Инна Баринова Индийская колония и её роль в социально-экономическом и культурном развитии г. Астрахани в XVII-XIX вв.

Индийская колония играла особую роль в формировании Астрахани как торгового города, способствуя укреплению российского рынка, создания внешнеторговых и культурных связей.

Исследование такого феномена как индийская колония, сыгравшая одну из главных ролей в жизни Астрахани, представляет несомненный интерес. Уже в начале XVII в. город становится крупным центром европейско-азиатской транзитной торговли, ведущие позиции в которой занимало иностранное купечество. В Астрахани существовали особые поселения бухарских, хивинских, иранских, армянских и индийских купцов, которые осуществляли посредническую торговлю между Россией и странами Востока. Их деятельность имела важнейшее значение в формировании и развитии социально-экономического и культурного облика города. Функционирование Астрахани, как связующего звена Российского государства с Востоком определило статус и характер самого города, бытовой уклад жителей. Следует помнить, что в первую очередь Астрахань была узловым пунктом традиционной торговли России и восточных государств, экономических и политических связей между народами, отправной точкой различных военных и дипломатических мероприятий, а своего рода структурообразующим элементом – восточные колонии. Для России в целом и для города в частности близость к таким странам имела глобальное политическое и стратегическое значение. Общие интересы способствовали регулированию политических и национальных конфликтов. В ходе совместной жизнедеятельности здесь сложился определенный тип поведения, взаимоотношений, специфическая бытовая и духовная культура.

Особое место в социально-экономическом и культурном развитии Астрахани в XVII-XIX вв. занимала индийская колония. Она внесла вклад в создание специфической культуры Астрахани. Формирование индийской колонии в Астрахани и географическое положение помогли сохранить успешную политику российского государства, сформировавшую благоприятные условия для коммерческой и промышленной деятельности, в том числе потенциал для представителей индийской колонии, ее языка, религии, нравов и самобытности.

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска и выделения тенденций развития индийской колонии г. Астрахань в социально-экономической и культурной сферах в исследуемый период.

Объектом исследования является индийская колония г. Астрахань как составная часть городского социума, предметом – ее роль в социально- экономическом и культурном развитии Астрахани в XVII-XIX вв.

Целью данной работы является исследование места и роли индийской колонии в социально-экономическом и культурном развитии города Астрахани в XVII-XIX вв.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

– выявить роль Астрахани в структуре восточной торговли России в XVII-XIX вв.;

– изучить процесс формирования и роль индийской колонии в социально-экономическом развитии Астрахани XVII-XIX вв.;

– рассмотреть социальный облик индийского населения Астрахани;

– исследовать бытовые особенности жизнедеятельности населения индийской колонии и их влияние на культурный облик города Астрахани в XVII-XIX вв.;

– изучить духовную жизнь астраханских индусов в XVII-XIX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период XVII- XIX вв. Нижняя граница исследования обусловлена началом времени формирования индийской колонии в Астрахани, верхняя – XIX веком, когда жизнь индийской общины в городе начала уже замирать.

Источниковая база исследования. Источниковая база исследования представлена источниками разнообразного характера, прежде всего, записками путешественников XVII-XIX вв., сборниками документов, сочинениями академиков-путешественников XVIII в.

Сборник «Исторические путешествия» содержит извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв., в частности, об индийцах в Астрахани1.

Также в процессе исследования использовались документы из сборников «Русско-индийские отношения в XVII веке».2

Большую ценность для рассматриваемой проблемы представляют собой материалы Ключаревской летописи [Ключаревская летопись. Астрахань, 1887.].

В ходе исследования мы использовали опубликованные документы из работы Н.Н. Пальмова «Астраханские архивы. Индийцы (индусы) в Астрахани по данным XVII-XVIII вв.».Документы писали переписчики- переводчики. Из сборника для исследования были задействованы следующие документы:

«Отписка астраханского воеводы Ф.С. Куракина в Посольский приказ о принятых им на притеснения их со стороны переводчика Девлет Али» – 25 января 1949 г.;

«Сказка в Посольском приказе индийского купца Сутура об условиях торговли индийцев в Астрахани и о мерах по разрешению торговли России с Индией» – 8 февраля 1647 г.;

«Грамота из Посольского приказа астраханскому воеводе Ф.С. Куракину о выселке из Астрахани переводчика Девлет Али и о создании индийским купцам лучших условий торговли» – 20 мая 1647 г.;

