«Дай мне твое мыло» – скажи мне адрес твоей электронной почты.
Одной из самых известных составляющих Интернета является электронная почта. Она была организована практически в самом начале работы Всемирной сети. И предназначалась электронная почта, как нетрудно догадаться, для обмена текстовыми сообщениями. Современная же электронная пента «обросла» многими дополнительными возможностями и является чрезвычайно удобным и эффективным средством коммуникации. Но давайте по порядку.
Как уже было сказано выше, деятельность Интернета поддерживается специализированными компьютерами, которые функционируют круглосуточно. На них работают программы, называемые серверами. Серверы бывают разными, в зависимости от рода выполняемой ими деятельности. Следовательно, для поддержки работы электронной почты используются почтовые серверы. Чаще всего провайдер при заключении договора с пользователем выделяет почтовый ящик бесплатно. Если это не так, лучше поищите другого провайдера.
Почтовый сервер обычно позволяет работать как с входящим, так и исходящим потоком электронной почты. Мы сознательно разделяем приходящие и исходящие письма, т. к. работа с ними ведется по разным правилам.
Сначала рассмотрим, как действует исходящая почта. Здесь все просто. Пользователь, зарегистрированный на данном почтовом сервере, передает свое электронное сообщение на сервер, тот в свою очередь анализирует адрес назначения и отправляет письмо принимающему серверу, находящемуся по указанному адресу. Обычно после отправления письмо попадает в почтовый ящик адресата в течение пятнадцати минут.
Примечание
Серверы исходящей почты работают под управлением протокола SMTP.
Входящая почта работает несколько иначе. При приеме сообщения почтовый сервер не может сразу передать полученное электронное письмо пользователю, которому оно предназначено. Ведь пользователь не подключен к сети постоянно, он бывает там эпизодически. Поэтому для каждого пользователя, зарегистрированного на данном сервере, создается так называемый почтовый ящик, в котором и будут храниться пришедшие письма. Размер этого ящика, т. е. объем дискового пространства, выделяемого для хранения писем, каждым провайдером устанавливается самостоятельно. Так что, внимательно читайте описание услуг, предоставляемых вашим провайдером.
Примечание
Серверы входящей почты обычно работают под управлением протокола POP3.
Когда пользователь соединяется с почтовым сервером входящих сообщений, тот анализирует содержимое его почтового ящика, и если с момента последнего подключения пользователя появились новые сообщения, они передаются почтовой программе пользователя.
Каждый почтовый ящик обязан иметь свое уникальное имя. Оно складывается из имени сервера и логина, зарегистрированного пользователя. Например, вы зарегистрированы на почтовом сервере maii.interdacom.ru с логином user22. Для создания имени почтового ящика берется доменное имя сервера второго уровня, т. е. последние два слова, разделенные точкой, и логин пользователя. Логин отделяется от доменного имени символом @, который произносится как at. Часто его называют еще «собакой». Таким образом, имя нашего почтового ящика будет выглядеть следующим образом: user22@interdacom.ru. Для работы с почтой со стороны пользователя обычно используются специализированные почтовые программы. В принципе, можно обойтись и без них, напрямую отдавая команды почтовому серверу, но это очень неудобно. Сейчас уже практически никто так не делает.
Эти почтовые программы хранят копии всех отправленных писем и все пришедшие письма на локальном диске пользователя, освобождая подобным образом пространство в почтовом ящике. Следовательно, вам не стоит беспокоиться по поводу объема почтового ящика у провайдера. Достаточно разумной цифры в один мегабайт. Вряд ли в ваш почтовый ящик придет больше информации за один раз.
Приблизительно таким образом и действует система электронной почты. А теперь пора перейти к практической работе.
Существует огромное количество программ, предназначенных для работы с электронной почтой. Но всегда есть несколько наиболее удобных и известных. К этому списку, несомненно, относится и программа Microsoft Outlook, входящая в состав поставки пакета Microsoft Office. Существует и облегченный вариант, выпускаемый под наименованием Outlook Express, входящий в состав поставки операционной системы Windows. Но лучше воспользоваться все-таки стандартным вариантом, т. к. он намного удобнее и приятнее в работе.
