«Не поняв смысла событий дня вчерашнего,
невозможно осознать настоящее и оценить свое будущее».
На территории Туркмении сохранилось множество архитектурно-археологических памятников, в руинах которых зримо предстают различные исторические эпохи. Среди них особое место занимают памятники Древнего Мерва, которые входят в список ЮНЕСКО «Всемирное наследие». Это городища и крепости, существовавшие в разное время на обширной территории близ реки Мургаб. Эти поселения, возникшие ещё во втором тысячелетии до н.э. с населением более миллиона человек. На протяжении многих веков область перемещалась вокруг своего исторического ядра, разрастаясь и развиваясь, словно живой организм. И каждая из прошедших эпох оставила в нём свои неповторимые следы.
Археологический Мерв, имеющий ряд городских построек с оставшимися монументальными памятниками, находится в 30-ти километрах от современного Мары на расстоянии 20-ти минут пути и занимает территорию равную 380 га.
Город являлся столицей процветающей области Маргиана и важнейшим узлом на Великом шелковом пути задолго до наступления нашей эры. В течение многих веков город активно торговал с Индией, Китаем и другими странами Востока, в нём бурно развивалась культура, ремёсла и науки. Мерв был центром богослужения зороастрийцев в местности Туглук, который считается древнейшей постройкой Востока и в настоящее время находится в пустыне Каракумы. Что касается названия города, то в священной книге зороастрийцев «Авеста» изначально он назывался Моуру. Впоследствии название неоднократно менялось на Мар-гуш, Маргиана, Маргав, Мару и Мерв. В период средневековья город получил особый эпитет Шахыджан, что буквально переводится как «Душа царей», иными словами – мать всех городов Хорасана, на который опирается мир. Ещё в «Тысяче и одной ночи» он упоминается как культурный и административный центр Арабского халифата. В то время им будто бы правил сказочный хозяин всех сокровищ мира халиф аль-Мамун.
Раннесредневековый Мерв был родиной врача, философа и
путешественника Барзуе, певца и музыканта Барбута, поэтов Энвери и Масуди Мер-вези, историка Самани, астронома Хабаша, философа и поэта Омара Хайяма. На этих землях врачевал сам Авиценна. В ту далёкую пору Маргиана была плодородным оазисом, об изобилии её земель ходили легенды. Древнегреческий историк Страбон писал, что здесь встречались виноградные лозы, ствол которых с трудом могли обхватить двое мужчин, а гроздья достигали длинны в два локтя.
Мерв, один из древнейших культурных и исторических центров регионов Центральной Азии. Он был самым крупным городом Востока, который являлся стратегическим соединением в пустыне, между Сейхуном и плоскогорьем сегодняшнего Хорасана. Он находился на перекрёстке больших торговых и караванных путей, который соединял торговые центры Ирана, Афганистана, Восточной Византии, Индии и Китая. Этот город, находясь на шёлковом пути, идущий в Китай, был центром переселения народов и племён в Центральной Азии.
Область постоянно подвергалась нашествиям и неоднократно была ареной противогосударственной борьбы и волнений. В этом регионе, на протяжении многих веков, многократно менялись эпохи различных правителей. Непримиримости и наступательного характера народа Маргианы было достаточно, чтобы говорили об убийстве Зороастра.
В Бисунутской надписи Царь Дарий говорит: «Область под названием Маргиана восстала против меня. Они выбрали своим предводителем маргианца по имени Фарада. Я немедленно послал туда своего раба и сатрапа Бактрии по имени Дадарши. Я сказал ему, чтобы он всеми силами подавил тех, которые не считают себя моими. Затем Дадарши напал на них со своим войском, воевал с маргианцами. Ахурамазда поддержал меня. При помощи Ахурамазды моё войско побило войско мятежников. В день 23 асйади завязалась битва. После этого страна стала моей. Это и есть то, что я сделал в Бактрии». Тогда Дарий I и не подозревал, что на его смену придёт Великий Александр.
Дарий, когда приблизилось войско Александра Македонского, оставил Акбатану со своими приближёнными и торопился вглубь региона, т.е. туда, где пролегали основные пути, соединяющие Вавилон и Акбатан с другими областями Средней Азии, и оттуда через Рага, через ворота Каспия идущие в Маргиану. Но ему не было суждено избежать смерти от рук завоевателей. Александр после смерти Дария объявил себя наследником ахеменидов и падишахом Азии.
По словам древнеримского энциклопедиста Плиния в области Маргиана Александр основал город Александрию, но он был разрушен варварскими племенами. Позже Антиох, сын Селевка, восстановил на том же месте Сурийану (Сирия). Причиной этого названия является то, что 13 шахов из селевкидской династии правили также и в Сирии. А древнегреческий историк Страбон описывал эти земли времён Антиоха, как самые плодородные. Антиох, поразившись плодородием страны Маргиана, приказал, чтобы обвели её стеной, имеющей окружность 1500 стадий, т.е. около 250 кв. километром. Он заградил город этой стеной от наступающих кочевников Средней Азии.