«Отписка астраханского воеводы Ф.С. Куракина в посольский приказ о принятых им на притеснения их со стороны переводчика Девлет Али» – 25 января 1649 г.;

«Выпись Астраханской таможни об отпуске из Астрахани в Дербент индийского купца НараинаГупты с товарами» – 26 июля 1672 г.;

«Выпись Астраханской таможни об отпуске из Астрахани в Дербент товаров индийца УгачкиГумова» – 27 июля 1672 г.;

«Наказ Астраханского воеводы Я. Н. Одоевского головам Астраханской Таможни А. Лузину и Д. Семенову о порядке сбора таможенных пошлин с русских персидских, индийских и других восточных купцов» – 28 июля 1672 г.;

«Выпись Астраханской таможни об отпуске из Астрахани в Персию индийского купца Многутки с товарами» – 23 августа 1672 г.;

«Выпись астраханской таможни об отпуске из Астрахани в Персию товаров индийского купца ИтомкиТадыева» – 26 сентября 1672 г.;

«Выпись Астраханской таможни об отпуске из Астрахани на Терег товаров Лалы Бага» – 19 октября 1672 г.;

«Челобитная индийских купцов Муллы, Бир, Балы и Банда КопурЧанда» – 20 октября 1673 г.;

«Запись в Астраханской приказной палате, распространенные речи индийских купцов Муллы, Бир, Бары и Банда КапурЧанда и персидского посланника Юсуф Хан-бека» – 27-28 октября 1673 года;

«Расспросные речи индийского купца Матвалы и его товарищей в Посольском приказе о русских товарах, которые пользуются наибольшем спросом в Индии» – 19 февраля 1675 год; Из выписи в доклад в Посольском приказе – распространённые речи индийцев Чина и Багари о ближайшем пути из России в Индию и об имени индийского падишаха» – 20 февраля 1675 г. 3

Значительную помощь в исследовании оказала работа академика И.Г. Георги «Описания всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностях» [Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Императорская Академия наук в 4-х частях. Ч. 4. СПб., 1799.]. Мы узнаем о том, как индийцы торговали, во что верили, чем питались, чем занимались, каков был их внешний вид.

Основным затруднением при работе с источниками явилось то, что материал приходилось собирать по крупицам. Тема о социально- экономическом и культурном развитии индийской колонии в Астрахани в XVII-XIX веках исследована, на наш взгляд, недостаточно.

Историография проблемы. Изучение роли индийской колонии города Астрахани в социально-экономическом и культурном развитии города Астрахани в XVII-XVIII вв. является одной из слабо исследованных проблем региональной истории.

В 1898 г. в Астрахани выходит работа местного краеведа Ф.Ф. Шперка «Индусы в Астрахани», в которой автор кратко освещает занятия астраханских индийцев, их правовое положение, национальный и кастовый состав, особенности материальной и духовной культуры [Шперк Ф.Ф. Индусы в Астрахани// Астраханский листок. 1898. Статьи. № 42,43,46,49, 52].

Сведения о русско-индийских торговых отношениях в XVIII в. имеются в книге А. Семенова о внешней торговле России.4

В сборнике материалов Петровского общества исследователей Астраханского края описана социальная структура индийской колонии в Астрахани, а также – множество подробностей о повседневном быте астраханских индийцев [Астраханский сборник, издаваемый Петровским обществом исследователей Астраханского края. Выпуск 1. Астрахань, 1896].

Важными представляются исследования астраханских краеведов М.С. Рыбушкина [Рыбушкин М. директор Астраханских училищ. Записки об Астрахани. Москва. В типографии Селивановского. 1841. Стр. 56-74] и А.Н. Штылько [Штылько А.Н. Астраханская торговля в старину. Астрахань, 1909.он же Штылько А. Н. Иллюстрированная Астрахань. Очерки прошлого и настоящего города, его достопримечательности и окрестности. Саратов. Пароваяскоропечатня Губернского правления. 1896. стр. 32-35]. Нами привлекался труд М.В. Фехнера

«Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке» [Фехнер М.В. Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке. Москва 1956. стр. 55-60].

