого Бог знал еще тогда, когда их не было, и предназначил быть истинным подобием Своего Сына, чтобы Сын Его стал первенцем среди множества братьев» (Рим.8:29 РБО).
Все люди созданы по образу Божьему, но подобия Бога нашим душам надо достигать с помощью Святого Духа в длительной и трудной борьбе с плотью. Стать подобным Господу Иисусу, достигнуть полного возраста Христова – это наиважнейшая наша задача. От этого собственно зависит спасение души, ведь не всегда внешние дела адекватно отражают внутреннее состояние сердца.
Вспомним строгое предупреждение Господа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мат.7:22,23).
Значит, человек может с помощью веры творить чудеса, но при этом внутренне совсем не походить на Иисуса и даже не знать Его. Это самое страшное, что может быть…
Впрочем, нет ничего неправильного в пророчествах или исцелении. Наоборот, это заповедано всем верующим: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар.16:15-18).
Например, у меня нет особого дара исцеления, но через мою молитву исцелились уже многие люди. Причина в том, что я верю – в моем духе живет спасающая, освобождающая и исцеляющая Божья сила. Руки – это канал, проводник Божьей силы, поэтому я возлагаю руки на больных и некоторые получают исцеление. Точно такая же сила живет в каждом возрожденном верующем, поэтому любого христианина должны сопровождать знамения и чудеса, за которые вся слава будет воздаваться Богу.
Каждый рожденный свыше человек может проповедовать, изгонять бесов, говорить на иных языках, исцелять больных. Это и есть Божья мечта для церкви, чтобы каждый ее член двигался в том великом помазании Духа, которое уже дано нам, но при этом внутренне каждый верующий должен близко знать Господа и быть похожим на Него.
В Евангелии от Иоанна записано еще одно потрясающее обещание: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Какие дела творил Господь Иисус? Он проповедовал, исцелял, изгонял бесов, воскрешал мертвых и обещал, что каждый верующий сможет делать то же! Мощнейший вызов нашей вере!
Каждый из нас имеет свой особый круг влияния. Вокруг нас есть люди, которые никогда не пойдут в церковь, не будут читать христианских книг или смотреть духовные передачи. Если мы не донесем до них Евангелие в силе Святого Духа, то кто это сделает?
Откройте сердце для такой мечты: «Я буду похож на Господа и обязательно стану сосудом Божьего Слова и Его силы! Я увижу в моей жизни то, что видели первые ученики: «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мар.6:7-13). Я тоже могу поступать так, потому что мой дух стал храмом Божьим и Дух Божий живет во мне, а значит и сила исцелять, освобождать от проклятий и бесов, тоже находится во мне» (см. 1Кор. 3:16, Еф. 1:16-20). Пусть через каждого христианина прославится Господь Иисус и расширится Его Царство!
Может быть, эта мечта кажется совершенно недостижимой, но ведь также казалось и Иосифу в течение тринадцати лет! Причина, по которой Господь пока еще не может использовать нас в такой силе, заключается в нашей неготовности и незрелости. Если ребенка посадить за руль мощной машины, добром это не кончится. Сначала надо повзрослеть. Пусть пример долготерпения Иосифа вдохновит нас не унывать и продолжать стремиться к Божьей мечте! Будем учиться жить по духу, распиная плотской эгоизм и гордость, тогда мы обязательно увидим в своей жизни славу Божью.
Запасемся терпением и пусть наша мечта укрепляется по мере того, как мы верой продвигаемся вперед!
«Я готов»
Теперь вернемся к повествованию о патриархе веры: «Как–то раз братья Иосифа ушли пасти отцовских овец в окрестностях Шехема. Израиль сказал Иосифу: «Твои братья пасут скот под Шехемом. Давай я и тебя к ним пошлю». – «Я готов», – ответил Иосиф отцу» (Быт.37:12,13 РБО).
Этот эпизод напоминает мне о другом разговоре. Он состоялся не на земле и не во времени. Однажды Отец Небесный обратился к Сыну с просьбой пойти на Землю, чтобы искупить заблудших людей. Мы почти ничего не знаем об этом разговоре, но знаем, что Сын сказал: «Я готов». В отличие от Иосифа, Господь Иисус знал, что Его ждет впереди, как знал об этом и Отец.
«И сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане» (Быт.37:14-17).
В Библии нет несущественных деталей, значит, важен и рассказ о человеке, который направил Иосифа к братьям. По иудейской традиции в образе этого человека выступил архангел Гавриил. Если бы это был просто человек, откуда бы он знал, что люди, виденные им это братья Иосифа? Итак, возможно, что ангел направил юношу к братьям. Господу было угодно, чтобы Иосиф попал в Египет и в свое время после длительной подготовки спас бы свой народ от голодной смерти.
Возникает вопрос: стоял ли Господь за всем, что происходило в жизни Иосифа или нет? Некоторые учат, что все, произошедшее с ним – промысел Божий, но многие тексты Писания говорят иначе: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:12-14).
В жизни мы все проходим различные испытания. Их цель – закалить нас, испытать наши мотивы и, в конечном итоге, привести ко спасению. Однако, Бог не является автором зла, приходящего в наши жизни. Главным источником зла является греховная природа человека, его похоть, как говорит апостол Иаков.
Бог, предвидя это зло, действует в жизни любящих Его и служащих Ему так, что в итоге обращает зло во благо (см. Рим. 8:28). История Иосифа – яркий тому пример. Бог не имел ничего общего с завистью и ненавистью братьев, демонической активностью или похотью жены Потифара, однако через серию действий Его благодати, все это зло в результате послужило ко спасению всего народа Израиля.
Апостол Иаков продолжает: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:16,17). Бог не колеблется между добром и злом, как души человеческие, но всегда неизменно добр. Так чудесно знать и верить, что Бог всегда добр и всегда нас любит! Иосиф верил в Божью благость, даже не имея того великого доказательства Божьей любви, которую имеем мы – Голгофской жертвы Господа Иисуса.
Если так верил патриарх Ветхого Завета, тем более будем верить в Любовь и мы!