…Интересна сама история о стражниках, которые должны были охранять Гроб Господень. Тут, кстати, снова открывается своеобразное виртуальное расследование: чего ж они его охраняли, раз он ничего не значил. То есть их предупредили о грядущем провозглашении воскрешения. Получается так: это была достаточно часто используемая практика. Я даже приведу примеры. А вы в ответ скромно улыбнетесь. Хочу, чтобы вы обратили внимание на схожие мифы, схожие с историей о Христе. Итак: что общего у древнеегипетского Гора, греческого Адониса, персидского Митры, вавилонского Таммуза, индийского Кришны и Христа? Оказывается, очень много. «Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых». Помните, откуда это? Конечно же, из «Мастера и Маргариты». Сейчас я вам дам короткую справку о разнообразии и одновременно идентичности особого класса богов. Класс этот я бы охарактеризовал как спасители. Многие, приводя подобный пример, акцентируют внимание на плагиате религиозных постулатов. Я с этим частично согласен. Это как бы имеет место. Что правда, то правда. Одна власть сменяла другую, ну если радикально, и, соответственно, сменяла богов. Но, однако, я сразу оговорюсь, на самом деле это еще глубже для сознания человека, нежели просто плагиат. Если посмотреть глубоко в душу человеку, выразимся так, раз речь идет о богах, то мы увидим нечто, что стало уже подсознательным. Эти боги стали богами, то есть помощниками и спасителями, потому что сама душа, – понимаем как разум, сознание, – желала такой атрибут, который в какой-то степени идентичен чему-то защитному, будь то одежда, крыша, да хоть ядерный щит. Не делайте преждевременных выводов. Познакомьтесь с похожими историями. Видимо, кто-то когда-то начал эту эстафету… или она стала всем интересна как создание клона… или легче было сделать плагиат, нежели перебить такую веру и славу. Начнем с бога Митры. Митра родился 25 декабря в результате непорочного зачатия. Он же персидский бог солнца, он же Мессия, имевший 12 учеников. Принял на себя грехи человеческие. Был убит, затем воскрес, став воплощением бога и объектом поклонения. Культ Митры включает причастие, крещение и т. д. Следующий – Адонис. Он родился 25 декабря. Греческий и финикийский бог плодородия, он же вавилонский Таммуз, он же сирийский спаситель. Был убит и погребен, через три дня воскрес. Далее – Дионис. Тоже родился 25 декабря в результате непорочного зачатия у царицы Семелы от самого верховного божества Зевса. Греческий бог виноделия. Он же Вакх, он же спаситель и освободитель человечества. Ежегодные вакханалии сопровождались изображениями смерти, схождением в ад и последующим воскрешением Диониса. Ну, естественно, с причащением добрым вином. Еще один подобный – Осирис. Приблизительно родился в конце декабря у девственницы. Египетский бог солнца и подземного мира, он же Судья мертвых, он же один из египетской Троицы. Правил двенадцатью царями. Был предан, убит, погребен. Пробыл в аду три дня и воскрес. Олицетворял собой воскресение и жизнь вечную на райских полях. Интересна интерпретация той же сюжетной картины и в его детях. Дети его, Гор и Анубис, тоже, конечно же, боги, соответственно, как говорится, праздники отменить нельзя было. Познакомлю и с другими. Аттис – тот же Адонис, но фригийский. Рожден девственницей. Был убит у подножия сосны 24 марта, погребен в скале, затем 25 марта воскрес. Обязательные элементы культа – причастие и крещение. Кришна – рожден девой Деваки, принцессой, в результате непорочного зачатия. О его рождении возвестил хор ангелов. Он же единственный сын Вишну, он же Альфа и Омега Вселенной, он же третье лицо индуистской Троицы. Момент смерти, принятой им ради людей, ознаменовался затмением Солнца. Воскрес и вознесся на небо. Индуисты верят во второй приход Кришны, во время которого тот устроит Последний суд. А вот и сам Гор: родился 25 декабря у Исиды в результате непорочного зачатия от духа Осириса. Между прочим, Исида – сестра Осириса. Бог солнца и света, один из египетской Троицы. После долгой борьбы победил Сатану – злого Сета. Олицетворял собой воскресение. Конечно же, тут возникает законный вопрос, почему у всех воскресающих богов день рождения 25 декабря. Вероятнее всего, потому что на этот период времени, с некоторой корректировкой, приходился день зимнего солнцестояния. Соответственно, непорочное, божественное зачатие происходит в марте и приходится на день весеннего равноденствия… Изучая труды древних астрономов, исследователей и просто разнообразные тексты, в том числе и клинопись, наскальные, пещерные рисунки, я пришел к выводу: изначальный миф о Боге, который уже потом скопировали все эти истории, возник где-то на севере, там, где была полярная ночь. Подумайте хорошо: разве не такое событие больше склоняло людей к мысли о смерти и рождении Бога, а далее о жизни человека в мире после смерти? Интересная мысль?
