Сноски

1

Соловьев Вл. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 311.

2

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л.,1972–1990. Т. 30. Кн. 1. С. 10.

3

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 252–253.

4

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 290.

5

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 251.

6

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 28. Кн. 2. С. 251.

7

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 28. Кн. 2. С. 5.

8

Крайности сходятся (фр.)

9

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 632.

10

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 629.

11

Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 188.

12

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 185.

13

Эйдткунен – прусская железнодорожная станция на тогдашней границе Пруссии и России. Фуляр (фр. foulard) – легкая шелковая ткань.

14

Наполеондор – французская золотая монета времен Наполеона I и III, стоимостью в 20 франков; фридрихсдор – золотая прусская, тоже тех лет, стоимостью в пять серебряных талеров; голландский арапник (устар. торговое) – одна из разновидностей русской золотой монеты достоинством в 3 рубля, похожая по виду на старинные голландские дукаты.

15

Франкировка (от итал. francare) – оплата за письмо страхового сбора вперед.

16

Однодворцы – одна из категорий государственных крестьян, владевших мелкими участками и наделенных правом иметь крепостных; в их число поступали и некоторые обедневшие дворянские роды.

17

…потомственного почетного гражданина… – Имеется в виду звание, присваивавшееся купцам и другим лицам недворянского происхождения за какие-либо заслуги и передававшееся по наследству.

18

Четьи-Минеи (помесячные чтения) – сборники древнерусской духовно-учительной литературы, в которых по месяцам и числам расположены жития святых, сведения о праздниках, сказания, легенды, «слова» и поучения.

19

…в Большом али во французском, театре в собственной ложе сидит. – Большой театр (в то время и оперный и драматический) находился на Театральной площади, на месте здания Ленинградской консерватории. Под «французским» подразумевается Михайловский театр (ныне Ленинградский академический Малый театр оперы и балета), где выступала с разнообразнейшим репертуаром французская драматическая труппа; по свидетельству автора «Хроники петербургских театров…» А. Вольфа, театр этот вскоре после его открытия в конце 1833 г. сделался «рандеву большого света» (ч. I, СПб., 1877, с. 37).

20

…А ты ступай за мной, строка… – Строка – то же самое, что приказная строка (устар., пренебрежительное – о чиновнике, писце).

21

…к Вознесенскому проспекту. – На Вознесенском проспекте сам Достоевский жил с весны 1847 по апрель 1849 г. и с февраля по апрель 1867 г. Эти хорошо знакомые писателю места фигурируют и в других его произведениях.

22

Откуп – система взимания налогов, при которой государство продает частному лицу за определенную сумму право сбора налогов или других государственных доходов (например, с винной монополии). Система откупов была чрезвычайно тягостна для народа. Откупщики взимали с населения суммы, значительно превышавшие уплаченные ими государству. Откупа были отменены в России в 1863 году.

23

…человеком «без лести преданным»… – Намек на девиз «Без лести предан» в гербе А.А. Аракчеева, присвоенный ему при Павле I. Ср. эпиграмму А.С. Пушкина «На Аракчеева» («Всей России притеснитель…»), где обыгрывается тот же девиз.

24

Здесь про суды теперь много говорят. – По судебной реформе 1864 года старые сословные суды были заменены судебными учреждениями, общими для всех сословий, на которых дела слушались с участием присяжных заседателей и адвоката, при открытых дверях; отчеты о судебных процессах печатались в газетах. По свидетельству А.Г. Достоевской, «в зиму 1867 года Федор Михайлович чрезвычайно интересовался деятельностью суда присяжных заседателей, незадолго перед тем проведенного в жизнь. Иногда он даже приходил в восторг и умиление от их справедливых и разумных приговоров» (А.Г. Достоевская. Воспоминания. М., 1971. С. 170). Однако выступления ряда современных ему либеральных адвокатов, В.Д. Спасовича, Е.И. Утина и других, обменявших вину преступника целиком зависимостью от обстоятельств и как бы снимавших с него нравственную ответственность, и оправдание порой вследствие такого подхода очевидных злодеяний вызывали у Достоевского протест. Этим вопросам он посвящает специальную главу в «Дневнике писателя» 1873 г. (гл. III, «Среда»). Полемика с теорией фатальной обусловленности преступлений влиянием среды звучит и в «Идиоте».

