Вступление

Разминки, игры, кейсы – без них не обходится ни один тренинг. Какие-то игры и разминки я не встречала в литературе или интернете, только подсмотрела у других тренеров. Сейчас, оценив те материалы, которые у меня накопились, поняла, что нужно ими поделиться. Многое из того, что есть в разминках и играх может быть полезно не только бизнес-тренерам, но и вожатым в летних детских лагерях или педагогам для внешкольных мероприятий.

В книге три основных раздела: разминки, игры, кейсы и игры. Ещё есть вспомогательный, который нужен не всем читателям – алгоритм проведения игры.

В первом разделе книги собраны разминка. Когда-то я была начинающим тренером и старалась слепо следовать правилам. Надо после обеда провести разминку-движение, и я выбирала именно такие. Надо утром Ледокол, и значит я выбирала из этой категории. Постепенно я поняла, что порой разминки проходят более чем уныло, вовсе не выполняют своих функций. Происходило это потому, что у меня не лежала к ним душа. Зато разминки, которые мне нравились, проходили отлично. Более того, с неожидаемым энтузиазмом, весельем, поднимали групповую активность, влияли на сплочённость, положительно сказывались на групповой динамике. И я сделала вывод, что не буду я следовать правилам, я буду проводить те разминки, которые мне нравятся, в которых, в первую очередь, я себя «уютно» чувствую.

После того, как я разрешила себе нарушать правила, я стала значительно увереннее себя чувствовать в разминках, стала подбирать симпатичные мне. Постепенно сложился пул любимых разминок. Сначала это были какие-то дежурные разминки, порядка десяти штук. Постепенно захотелось разнообразия и список разминок стал пополнятся.

Кстати, я поняла, что я не очень люблю двигательные разминки, наверно в силу того, что я – интроверт. Поэтому, зная, что нужно по методике тренинга двигательную разминку, я выбирала наиболее «двигательное» из того, что мне нравится. В итоге результат был именно такой, как нужно. Так я на собственном опыте убедилась, что не надо идти против своей натуры.

Каково же было моё удивление, когда я поняла, что оказывается в моём арсенале есть двигательные разминки. Просто начав с малого, постепенно ушло отторжение и стали расширятся рамки.

Какие-то разминки были найдены в книгах, какие-то подсмотрены у других тренеров. Названия не всех разминок я знаю, поэтому придумала сама. Не удивляйтесь, если встретите знакомую вам разминку с неправильным названием. В описании каких-то разминок могут быть неточности, несоответствия. Получилось это потому, что первоисточник прочитала один раз, а потом проводила по памяти, возможно, исказив, внесла своё видение. Или не видела первоисточник, а видела проведение разминки у кого-то из тренеров. Вот как увидела, как запомнила, так и воспроизвела.

Второй раздел посвящён играм. Здесь тоже собраны самые интересные на мой взгляд игры, из тех, что я встречала за свою практику. Что-то из них нашла в литературе или интернете. Как правило, это командные игры, для всей группы, задействованы так или иначе все участники тренинга. Что-то было подсмотрено у других тренеров или игротехников. Не гарантирую точность названия этих игр. Либо я неправильно их запомнила, или никогда не знала название и придумала своё. Некоторые игры придумала сама.

Третий раздел – кейсы и ролевые игры. Это материалы, которые я разрабатывала для тренингов. Большинство игр, собранных в этом разделе, рассчитаны на двоих игроков, а остальные участники группы являются наблюдателями. Подготовьте для наблюдателей бланки, которые они должны заполнить в ходе игры, чтобы они были не просто зрителями, а внимательно следили за процессом и анализировали.

Кейсы придумывала к определённым тренингам. Может быть они вам не пригодятся именно в таком ключе, но послужат почвой для разработки чего-то собственного. Работа с кейсами может быть либо в малых группах, либо индивидуально, а потом в парах, тройках-четвёрках, а в итоге обсуждение в группе, обмен мнениями.


Разминки


Домики

Группа объединятся в тройки. Двое берутся за руки, они – домик. А третий стоит внутри.

Три команды: 1. Жильцы меняют домики. 2. Домики меняют жильцов. 3. Землетрясение.

Домики остаются на месте, жильцы обязательно должны сменить домик. В этот момент, ведущий должен занять свободный домик. Новым ведущим становиться тот, кто остался один.

Жильцы стоят на месте. Играют участники, образующие домик. Они должны отпустить руки и с новой парой создать домик вокруг какого-нибудь жильца. Ведущий может стать одним из пары.

Во время землетрясения все меняются местами. Жильцы должны найти новый домик. Домики должны создать новую пару.

Тренер ведёт игру, говоря команды. Повторять, пока высокая активность.


Зарядка на счёт

Зарядка на счёт до … (на 1 больше, чем участников группы).

Каждый по очереди показывает своё упражнение из комплекса утренней зарядки. Начинает тренер, должен показать что-то очень простое. Упражнения не должны повторятся.