Зал слушал тихо и внимательно, потом, не высказав ни слова, не показав эмоций, стал хлопать. Насладившись овациями, которые, впрочем, и самому Номору были удивительны, он встал, поклонился, словно мастер сцены, и продолжил:
– Обращу ваше внимание на некоторую абстракцию, перенесенную из подсознания. Вот одно из таких абстрактных сравнений, несущее сакральный смысл, – модели погребения, то есть отход в иной мир. Ведь не просто же так этому начали придавать большое значение. Вернемся мысленно к моей гипотезе о Солнце, которое терялось не только ночью, но и вовсе на полгода. Это давало пищу для загадки, рождения в умах предположения о возможном варианте мира, где происходят такие «день» и «ночь». Немного криво сказал, но все же уверен, вы лучше поняли ассоциативную составляющую моей мысли. Так вот, обратите внимание, как и где хоронили величественных людей, то есть, как хотели, чтобы хоронили их именно эти люди, значащие в свое время больше, чем простые смертные. Я говорю о дольменах, курганах, пирамидах и подобных гробницах. Я сейчас приведу некоторое сравнение и заранее прошу извинить. Уверен, что вы не поняли, о чем я. А я хочу вас спросить: как выглядит эмблема, знак на женской уборной?
Зал хоть и заглотил «червячка», все же «стабилизаторы» сознания работали четко. Все молчали, ждали ответа от теолога. Тот не стал томить.
– Да, треугольник основанием вниз. И там где-то «вход»… А как выглядят пирамиды? И там внизу вход. Это я к чему? Во многих погребальных сооружениях, например, курганах, вход вытянут коридором и своеобразно обрамлен, напоминает женское лоно. Это не просто так, именно на перегородку в конце коридора, отделяющую наружную и внутреннюю части, лучи солнца, воображаем – Бога, попадают только при определенном положении, а то и только в определенное время года и даже дня. А теперь подумайте, почему тело Иисуса положили в пещеру на три дня? Почему было принято такое решение? Пещера как бы олицетворяла портал для перехода из одного мира в другой. Была некоей ассоциацией женской утробы, в которой осуществлялось зачатие. Такая же ассоциация существовала, вернее, она поэтому и родилась, когда солнце уходило куда-то или как минимум останавливалось и катилось в другую сторону. Но оно катилось не физически… катилось то, на что оно влияло, то есть время. Как бы оказывалось в космическом портале, пещере. И, конечно же, через девять месяцев, в конце декабря, в этой «пещере» должен был родиться великий царь неба – сын Бога, в итоге и сам Бог, который, конечно же, должен был принести спасение. А теперь подумайте, почему во всех уголках мира, где появлялась разумная жизнь, первым богом у всех становилось солнце? Даю подсказку – следующим богом у всех стал огонь. Ответ такой – это давало жизнь, силу и власть. Во-первых, для выживания вообще: вспомните пример про полярные ночи и подумайте, с какой надеждой вы ждали бы свет и тепло. Во-вторых, власть и силу в битвах, в том числе и с дикими животными.
Лектор сделал вдох, извинился за уход от основной темы. Эксперты же были частично восхищены, частично удивлены. Они с удовольствием слушали и желали продолжения.
– Вспомним, где мы остановились. На ситуации, когда склеп с Христом оказался пустым. Что там было далее? Эти стражники, после обнаружения пустого склепа, пошли к первосвященникам и объявили о пропаже тела. Тут может показаться странным, почему стражники пошли к первосвященникам. Для уяснения этого, чтобы понять сей казус (как бы власть-то в стране римская вообще-то, соответственно, все воины подчиняются Пилату), нужно заглянуть в само Евангелие. Матвей пишет об этом так: «…на другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». По другой версии – они уговорили Пилата выделить своих людей в стражу, ибо впереди суббота и иудеям нельзя трудиться. Чиновники первосвященника скорее всего заплатили за услугу прокуратору. А после, когда они сообщили о пропаже… я процитирую «…И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28:11–15). Понимаю, о чем вы сейчас подумали… и все же…
Он привычно в паузе изучал реакцию слушателей.
