Карьерная карта

Как я уже писал выше, карьерная карта – это ваш путеводитель к самореализации как профессионального карьериста. Прошу не путать карьерную карту с постановкой цели и планом постановки задач, потому что это совсем другой уровень. Я покажу вам, как ее составить и каким образом по ней двигаться, контролируя и регулируя ваш путь к желаемой должности.

Карьерист всегда знает: откуда он начинает свой путь, куда и когда должен прийти, что у него для этого есть, чего не хватает, какие могут быть сложности и как с ними справится.

Все, что вам нужно – это понять принцип работы и следовать рекомендациям. В дальнейшем вы сможете оформить свою карту удобным для вас способом, а пока просто скопируйте систему и подставьте свои значения.

Система, по которой составляется карьерная карта, состоит из 6 пунктов. Я настоятельно рекомендую не просто читать, а сразу работать над каждым из пунктов по отдельности. Работы будет хватать. Хотите результат, тогда читаем и сразу делаем.

1. Обозначьте точку прибытия

Речь пойдет о долгосрочной цели. Точка, к которой вы будете двигаться, должна быть обозначена на вашей карте, и я надеюсь, мы думаем об одном и том же. Вам нужна самая высокая должность, вы должны иметь самый высокий статус в вашей профессии, иначе оставайтесь там, где стоите. Это дело для взрослых дядь и теть. Приготовьтесь, сейчас мы сформируем вашу конечную точку, вашу основную цель.

• Если вы вдруг не знаете, как ставить цели, то самый простой способ – задать себе вопрос: «то, что я сейчас делаю, приближает меня к повышению должности или оклада?» Но это вариант для неопытных. Вы-то уже понюхали канцелярский «порох», так что этим вопросом можете изредка себя перепроверять.

• А сейчас внимание! У карьериста может быть только 4 плоскости долгосрочных целей – рядовой персонал, среднее звено, высшее звено, учредитель. Самое интересное, что эти плоскости прямо пропорционально отображают четыре этапа развития личности. Состояние, выживание, управление и создание – это четыре класса задач, с которыми должен научиться справляться человек. При этом они идут только одна за другой. Невозможно пытаться создавать что-то, не умея справляться со своим внутренним состоянием. Например, невозможно создавать карьеру или бизнес, имея кучу ограничивающих убеждений. Так и с карьерной картой: нельзя перепрыгнуть с первого уровня на четвертый. Уровень подготовки не будет соответствовать должности и ответственности. Это колоссальный риск опозориться и упасть еще ниже.

Я видел, как с помощью длинного языка и родственных связей сотрудник рядового персонала получил должность высшего звена в крупной компании. Не справившись с задачами, он был понижен в должности. Обидевшись и уйдя в другую компанию, этот «недодиректор» был весьма удивлен, обнаружив, что он просто полный ноль в высшем звене, и я слышал, что он работает охранником в небольшом супермаркете для малоимущих.

• На каком бы этапе вы не находились, помните, что есть следующие. Вы должны четко понимать, что хотите получить, закончив каждый из этапов. Возможно, это навыки, знания или опыт. Одним словом, четко опишите, что вы должны иметь в конце каждого этапа, с чем вы приступите к следующему.

• Поставьте конечную цель для каждого этапа. У каждого этапа должен быть логический конец, плавно перетекающий в новое начало. А чтоб вам было легче, дам вам систему для постановки целей. Эта система называется Б.Р.О.С.О.К. Методом научных экспериментов ее разработали спортивные психологи, она стоит на вооружении у крупных компаний, с которыми я имел счастье сотрудничать. Конечно, этим компаниям данная система досталась от меня за кругленькую сумму, но вам я ее просто подарю. Можете найти меня в сети и поблагодарить.

Система Б.Р.О.С.О.К.

Б – безопасность

Цель должна быть безопасной. Достижение любой цели предполагает действия. Каждое действие приводит к изменениям. Изменения коснутся не только вас, а и вашего окружения. Зачастую именно окружение вынуждает вас остановиться, «одуматься» и перестать меняться, потому что им плохо, когда вы не такой, как им хочется или как они привыкли.

Для того чтоб вас не останавливала эта эмоциональная часть, задайте себе два вопроса:

• На кого или на что повлияет путь к достижению вашей цели?

• Как именно он повлияет?

Помните, что на одного человека ваш путь может повлиять негативно, например, вам придется меньше проводить времени с близкими коллегами в баре. А на кого-то наоборот позитивно. Например, те же братья по цеху возьмут с вас пример и тоже начнут развиваться. Ответы на эти вопросы приучат вашу психику к тому, что в любых изменениях есть полезность. Ваше подсознание будет мотивировать вас на дальнейший процесс и начнет притуплять страх перед изменениями. А страх у карьериста отсутствует напрочь.

