–
это движение
Вергилий: Добрый день, Горацио. Не ожидал тебя здесь увидеть.
Горацио: Добрый день, учитель. Я все утро читал книгу, которую Вы мне порекомендовали, и пришел сюда немного подышать свежим морским воздухом.
Вергилий: Да, здесь очень хорошо. Но у тебя какой-то задумчиво-удивленный вид.
Горацио: Я просто увидел целую поляну лилий (рис. 1) и очень удивился, что они прекрасно себя чувствуют здесь, вдали от воды, и растут на сухом песке.
Рис. 1. Белые лилии (Lilium candidum) Средиземноморья
Вергилий: Весенние обильные дожди хорошо увлажняют песчаную почву. Вода проникает в песок довольно глубоко. Я думаю, мой друг, что корни этих лилий довольно длинные и получают достаточно влаги на определенной глубине. Ведь без воды нет жизни.
Горацио: Жизнь – удивительная вещь. Насколько она разнообразна и красива! Как могла природа создать все это?
В.: Хм… Ты думаешь, жизнь – это творение природы?
Г.: На первый взгляд, как будто так и есть. Все вокруг так гармонично, так хорошо вписано в окружающий мир, что невольно приходит мысль о каких-то естественных процессах, которые создали все это.
В.: Горацио, я должен тебя разочаровать. Природа здесь совершенно ни при чем.
Г.: Неужели? Как же тогда могла возникнуть жизнь, все это великолепие и разнообразие? Есть ли какие-нибудь предположения, гипотезы?
В.: О да, мой друг. Конечно, есть, но сначала нам надо уяснить, что такое жизнь.
Г.: И что же такое жизнь?
В.: На этот вопрос пытались ответить многие ученые, философы, поэты.
Г.: Поэты – это интересно. И что они писали?
В.: Ну вот, например:
По форме мой вопрос довольно прост,
Но вряд ли так же прост по содержанию.
Его, однако, вашему вниманию
Я предлагаю. Вот он, мой вопрос.
Кто разрешит моих сомнений муку
(Поверьте, это вовсе не каприз),
Известно всем, что химия – наука,
Но кто ответит, что такое жизнь?
К. Сибирский
Или еще вариант:
Каков вопрос, таков ответ – поверьте,
Здесь нет нужды терзаться и стонать.
Жизнь так прекрасна и бесценна,
Как Всемогущий Бог, Который был и есть.
Г.: Что ж, мне нравится. Ну а философы, наверное, тоже не отстали?
В.: Знаешь, Горацио, когда надо что-то очень хорошо изучить, надо начинать, как ты думаешь, с чего?
Г.: Ну… наверное, с самого простого.
В.: Хороший ответ, ну а философы начали изучение жизни с самого начала, то есть с рождения индивида. И закончили чем, как ты думаешь?
Г.: По логике выходит – концом, то есть – смертью.
В.: Правильно, мой друг. Изучением границ неведомого. Отсюда появилось своеобразное философское направление, изучающее смерть, – танатология. Согласно логике одного из ее основателей – М. Ф. К. Биша (1771–1802), – жизнь понимается как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти [1].
Г.: Очень даже логично.
В.: Вообще-то Биша был анатомом, физиологом и врачом. Он занимался изучением тканей человека и впервые показал, что органы человека состоят из различных тканей. Ему же принадлежит определение жизни как совокупности отправлений, противящихся смерти.
Г.: Ну это было больше двухсот лет назад. Я уверен, что современная наука значительно продвинулась вперед в понимании, что такое жизнь.
В.: Одно из современных определений гласит, что жизнь – это принцип существования сложных биологических систем, состоящих из крупных органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.
Г.: Звучит вполне правдоподобно. А как вы считаете, учитель Вергилий?
В.: А ты не заметил в этом определении ничего странного?
Г.: А что тут странного?
В.: Жизнь определяется как принцип.
Г.: Да, действительно. Но ведь жизнь вокруг нас вполне материальна.
В.: Ты имеешь в виду различные формы жизни.
Г.: Что-то я не улавливаю разницы.
В.: Разница есть, Горацио. Здесь есть свои, я бы сказал, смысловые особенности. Часто люди, говоря о жизни, действительно подразумевают все живое, которое существует на нашей уникальной планете.
Г.: А на самом деле?
В.: А на самом деле все живое действительно материально, так как воплощено в самые различные формы живых организмов.
Г.: Ну а жизнь? Что это?
В.: Вот этими вопросами мы и займемся в нашей беседе. А сейчас я хочу сказать, что в этом определении кое-чего не хватает.
Г.: Чего же?
В.: Об этом мы поговорим попозже. А сейчас я хочу сосредоточить твое внимание именно на живом: живое – это движение.
Г.: Ну, это слишком общее определение. Вода, например, тоже движется, но она же не живая.
В.: Вода не всегда в движении, однако остается водой. Вода в стакане, например, или когда превращается в лед.
Г.: Так-то оно так, но все-таки, можно ли поконкретнее?
В.: Когда я говорю о движении, я имею в виду все виды движения, а не только видимые глазом.
Г.: Не совсем понимаю, что вы имеете в виду.
В.: В нашем теле постоянно движется кровь, сердце постоянно совершает движения, как насос, качая кровь по сосудам. В каждой живой клетке, которых десятки триллионов в нашем организме, постоянно совершаются обменные процессы. Безостановочно идет синтез одних веществ и распад других, которые выводятся из организма в виде ненужных отходов (катаболитов). В нашем мозгу неустанно идет работа по анализу внешних воздействий и оценке внутреннего состояния организма. Вот что я называю движением. Сюда же относятся и многие другие изменения, которые происходят не только в животных и растениях, но и в микроорганизмах. Если какие-то процессы останавливаются, наступает смерть.
Г.: Да, действительно, общая картина впечатляет. Но такое ощущение, что в этом определении – «Живое есть движение» – словно бы чего-то недостает.
В.: Ты прав, мой юный друг. Живое – это движение, но это еще не все. Живое можно определить так же, как отражение внешнего мира в процессе адаптации к нему и нейтрализации энтропии.
Г.: А энтропия – это что такое?
В.: Энтропия – это мера беспорядка и характеристика состояния некой системы. Или, иначе говоря, это мера хаоса этой системы. Живое – это также коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность. При этом сохраняются разнообразие и сложность различных форм по структуре и организации.
Г.: Вы имеете в виду разнообразие животного или растительного мира?
В.: И тех, и других, и микроорганизмов в том числе. Невероятно важным является то, что жизнь представляет собой информацию, которая заложена во все, что есть, для ориентации, управления и самоуправления.
Г.: Постойте, учитель, ведь информация – это что-то другое. Например, вот мы с вами сейчас обмениваемся информацией. Я сегодня читал книгу, которую вы мне порекомендовали, и там я нашел огромное множество полезной информации. Но какое отношение эта информация имеет к жизни?
В.: Друг мой Горацио, самое прямое. И, наверное, нам придется разобраться, что же такое информация.
Г.: Мне кажется, это довольно просто. Информация есть информация.
В.: Насколько я помню, так определял информацию Норберт Винер, которого считают отцом кибернетики [2].
Г.: Значит, все в порядке. Я угадал, и можно двигаться дальше?
В.: Гм… Ты ведь учил латынь? Так вот в переводе с латинского информация – это сведения, факты, данные. Но это, конечно, далеко не все. Информация – это не просто слова. Существует множество ее определений. Но и их, как мне кажется, недостаточно.