25

…у нас смертной казни нет. – Смертная казнь в России была отменена указами императрицы Елизаветы Петровны в 1753–1754 гг., но при Екатерине II была вновь введена как высшая кара за государственные, воинские и некоторые другие преступления. В 60-е годы смертная казнь применялась особенно часто. Незадолго до отъезда Достоевского за границу, 3 сентября 1866 г., в Петербурге на Смоленском поле был повешен Каракозов. Таким образом, утверждение, что в России смертной казни «нет»; и ссылка на то, что князь видел ее лишь за границей, введены Достоевским (который сам в 1849 г. был приговорен по делу петрашевцев к расстрелу), очевидно, с целью предохранить от вмешательства цензуры рассуждения его героя о смертной казни.

26

…А там казнят? – Да. Я во Франции видел, в Лионе… во Франции всё головы рубят. – Во Франции уголовных преступников до конца XIX в. казнили публично (казнь за политические преступления была В 1848 г. отменена). Картину публичного гильотинирования описывает в очерке «Казнь Тропмана» (1870) Тургенев, заканчивая его словами: «Я буду доволен… если рассказ мой доставит хотя несколько аргументов защитникам отмены смертной казни или по крайней мере – отмены ее публичности» (И.О. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем. Сочинения. Т. XIV. М.; Л.: Наука, 1967. С. 171).

27

Сказано: «не убий»… – Одна из заповедей Ветхого Завета (Исход, гл. 20, ст. 13), которая многократно приводится и в Новом Завете.

28

Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят?.. Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили? – Ссылаясь на то, что «многие говорили» о нестерпимых муках осужденных на казнь, Достоевский прежде всего имеет в виду повесть В. Гюго «Последний день приговоренного к смерти». Он писал о ней как об одном из самых «реальнейших» и «правдивейших» произведений В. Гюго (см. «Кроткая»).

29

Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают». – Достоевский здесь в первую очередь подразумевает себя и других петрашевцев, выведенных 22 декабря 1849 г. на Семеновский плац в Петербурге, выслушавших смертный приговор и прошедших все приготовления к казни, которая вдруг была приостановлена внезапно раздавшимся «отбоем», после чего был объявлен указ об императорском «помиловании» и ссылке на каторжные работы. Из газет Достоевский, наверное, знал, что подобной варварской пытке подвергались осужденные и в 60-е годы (см., например, «Московские ведомости», 1868, 1 августа, № 166).

30

…с маленькою, наполеоновскою бородкой… – Такую бороду носил Наполеон III (1808–1873), император Франции с 1852 г.

31

Игумен Пафнутий – основатель Верхней пустыни на реке Виге в Чухломском уезде Костромской губернии (XIV в.).

32

погодинского издания… – Мышкин говорит об изданном историком М.П. Погодиным альбоме «Образцы славяно-русского древлеписания» (тетради 1–2, М., 1840–1841), в котором представлены 44 образца рукописных шрифтов (с IX по XVIII в.), литографированные художником К.Я. Тромониным.

33

…«Усердие всё превозмогает». – Эти слова были по приказу Николая I выбиты в 1888 г. на медали в честь графа П.А. Клейнмихеля после перестройки под его руководством Зимнего дворца. Для ряда современников Достоевского – Герцена, Некрасова – имя Клейнмихеля стало нарицательным как синоним честолюбивого высокопоставленного служаки из немцев, пользующегося незаслуженной славой. И Мышкин не случайно предлагает генералу Епанчину как образец написания фразу, увековечившую подобную карьеру.

34

…нет ли и тут змеи под цветами. – Скрытая цитата из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в переводе М.Н. Каткова, опубликованном в 1841 г. в «Пантеоне русского и всех европейских театров» (ч. I, с. 1–64). Ср. слова Юлии в деист. III, явл. VIII: «Змея, змея, сокрытая в цветах!»

35

…иная из нас в осла еще влюбится… – Это еще в мифологии было. – Имеются в виду сюжетные мотивы из романа древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» (II в.).

36

«Восток и Юг давно описан…» – Неточная цитата из стихотворения Лермонтова «Журналист, читатель и писатель».

37

Этот человек, был раз взведен, вместе с другими, на эшафот… – см. прим. к с. 50. А.Г. Достоевская писала по поводу этого отрывка: «Для Федора Михайловича были чрезвычайно тяжелы воспоминания о том, что ему пришлось пережить во время исполнения над ним приговора по делу Петрашевского, и он редко говорил об этом. Тем не менее мне довелось раза три слышать этот рассказ и почти в тех же самых выражениях, к которых он передан в романе “Идиот” (Л.П. Гроссман. Семинарий по Достоевскому. М.; Пг., 1922. С. 58).

38

Квиетизм (фр. quietisme) – пассивно-созерцательное отношение к жизни.

39

…я в Базеле недавно одпу такую картину видел… очень меня поразила. – Мышкин говорит о картине Ганса Фриса (1450–1520) «Усекновение главы Иоанна Крестителя», хранящейся в художественном музее в Базеле, где писатель был в августе 1867 года. Лицо Иоанна изображено в момент, когда над ним занесен меч.

