Андрей Тихомиров Христианство – ветвь зороастризма?

Волхвами, или магами, называли зороастрийскими жрецами, по-персидски мобедами. «Когда Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода, пришли волхвы в Иерусалим с востока», – говорится в Евангелии от Матфея. С востока – из Парфии (Иран), где основной религией в то время был зороастризм. Они выполняли священную миссию, стремясь расширить влияние своей религии среди евреев для борьбы с Римом. Считается, что, предложив новорожденному Иисусу золото, ладан и мирру, волхвы почтили его как царя, первосвященника и жертву. Но одни и те же дары символизируют три господствующие касты зороастрийского общества и три типа варн (на санскрите «варна» – буквы – «качество», «цвет», 4 основных класса. В Древней Индии доминирующее положение в обществе занимали Брахманы, кшатрии и вайшьи, шудры представляли собой касту низших, зависимых людей). Подобным образом в зороастризме выделялись хварна жреца, хварна правителя и хварна воина. Символом царской харизмы является золото, жреческой – ладан, военной – мирра, ведь воины жертвуют собой во имя мира. В это время в Парфии (Иран) были распространены различные дуалистические религиозные учения, которые рассматривали мир как борьбу между добрым началом, возглавляемым богом Ормаздом и его духами, и злым началом, возглавляемым богом Ариманом и его демонами (дэвами). . Эти учения, связанные с именем Заратустры, еще не получили окончательного оформления. Позднее они получили догматическую форму в книгах Авесты, признанных священными и в этой форме стали называться зороастризмом. С Ираном связана и религия митраизм (бог Митра), который в первые века христианства составлял ей серьёзную конкуренцию. Мифы, появление самого Митры, культ митраизма во многом совпадают с мифологией, культом христианства. Достаточно сказать, что рождение бога Митры широко отмечалось в Римской империи 25 декабря. Первоначально Рождество отмечалось 6 января, наряду с Крещением и Богоявлением, только в IV веке, когда христианство стало господствующей религией в Риме оно было перенесено на 25 декабря, чтобы вытеснить культ Митры. Для верхушки парфянского общества был характерен синкретизм, выражавшийся в слиянии местных и эллинских богов. В общем, династия Аршакидов в Парфии (247 г. до н. э. – 224 г. до н. э.). В отличие от более поздней династии Сасанидов, которые были ревностными сторонниками чистого зороастризма. В I веке нашей эры в Парфии была реформирована зороастрийская религия, собраны древние тексты и создано одно из древнейших изданий Авесты. В период своего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило свое существование около 224 года, когда возникло государство Сасанидов.

Правители Парфии во время предполагаемой жизни Иисуса Христа:

* Фраат IV 38-2 до н.э., сын Орода II. Сын Орода II, был назначен преемником после смерти наследного принца Пакора в войне с Римом. Хотя он был назначен наследником престола, он взошел на престол, убив своего отца, короля Орода II, после чего убил всех своих братьев. Вёл войны с Римом. В результате умелых маневров парфянского войска Марк Антоний потерпел поражение, потеряв большую часть своего войска. Он считал, что потерпел поражение в результате предательства армянского царя Артавазда, которого он позже, в 34 г. до н.э. Э., вторгшись в Армению, отстранил от власти и передал армянский престол другому Артавазду – царю Атропатены, в результате чего Армения оказалась под властью Атропатены. Но после гражданской войны между Марком Антонием и Октавианом Августом власть Рима в регионе значительно ослабла, чем и воспользовался Фраат IV: вторгшись в Атропатину, он заставил царя Атропатены отказаться от армянской короны, которую тот передал своему протеже. Арташес, сын армянского царя Артавазда, свергнутого Марком Антонием. Жестокое правление Фраата IV вызвало возмущение как среди парфянских феодалов, так и среди простого населения, которое в 32 г. до н. с помощью саков вернул себе престол в том же году. В то же время Фраат IV заключил мирное соглашение с Римом, по которому были освобождены все римские военнопленные и возвращены римские штандарты, что произвело на Рим невообразимое впечатление. Кроме того, Армения также была признана интересом Рима, став вассальным королевством Рима. Фраат IV отправил пятерых своих сыновей в качестве почетных заложников в Рим, фактически признав себя союзником Рима, тем самым еще больше укрепив мирные соглашения с ним. Этот поступок был совершен им по рекомендации жены Музы, римлянки по происхождению. Наследником он назначил своего сына Фраата, рожденного от брака с Музой. Во 2 году до нашей эры Фраат IV был убит заговорщиками во главе с его женой и сыном Фраатом, будущим царем Фраатом V.

Загрузка...