Если говорить абсолютно точно, то Microsoft Outlook не является только почтовой программой. Это, скорее, органайзер и планировщик работы, в который встроен почтовый клиент. Но сделано это очень хорошо. Получилась чрезвычайно удобная и популярная программа, которой приятно пользоваться для работы с электронной почтой.
Итак, некоторую часть нашего времени мы отведем под изучение программы Microsoft Outlook. Внешний вид ее основного рабочего окна показан на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Внешний вид программы Microsoft Outlook
Все рабочие элементы, а это, кроме электронных писем, могут быть еще напоминания, планы действий, записи, информация о коллегах, невыполненные задачи и прочие элементы организации работы, Outlook хранит в отдельных папках. Для электронных писем изначально выделяется папка входящих сообщений Inbox, папка недописанных писем Drafts, папка написанных, но еще не отправленных писем Outbox и папка с архивом всех отправленных сообщений Sent Items.
Выбор конкретной папки осуществляется при помощи списка, который легко заметить на рис. 2.1. При этом содержимое выбранной папки отображается в соседнем окне. В свою очередь, содержимое конкретного элемента обычно отображается в окне предварительного просмотра.
То есть, как мы можем увидеть, в программе Microsoft Outlook используется старый проверенный способ иерархического представления данных, с которым мы сталкивались еще в Проводнике Windows. Сначала выбираем папку, затем – конкретное письмо из этой папки и видим в окне предварительного просмотра содержимое этого письма. Все очень просто.
Когда вы создавали телефонные соединения для выхода в Интернет, вы указывали ваше кодовое имя доступа (логин) и пароль. Ту же самую процедуру необходимо произвести и для электронной почты.
Обычно провайдер автоматически заводит почтовый ящик на своем сервере. При этом логин и пароль совпадают с теми же, которые были выбраны для получения стандартного выхода в Интернет. Провайдер также выдает информацию об именах его почтовых серверов. Этой информацией мы и воспользуемся.
Итак, для того чтобы получить учетную запись для электронной почты, т. е. внести в Outlook информацию о нашей прописке на сервере электронной почты, нужно выполнить команду меню Сервис/Учетные записи. При этом будет отображено окно Учетные записи в Интернете с активной вкладкой Почта. Затем потребуется нажать на кнопку Добавить и в появившемся маленьком меню выбрать команду Почта. При этом будет запущен уже знакомый нам по предыдущей главе мастер подключения к Интернету, но лишь в части регистрации на почтовом сервере.
Первое окно предназначено для ввода имени владельца программы. Введенное имя будет служить в качестве подписи под каждым отправленным вами электронным письмом. После ввода имени нажимаем на кнопку Далее, и на экране отображается следующее окно.
В нем необходимо ввести ваш адрес электронной почты. Как он формируется, вы уже знаете, более того, провайдер обычно для страховки в договоре указывает адрес почтового ящика, выделенного пользователю. Вот этот адрес вы и вносите в единственное поле ввода этого окна.
Следующее окно, активизируемое как обычно при нажатии кнопки Далее, уже немного сложнее. Его внешний вид показан на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Диалоговое окно установки имен почтовых серверов
В этом окне вам необходимо задать имена почтовых серверов, которые вы получили от провайдера. Следует отметить, что существует два протокола для сервера входящей почты. То есть, наряду с известным нам протоколом POP3, может использоваться еще и протокол IMAP, но подобное случается достаточно редко, и в таких случаях провайдер особо оговаривает, что сервер входящей почты работает на протоколе IMAP.
При помощи выпадающего списка Сервер входящих сообщений вы можете выбрать протокол, под управлением которого работает сервер входящей почты. А в полях текстового ввода Сервер входящих сообщений (POP3 или IMAP) и Сервер исходящих сообщений (SMTP) указать имена этих почтовых серверов и нажать кнопку Далее.