Лучше избегать движений, при которых будет сложно следить за соседом справа, например, наклоны.

Первый раз пробный.

Задача на счёт менять упражнение. На «раз/один» – каждый делает своё упражнение. На «два» надо сменить упражнение – начать выполнять то, что до этого делал сосед слева. Продолжаем смотреть на соседа справа, который уже делает новое упражнение. На счёт «три» снова меняем упражнение на то, что только что делал сосед справа. И так до указанного в начале разминки числа.

На последний счёт должно вернуться придуманное упражнение, то с которого начинали.

После первого раза тренер объявляет: «Потренировались, а теперь делаем серьёзно». Если второй раз не получится, можно ещё раз повторить правила и ещё раз повторить разминку.

Отлично для первой утренней разминки, как зарядка.

Также будет хороша после долгой умственной работы, когда надо подвигаться.


Знакомство

Участники группы объединиться в тройки. Каждый в тройке рассказывает о себе. Задача запомнить рассказы. Затем тройки меняются. Теперь задача каждого в тройке рассказать о себе и о своих коллегах из предыдущей тройки. Тройки ещё раз меняются, теперь надо рассказать о себе и всех, с кем познакомился и о ком услышал.


Зоопарк

Участники встают вкруг.

В зоопарке живут: слон, обезьяна, утка, орел.

Инструкция для участников. Ведущий показывает на кого-то из круга и называет животное. Тот, на кого показали и двое его соседей должны показать животное. Первый, на кого указали показывает главный признак, соседи вспомогательные.

Слон.

Главный признак длинный хобот – вытянутая рука от головы, вторая её поддерживает за локоть, второстепенные признаки – показать уши, для этого руками продемонстрировать фигуру, напоминающую ухо слона по форме. Руки держать на уровне лица главного игрока, того, кто показывает основной признак.

Обезьяна.

Главный признак – показать, как будто ешь банан, второстепенные признаки – одна рука, ту которая дальше от главного игрока, положить на плечо, другой почесать противоположный бок, руки получаются накрест.

Утка.

Главный признак показать, что руками гребёшь, как утка лапками и крутить нижней частью тела, второстепенные признаки – свести кисти рук перед собой так, чтобы большие пальцы касались друг друга, ладони параллельны полу, показать кистями рук волну сначала в одну сторону, потом в другу.

Орёл.

Главный признак показать ладонями клюв на уровне лица, второстепенные признаки – ближнюю к главному игроку руку ему на плечо, а другой рукой махать, изображая взмах крыльев.

Показывать должны все трое. Если кто-то из участников ошибается – он становится ведущим.


Интеллектуальная разминка 1

Сейчас я расскажу вам историю, после которой вы сможете задавать мне вопросы, но только такие, на которые ответ да или нет.

«Высоко в горах на леднике британские учёные нашли два хорошо сохранившихся тела мужчины и женщины. Посмотрели на них и объявили всему миру, что нашли Адама и Еву и привели аргументацию – доказательство. Выслушав их аргументы, весь мир поверил».

Вам надо догадаться, что за аргументы в доказательство своей версии привели учёные.

Ответ – у них не было пупков, так как они не рождались.


Интеллектуальная разминка 2

Группа объединяется в команды по 3-4 человека. Каждая команда должна придумать рассказ из 5 предложений. Все слова в рассказе должны начинаться на одну букв. Каждая команда получает свою букву – одну из: С, П, И, Д, О, Н, К – наиболее «удобные» буквы, на которые с легкостью придумываются слова.

Команды получают время на подготовку 2-3 минуты, затем каждая зачитывает свой рассказ.

Разминка хороша как разогрев перед мозговым штурмом.


Интеллектуальная разминка 3

Группа объединяется в команды по 3-4 человека.

Написать за 3 минуты не менее 10 способов, как можно нетривиальным (необычным способом) использовать следующие предметы: утюг, пылесос, люстру, фен. Каждая команда получает свой предмер.

После выполнения задания, каждая группа зачитывает результат своей работы. Остальные аплодируют.

Напишите за 3 минуты не менее 10 пунктов, что общего между: осенью и балетом, электричкой и солнцем, зеброй и матрасом, морем и деревьями.

После выполнения задания, каждая группа зачитывает результат своей работы. Остальные аплодируют.


Коктейль пожеланий

Инструкция:

Сейчас мы с вами намешаем коктейль. Представьте, что у нас в центре круга стоит огромная чаша. Состоять наш коктейль будет из пожеланий. Начну я. Желаю нам, чтобы сегодняшний день прошёл интересно, быстро и весело. И кладу моё пожелание в нашу чашу.

Сделать вид, что кладёшь желание в чашу.

Теперь каждый участник по очереди скажет, что он желает себе и другим участникам группы на сегодняшний день.

Все коллективно делают вид, что пьют этот коктейль.


Колпак

В основе разминки лежит стишок:

«Колпак ты мой треугольный

Треугольный ты мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак».