– Что там у нас далее? Вознесение. После своего воскресения Иисус в течение сорока дней являлся собранным вместе апостолам, укрепляя их веру в Него. В сороковой день Христос еще раз явился ученикам, подтвердил все сказанное прежде и повел их за город на гору Елеонскую. Не кажется ли вам странным именно сороковой день? Эта цифра почему-то взята за определенную границу, значившую особую хронологическую меру. Вы, наверное, слышали о бытовом негласном правиле не показывать ребенка чужим сорок дней. В традициях, не только христианских, связанных с правилами погребения, есть правила соблюдения временных мер. Например, по церковным утверждениям, после смерти дух человека в течение трех дней находится в тех местах, которые были ему важны при жизни. После этого душа предстает перед Творцом. Ему показывают рай, в котором наслаждаются души людей, которые вели праведный образ жизни. Шесть дней душа восторгается прелестями рая. На девятый день дух вновь предстает перед Господом. Как я уже сказал, не только в православии существует традиция поминовения усопших. Во многих духовных практиках и, конечно же, в основном восточных считается, что на девятый день разрушается астральное тело (тело эмоций), а на сороковой день – ментальное (тело мыслей). То есть душа выходит из своих оболочек. В священной Тибетской книге мертвых («Бардо Тхедол») тело – лишь сосуд, который временно вмещает в себя душу. Как глиняный горшок разбивают, когда он пуст, так и тело подлежит уничтожению, когда душа больше не нуждается в нем. В этой книге подробно объясняется, практически научно, как легче пройти через «колесо» перерождений и достигнуть следующей реинкарнации, воплощения. Процесс отделения души от бывшей оболочки длится три дня, в течение которых монахи поют специальные мантры. Эти мантры, как путеводитель, прокладывают путь сознанию души через ступени бардо, от смерти к новой жизни. В процессе старое тело становится пустой формой, навсегда лишенной осмысленного содержания. С телом происходит главная метаморфоза, оно расщепляется на первоэлементы: землю, воздух, огонь и воду. Душа же становится окончательно свободной от оболочки, чтобы окунуться в новый сосуд, в котором, возможно, ей удастся приблизиться к нирване. Физики считают, что сороковой дней после смерти – это период, по прошествии которого ДНК перестает вырабатывать эталонную вибрацию (теряет индивидуальное электромагнитное поле). Смерть – это не конец. В действительности смерть – это начало, еще один этап взросления. В момент физической смерти ваш дух отправится в духовный мир, где продолжит учиться и развиваться. Смерть – необходимый шаг в вашем развитии, точно так же, как и рождение. Есть даже религиозное воззрение, согласно которому когда-нибудь, уже после вашей смерти, ваш дух и тело соединятся вновь, чтобы никогда уже не разъединяться. По учению православной церкви, вознесение Христово – это высшая степень прославления человеческого естества, которое в этом восхождении было вознесено Богом выше всех ангельских титулов. Все религиозные постулаты, а уж тем более их трактовки, есть предмет веры. А предмет веры всегда останется предметом веры, причем по большей части трактуемый нами так, как угодно нашей душе. Давайте разберем такой предмет веры, как Второе пришествие. Иисус сам говорил о Втором пришествии мессии, дабы осуществить Страшный Суд, но не совсем ясно, даже если мы точно будем уверены, что процитированы именно его высказывания, о себе ли он говорил. Явно прослеживается определенная мысль, причем во всем учении христианском, – человек противопоставляется неким мифическим богам, часто страшным и злым, причем они – небесная элита, а человек ничтожен. Учение Христа провозглашает скрытый бунт человека как представителя рода мыслящих существ против тирании небес. Причем это имеет вполне земное проявление, когда проповедуется равенство с Богом. Не находите тут параллель с современными социально-политическими декларациями?
Вопрос был риторический. Теолог больше спрашивал для фокусировки мыслей аудитории.