Р – реалистичность

Превращаясь в цель, любая мечта должна быть реалистична с точки зрения адекватности.

Да, я знаю, что нет ничего невозможного, но будучи администратором рецепции, за месяц стать соучредителем или генеральным директором за полгода – это неадекват. Поэтому реально смотрите на вещи, при этом смело завышайте планку на 30 %. Это как раз то, что вы сможете сделать. Людям свойственно занижать свои возможности как раз на эти 30 %. Карьерист может больше, чем кажется на первый взгляд.

О – осязаемость

Бывало ли так, что вы увидели в меню сочный стейк, заказали его, отрезали кусок, положил в рот и… ничего сверхестественного не ощутили? Ну, мясо как мясо, ничего особенного. Точно так же происходит с мечтами и целями. Завышение будущего эмоционального удовольствия в настоящем может привести к разочарованию. Очень важно в начале пути сделать одну простую вещь:

• Представьте, что вы достигли своей цели. Что вы чувствуете?

• Какие эмоции вас наполняют?

• А теперь задайте себе вопрос: что останется после эйфории?

Вы должны четко понимать, что будет после того, как ваша цель или мечта осуществится. Представив реализацию цели на эмоциональном уровне, вы еще раз поймете, нужна ли вам эта цель, должность, ваше это желание или навязанное стереотипами, стоит ли она ваших усилий, вдохновит ли результат двигаться еще дальше?

С – свобода

Реализация вашей цели должна зависеть только от вас, а не от других людей или обстоятельств. Даже если вам покажется, что результат зависит от чьего-то решения, то и на это можете повлиять только вы. Безусловно, во всем есть доля судьбы, удачи, Бога – всего, во что вы верите. Однако не стоит перекладывать ответственность на вселенную и ждать манны небесной. Вы должны принять тот факт, что реализация вашей мечты и цели – это только ваша ответственность. Так что контролируйте все шаги, влияйте на людей и обстоятельства. Карьерист может всего добиться самостоятельно.

О – однозначность

Как и мечта, цель должна быть четкой и конкретной. Если вы не можете описать желаемого одним предложением, то вы еще не готовы. Стив Джобс сказал своей дочери: «Я положу в твой карман 1000 песен» – так родился mp3-плейер. Братья Райт утверждали, что «человек будет летать», и изобрели первый самолет. В таких фразах нет сомнений. Если вы сформулируете свою цель в одно предложение, то это станет вашим мотивирующим девизом. Таким образом легко проанализировать свои действия: соответствуют они вашему девизу или нет.

К – конкретика

Каждая цель должна быть конкретна во времени, объеме и результате. Этот пункт идет как продолжение «однозначности». Если бы Стив Джобс создал маленький плейер с возможностью загрузить 500 песен – это и так был бы мировой прорыв, но это не было бы достижением цели. Конкретика позволит вам увидеть свои силы, возможности и персональную скорость. Вы поймете, что какие-то цели и задачи вы осилили быстрее, а какие-то, наоборот, оказались завышенными. Так же вы приучите свой мозг помогать вам в создании очередной цели исходя из того, что он уже будет знать вашу скорость и ваши возможности.


Вот теперь у вас есть четкая и жирная цель, мишень, в которую вам нужно еще попасть. Вектор задан, осталось только обозначить границы вашей карьерной карты, чтоб не унесло вас «не туда». Вам нужен компас, который будет указывать путь, несмотря на все переломные моменты в вашем путешествии к вершине карьеры.

2. Создайте карьерный компас

Компас – это набор действий и контрольных точек, которые вам нужно осуществить и пройти в конкретные временные рамки. Его можно воплотить через призму плана на год, в котором вы обозначите краткосрочные цели. Так же компас будет расположен на вашей карьерной карте в виде схемы. Ваша карьера – это пятилетний план, который вы сможете пройти за три года, если будете придерживаться моих рекомендаций. Так что после каждой главы займитесь делом, а не бросайтесь жадно читать всю книгу. Сейчас я объясню вам, как создать компас и переложить его на вашу карьерную карту.

• Вам необходимо описать планы на год таким образом, чтобы в итоге они привели к закрытию года с наивысшим результатом. Для этого вы должны четко знать, какого результата вы хотите добиться за год, чтоб это дало вам силовой вектор идти дальше, с большей скоростью. И так из года в год, до самой главной цели – успешной карьеры, денег, славы и признания.