В советское время на эту тему вышел в свет ряд статей, среди которых выделяются работа Н.Н. Пальмова, характеризующая на основании данных астраханских архивов деятельность в Астрахани индийских купцов и ростовщиков в XVII-XIX вв. [Пальмов Н. Н. Астраханские архивы. Индейцы (индусы) в Астрахани по данным XVII-XVIII вв. // Записки Института востоковедения АН СССР. Т. 2. Вып. 4. Л., 1934]

В 50-гг. XX в. появились статьи А.И. Юхта, где приводились новые данные о занятиях жителей индийской и армянской колоний Астрахани, особенно подробно во второй четверти XVIII в. Позднее, А.И. Юхт исследовал торговую деятельность армян и индийцев в статьях о восточной торговле России. 5

Интересны также монографии Н.Б. Голиковой по вопросам истории нерусского населения в Астрахани. 6 Так, в «Очерках…», посвященных истории городов Нижнего Поволжья на рубеже XVII-XVIII вв., большое внимание было уделено торговым и ростовщическим операциям астраханских индийцев. Автор рассмотрел вопросы, касающиеся административного устройства, социальной структуры и правового положения индийской общины в Астрахани.

В «Записках» Института востоковедения и академии наук СССР содержатся сведения о ростовщических занятиях астраханских индийцев [7].

Из «Истории Астраханского края» мы узнаем о специфике индийской торговли в Астрахани [8].

В работе Е. В. Гусаровой «Астраханские находки» содержатся сведения об Индийском гостином дворе в Астрахани.9

Также использовались работы Н.А. Магомедова и М.С. Абдурахмановой 10. Л.И. Ватанина в работе «Восточное купечество в Астрахани XVII в.» пишет о строении храма индусов, как проходили богослужения, какие существовали религиозные праздники. 11

Из работы «Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии» нами были получены сведения о целях и мировоззренческих ценностях вероисповедания индийцев.12 Также привлекались исследования Р.Б. Пандея13, Я. Гонда, В.Н. Романова и А.А. Вигасина14, Д.Р. Шастри.

Научная новизна работы заключается в том, что нами был проведен всесторонний анализ места и роли индийской колонии в социально- экономическом и культурном развитии города Астрахани в XVII-XIX веках. Мы рассмотрели роль Астрахани в структуре восточной торговли России в XVII-XIX вв., подробно исследовали процесс формирования индийской колонии в Астрахани. Проанализировали роль индийской колоний в социально-экономическом развитии Астрахани в исследуемый период, рассмотрели социальный облик индийского населения Астрахани. Также были исследованы бытовые особенности жизни населения индийской колонии и их влияние на культурный облик города Астрахани, подробно изучили духовная жизнь астраханских индийцев в XVII-XIX вв.

Методологической основой работы является совокупность принципов и методов познания, используемых в современной исторической науке и методологии истории. Основополагающие принципы историзма, объективности и системности. Они позволяют беспристрастно взглянуть на прошлое, изучить факты во всем многообразии конкретных исторических условий. Принцип объективности помогает анализировать особенности, качества и свойства, присущие рассматриваемому явлению и изучить его сущность таким образом. Принцип историзма дает право изучать события с момента их возникновения через анализ важнейших этапов, которые они прошли в своем эволюционном развитии. В структуре исторического знания оно выступает как ядро, объединяющее все уровни исторического исследования.

Принцип системности ориентирует исследователя на раскрытие целостности сложного объекта, на выявление многообразных типов связей объекта изучения, приведение их в единую картину, раскрытие внутренних механизмов объекта. Также в основу исследования был положен принцип структурно-функционального анализа, который позволяет рассмотреть исследуемый объект со всеми его определяющими признаками в целом и одновременно проследить изменения в его структуре.

В работе использовались следующие методы исторического познания: историко-генетический (направленный на изучение исторических явлений в процессе их развития); историко-сравнительный или сравнительный (предполагающий сопоставление исторических объектов в пространстве и времени и определение сходств и различий между ними); ретроспективный или метод ретроспективного анализа (суть его заключается в последовательном проникновении в историческое прошлое с целью определения причины этого события).


ГЛАВА 1. ИНДИЙСКАЯ КОЛОНИЯ В СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АСТРАХАНИ В XVII-XIX ВВ.

Роль Астрахани в структуре восточной торговли России в XVII-XIX вв.