– Возможно, он считал своей миссией, как и многие ныне толкователи и миссионеры, донести до людей уже имеющиеся постулаты, правда, под другим углом зрения. То есть уже тогда вызывало возмущение, причем у широких слоев населения, социально-политическая установка общества. Но об этом тоже отдельно. Пока же посмотрим, что же он говорит о Втором пришествии: «…Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:31–46).
Ффитноп встал, вытянул руки, немного развел их в стороны и сказал:
– Давайте улыбнемся. Не будем же мы оглядываться, кто слева, кто справа.
Зал ответил ему легким смешком.
– Со слов Иисуса Христа, – продолжил Номор, – …маленькое примечание для вас, уважаемые, в самом тексте моей лекции есть указания пунктов – глав, стихов и строк священного писания, с которыми вы можете ознакомиться при желании. Так вот, со слов Иисуса Христа (Ин. 5:26–29, Мф. 24:36–42) и апостола Павла, во время Второго пришествия произойдет конец света, затем воскресение всех мертвых людей на последний Страшный Суд Иисуса Христа. А теперь самое главное, как я считаю, – учение Иисуса Христа. Вокруг чего весь сыр-бор? Учение Иисуса не является учением как таковым. То есть оно не приводится как научное. По сути, оно несет форму бытового нравоучения. Это отдельные высказывания, действия, в том числе и чудеса, исцеления, воскрешения и образ жизни также рассматриваются в качестве выражения учения через дела, а не через слова. В самом учении есть определенные особенности, хотя, возможно, они были присущи и другим религиозным течениям. Например, любовь к Богу и любовь ко всем людям. Именно ко всем людям может быть особой отличительной особенностью, тем более в то время. Другой особенностью, безусловно, можно считать обещание вечной жизни, правда, при условии следования заветам и правилам учения Христа: каждый мог этого достичь. Также к особенностям относятся спасение души; необходимость покаяния; необходимость крещения; необходимость терпения; любовь к ближнему; необходимость отречения от самого себя (самопожертвование); доброжелательность: «любите врагов ваших»; отказ от материальных благ: «не можете служить Богу и богатству»; необходимость безусловной веры в него. А теперь я скажу такое, что, возможно, введет ваше сознание в невесомое состояние. Я так выражаюсь, потому как считаю необходимостью иметь точку опоры для всего, для сознания тоже. Вот у вас есть принципы и убеждения, это и есть ваша точка опоры. Множество людей – множество точек опоры. Вы общаетесь, выбирая определенные категории людей. То есть не конфликтуете с теми, у кого близкородственные точки опоры. Вы все составляете неосознанно выбранную группу: те, с кем общаетесь, кого понимаете и разделяете взгляды, составляете некую систему, связанную нитями понимания. Эти нити, словно сила гравитации, держат вас и, соответственно, группу, в которой вы все можете быть единомышленниками, единоверцами или быть связанными иными узами. Поэтому разрушение общества начинается с разрушения этих нитей, с обрывания и разрушения принципов этики, морали, духовности. Только всегда есть утверждения, постулаты, учения, которые мы не сразу можем понять из-за их глубины. Вот наглядный пример (еще одна особенность христианства): необходимость вкушения тела и крови Христова в таинстве причащения. Звучит это наставление так: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:48–58). Ну как вам это? Немного шокирующее, правда? Есть также установки, которые вам, как и многим, могут быть не по нраву, а может, и вовсе неприемлемы. Например: запрет на развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведенными, который является нарушением заповеди «не прелюбодействуй». «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18). Более того, если только подумал о чем-нибудь сладострастном, посмотрев на другого человека, то уже согрешил. А вот если ты тиран, убийца и насильник, но перед смертью покаялся, то ты прощен. Вот такие метаморфозы. Я бы добавил именно это определение. И, конечно же, молитвы. Ну, думаю, о молитве «Отче наш» слышал каждый. А вот есть еще одна важная молитва, называется Иисусова молитва, или молитва мытаря. Называется она так по причине заимствования ее из притчи о фарисее и мытаре. Иисусова она, ибо, позвольте выразиться церковным языком, содержит обращение к Иисусу Христу как Сыну Божию с просьбой о помиловании. Приведу одну строчку: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. В современном варианте вместо «мя» – «меня», но это нам сейчас не столь важно. Важно именно обращение ко Христу. В те времена это было небывалой дерзостью и немыслимым богохульством.
Профессор снова оглядел слушателей, взгляд которых, видимо, из-за утомления выражал страдания Христа, просил перерыва.