• Разбейте годовой план на 12 этапов. Каждый этап соответствует конкретному месяцу, в конце которого должен быть конкретный результат. Запишите, как должен закончиться месяц, что должно за это время произойти, чему вы должны будете научиться, от чего отказаться.

• В каждом месяце четко и в мельчайших подробностях опишите ваши действия. Чем больше пунктов, тем вернее будет ваш путь по карте. Вы сможете в реальном времени отслеживать, насколько вы отклоняетесь от курса и как сильно отстаете по времени.

• В конце каждого месяца вы просто обязаны делать анализ результатов и провалов. Однозначно что-то у вас будет получаться хорошо, а что-то вы и вовсе не успеете реализовать. Это нормально на первых трех этапах. Так вы сможете определить вашу скорость, реально оцените свои силы и адекватно настроите компас, проведя дополнительные настройки в виде корректировки плана.

• Если вы все правильно сделаете, то ваш план на 12 месяцев будет похож на схему с инструкциями и действиями, а не на список желаний.

• Перенесите схему на карту, и вы увидите, что вас ждет, а анализ каждого этапа будет дополнять карту новыми данными. Это нужно для вашего мозга и подсознания. Зачем? Объясню чуть позже. Просто запомните фразу: «мозг эгоистичен, а подсознание – это библиотека, которая помогает ему в реализации амбиций».

• Каждый новый месяц с вашими планами, задачами, конкретными сроками и конечными результатами должен быть у вас под рукой. Вы будете смотреть в него каждый день и контролировать, чтобы ваши действия соответствовали достижению конечного результата.

Таким образом, у вас будет полноценный компас, контролирующий корректность вашего продвижения к желаемой должности. Важно, чтобы все 12 этапов были прописаны как набор действий. Иначе это будут просто идеи, которые было бы неплохо реализовать, но вы этого не сделаете, ведь у вас найдется куча причин и обстоятельств. Вы же так и живете, откладыванием на потом, не так ли?

3. Изучите систему повышений

В каждой компании всегда есть возможность повышать оплату или должность конкретному сотруднику, так почему бы именно вам не стать тем самым счастливчиком? Фонд заработной платы, бюджеты финансовой мотивации и развития персонала, аналитика стоимости экспертов на рынке труда и многое другое – все это готово работать на ваше повышение. Однако в этом нужно грамотно разобраться и использовать для вашей цели.

Все крупные компании (а также средний и малый бизнес) чаще всего используют классическую схему повышений. Конечно, возможны небольшие отличия в регламенте, чисто индивидуальные для каждой компании. Одни проходят всю систему за полгода, другие за год, а третьи за полтора. Тем не менее, внутреннее наполнение остается неизменным. Выглядит классическая система так: подбор, адаптация, обучение, поддержка, развитие, продвижение. А теперь разберем по порядку, чтоб вы понимали, в чем важность каждого этапа и когда вам нужно заявить о себе.

Подбор персонала

Самый первый этап, на котором вы уже можете зарабатывать себе баллы и получить заочный билет на повышение зарплаты или должности. Дело в том, что практически каждый, кто приходит на собеседование, думает только об одном: получить желаемую работу. Вы можете вспомнить свой опыт в этом плане. Так ведь было? Но сегодня вы уже не просто обычный наемный сотрудник, теперь вы входите в роль карьериста, а значит должны смотреть глубже.

HR-менеджер (или собственник), который проводит с вами собеседование, рассматривает вас не так, как вы думаете. Сегодня мало кого интересует, какой у вас опыт, диплом или рекомендация. Для компании важно, кто вы, какой у вас потенциал и какими качествами обладаете. Именно для этих целей существуют специфические вопросы и даже загадки, которые вам задают при интервью.

Как вы можете это использовать? После того, как вы пройдете собеседование и вас возьмут на работу, постарайтесь заполнить все пробелы, выявленные на собеседовании. Найдите ответы на все вопросы, на которые не смогли уверенно ответить. Разберите все темы, во время обсуждения которых вы плавали. После этого обязательно найдите способ продемонстрировать свой апгрейд. Вы должны сделать так, чтобы люди, которые вас собеседовали, узнали о том, что вы уже разбираетесь в том, в чем чуть не завалили собеседование.

Это положит начало вашему повышению, потому что все остальные забывают об этом, как только получают работу. Все, но не вы. Так вы покажете своему руководству, что вы особенный и серьезный человек.

