Взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей. Мы исходим из того, что овладение ребенком рисованием, лепкой, аппликацией в детском саду и дома не является самоцелью. Изобразительная деятельность – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребенка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.
Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.
Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами по другим разделам работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы, – в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций.
Разрабатывая вопросы взаимосвязи различных видов деятельности, имеющие большое значение для всестороннего, и прежде всего эстетического воспитания детей, мы стремились обеспечить взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации. Так, усвоение знаний о форме предметов и способах их изображения происходит и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. При этом освоение начинается с того вида, в котором те или иные задачи решаются легче. Наклеить готовые кружочки («цветные огоньки», «разноцветные шары») легче, чем передать круглую форму в рисунке и лепке. Наклеивая изображения, ребенок знакомится с формой, очертаниями предмета. Когда после этого детям предлагают нарисовать объект круглой формы, эта форма не является для них незнакомой. Ребенок осознает что предмет круглой формы можно не только наклеить, но и нарисовать, и вылепить. И всякий раз в разных видах изображения предметы круглой формы выглядят по-разному, а сами изображения создаются разными способами и из разных материалов. Таким образом расширяются представления детей об изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации и о жизни).
Передача строения предметов может быть быстрее освоена детьми в лепке и аппликации. В этих видах деятельности ошибку в строении ребенку легко исправить: достаточно отделить неправильно приклеенную часть и прикрепить ее в нужное место. Неправильно нарисованную часть предмета малыш переделать не может (линии исправления вызывают у него чувство неудовольствия). Поэтому, чтобы дети быстрее освоили правильное расположение частей предмета и передачу их в рисунке, мы учили их этому сначала на занятиях лепкой и аппликацией. Однако не следует стремиться к буквальному повторению: предлагать детям лепить птичку, затем наклеивать ее, а потом рисовать. К сожалению, в практике достаточно часто приходится сталкиваться с этим. Такое повторение вызывает лишь скуку и приводит к потере интереса к изобразительной деятельности.
Проведенные нами многолетние исследования убеждают в том, что, изображая один какой-то предмет, при правильно построенном обучении, основанном на развитии эстетического восприятия и эмоциональном познании формы, конструкции предметов и способов их передачи в рисунке, лепке, аппликации, дети начинают понимать общие закономерности изображения группы предметов, сходных по форме. Например, все предметы, круглой формы или состоящие из частей круглой формы, могут быть переданы в рисунке либо круговым движением, воспроизводящим контур круга, с последующим закрашиванием (или без него), либо двумя дугами, слева и справа смыкающимися в круг, либо цветовым пятном. Постепенно ребенка можно познакомить со всеми этими способами; усвоив их, он сможет изобразить в рисунке любой предмет или его часть круглой формы. В лепке для передачи предмета круглой формы нужно совершать двумя руками кругообразные движения, раскатывая комок глины или пластилина. На примере изображения какого-либо одного животного (собака, кошка и др.) дети постигают общий принцип изображения четвероногого животного и затем создают образы животных, которых они не рисовали и не лепили ранее. Усвоение обобщенных способов изображения дает детям возможность изображать (без показа педагога) разнообразные предметы, понравившиеся, вызвавшие желание нарисовать их.
Вместе с тем, сравнивая изображаемые объекты, дети находят в них не только общее, но и различия, специфичные только для данного животного, птицы, предмета. Это обогащает представления о мире, а передача отличий в рисунке способствует более выразительному решению изображения.
Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползет жук – такого еще малыш не видел! И все внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребенок испытывает удивление и радость познания. Мимо детского сада проезжают подъемный кран, «поливальная» машина, и сколько восторженных детских глаз провожают их взглядом! Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А познав возможности рисования, лепки, дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Окружающая жизнь предоставляет широкие возможности для обогащения рисунков, лепки и аппликаций новым разнообразным содержанием. И малыши, и старшие дошкольники находят объекты и темы для своих изображений в окружающей жизни.
Изобразительная деятельность должна быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации. Например, запланировав занятие, на котором детям будет предложено вырезать и наклеить картину «Машины едут по улице», воспитатель начинает знакомить их с проезжающими по улице автомобилями, предлагает рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, воспитатель планирует занятие, на котором ребята смогут отразить свои впечатления.