В очередном диалоговом окне вам требуется ввести логин и пароль, применяемые для получения доступа в Интернет. Внешний вид этого окна показан на рис. 2.3. Логин вы указываете в поле текстового ввода Имя для входа, а пароль – в соответствующем поле ввода Пароль. Естественно, пароль при вводе, как обычно, отображается при помощи звездочек. При этом, если вы твердо уверены, что никто посторонний пользоваться вашим компьютером не будет, можно установить флажок Запомнить пароль. В этом случае при соединении с провайдером пароль будет автоматически передаваться ему. Если же искомый флажок оставить неустановленным, то при каждом сеансе связи необходимо будет вручную набирать пароль.
Рис. 2.3. Диалоговое окно Мастер подключения к Интернету
Иногда провайдер предпочитает получать пароли в зашифрованном виде, используя технологию Secure Password Authentification (SPA). Это обязательно оговаривается в заключенном договоре. Для того чтобы ваша почтовая программа могла использовать данную технологию, необходимо установить флажок Использовать безопасное подтверждение пароля.
Диалоговое окно, чей внешний вид показан на рис. 2.4, содержит группу переключателей для выбора способа подключения к Интернету. Так как вы используете модем, следует выбрать альтернативу С помощью телефонной линии.
Рис. 2.4. Диалоговое окно выбора способа подключения к Интернету
А если подключение происходит при помощи телефонной линии, нужно применить уже имеющееся телефонное соединение. В следующем диалоговом окне мастера вам будет предложен список всех телефонных соединений, созданных в вашей системе, из которого вы можете выбрать то соединение, которое и предназначено для связи с вашим провайдером.
И это будет последним шагом, который требуется для заведения учетной записи электронной почты в программе Microsoft Outlook.
Теперь учетная запись для электронной почты создана и вы можете увидеть ее в окне Учетные записи в Интернете, как это показано на рис. 2.5. В этом окне отображаются все учетные записи, используемые программой Microsoft Outlook. На вкладке Почта показываются, естественно, учетные записи для электронной почты. Необходимо отметить, что возможно наличие нескольких учетных записей для электронной почты одновременно. Эта ситуация возникает, если вы пользуетесь услугами сразу нескольких провайдеров или регистрируетесь на бесплатных почтовых серверах, увеличивая таким образом количество своих электронных адресов.
Рис. 2.5. Внешний вид диалогового окна Учетные записи в Интернете
При наличии нескольких учетных записей электронной почты одна из них используется по умолчанию. Выбор такой учетной записи всегда остается за пользователем. Производится эта операция при помощи кнопки Использовать по умолчанию.
Естественно, после того, как вы создали учетную запись, вы всегда можете изменить ее свойства. Для этого предназначена кнопка Свойства. Она активизирует диалоговое окно настройки свойств выбранного соединения. Все органы управления данного диалогового окна размещены на четырех вкладках. Первые три вкладки Общие, Серверы и Подключение фактически дублируют работу мастера подключения к Интернету. Наибольший интерес для нас сейчас представляет вкладка Дополнительно, чей внешний вид показан на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Вкладка Дополнительно диалогового окна установки свойств учетной записи электронной почты
Группа полей текстового ввода под общим названием Номера портов сервера предназначена для явной установки портов, на которых функционируют серверы входящей и исходящей почты. В подавляющем большинстве случаев изменять значения, установленные в этих полях по умолчанию, не стоит. Только если провайдер оговаривает, что для какого-то сервера он использует иной порт, вы можете указать номер этого порта.
Ползунок Время ожидания сервера позволяет регулировать величину временного промежутка, в течение которого Microsoft Outlook будет ждать, пока почтовый сервер откликнется на его запрос. Если у вас хороший модем и высокая скорость связи, то можно уменьшить этот период. А если используется популярный и поэтому перегруженный сервер, то величину этого промежутка стоит увеличить. Если ваша программа не дождется ответа от сервера в течение данного времени, то в целях экономии ваших денег, соединение будет разорвано. Всего вы можете задавать промежуток ожидания от тридцати секунд до пяти минут.
Иногда владельцы почтового сервера оговаривают, что существует некий предел максимального объема отправляемых писем. В данном случае достаточно объемное письмо придется разбивать на более мелкие сообщения. Microsoft Outlook может взять эту работу на себя. Для этого необходимо установить флажок Разбивать сообщения… и в соответствующем поле ввода указать максимальный приемлемый размер отправляемого электронного письма.