– Понимаю, понимаю, – успокаивающе произнес Номор, кивнул и посмотрел в потолок. – Пойдем дальше, – произнес он со вздохом, почесал бородку – а ля anonymous, – продолжил речь, держа взгляд устремленным в зал. – Говоря о христианстве, нельзя не сказать о таких важных особенностях, как: Конец света; Второе пришествие Иисуса Христа; Страшный Суд; вечная жизнь. Заметьте, все очень хорошо задумано. Обещание кнута и пряника, вечная жизнь в раю и возможный ад свербят сознание человека от рождения до смерти. Ну, скажем, с того момента, как он начинает понимать, о чем речь. Но суть-то одна. Вы до самой смерти должны быть в подчинении у Христа. Причем никто вам не расскажет, сбылось что-нибудь из обещаний или нет. Во как надо работать. Уразумели?
По залу прокатился вялый смешок.
– Итак, в результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием христианство. В мире насчитывается более 1 миллиарда человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии, отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения. Должен обязательно отметить такой парадокс. Несмотря на то, что мы имеем множество изображений, скульптур, оттисков и чеканки на посуде, монетах, других предметах, даже наскальные рисунки, – нет ни одного изображения подлинного Иисуса Христа. Не кажется ли вам это странным? То изображение его, к которому мы привыкли, – это наиболее современная интерпретация. Если даже посмотреть на старые иконы, то вы, безусловно, увидите почти радикальное отличие. Например, между ранними византийскими и даже не столь современными Андрея Рублева. То есть, что я хочу сказать, он-то вроде был иудей и семит. Не забудьте, ведь настоящие семиты – они же палестинцы. Настоящие, я говорю, да простят меня все иудеи, потому как они там были всегда, а братья евреи скитались по всему миру и ассимилировались как могли. Тему инцеста, межродовых браков, чистоту крови и вырождения мы тут не будем затрагивать. Вижу, вижу ваши понимающие лица. Итак: реального внешнего облика Христа мы не знаем. Не могу не привести высказывание римского философа II века Цельса. Он в своем сочинении «Правдивое слово», это где-то 60–80 годы II века, среди разных высказываний в адрес христианства, большинство из которых были критическими, бегло упоминал и о внешности Иисуса: «Раз в теле был дух божий, то оно должно было бы резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать или убеждать; ведь невозможно, чтобы нечто, в чем заключено больше божественного, ничем не отличалось от другого; а между тем ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью». Знаете, что я скажу: возможно, некоторые христиане должны бы расстроиться по поводу такого описания их Господа, но подумайте – не кажется ли вам, кто-то сделал ход конем, – од хвалебных в адрес Христа достаточно, а реального описания нет. И тут кто-то говорит о невзрачном человеке. Для верующих в Иисуса, на кого явно направлен этот посыл, без разницы – понравился внешне Христос кому-либо или нет. Для них важен факт, исходящий из этого описания. Внимание! Описание ведь говорит о реальной личности. Но не спешите делать окончательный вывод. Посмотрим-ка, кто такой этот самый философ Цельс. Он такая же загадочная личность, как и Иисус. То есть сам в позиции «было, не было», без точного факта существования. Практически ничего нет о философе Цельсе как исторической личности. Само его имя известно только по книге Оригена «Против Цельса», в которой он подвергает критике выпады Цельса с точки зрения христианского богослова, представителя ранней патристики. Соответственно, все высказывания какого-то Цельса могли стать достоянием Оригена как некая услышанная история. Поначалу христиан, то есть группы людей, симпатизировавших идеям и провозглашаемому образу жизни Христа, воспринимали несерьезно и не особо опасались. Все стало меняться по мере того, как все большему и большему количеству населения «прививался» новый взгляд на жизнь, в том числе и на социальную ее сторону. Ведь учение Христа провозглашало не только равенство на небесах перед Богом, но и равенство, свободу и братство на земле. Ничего не напоминает? Вы же прекрасно понимаете, что и тогда, и сейчас, да и всегда, сложно управлять, тем более держать в подчинении массы людей. Тем более убедить их в данности от Бога такого социально-кастового деления сословий. Соответственно, если кто-то проповедовал такие взгляды на бытие человеческое, убеждал в реальности такое осуществить, да еще и говорил от имени Бога, – тот автоматически становился противником властной элиты. Что, впрочем, актуально и реально было бы всегда, при наличии такого состояния