Важно, чтобы яркие, интересные события и явления окружающей жизни, взволновавшие ребенка, обязательно нашли отражение в его изобразительном творчестве. Вместе с тем следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого. Чтобы у детей сложились отчетливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность, хорошо разработана в японской педагогике эстетического воспитания. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на теплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчетливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Все это помогает детям изображать увиденное. В отечественной педагогике тщательно были разработаны вопросы сенсорного воспитания и развития детей. Очень важно показать детям, что их окружает много интересных, красивых, необычных вещей, явлений; вызвать желание их изобразить. Для этого совершенно необходимо, чтобы восприятие даже, казалось бы, простых предметов было эмоционально насыщено, сопровождалось образной характеристикой. «Эмоциональная насыщенность восприятия, – писал В.А. Сухомлинский, – духовный заряд детского творчества».
Дети каждый день ходят в детский сад. Если их жизнь наполнена интересным содержанием, радостными переживаниями, то предложение нарисовать свой детский сад вызовет у них положительный эмоциональный отклик. Они с удовольствием примутся за создание картины о том, как они гуляют и играют на участке детского сада, в парке, в лесу. Дети с интересом изобразят дом, в котором они живут. Продумывая тематику занятий, воспитатель должен выбирать то, что интересно детям, чем они живут, что их окружает. Ребят радуют события, происходящие в той местности, в которой они живут: праздник города, района, села, сбор урожая, открытие нового клуба, театра, школы, прибытие рыболовецкого судна и многое другое. Если воспитатель сможет организовать эмоциональное восприятие явлений, помочь детям осознать полученные ими впечатления и продумать, что из этого доступно для отражения в изобразительной деятельности, то процесс изображения принесет ребятам радость, повысит их интерес не только к изобразительной деятельности, но и к окружающему, будет способствовать познанию окружающего, формированию любви к своему дому, краю. Особенно это важно применительно к детям дошкольного возраста, для которых характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опираясь на близкое и знакомое детям, нужно строить и их декоративную деятельность. В основе составления декоративных композиций должно лежать знакомство детей с декоративным народным искусством той местности, где они живут.
В разработанной нами системе предусмотрена связь занятий по рисованию, лепке и аппликации с ознакомлением детей с природой, являющейся источником творческого вдохновения не одного поколения художников. В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство со сменой времен года (весна, лето, осень, зима); с такими явлениями, как дождь, снег, иней; с растительным и животным миром. Желательно включить изображение этих явлений в тематику занятий по рисованию, лепке, аппликации, учитывая специфику каждого вида изобразительной деятельности. Это стимулирует детское творчество, обогащает его новыми образами, формирует интерес к окружающей природе, воспитывает бережное отношение к ней.
Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение. Организуя восприятие детьми природных объектов, педагог стремится вызвать положительное эмоциональное отношение к наблюдаемым объектам, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.
Важное значение мы придаем взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей. На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. В то же время занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию речи. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия следует предлагать им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы – рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Если такой анализ в конце занятия проводится систематически, сопровождается дополнениями и комментариями педагога, то дети приобретают умение создавать развернутые высказывания и даже небольшие рассказы о работах, при этом их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительному эмоциональному отношению. С целью развития образной, выразительной речи, повышения эмоциональной образности изображений, создаваемых детьми, развития интереса к рисованию, лепке, аппликационной деятельности необходимо разнообразить формы проведения и анализа детских работ, предоставлять ребятам больше свободы в выражении своего отношения к рисункам, лепке.
Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета, явления. Это происходит, когда словесные образы опираются на зрительные, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений действительноти. Поэтому мы широко используем в изобразительной деятельности поэзию и как средство повышения интереса к явлению, эмоционального отклика, активизации желания изобразить воспетое в стихах, и как средство создания образной, выразительной характеристики картины, предмета. Так, малыши с удовольствием читают стихотворение А. Барто «Флажок»:
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А затем рисуют этот яркий флажок (много флажков), о котором так образно говорит поэт. На другом занятии дети читают стихотворение С.Я. Маршака «Песня о елке», а затем вырезают украшения и наклеивают их на елку, сделанную из бумаги накануне вместе с воспитателем (коллективная работа).
Особое впечатление производят поэтические образы природы. В течение всего времени пребывания в детском саду дети на занятиях (по нашей системе) создавали рисунки по мотивам поэтических произведений о природе. Эти занятия мы старались разнообразить, чтобы избежать шаблона. Дети сами определяли содержание своих рисунков. Литературный текст помогал им в этом.