Астрахань благодаря своему расположению в устье Волги, по которой издавна проходили торговые пути из Европы в Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, уже в XIV-XV веках была крупным экономическим центром.15 В Астрахань приезжали купцы из разных областей. Привозили разнообразные товары: хлопчатобумажные изделия, шелк, красную кожу, шкуры ягненка, деревянные сосуды, уздечки, седла, ножи, хлеб, свинину, шелковые нити, краски, разноцветные шелковые пояса, кольчуги, банты, грецкие орехи, но в небольших количествах.

В Астрахань индийцы прибыли по Каспийскому морю на грузовых судах весом 80 тонн. У них не было больших кораблей, потому что они не обладали искусством европейцев плавать сбоку и при неблагоприятном ветре они сбивались с пути.

Городской рынок был полон еды. Рыбы было гораздо больше, чем в любом другом городе. Также на рынке было множество разновидностей гусей – очень редкие, утки турпань, куропатки, драхвы.

Торг в Астрахани состоялся утром на татарском базаре. А днем в городе на российском рынке и гостиных дворах. В Индийском гостином дворе продажа товаров происходила только по утрам и товары продавались оптом, а не в розницу. 16

В 1616 году Азиатские купцы – армяне и индусы проложили караванный путь в Астрахань через Моздок и Терки, что обеспечило доставку товаров в больших размерах, чем это было раньше.17

В 40-х годах XVIII в. русские купцы попытались отменить особенности правового статуса астраханских индийцев. Они предложили правительству включить всех жителей астраханских восточных колоний в Посад, привлечь их к различным видам государственной службы и ввести пошлины, соответствующие их новому статусу. 18

Все индийцы, проживающие на территории Астраханского края, были купцами из своей столицы, не выезжая из России и часто являясь приказчиками и товарищами индийских торговых домов, торговали в разных местах. Они привозили в караваны разные белые и разноцветных индийских материалы, из льняного семени, они называли мунгра; также бумажные, шелковые, полушелковые, индийские, персидские и бухарские материи: кашуны, ситец, и т. д.

Индийцам запретили вывозить необделанные вещи. Покупать в Индии на русские деньги для них было невыгодно, поэтому они в России торговали своими деньгами. Проценты брали небольшие-только те, которые были разрешены законом. 19

Приезжие купцы не селились в городах Астраханской области, но постоянно активно участвовали в их хозяйственной деятельности. Особенно типичными для Астрахани были купцы, без которых невозможно представить этот город, так как они были всегда. Согласно таможенным материалам и записям крепостной конторы, оказалось, что количество приезжих купцов, находившихся в Астрахани, было очень значительным. 20

Когда Астрахань посетили воры и ябедники, а не торговцы переводчики ДевлетАбыз воров держал у себя вместе с ними на новоприезжих торговых индийцев, писал воровские долговые кабалы, и приказывал им шертовать с ними, а если шерсти нет, то откупались большими выплатами. Из-за ДевлетаАбызаиндийцам в Астраханской области стало невозможно жить. 21

8 февраля 1647 г.Сутур приехал в Астрахань на промысловое рыболовство из Индии, где ему была предоставлена свободная торговля. А руководители таможни со своими товарами взимали прямую государственную пошлину и разрешали ездить куда угодно без задержания. Чему он был очень удивлен. Когда Сутур приехал в Индию, он сказал, что в России берут на себя прямую государеву пошлину, обиды и насилия ни от кого не бывает. Индийский народ, услышав об этом, в том же году отправил в Астрахань 25 торговых людей и со своими товарами. Товаров было 3,4 тысячи, взяли немного, так как сначала пришли проверить обстановку в городе. Несмотря на то, что товара они брали немного в Астрахани, пошлину с них брали более 4000 рублей. От боярина и воевод, и от Астрахани, и от служащего народу обида не принимала прямых гонораров. Индийцы привозили свои товары: шелк, киндяки и миткалы и драгоценные камни. Приехавших в Астрахань индийцев с торгом обидеть никому не дадут и Абыза Алея из Астрахани вышлют в Казань. Из Кизылбаш все индийцы отправлялись в Астрахань торговать, с чего император получил большой доход.

Шаховы районы индийцев грабили и насильственно забирали товары. А ханы и приказные люди часто приглашали их домой на ужин, чтобы они несли большие подарки. Многие индийцы жили в шаховых городах без выезда.