Задание первое, хором всей группой повторить стихотворение.

Первое усложнение – вместо слова треугольный показать руками треугольник, сведя вместе большие пальца рук и указательные. Само слово не произносить.

Второе усложнение не произносить слово мой, вместо него показать на себя рукой. Слово треугольник тоже не произносить, а показывать.

Третье усложнение – заменить слово колпак, вместо этого ладонью одной руки коснуться головы. Таким образом, уже три слово меняются на жесты.


Контакт глазами

Участники встают в круг. Задача на счёт до 3-х поменяться местами. На счёт раз поднять глаза. На счёт два найти партнёра. На счёт три поменяться.

Повторить 4-5 раз, пока активность на высоте, разминка вызывает положительные эмоции.


Кошка – собака

Выполняется стоя в кругу. Начинает тренер. В одну сторону от себя даёт маркер, поясняя: передаём маркер соседу со словами: «… (имя), я даю тебе КОШКУ». Человек берётся за маркер и переспрашивает «КОШКУ?», тот кто даёт говори «КОШКУ» и отпускает маркер. Тот, кто получил «КОШКУ» передаёт её дальше, проделывая всё тоже самое: Я даю тебе «КОШКУ». Дождавшись вопроса «КОШКУ?», отвечает на него и отдаёт маркер. После того, как двое-трое повторят. Тренер говорит, похоже все поняли, усложняем и в другую сторону от себя даёт «СОБАКУ» – другого цвета маркер (чтобы не спутать).

Игра заканчивается, когда КОШКА и СОБАКА вернуться к тренеру.


Кто я?

Необходимо карточки с именами популярных людей, героев книг, фильмов, мультфильмов и булавки. На спину каждого участника крепится карточка. Задача каждого, задавая вопросы, угадать «кто он». Нельзя спрашивать напрямую. Нельзя напрямую отвечать. Надо задавать наводящие вопросы, чтобы догадаться.

Участники объединяются в пары и общаются друг с другом, задавая вопросы, например, «Я – женщина или мужчина?», «Я пою?», «Какого цвета у меня волосы?» и тому подобное.


Ладушки

Разминка выполняется в двух кругах: внешний и внутренний. Играть с оппонентом в ладушки на счёт 1-6 (стандартная детская игра). Считает тренер. Поиграть приблизительно 1 минуту, когда участники станут попадать по рукам и не сбиваться со счёта, то есть синхронизируются.

Усложнение первое – тренер начинает считать быстрее.

Усложнение второе – все делают шаг вправо, то есть происходит смена партнёра.

Усложнение третье – счёт становиться ещё быстрее.

Последнее усложнение – внешний круг делает полшага вправо, чтобы оказаться между двух игроков. Дальше игра продолжается так, что каждый играет с двумя сразу.

В конце разминки можно попросить участников поаплодировать себе, справились со сложным заданием.


Лови желание

Встать в шеренгу. Каждый загадывает желание. Первый говорит своё желание тихо соседу справа. После этого бежит в конец шеренги. Тот, кому сказали желание передаёт его своему соседу справа, тот дальше и так дальше до конца, пока желание не вернётся к тому, кто его сказал.

Теперь тот, кто стоит первым говорит своё желание…

Игра повторяется пока каждый участник группы не скажет своё желание.


Липучка

Предлагаю немного подвигаться, размяться. Поиграем в такую игру. Сейчас я хлопну в ладоши, и мы все начнем двигаться произвольно. По команде: «Стоп» вы должны остановиться и объединиться с кем-либо в пару руками, как играем в ладушке – ладошка к ладошке. Ведущий тоже ищет себе пару. Кто останется без пары, тот и будет ведущим дальше. Если количество участников нечётное, то тренер ведёт игру, но не принимает участие. Ведущим становится кто-то из группы.

Другой вариант проведения разминки: каждый раз разное объединение – в тройки, четвёрки и т.п. – зависит от количества участников в группе.


Мячики

Необходимо 4-6 мячиков небольшого размера, типа теннисных. Я использую такого размера мягкие игрушки – есть серия круглых мягких игрушек.

Инструкция участникам.

Встать в круг. Мы будем кидать мячик друг другу. Надо выполнить два условия: мячик должен побывать в руках у каждого один раз и нельзя кидать соседу справа или слева, хотя бы через одного. Вернуться мячик должен ведущему (тренеру).

Первый раз тренируемся.

После того как попробовали, тренер спрашивает: «Запомнили, как перекидывали мячик? Повторить сможете?»

Второй повтор.

Если были сложности – повторить ещё раз.

Если было всё хорошо, тренер говорит: «Повторим».

Бросает мячик / игрушку первому участнику и буквально тут же снова бросает ему, уже вторую игрушку, затем третью. Если в группе 8 человек, что в игре 4 игрушки, если больше, то можно добавлять.

Играть пока активность и веселье не пойдёт на спад.


Найди пару (усложнение разминки «Кто я?»)

Загрузка...