Адаптация

Чаще всего этот этап называют «стажировкой». Я лично не использую этот термин потому, что он является синонимом «попробовать», а как говорил мой наставник: «Попробовать можно колбасу на рынке». Чаще всего в этот период все внимание уходит на изучение материалов и принципов работы. Почему-то все считают, что главное – это понять, как делается работа, но это ошибка. Если, конечно, думать, что вы на стажировке, то логично попробовать поработать. Но если вы адаптируетесь, то речь идет о компании и персонале. Там, где вам предстоит работать, уже есть свой микроклимат, правила и устои. Собственнику важно понимать, насколько вы вписываетесь в этот сюжет, насколько компания подходит вам.

Ваша задача – заработать себе еще больше бонусов и подняться в рейтинге списка претендентов на повышение. Ездить на одноколесном велосипеде научить можно и медведя, так что если вы чего-то не умеете, то еще научитесь. Но если вы не можете гармонично вписаться в ценности компании и коллег, если ваши жизненные принципы не совпадают с корпоративными, то бонусов вам не видать, как и повышения. Для собственника важно, чтоб вы были идейным членом команды, остальное компания сама вам предоставит.

Обучение

Пришло время вашего обучения всем процессам вашей должности. Тут все как у всех. Вам дают знания, вы применяете все свои знания на практике. Казалось бы, как тут получать бонусы в карму претендента, когда вы то делаете успехи, то ошибаетесь. Однако для вас это время максимальной подготовки для следующего этапа, для «поддержки». Пока вы обучаетесь, постарайтесь максимально включиться в процесс. Изучайте, пробуйте, задавайте миллион вопросов, предлагайте какие-то свои идеи по оптимизации рабочих процессов.

Собственник всегда отмечает заинтересованность своих сотрудников и желание сделать компанию еще успешнее. Вы – свежий взгляд на старые схемы работы. Не стесняйтесь выдвигать предложения и идеи, даже если по каким-то причинам они не будут приняты. На этом этапе о вас начнут говорить, вас начнут замечать.

Поддержка

А вот и ваш звездный час! Поддержка, пожалуй, самый длительный и самый важный период в жизни карьериста. На этом этапе системы повышений компания начинает замерять ваши результаты и потенциал. Она применяет к вам разные системы KPI, получает обратную связь о ваших человеческих качествах, тестирует системы финансовой мотивации и изучает ваш интерес к карьерному росту. Этот этап и называется поддержкой, потому что компания исследует ваш потенциал, поддерживая определенные условия и ритм.

Помните, я писал, что период обучения должен вас подготовить к периоду поддержки? Теперь понимаете, почему? Для карьериста на этом уровне уже не должно быть ошибок. Более того, вы должны немного выйти за рамки своих инструкций и планов. В каждой команде есть «лучший». Кто-то лучше всех предоставляет сервис, кто-то быстрее всех обрабатывает заказы, кто-то больше всех продает, а кто-то вкуснее всех готовит кофе. Намек понятен?

Развитие

Если вы дошли до этого момента, то я могу вас поздравить: компания одобрила вашу кандидатуру, но вы пока об этом не знаете. Начинается процесс обсуждения, каким образом вас подвести к повышению. Естественно, вы не знаете, что вас сейчас рассматривают под микроскопом. Благодаря тому, что вы правильно прошли все этапы и на каждом из них заработали себе волшебные монеты, этот процесс будет недолгим и почти безболезненным. Когда будут выносить по вам решение, то людям, принимающим решение, будет что о вас вспомнить хорошего. Да, возможно, у вас были и поражения, но все помнят, как вы себя начали проявлять еще с первого собеседования.

Под вас будет разработана модель перехода на новую должность или на более высокий уровень оклада. Вам ее озвучат, обсудят, и наступит подготовка к этапу «продвижение».

Продвижение

На мой взгляд, самый простой этап, и на самом деле вам очень знаком. Дело в том, что на этом этапе вы уже в новой должности или при новой зарплате. Но, по сути, с этого момента все начнется по второму кругу. При вводе в новую должность с вами проведут формальную беседу, как при собеседовании. Затем период адаптации, где вам дадут немного времени прийти в себя и понять, куда вы попали, подходит ли вам эта должность или подходите вы компании в этой должности. Затем обучение всем тонкостям вашей новой работы и поддержка, если вы вдруг захотите пойти еще выше. Кстати, после первого повышения период поддержки может привести уже к трем конечным инцидентам: подтвердить правильность принятого решения вашим руководством, послужить поводом для вашего дальнейшего повышения или для понижения в должности.