Переводчик Девлет Алей Абыз, создавший тесноту и убытки, из-за чего никакого торга не было, из Астрахани был отправлен в Казань с женой и детьми. И на его место было приказано выбрать людей, обученных татарской грамоте и языку. А остальным переводчикам император приказал, чтобы они не притесняли иностранцев и никакие обиды не чинили. Было приказано защищать иностранцев.

«Индийцы и торговых людей призывали в съезжую избу и уверяли их в государском жалованьем, разрешали торговать разными продуктами и менять повольную торговлю, приказывали взимать таможенные пошлины и обиды ни на кого не было. Принимали индийцев достойно, приучали к государской милости, а не отгоняли. Астраханским дворянам и детям боярским, стрельцам, сотникам указывали, чтобы никакой жестокости индийцам не делали, и во всем хранили ласку и заботу». 2223

«В Астрахани абызов было найдено три человека – Зминь, Маметей, МаметИсуф, а четвертый абызМиралей до государева указа из Астрахани поехал в Кизылбанскую землю для торга. Их расспрашивали, какие они люди и грамоте турского и фарсовского и арапеского языках умеют ли писать. Эминь-абыз знал турский язык, а фарсофской и арапской грамоте не учился. Маметей-абыз был из Астраханского бухарского двора, умел писать по фарсофски и арапски. Мамет – Юсуф – абыз из астраханского бухарского двора умел писать по фарсофски и арапски. Мамет – Юсуф- абыз из астраханского бухарского двора, родился в Астрахани, турской и фарсофской грамоты не знал» [Н.Н. Пальмов. Астраханские архивы. Индейцы (индусы) в Астрахани по данным XVII – XVIII вв. Записки института востоковедения АНСССР 1934. 24

20 мая 1647 г. астраханским воеводам была выдана царская грамота, в которой предписывалось оказывать любую помощь для индийских купцов, чтобы они "в Астрахань со своим товаром, отправлялись без боязни, и своих братьев индийцев, и людей торговых для торговли товарами на вечное житье под наши Царские Величества руки приказали, и нашего государства милость и жалованье и береженье ним будет."

Индийские купцы, поселившиеся в Астрахани, пользовались большими привилегиями. Им приходилось платить пошлины наравне с российскими торговцами. Подчинялись приказу Казанского двора, в ведении которого находилось Среднее и Нижнее Поволжье.

Почти все индийские купцы, их родственники и слуги жили в индийском гостином Дворе, который принадлежал казне. Количество восточных купцов, возрастающие масштабы их торговли вызывали явное недовольство русского купечества, они требовали от государства ограничения в правах торговли для иностранцев. 25

В связи с этим в 1655 г. был принят новый Торговый устав, запрещавший астраханцам заниматься розничной торговлей в Москве. Он приказал с 1667 г. Всем купцам при выезде из Астрахани с товаром на продажу платить двойные пошлины. В этот период был усилен таможенный контроль, отменены льготные условия продажи татарским, кабардинским князьям и мурзам, имевшим охранные грамоты на право беспошлинной торговли.

В приказе 1672 г. астраханскому воеводе Я. Н. Одоевскому было поручено вести строгий учет всех ввозимых иностранными купцами товаров, вносить их в таможенные книги, разрешать торговлю только в специально отведенных местах: в индийском гостином дворе и на татарском базаре.

Введение нового торгового Устава привело к тому, что Астрахань стала единственным российским городом, где восточные купцы могли платить минимальную пошлину в размере 10 рублей, продавать товары оптом и в розницу, производить на выгодных условиях закупки российского и западноевропейского производства.

Несмотря на требование русских купцов ограничить права иностранных купцов, восточные купцы все же сохранили некоторые привилегии.

Индийские купцы, активно участвовавшие в каспийской торговле в первой половине XVII века, во второй половине резко сокращают долю своего участия, предпочитая инвестировать в ростовщические операции, а не торговать. 26 В июле 1672 г. по государеву указу было велено отпустить из Астрахани торгового индийца Нарангучку Кудаева вниз по Волге и морю до Дербени с товаром: 10 сороков соболей, 100 юфтей красного товару, 5 бельчьих шуб. 2 июля 1672 года по государеву указу было велено отпустить торгового индийца Угачку Гумова вниз по Волге по морю до Дербени27 вместе с торговым человеком Гайчарачком Косаревым: полторы половинки сукон кармазинных, 4 косяка стамеду, 16 юфтей кож красных, 5 пуд меди тазовой зеленой, 20 сороков пупков собольих. 28 июля 1672 года по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича указу и грамоте боярин и воевода князь Яков Никитич Одоевский, стольник князь Иван Михайлович Каркодинов, Василий Лаврентьевич Пушечников, дьяки Степан Шарапов, Петр Самойлов, Василий Протопопов приказали быть в Астрахани в таможне для сбора таможенных пошлин Андрею Лузину, Демиду Семенову, Ивану Сафарину, Борису Москвитинову таможенному главе Илье Колупаеву, князю Якову Никитичу Одоевскому.