40

«Я вас люблю, Мари!» (фр.)

41

«Здравствуй, наша славная Мари» (фр.).

42

«Мы тебя любим, Мари» (фр.).

43

…а потом даже камнями в меня стали кидать…; с. 109. Яхотел было говорить, но они в меня стали камнями кидать; с. 113. …и началось на меня главное гонение всей деревни… – Рассказу Мышкина о его взаимоотношениях с бедной опозоренной Мари Достоевский придал евангельский колорит, использовав предание о Христе и Марии Магдалине и повторив мотив «гонений» фарисеев на Христа.

44

«Леон уезжает, Леон уезжает навсегда!» (фр.)

45

…как у Гольбейновой Мадонны в Дрездене. – Речь идет о картине великого немецкого живописца Ганса Гольбейна-Младшего (1497–1543) «Мадонна с семьей бюргер-мейстера Якоба Мейера». В Дрезденской галерее Достоевский видел копию этой картины, выполненную нидерландским мастером, которая в ту пору – до 70-х годов XIX в. – считалась оригиналом (последний хранится в Дармштадтском музее).

46

Темно-русая бородка обозначала в нем человека не с служебными занятиями. – Указом Николая I от 2 апреля 1837 г. чиновникам гражданского ведомства было запрещено носить усы и бороду.

47

Предуведомление (фр.).

48

…Новоземлянскоео пехотного полка. – Фантастический характер рассказа генерала подчеркнут тем, что упомянутое им название полка, в котором будто бы он служил, заимствовано у Грибоедова («Горе от ума», д. III, явл. 12).

49

Мой муж ошибается (фр.).

50

Что ошибаются (фр.).

51

…se поп é vero… – Начало крылатого выражения: Se non é vero, e ben trovato (итал.: Если это и не верно, то хорошо придумано).

52

Если это и не верно… (ит.)

53

«Независимость» (фр.).

54

Это что-то новое (фр.).

55

…читаю «Independance». – Имеется в виду газета «Independance Belge» («Бельгийская независимость»), выходившая в Брюсселе с 1830 по 1937 год и широко освещавшая политическую и общественную жизнь Западной Европы. Достоевский читал ее в пору работы над «Идиотом», в 1867–1868 гг.

56

…какой-то огромный, вершков двенадцати господин… – До введения метрической системы (1881) рост обозначался количеством вершков свыше двух аршин. Два аршина – 142,24 см, 12 вершков – 53,4 см.

57

…Какой-нибудь сумасшедший… На этом Лермонтова драма «Маскарад» основана… Но ведь он ее почти в детстве писал. – «Маскарад» был написан в 1835 г., когда М.Ю. Лермонтову был 21 год. Коля Иволгин имеет в виду оскорбление Арбениным князя Звездича (действ. II, сц. 4).

58

…за валета бубнового считать… – Бубновый валет – буквальный перевод французской идиомы «valet de carreau» (мошенник, подлец, ничтожество), сохранившейся во французском языке по настоящее время; выражение бытовало в XIX веке в России.

59

«Вот Иволгин, король иудейский». – Ганя намекает на надпись, сделанную над головою Христа после распятия:

«Сей есть Иисус, царь Иудейский» (Евангелие от Матфея, гл. 2, ст. 2; гл. 27, ст. 11, 29, 37). Называя себя «королем иудейским», Ганя вкладывает в эти слова смысл «король биржи», «Ротшильд».

60

Хорошо смеется тот, кто смеется последним! (фр.)

61

…Пирогов в Париж телеграфировал и осажденный Севастополь на время бросил… – Генерал дает здесь фантастическое истолкование реального события: великий русский хирург Н.И. Пирогов (1810–1881) во время обороны Севастополя руководил организацией помощи раненым; в июне 1855 г., возмущенный действиями высшего командования и в ожидании новых перемен в стране после смерти Николая I, он выехал из Крыма в Петербург; в сентябре он снова вернулся в Севастополь.

62

Нелатон Огюст (1807–1873) – известный французский хирург, член Парижской академии; в России никогда не был.

63

Чтобы провести время (фр.).

64

Вон, в Москве, родитель уговаривал сына ни перед чем не отступать для добывания денег; печатно известно. – Коля ссылается на широко освещаемое в 1866–1868 гг. в газетах судебное дело убийцы – студента Данилова (см. прим. к с. 256).

65

Знаете Крылова басню, ваше превосходительство: «Лев да Осел»?.. – Фердыщенко обращается к басне И.А. Крылова «Лев состаревшийся», неточно ее цитируя.

Загрузка...