общества. Так вот, может, кто-то меня сейчас осудит, но я скажу такой шуткой, – если мафию не можешь победить, надо ее возглавить. Шутка, я говорю, потому как элита без народа, как и капиталист без пролетариев, не может быть тем, кто есть. Поэтому, поняв, что это учение захватывает все более и более умы подчиненных, эта самая элита решила возглавить принесенное Христом учение. Конечно же, все было заточено заново под нужды именно этой элиты. Конечно же, появились диссиденты, то есть те, кто этим был недоволен. Я скажу вам, поэтому мы и наблюдаем столь великое обилие сект. Даже такое тайное общество, как Розенкрейцеры, которые клеймятся церковью, порою даже демонизируются, так же, как и многие другие секты, на самом деле являются тайным христианским кланом: розы и креста. Сила веры, именно веры в утилитарном, бытовом понимании, веры в реальное получение свободы, жизни в братском обществе равных, настолько сильно воодушевила народ, что было принято решение это самое учение сделать государственной идеологией. Соответственно, с помощью него взять под контроль жизнь общества. А делалось это уже ретушированием и облагораживанием всей истории. Ведь речь-то шла уже о реальном Боге. То есть если раньше Христос был лидером сопротивления угнетенных, то теперь он становился Богом для элиты, в том числе. Соответственно, о некоторых темных событиях в его жизни не должно было упоминаться. В общем, где-то в IV веке христианство стало государственной религией Римской империи. Я сейчас скажу опять нечто, что не очень кому-то понравится, однако подчеркиваю – все мои оценки и суждения сугубо личные, к тому же я рассматриваю всю эту историю с научной точки зрения. Так вот, именно в это период начал складываться легендарный образ Христа. Он, прежде всего в душах людей, начал становиться в реальности некоторой иной воображаемой личностью. Я даже скажу, чисто с научной точки зрения, по моему убеждению, такое в жизни землян, в истории человечества происходило не раз. Все древние языческие боги, видимо, когда-то были великие и вполне реальные люди. Вот таким образом слагался для общества одухотворенный прекрасный образ Спасителя. С этого момента появились сочинения с подробным описанием облика Христа, в том числе датируемые временем его жизни. Только не говорите, что я своим рассуждением убеждаю в обратном. Нет, это личное дело каждого. Я только считаю: отношение к реальности как к реальности укрепляет веру, не давая сомнения, а утверждение о реальности того, что вызывает сомнения, – вызывает сомнения и по поводу самого учения. Да, еще хочу сказать о психологическом факторе по отношению к чему-либо: если борец с режимом такой же, как вы, соответственно, вы и себя представляете на его месте, а если он является недосягаемым для вас, то и стремиться не особо хочется, только если замолить грехи. Что мы часто и делаем. В Библии можно найти много противоречий в написанном по смыслу и содержанию. Порой очень трудно найти точные определения и сведения. Я бы даже сказал, что многое там умалчивается, подверглось цензуре… или специально не упоминается, дабы у адептов церкви сложилось именно то мнение, которое нужно. Скажем прямо, хотя это тоже мое личное мнение, но, думаю, вполне правдоподобное, так как к таким приемам прибегают все, кто желает настроить мысли, мнение, представление электората на нужную волну. Желание подчеркнуть божественную сущность Христа оттесняет элементы его человеческого бытия, жизни. Поэтому мы о земной его жизни знаем очень мало. Например, мало кто знает о наличии у него братьев. Причем полностью отсутствует информация о других детях Марии. Все братья, а возможно, были и сестры, якобы являются детьми Иосифа от первого брака. Кстати, мы не знаем о его первой жене вовсе ничего. Между тем у Иисуса было как минимум четыре брата. Это мы можем узнать из описания Марка: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Мк. 6:3) Интересная строка есть у Иоанна, говорящая об отношении к нему со стороны народа: «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33). Из этого и подобного ясно отношение к нему как к обычному человеку. Богом его сделали не иудеи, а римско-греческая пропаганда. Рим и Греция переживали в этот период упадок духовности. Народ по всей империи, вынужденный признавать новых божественных личностей – императоров, разуверился в своих богах, в том числе и римляне, поэтому принять нечто новое было в потребности ментальной. А проповедников было немало, что, в свою очередь, еще больше разобщало. И тут у разношерстной, состоящей из рабов – по большей части из иноверцев и иностранцев – части общества