Приведем пример одного из таких занятий. В подготовительной группе детям предложили нарисовать картины на темы поэтических произведений, посвященных временам года; занятие назвали «Круглый год». За основу было взято одноименное произведение С.Я. Маршака. Образ каждого месяца в ряде случаев дополнялся стихотворными строками других авторов с целью создания более выразительного образа. Чаще всего использовались яркие, образные отрывки из произведений А.С. Пушкина, с которыми дети знакомились в течение всего года, некоторые разучивали. Каждый ребенок сам определил картину какого месяца он нарисует, какой изобразительный материал ему для этого понадобится. Все необходимые материалы были подготовлены на отдельном столе. В результате каждый ребенок создал неповторимый образ. Даже в том случае, когда 2–3 ребенка рисовали картину одного месяца, их рисунки были совершенно разными и по содержанию, и по манере исполнения. Важно обращать на это внимание детей, предлагать сравнивать рисунки, выделять удачные, интересные изображения. По окончании занятия все рисунки сгруппировали по месяцам, временам года и повесили в группе – получилась интересная выставка «Времена года в рисунках детей». Ребята долго их рассматривали, обсуждали, любовались, показывали всем взрослым, приходившим в группу, и родителям.
Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов, стихотворений. Предложение создать изображения на темы литературных произведений всегда находят живой, эмоциональный отклик у детей. Поэтому в разработанной нами системе занятий большое место занимают темы, побуждающие детей передавать образы литературных произведений. Так, ребята рисовали почтальона из стихотворения С.Я. Маршака «Почта», девочку с голубыми волосами из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик», доктора Айболита из одноименного произведению К.И. Чуковского. С большим интересом и радостью ребята создавали рисунки по сказкам «Конек-горбунок» П. Ершова, «Мальчик с пальчик» Ш. Перро и многим другим.
Особенно нравится детям рисование обложек к сказкам. Впервые это задание было предложено Н.П. Сакулиной. Занятию, на котором дети рисовали обложки к книге сказок, предшествовала интересная работа по знакомству с детской книгой, ее созданием. Воспитатель рассказал детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др.). В группе была устроена выставка детской книги. Для этого использовались не только те книги, которые имелись в группе, в детском саду, но и книги, принесенные детьми и взрослыми из дома. Дети внимательно рассматривали книги: как они оформлены, кто из художников создавал обложку и рисунки, обращали внимание на особенности в манере оформления книг у таких замечательных художников, как И. Билибин, Б. Зворыкин, А. Пахомов, Е. Конашевич, В. Лебедев, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, М. Митурич, О. Зотов, Л. Токмаков и многих других; сравнивали оформление одного и того же произведения разными художниками.
После этого детям предлагалась игровая ситуация: каждый ребенок – художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге). Дети с большой радостью принимали предложение. Им не терпелось начать рисунок, так как замысел уже сложился в процессе предшествующей работы. Результаты получились интересными, дети проявили выдумку и фантазию. По окончании этого занятия была устроена выставка детских работ. Каждый ребенок выбирал понравившийся ему рисунок товарища, говорил, к какой, по его мнению, сказке создана обложка, рассказывал, почему она ему понравилась. Выставка на несколько дней была оставлена в группе, и дети часто рассматривали и обсуждали рисунки.
Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Особое значение мы придаем взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу. Создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть: у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыпленок «пищит» и «клюет» зернышки и т. д. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. В педагогический процесс детского сада включаются разнообразные виды игр, способствующих всестороннему развитию детей. Особое значение в развитии детского творчества, создании эмоционально благоприятного климата в дошкольном учреждении мы придаем взаимосвязи изобразительной деятельности с разнообразными видами игр, включенных в педагогический процесс детского сада. Такая взаимосвязь может быть установлена с разными играми и на разных возрастных этапах дошкольного детства. Хорошо, если взаимосвязь изобразительной деятельности с детскими играми осуществляется не от случая к случаю, а систематически и во всех возрастных группах детского сада. Эта взаимосвязь вызывает положительное эмоциональное отношение к изображаемому; использование игровых приемов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Это положение подтверждают работы Н. П. Сакулиной, Е.А. Флериной, наши исследования и исследования наших учеников, Г. Г. Григорьевой, А.И. Савенкова, Е.Л. Трусовой и др., а также широкая опытная работа в детских садах Москвы.