Александр в своё время основал 12 городов и объединил их общим названием Искандерие. Мерв был одним из этих городов, о котором в «Ахбар ат-тавал» говорится таким образом: «После достижения Амула Хорасана Александр двинулся по пустыне и достиг области, которая большую её часть окружала вода и превратила её в лес и цветник. Он приказал перекрыть воду, и когда высохли те земли, построил он там город, дал жильё группе людей, построил для них деревни, села и крепости, и назвал его Мараханус, что и есть тот же Мерв». Слово «мерв» означает белый кремневый камень. Александр также называл его «Мейланус».
С эпохи великих царей Дария, Александра Македонского и Антиоха вплоть до татаро-монгольского нашествия, на протяжении многих веков, одни правители сменяли других. Все завоеватели Маргианского оазиса старались внести в величие этой области свою лепту, но уничтожение Маргианы началось именно с приходом на эти земли войска Чингизхана.
В 1221 году богатый и цветущий Мерв был стёрт с лица земли Тули-ханом, сыном Чингиза. По приданию тогда погибли более миллиона его жителей. Город возродился лишь, после того, как Шахрух сын Тамерлана был назначен правителем Хорасана. Значительно южнее он закладывает Новый Мерв и через десять лет на этом месте вырастает большой город с дворцами, крепостями и площадями. Однако уже в конце XV века Мервом овладели узбеки, которых в 1510 году сменили персы. В течение примерно трёх веков Мерв находился переменно во власти Персии, Бухары, Хивы и отчасти Афганистана.
В 1790 году Мерв был окончательно разрушен бухарцами. При этом вместе с городом погибла и значительная часть Мервского оазиса вследствие уничтожения Султанбендской плотины на реке Мургаб. От этого удара городу, много раз возрождавшемуся из руин, уже не суждено было оправиться. Рассматривая эти руины и огромные территории, на которых похоронен некогда величайший город, невольно задумываешься о масштабах тайн хранящихся в этих землях.
Сейчас эти руины, а также 10—12 метровый культурный слой – следы пяти разных поселений: самое древнее доисторическое городище, античный Мерв, крепостное поселение арабского периода, самый развитый с крепостью Султан-кала в роли городского центра и поселение тимуридского времени или Новый Мерв. Они объединяются общим названием – Древний Мерв
Наиболее известным сооружением Маргианы, дошедших до наших дней, является мавзолей султана Санджара. В строгой классической архитектуре этот памятник отражает наивысшие достижения сельджукской державы периода её расцвета. Расположенный в самом центре Султан – Кала этот мавзолей уцелел во время разрушения города татаро – монголами. Ныне мавзолей мрачной громадой высится над развалинами древнего города и его одинокий силуэт виден за многие километры. Мавзолей самый настоящий средневековый небоскрёб кубической формы, увенчанный двухъярусным куполом с бирюзовой облицовкой. Под куполом проходят трёхъярусные сквозные галереи в виде чередующихся ажурных арок. В архитектуре мавзолея восхищает удивительная гармония и симметричность пропорций.
Первые подвиги в жизни юного султана начались, когда Беркярук направил своего сводного пятнадцатилетнего брата Санджара против родного дяди Арслана Аргуна, захватившего власть в Хорасане и пытавшегося отделиться от империи. Арслана убил собственный гулям, и войско Санджара без боя заняло Хорасан. Юный Санджар проявил незаурядные способности полководца, и не случайно Беркярук назначил его правителем Хорасана.
Когда Санджар поддержал своего родного брата в борьбе за престол, султан Беркярук возмутился и двинул войска на Хорасан, но потерпел поражение от армии юного султана и бежал в Горган. В конце концов, он был вынужден заключить мир со своими сводными братьями. Согласно условиям мирного договора Санджар и его брат Мухаммед Тапар были объявлены самостоятельными правителями при формальном верховенстве Беркярука. Теперь Санджар стал владеть Хорасаном, Горганом и Мавераннахром, где читалась хутба на его имя во всех мечетях.
Он присоединял к Хорасану все новые области, тем самым расширяя границы империи. Ему подчинялись территории Средней Азии, Афганистана и Ирана. Он впервые в истории Сельджуков сумел подчинить все государства Газневидов. Поэтому не удивительно, что грозный правитель возмутился, когда малолетний Махмуд, сын Мухаммеда Тапара потребовал от него ежегодно выплачивать дань в султанскую казну, которую, кстати, разоряли придворные, руководя действиями малолетнего султана. В результате Махмуд отказался от власти, и Санджар становится верховным султаном.
На золотых динарах Санджар именуется как «Ас-Султан ал-муаззам ад-дуниа ва-д-дин» – великий султан, прославляющий мир и религию. Халиф ил-Мустаршид повелел прочитать хутбу в Багдаде, где Санджар был назван «величайшим султаном», «султаном над султанами».