Изучите систему продвижения вашей компании. Не пытайтесь идти по карьерной карте на ощупь. Когда вы справитесь с этой задачей, приступайте к созданию вашей персональной схемы продвижения по карте. В этом я тоже вам помогу. Покажу вам систему Армана, с помощью которой вы начнете наполнять свою карьерную карту точками опоры.

Система Армана

Данная система была разработана доктором психологических наук, психологом-архитектором, экспертом в области биопсихологии и когнитивной психотерапии. Он создавал психологические макеты, по которым в компанию внедрялись новые инициативы и кардинальные изменения, дабы это эффективно принялось коллективным разумом и не вызывало отторжения или саботажа у рабочих. Одну из таких схем я вам покажу. Вы сможете внедрить свою интерпретацию повышения, основываясь на классической системе вашей компании, которую я описал выше.

• Возьмите лист бумаги формата А4, положите его горизонтально и проведите линию по горизонтали так, чтобы лист был поделен на две равные части.

• С правого края отметьте самую высокую должность в компании, а слева – самую низкую.

• Теперь зафиксируйте абсолютно все промежуточные должности, которые отделяют высшую от низшей.

• После этого обозначьте на этом графике свое месторасположение.

• Определите этапы, которые вам нужно пройти, чтоб добраться до желаемой должности. Надеюсь, это самая высокая должность, а не очередная чуть выше той, что сейчас.

• После этого, под каждым из этапов запишите, какие вам нужны навыки, знания и результаты, чтоб пройти каждый из них.

Таким образом, ваш мозг увидит тот путь, который ему предстоит пройти, и запустит свой обрабатывающий процесс. К работе вашего мозга и его скрытым талантам, помогающим строить карьеру, мы вернемся чуть позже. А пока сделайте то, что от вас требует один из методов Армана, и в скором времени у вас появятся ответы на самый главный вопрос: «Как это реализовать?».

Кстати, не лишним будет проанализировать историю успеха ваших предшественников. Психологи доказали, что человек любит говорить о себе и о своих достижениях больше, чем слушать кого-либо. Так что если у вас есть возможность, спросите того, кто уже прошел ваш путь, о том, как ему это удалось. Главное, задавайте больше открытых вопросов – и можете запасаться попкорном. Надеюсь, вам не нужно объяснять, что такое открытые вопросы?

На всякий случай напомню. Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Начинаются такие вопросы с «как», «когда», «что», «какой» и т. д. Задача таких вопросов – заставить собеседника рассказывать больше и при этом выглядеть очень заинтересованным в диалоге.

Например: «Как вы пришли к такому мнению?», «А почему именно эта должность?», «Что вам помешало / помогло?»…

Но не: «Вам сложно было добиться такого результата?», «Это было легко?», «Вы разу разобрались, что к чему?»…

Чувствуете разницу?

Настало время перейти к еще одному нюансу, который вам обязательно встретится на пути по карьерной карте.

4. Анализируйте потенциальные угрозы

У вас уже есть в наличии: контрольная точка, план передвижения по карте, персональный карьерный компас, система Б.Р.О.С.О.К. и система Армана. Вы определили опорные пункты и четко понимаете, как пройти весь путь до победного конца. Но любой поход за сокровищем, как и за успехом, невозможен без потерь. Ваша задача – добиться своей цели с наименьшими потерями. Моя же – помочь вам подготовиться к подводным камням и злым шуткам судьбы. А сделаю я это с помощью вашего мозга и подсознания. Вспомните, что я говорил, когда мы создавали карьерный компас. Мозг эгоистичен, а подсознание – это библиотека, которая помогает ему в реализации амбиций.

Как же узнать, какие сложности вас могут ожидать по пути к вашей успешной карьере? Есть несколько способов, и я опишу их, начиная с самого простого.

Очевидные

Речь идет о тех сложностях и проблемах, которые вам известны уже сегодня, на старте. Нехватка опыта или знаний, отсутствие навыков переговоров или доверительных отношений с нужным человеком. Возможно, еще есть какие-то факторы, которые вам могут оказать сопротивление в продвижении к результату. Подумайте хорошенько и обязательно запишите их.

Скрытые

Они начнут проявляться, как правило, когда вы уже будете знать, что делать с очевидными угрозами, и даже начнете с ними эффективно справляться. Вы наладили отношения с нужным человеком, а перед этим приобрели навык эффективной коммуникации, но в самый неподходящий момент этот человек ушел в другую компанию, или вообще его уволили по статье. В таком случае, вам придется ставить скрытую угрозу в статус очевидной и решать ее в реальном времени.

Загрузка...