Сказали, приезжать в Астрахань с бисером и стругами на бусах и стругах быть главному таможеннику, пока с судна не вынесут товар. Выгружали продукцию в гостиный двор, в сарай, осматривали товар и считали их там. На осмотре все товары кроме шелка клеймили государевой печатью, которую прислали из Москвы. В таможенной отчетности описывали только клейменые товары, а не клейменые товары из Астрахани не отпускали. На неклейменую продукцию была назначена тройная пошлина. Было приказано не привозить табак в Астрахань.

Великий государь указал в Астрахани сделать для приезжих торговых иноземцев и астраханских жителей товарные кладки и торговли гостиный особый двор на том месте, где находился индийский двор. А во дворе сделали лавки и подвалы, и строили лавочки рядами. Все иностранцы и астраханцы, заказывали товар, чтобы поставить его в лавки; тезикам, бухарцам и индийцам приказывали класть товар в одни и те же лавки, а кроме того двора продукты нигде не держать и продавать не велеть.

Сказали в письмах указать, сколько товаров, в каких отпусках и кипах, чтобы товар между таможнями не развозили. Смотреть, чтобы никто не привозил золото, серебро железо, олово, стрелькую стружу, стрелы, железцыстрельные, пищали, гвозди, топоры и птиц.

В Астрахани были на выкуп и на вере, собирали верные головы и целовальники десятые пошлины с веников и с дров, и с уголья, с лавок и с полков оброки, с булдышных браг, что в юртах и в кирпичах в Едисанском остроге и в кирпичах, и в Едисанском остроге с 4 ввозов, которые забирали десятую пошлину с продажных рыб и с икры, и с мелочей.

Андрею Лузину, со своими друзьями, когда он был в Астрахани в таможне великого государя, собирали таможенные пошлины согласно указу великого государя и уставной печатной грамоте, и по Уставной печатной грамоте, а сверх великого государя к указу дополнительных пошлин ни у кого не взимать, и к товарам дополнительные пошлины не применять. Таможенные сборные книги для учета приносили в Приказную палату раз в квартал года. 29

23 августа 1672 года по указу подписной челобитной велено было отступить из Астрахани вниз по Волге за моря индийца Многутка с товаром: сукна кипного, 5 половинок сукна кармазинного, 15 косяков стамеду, юфтей красного телятинного товару, гусиного пуха, 2 бельчьих шубы [Н.Н. Пальмов. Астраханские архивы. Индейцы (индусы) в Астрахани по данным XVII – XVIII вв. Записки института востоковедения АНСССР 1934. 30

26 сентября 1672 года по указу великого князя всея Руси Алексея Михайловича велено отпустить из Астрахани вниз по Волге по морям за моря индийца Итомка Тыдеева с товаром: 5 половинок багрецового сукна, 5 половинок сукон полукармазинного [Н.Н. Пальмов. Астраханские архивы. Индейцы (индусы) в Астрахани по данным XVII – XVIII вв. Записки института востоковедения АНСССР 1934. 31

19 октября 1672 года по указу царя Алексея Михайловича велено отпустить из Астрахани вниз по Волге и морем на Терек иноземца индийца ЛялючкуБагарова с братом ЛанономБагимовым вместе с товаром: 40 кидяковфербадовых, 42 переспири, 60 кумачей, 6 ардевильских выбоек. 32

В таможенную книгу 1724 года, где фиксировали вывоз товаров из Астрахани, было записано 260 явок 212 приезжих купцов, дополнительно удалось выявить 21 купца.

В таможенной книге 1725 года, в которую она записывали ввозимые товары, было записано 153 наименования, 131 купца в записях Астраханской крепостной конторы 1724-1725 г., были найдены имена 112 купцов, не упомянутых в таможенных книгах.

Загрузка...