В его империю вошли Иран, Азербайджан, Табаристан, Ирак, Сеистан, Кирман, Афганистан, Хорезм, Кашгар, Мавераннахр. Ядром государства был Хорасан.
Приходят и тяжелые времена. Во владения сельджуков вторглись кочевники-каракитаи из степей восточного Туркестана. Полководец Елюй Даши, присоединил к своему войску многие тюркские племена, в том числе и 50 тысяч родственных туркменам карлуков. Тогда произошла решающая битва, где Санджар потерпел поражение. Это послужило сигналом для многих князей империи. Они организовали мятежи с целью отделиться, выйти из состава централизованного государства. Восстали и огузы-язычники, племена, проживавшие ранее на Сырдарье и которых султан «приютил» в своём государстве.
Ослабленное войско Санджара дважды терпело поражение от огузских племён, которые недалеко от Мерва захватили в плен и самого султана. Огузы, окружив его почетом, называли «своим государем», но из плена не выпускали. Они разрушили ряд хорасанских городов, и когда султану через три года удалось вырваться из плена, его взору предстала печальная картина. Великого государства больше не существовало.
Весной 1157 года перестало биться сердце султана Санджара – последнего государя Великой Сельджукской империи. Он, безусловно, был великим человеком. В мусульманском мире Санджар и Махмуд Газневи – причислены к лику святых.
Будучи прекрасно образованным человеком, он покровительствовал ученым и содействовал развитию науки. В Мерве сосредоточились знаменитые на весь Восток крупнейшие книгохранилища. При нём в Мерве жил знаменитый историк и географ Са ас-Самани. В султанской обсерватории находился на должности астронома великий поэт Омар Хайям. При дворе султана создавали свои произведения известные поэты и учёные того времени. Султан особо благоволил к Муиззи. Рассказывают, что однажды Санджар обратился к поэтам столицы со словами «Когда я умру, какие элегии вы напишите в мою честь?» Среди многочисленных элегий султану особенно понравилось четверостишье Муиззи:
Я не сказал, что падишах Санджар умер.
Справедливейшие цари мира никогда не умирают:
Он лишь покорил мир земной для того, чтобы,
Уйдя покорить мир иной.
Султан уделял большое внимание созданию высокохудожественных произведений архитектуры. Об одном таком величайшем памятнике средневекового Востока – мавзолее султана Санджара – стоит сказать особо.
Само здание именовалось «Домом загробной жизни». Рашид-ад-дин характеризовал его как «самое большое здание в мире». Строительство мавзолея началось после серии военных неудач в 40-х годах ХII века. В здании сохранялась надпись с именем архитектора Мухаммеда ибн Атсыза из Серахса. И хотя о мастере ничего неизвестно, его творение говорит всё само за себя. Кирпичный купол мавзолея с двойной оболочкой, лишь три столетия спустя, был повторён во Флоренции мастером эпохи Возрождения Филиппо Брунелесски.
О мавзолее ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о любви султана к небесной пери. Она была согласна любить султана, но он не должен был обнимать её, смотреть на её ступни и подглядывать, когда она причёсывается. Но «запретный плод» сладок. Санджар нарушил эти условия. Он увидел, что пери расчесывает свои волосы, сняв голову с плеч. Взглянув на её ступни, он понял, что она не ходит, а летает. Обняв небесную красавицу, он почувствовал, что у неё нет костей. Разгневанная пери улетела на небо в «Башню Ангелов», но оставила султану камень удивительной красоты. Опечаленный Санджар лишь изредка видел прекрасный её лик через просвет купола здания, в котором он завещал его похоронить.
До сих пор к величайшему мавзолею совершают паломничество, читают молитвы, приносят жертвы. Недалеко от мавзолея высятся две пирамиды камней – это каждый, кто посещает мавзолей, кидает камень, своеобразный символ отмщения врагам султана.
В 1928 году была расшифрована надгробная надпись в мавзолее: «Это место облагорожено останками того, кто именуется султаном Санджаром из потомков сельджуков. Был он в своё время справедливым как Александр Великий и был он покровителем учёных, поэтов и был принят в мир Ислама в состоянии процветания и счастья благодаря наукам и искусству».
Именно под этим мавзолеем, спустя много веков, Давуд нашёл тот камень из легенды. Эта находка сотни лет пролежала в Маргианской земле. По легенде султан, умирая, распорядился, чтобы этот камень был закопан под его мавзолеем на глубине 5 метров. Почему не в самом мавзолее рядом с султаном, а на такой глубине и что это за камень, мы узнаем позже. А сейчас вернёмся к тому, с чего начинались все невероятные и фантастические события в жизни Давуда, которому впоследствии придётся отправиться в ту самую «Башню Ангелов» и встретиться с её обитателями.