И самая последняя группа переключателей под общим названием Доставка. Эти переключатели регулируют правила сохранения входящих писем на почтовом сервере. Дело в том, что по умолчанию, как только почтовая программа перекачивает к себе пришедшие письма, сервер тут же уничтожает их копии, освобождая таким образом место в почтовом ящике пользователя. Но если этот порядок действий по каким-либо причинам неприемлем, вы можете заставить почтовый сервер хранить у себя копии всех пришедших писем. Для этого надо установить флажок Оставлять копии сообщений на сервере. При этом становятся доступны для работы два подчиненных флажка. Первый из них позволяет указывать срок хранения копий, а второй сигнализирует серверу, что копии необходимо удалять, когда пользователь очистит папку Удаленные элементы. То есть, по сути, очистит корзину своих электронных писем.
На этом список свойств учетной записи электронной почты заканчивается.
Теперь, когда вы уже зарегистрировали свою учетную запись электронной почты, вы можете приступать к написанию писем.
Для того чтобы создать электронное письмо, необходимо выполнить команду меню Файл/Создать/Сообщение или воспользоваться кнопкой Создать на инструментальной панели. При этом будет активизировано специальное окно, предназначенное для создания или редактирования электронного письма и его свойств. Внешний вид этого окна показан на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Внешний вид окна создания и редактирования электронного письма
Рассмотрим последовательно все возможности, все инструменты, кнопки и команды меню, которые помогут вам в создании электронных писем.
Прежде всего, вам, естественно, необходимо указать электронный адрес получателя письма. Он вносится в поле Кому. Следует заметить, что вы можете отослать письмо не по одному адресу, а сразу по нескольким. В этом случае вы должны записать их все в строку Кому, разделенные символом точки с запятой.
В строке Копия можно указать один или несколько адресов, на которые будет также отправлено это письмо, но уже с пометкой о том, что это копия письма.
В обоих случаях любой получатель письма будет видеть, что письмо было отправлено и по другим адресам. Список иных адресатов будет указан в письме. Если же вам необходимо разослать письмо нескольким адресатам так, чтобы они не знали о том, что письмо было растиражировано, следует воспользоваться механизмом "слепой копии" (blind сору).
Чтобы получить возможность указывать адреса получателей "слепой копии" письма, необходимо выполнить команду меню Вид/Поле «СК». После этого возникнет еще одна строка ввода адресов с наименованием «СК», куда вы и введете адреса получателей. Но хотя бы один электронный адрес обязан присутствовать в поле Кому.
После того как вы ввели все адреса, следует указать тему письма. Тема письма записывается в виде обычной текстовой строки в поле Тема. Указывать ее, в принципе, необязательно, но, тем не менее, настоятельно рекомендуется. Помимо того, что это облегчает работу адресата по сортировке писем, это еще и просто правило хорошего тона.
Теперь вы можете писать текст письма в самом большом поле окна. И вот здесь необходимо сделать некоторое отступление. Программа Microsoft Outlook позволяет писать содержимое электронного письма в трех форматах. Во-первых, это может быть обычный текст. При этом у вас нет никаких возможностей шрифтового оформления или форматирования текста. Зато объем письма получается заметно меньше. Во-вторых, вы можете писать текст в RTF-формате (Rich Text Format). Данный формат уже позволяет использовать самое различное шрифтовое оформление текста и некоторые возможности форматирования. Этот перечень доступных возможностей, конечно, не дотягивает до разнообразия инструментов Microsoft Word, но привычное разнообразие шрифтов, выключек и стилей мы все-таки получим. И в-третьих, у нас есть возможность писать письма в формате HTML (Hypertext Markup Language), т. е. фактически передавать вместо голого текста полноценные Web-странички с графикой, мультимедийными вставками и иными дополнительными возможностями, присущими языку HTML. Естественно, за это приходится платить некоторым увеличением объема письма и временем загрузки полного содержимого письма получателем. В данной главе нами не рассматриваются способы написания HTML-страничек. Об этом достаточно подробно рассказывается в восьмой главе.