начинается поиск религиозных ориентиров через симпатии к новым божествам. Поэтому правителями империи было принято решение распространить в народе лучше мировоззрение, проповедуемое Христом, христианами, нежели более чужеродную религию. Выбор сделан был такой по следующей причине: в те времена в империи было много разных религиозных государств, которые были не только враждебны Риму, но и могли оказать достаточно сильное сопротивление. Тем более их религиозные учения вовсе не проповедовали кротость, единого Бога и всеобщее человеческое равенство, хоть оно и провозглашалось в христианстве как равенство перед Богом. Римляне и греки просто немного переиначили, отредактировали учение, и оно вполне стало народной верой в справедливость и надежду обрести царствие, хоть и небесное, но все же. Они-то – элита империи, ни о чем таком, в плане равенства всех и царствия, хоть и небесного, не то что не допускали, они и помыслить боялись о реальности предоставления подобного плебеям и рабам. Вообще, обратите внимание, не просто так человеку на ум пришло – «он похож на Бога»… вернее, сложился такой образ мышления, который породил такое верование. Перебрав сотни и тысячи богов, человек не захотел иметь родителя в виде сверхмогучего мифического существа, а захотел такого, как он, похожего – человека, хоть и особенного. Даже если «похожего» не внешне, а умом или духовностью. Практически всегда богов изображаем подобными человеку с дополнительными волшебными качествами или с дополнительными частями тела, дающими больше возможностей. Я это к тому, что именно такое понимание пришло сперва на ум, а уже потом это было записано. Я о свидетельстве Библии… создал по образу и подобию своему. Мы, к сожалению, жестокие коварные убийцы. Вся история человечества – это история убийств. Мы убиваем друг друга больше инстинктивно, чем разумно. Это некая тайна сознания, устраняющего все не такое, как своя идентификация, и объединяющего, в том числе, разное по некоторым критериям. Например, условно, представители одной религии могут воевать между собой, однако при выборе – воевать между собой или вместе против чужой религии – предпочтут объединиться против того, что им неприемлемо. Хочу обратить внимание, к каким совершенно не божественным, а диким поступкам приводит желание сделать друг друга приверженцами своих религиозных взглядов. Хотя по большому счету – это дело принципа, тоже инстинктивное желание сделать оппонента идентичным себе. Это явление человеческой психологии прослеживается даже в представлении того, каким был Иисус. Я имею в виду внешне. Посмотрите на иконы, созданные в разные времена и в разных странах. Ранние византийские иконы изображают его как более восточную личность, в то время как европейские – личность с европейскими чертами лица. Может, вы заподозрите меня в приверженности теориям заговора, только я все же думаю, причинно-следственная связь есть. В первой половине VIII веке зародилось религиозно-политическое движение против культа почитания икон и других изображений Христа и святых, так называемое иконоборчество, результатом которого стало уничтожение тысяч икон. И не только. Уничтожались все носители информации, именно визуальной: мозаики, фрески, статуи святых и росписи с их изображениями в храмах. Причем это было несколькими волнами в истории. То есть подобное повторялось, последователи иконопочитания побеждали, но, как говорится, былого не вернуть. Как с приходом христианства уничтожалась культура, основанная на языческих культах, это, между прочим, не только мифы и легенды, а еще и изображения, так и в процессе развития христианства вся повествовательная история выстраивалась по сценарию, отвечающему требованиям властителей душ человеческих. Поэтому мы имеем теперь тот взгляд на историю, который нам преподносится как истинный и единственно правильный. Даже такой факт, как наличие апокрифических Библий, говорит о том, что есть некая общепринятая концепция, отвечающая требованиям руководителей христианской церкви в целом. Вы же понимаете, подобное утверждение в умах тех или иных идей, формирование нужного мировоззрения присущи не только проповедникам христианства. Это явление можно наблюдать сплошь и рядом на протяжении всей истории человечества. В христианском мире для общей политики вероучения были установлены по договоренности специальные собрания, называемые вселенскими соборами. На одном из них в 787 году был установлен догмат вселенской христианской церкви, в котором провозглашалось иконопочитание. Однако, как я уже упоминал, впоследствии в разных конфессиях периодически «прокатывались волны» иконоборчества.